Мушинский Олег : другие произведения.

Миф: Архив за 2009 год

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Архив записной книжки за 2009 год



Миф: "Архив за 2009 год"



Архив записной книжки:
пока не ведется.
Завершенное:
Краткая эволюция образа эльфа в литературе


08.04.2009. Вводная


Всем доброе время суток!

Решил внедрить у себя СИ-блог по примеру Сергея Панарина. Не как блог, а как место сбора коротких заметок по интересному мне вопросу: мифологии. Обычно такие записи оседают в моем архиве, пока не дорастут до материала для статьи. Дорастают далеко не всегда. Учитывая опыт формирования статьи "Краткая эволюция образа эльфа в литературе", я думаю, что мыслью можно поделиться заранее. Если она не полна - ее можно дополнить, если ошибочна - исправить, если толкова - оформить и донести до читателя.

Если у кого-то возникнет желание высказаться, просьба соблюдать правила поведения на СИ, а также:
- придерживаться поднятой темы
- аргументировать свою точку зрения
- избегать холиваров

Сергею Панарину отдельно спасибо за макет СИ-блога .




 []


07.11.2009. Эльфийская эпопея 07.05.07 - 07.11.09



Прошло ровно два с половиной года с тех пор, как была выложена первая версия статьи "Краткая эволюция образа эльфа в литературе". Тогда это была небольшая заметка на 20К. По сути, обстоятельный комментарий, порожденный форумным спором на предмет однообразности эльфов. С тех пор заметка дополнялась, исправлялась и пять раз основательно переписывалась, в результате чего выросла до полноценной статьи в 160К.
Полагаю, это - последняя версия (хотя так же я полагал и когда выкладывал предыдущую). Скорее всего, изменений больше не будет, но возможны дополнения и стилистические правки.

В последней версии я несколько изменил структуру статьи - вместо отдельных разделов сделал 4 больших главы, каждая из которых посвящена отдельному этапу эльфийской эволюции - и все-таки включил в нее кельтский миф. Долго сомневался в правильности этого шага (причины сомнений - в самой статье), но в итоге принял такое вот решение. Это уже не краткая заметка, в такой статье рамки пошире и, если уж для НЛО я выделил несколько строк, то совсем пропустить кельтское влияние просто неправильно. Тех, кто читал предыдущие версии статьи и кто найдет в себе силы прочесть новую - просьба высказаться по этому вопросу.

Новая версия статьи выложена отдельно, с соответствующей аннотацией. Причин тому две.
Во-первых, как уже отмечено выше, я все еще несколько сомневаюсь в правильности включения некоторых материалов и хотел бы услышать мнение читателей. Когда же сравниваешь два материала, целесообразно иметь их оба перед глазами. Хотя я сильно сомневаюсь, что многим интересно так же глубоко разобраться в поставленном вопросе, как было интересно мне, но, возможно, я не совсем одинок.
Во-вторых, предыдущая (четвертая) версия статьи висела на моей страничке довольно долго. Более того, как я узнал, висела она не только на моей страничке, ибо статья получилась удачной, а контентотыры не дремлют. В принципе, я их понимаю. Сайт только что слеплен и надо по-быстрому набить его контентом, но не самим же писать. В результате статья оказалась растиражирована до того, как была окончательно закончена.

Краткая эволюция образа эльфа в литературе
Эволюция образа эльфа (финальная версия)






Обсудить -->>



04.07.2009. Цветовая дифференциация сторон света



"Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели..."
(к/ф "Кин-Дза-Дза")

В древности существовала интересная традиция обозначать стороны света разными цветами. Она наблюдается у многих народов. Основные: белый, красный, черный (так называемые "базовые цвета"). Прочие цвета добавлялись по вкусу, но, как правило, это синий или зеленый. Были и другие вариации. Особенно этим увлекались на востоке.

В Китае не ограничились традиционными четырьмя сторонами света, но раскрасили и промежуточные направления:
Юг - красный;
Юго-запад - желтый;
Запад - белый (цвета облаков);
Северо-запад - серебряный;
Север - черный (по другим источникам синий, это надо уточнить);
Северо-восток - бежевый;
Восток - зеленый;
Юго-восток - светло-зеленый;
Интересно, что два противоположных направления - северо-запад и юго-восток близки по цвету к своим соседям, тогда как за всеми прочими сторонами света закреплен свой цвет. Должно быть, изначально были "раскрашены" только четыре стороны света, и лишь позднее, с появлением и развитием системы Ба-Гуа, добавились другие четыре цвета.

На территории Индии за сторонами света были закреплены не только цвета. Помимо этого, стороны света обозначались соответствующим металлом и одной из каст индийского общества.
Юг - красный. Металл: медь, каста: кшатрии (воины);
Запад - желтый. Металл: золото, каста: вайшья (торговцы, земледельцы);
Север - черный. Металл: железо, каста: шудры (слуги);
Восток - белый. Металл: серебро, каста: брахманы (жрецы);
Тут стоит отметить, что хотя запад ассоциировался с таким благородным металлом, как золото, он также считался краем духовного мрака. Мрак физический, он же смерть, отождествлялся с севером.

В Японии действовала своя раскраска.
Юг - красный;
Запад - белый;
Север - черный;
Восток - синий или зеленый (иероглифы, обозначающие эти цвета у японцев идентичны);

Не ограничиваясь четырьмя традиционными сторонами света, азиатские товарищи ввели пятую - середину или центр. Ей также присваивался определенный цвет.

На территорию Руси цветовую систему занесли, вероятно, татаро-монгольские завоеватели. По крайней мере, первоначальные упоминания о ней относятся именно к этому историческому периоду. Цветовая дифференциация закрепилась в названиях отдельных русских территорий:
Юг - черный;
Запад - красный;
Север - белый;
Восток - синий;
Красная (или Червонная) Русь располагалась на территории современной Галиции. По сути, юго-западные владения Руси. Любопытно отметить, что слово червонный (красный) близко по звучанию современному слову черный. Тогда как в те времена черный цвет обозначали словом "галъ".
К Белой Руси некоторые авторы относили северо-восточные княжества, но исторически название закрепилось за Полоцкими и Витебскими землями. Существовала и Черная Русь - территория, лежащая в бассейне верхнего Немана, однако ряд источников указывают на иные причины такого названия. Все-таки действительно не самые южные земли. Вот Черное море лежит там, где ему и положено, на юге.
Поскольку центр Руси лежал на ее восточной окраине, то отдельного цветового обозначения для этих территорий не ввели. Позднее, когда владения России расширились до Тихого океана, была идея восстановить старую добрую традицию, и назвать Поморье по соответствующему цвету, но почему-то не Синей, а Голубой Русью. Поморцам идея не понравилась, и название не прижилось. В принципе, поморцев можно понять.
Также было еще два цветных проекта:
Желтая Россия или Желтороссия появилась в проекте в самом начале ХХ-го века, когда российские войска заняли Манчжурию. Тогда всерьез обсуждались планы включения новой территории в состав Российской империи. Для покраски этих земель был выбран желтый цвет, но поражение в русско-японской войне поставило на идее жирный крест. Позднее этот термин лепился то к Туркестану, то к Казахстану, но нигде так и не прижился.
Зеленая Россия, или Зеленороссия - она же Сибирь. Никакой исторической предпосылки для зеленого цвета не было. Чисто искусственное словообразование, изначально мертворожденное.

Цветовая дифференциация сторон света существовала и у индейцев Центральной Америки. Традиционным раскладом считалось:
Юг - желтый;
Запад - черный;
Север - белый;
Восток - красный (восходящее солнце);






Обсудить -->>



27.04.2009. "Аркаим. Стоящий у солнца"


Рецензия на фильм "Аркаим. Стоящий у солнца". Сам фильм был показан по каналу РенТВ 26 апреля в 23:25. Здесь - мое мнение о нем. Кому "многа букафф", скажу сразу - фильм стоит потраченного на просмотр времени. Даже не смотря на то, что из 55 минут экранного времени сам фильм едва ли занимает 30. Остальное, как водится, была реклама, причем душная и агрессивная, давно меня РенТВ так не раздражал. Но, к делу.

Аркаим - это развалины древнего поселения ариев, обнаруженные советскими археологами (под руководством Здановича Г.Б.) летом 1987 года к юго-востоку от Магнитогорска (Челябинская область). Сверху Аркаим выглядит как 2 вписанных одно в другое кольца стен. К стенам примыкали жилища и хозяйственные постройки, а в центре была городская площадь. Аркаим, вне всякого сомнения, был выстроен по заранее составленному плану. Там, где природа "не соответствовала" изначальному замыслу, древние строители не стали отклоняться от задуманного, а попросту вырезали грунт. В результате все стены-кольца имеют один общий центр. Найденные мной в интернете параметры поселения таковы: диаметр внутреннего круга - 85 м, диаметр внешнего - 143-145 м, толщина стен от 3-х до 5 м. В каждой стене имелось 4 входа, ориентированных по сторонам света.
Аркаим не был городом в нашем понимании этого слова. По утверждению авторов фильма, культурный слой там намного более беден, чем он же, но в мелких поселениях неподалеку от Аркаима. Сам Аркаим был, вероятно, культурным, культовым или образовательным центром. В нем же размещались рабочие места бронзовых дел мастеров. Примерно в XX веке до н.э. (4 тыс. лет тому назад) Аркаим был оставлен обитателями и сожжен на прощание. Причины этого шага пока не ясны. Ушли, вероятно, не слишком далеко, так как уже в ХVIII-ХVI вв. до н.э. археологи отмечают наличие на Южном Урале целой "Страны Городов". Наиболее известный из них - город-крепость Синташта, а всего уже насчитывается порядка 17 поселений.

Теперь завершим вводную часть, и перейдем собственно к фильму. Учитывая, что одним из авторов сценария значится Михаил Задорнов, я всерьез опасался повторения его фантазий на тему славянского бога Ра (см. предыдущую заметку), но был приятно удивлен. В фильме три человека, по очереди сменяя друг друга, спокойно рассказывают об Аркаиме. Михаил Задорнов беседует с Сергеем Алексеевым, подавая информацию в виде диалога, а их беседы разбавляются вставками из описаний раскопок либо кусочков монолога третьего участника - Быструшкина К.К., автора книги "Феномен Аркаима. Космологическая архитектура и историческая геодезия". Со смелыми теориями в фильме небогато, что лично я считаю его крупным плюсом. Лучше подать побольше материала, а смелые теории зритель сам сделает.
Единственное, за что хочется пнуть авторов фильма, за пассаж: "Аркаим был построен на 70 лет раньше, чем египетские пирамиды". Вы с точностью до хотя бы десятка лет знаете, когда был построен Аркаим? Если да, то о каких пирамидах идет речь? Группа т.н. Великих пирамид неподалеку от Каира? Но все они строились в разное время, да и вовсе не единственные это пирамиды. Вообще же активное строительство пирамид лежит в диапазоне 2800-1700гг. до н.э. Период более тысячелетия! И от какой даты в нем отложить 70 лет?
Древнейшей из пирамид считается пирамида Джосера. Ее построил великий зодчий, мудрец Имхотеп (вообще человек невероятно одаренный, но речь не о нем). Считается, что изначально он проектировал обычную гробницу: мастабу, но полет гения не мог ограничиться банальной прямоугольной могилой, и на свет появилась первая ступенчатая пирамида. Джосер, основатель III династии, правил в период 2780-2760гг. до н.э. (даты указаны согласно БСЭ, в Вики почему-то указаны более поздние даты 2635-2611гг. до н.э., но дата создания его пирамиды около 2750 г. до н.э., то есть за 85 лет до того, как он взошел на трон - вот что значит заблаговременно подготовиться!). Собственно, появление пирамиды разные источники относят к периоду с 2780 по 2750 гг. до н.э. Даже если предположить, что все по-своему правы: в 2780 был утвержден проект, а к 2750 все работы были полностью завершены, то получается, что Аркаим был построен около 2820 г. до н.э. Это же потрясающее открытие, но почему-то о нем скромно умалчивается в других источниках?
Наверное, потому, что она основана исключительно на расчетах Быструшкина. Согласно его данным, отличающимся от БСЭ, комплекс Джосера был построен в 2670 г. до н.э. Используя метод прецессионного календаря в космологической архитектуре, Быструшкин подтверждает свои данные и вычисляет время создания Аркаима - 2800 г. до н.э. что на 100 лет "древнее самого Древнего царства Египта". То, что Древнее царство - это лишь название, и до него было еще два века Раннего царства, скромно умалчивается, чтобы подчеркнуть величие Аркаима. Интересно, неужели Аркаим нуждается в таком дешевом жонглировании цифрами?
Но этот вопрос к авторам фильма останется без ответа. Хотя, конечно, жаль. На мой взгляд, главной проблемой древней славянской истории являются вовсе не происки Запада, а вот это вечное стремление доказать, что именно "Россия - родина слонов ". А потом с экрана льется детский лепет, что, мол, нынешние доказательства нельзя предоставить полемизирующему собеседнику. Ладно, не будем о грустном, будем об интересном.

Что меня заинтересовало из представленного материала?

У обитателей Аркаима не найдено следов письменности. Вероятно, это была устная культура. Почему-то тут же заявлено, что для западных ученых наличие устной культуры указывает на отсутствие цивилизации. То есть, не было письменности - не было и всего остального. Ну, для западного обывателя может быть и так, а вот ученых я бы проверил. Дело в том, что кельтская культура также являлась устной, а ведь она самая что ни на есть западная. В плане же бронзового литья, керамики - как указывают авторы фильма - культура Аркаима близка к Микенской. Как здесь снова не вспомнить покровителя культуры Аполлона, пришедшего в Грецию из малой Азии и постоянно поддерживающего тесную культурную связь со своими почитателями в Гиперборее.

Второй интересный момент касается пожара. Как отмечают авторы фильма, арии в тех краях практиковали интересный ход. Раз в некоторое количество времени - прозвучала цифра в 70 лет - жители поселения все вместе собирались, сжигали поселение и уходили на новое место. Потом, спалив то, возвращались обратно и восстанавливали сгоревшее заново. Причем восстанавливали в том же виде. Даже если по трудозатратам, к примеру, проще было вырыть новый колодец чем вычистить старый, все равно чистили старый. Причины такой интересной традиции археологам не ясны. Я, не будучи связан, в отличие от авторов фильма, решением не выдвигать смелых гипотез, позволю выдвинуть сразу две:
Культовое событие. Город и все, что оставалось, приносилось в жертву богам. Подобные обряды, хотя и с меньшим размахом, практиковались у славянских племен, когда, для демонстрации мужественности/верности богам жертвовали самое ценное, что у человека было.
Энергетическое очищение. Человек человеку, как говорили мудрые латиняне, волк. Не думаю, что древние арии в этом аспекте сильно выбивались из общего ряда. Тесное соседство невозможно без того, чтобы не задеть соседа локтем, а негативная энергетика в космос не уходит. Она оседает вниз, к земле и остается надолго. Разумеется, от перебранки двух соседок мир не перевернется, но попробуйте на ночь остаться у церкви, куда народ весь день ведрами свои грехи носит. В общем, негатив надо было убрать, но технологии бронзового века передачу негативной энергии на расстояние не освоили (мы, к сожалению, тоже, но речь не о нас). Соответственно, в поселении постепенно накапливался запас негатива. Не большой, конечно, но, судя по ориентации на космос, древние арии могли быть более чувствительны к нему. И решали эту проблему таким своеобразным методом. Сожжение поселения исключало вероятность, что кто-то вернется на старое место. Срок, превышающий или сопоставимый с жизнью целого поколения, позволял быть уверенным, что негативная энергия к моменту возвращения рассеется, а в составе возвращающихся не будет тех, кто помнил прошлое сожжение и мог бы своими воспоминаниями притянуть прошлое обратно. Но, в свете этой теории, что же послужило причиной поджога и полного оставления Аркаима, не являвшегося жилым городом?

Самое же интересное в фильме - это теория о технологическом значении Аркаима. Используя свои знания в мистических науках и особую конструкцию Аркаима, древние арии могли накапливать в нем время как ресурс. И потом, соответственно, его использовать в своих целях. Такого я даже в фантастических романах не встречал. И сразу позавидовал древним ариям белой завистью. Столько всего надо успеть, вот бы мне из этого банка месяц-другой зачерпнуть и в майские праздники их влить. Я бы роман дописал.
Но какова идея! Время как некая субстанция накапливается в центре города-крепости. Интересно, как и по каким критериям оно потом отпускалось потребителям.
Кстати, о крепости. Аркаим был городом-крепостью, с двумя стенами и рвами. Тем не менее, как было озвучено в фильме, для армии того периода вся эта фортификация была бы филькиной грамотой. Неглубокие рвы, незаполненные водой, невысокие стены. Такую крепость можно было взять без осадных машин, героическим наскоком. Вот только следов штурма не было. Авторы фильма объясняют это тем, что нападать на Аркаим никто в принципе не собирался. Стены могли служить архитектурным решением, придающим форму поселению. А могли и служить обеспечению безопасности банка времени, чтобы кто попало не лазал куда не положено.

Подбивая итоги, скажу, что фильм интересный. Как отмечено выше, не со всем я согласен, но это отдельные спорные моменты. В конце концов, ни одно исследование не обходилось без ошибок, просчетов и белых пятен. Не это главное. Главное - фильм пробуждает интерес к нашей истории. Не самостийную гордость, а именно интерес, поиск, который однажды выведет человека к знаниям.


Для тех, кто хочет посмотреть фильм, ссылка на рутубе:
"Аркаим. Стоящий у солнца"

Сайт Аркаима - точнее, музея-заповедника - здесь::
"Аркаим. Сайт"



 []


Обсудить -->>



08.04.2009. В поисках славянского бога Ра


Уже не в первый раз, при поиске материала по славянской мифологии, мне попадается упоминание славянского бога солнца Ра. Когда об этом со сцены говорил Михаил Задорнов, я думал - он прикалывается. Но часть отечественных юмористов, похоже, восприняли его шутки всерьез. Мне стало интересно, и я решил покопаться в этом вопросе. Результат этих "раскопок" перед вами.
Постановка вопроса: согласно современному мифу Ра - это древнее славянское имя бога солнца. Основанием для этого утверждения является ссылка на позднюю египетскую мифологию с претензией на первоисточник. Чем подкреплены эти претензии? Ссылкой на Атлантиду, жители которой, спасшись от катастрофы, стали двумя разными народами: египтянами и славянами. Любопытно...
Помимо атлантов, весомым аргументом оказывается созвучие имени древнего бога Ра и слога "ра" в современном русском языке. Например: радуга - дуга солнца; пора - по солнцу и т.д. Интересно, как будет расшифрована Мара? Мама солнца? Кстати, имя Мара присутствует не только в славянской, но и в западноевропейской, и даже в буддийской мифологии. И везде оно воплощает зло.
Михаил Задорнов еще привнес английский глагол go, который по-русски должен звучать "га". Согласно новой концепции "галка" - птица, сидящая у дороги (старославянское слово галъ "черный" не вписывается в концепцию, а поэтому, должно быть, отменяется как никогда не существовавшее); гагара - птица, летящая к солнцу и т.д. Я с огромным уважением отношусь к Задорнову, но, сдается мне, его путь к солнцу лежал через слово "брага".

Для начала поближе познакомимся с египетским божеством. Ра (копт. Rh) - в египетской мифологии бог солнца. Центром и, вероятно, местом зарождения культа Ра был город Иуну. Греки, соотнося египетского Ра со своим солнечным богом Гелиосом, называли город Гелиополь - "город Гелиоса", т.е. "город солнца". Но то греки. У самих египтян отношения с солнцем были более сложные.
Начнем с того, что Ра был не единственным египетским богом солнца и даже не первым из них. Если быть точным, изначально Ра был божеством только дневного светила. Утреннее солнце олицетворяло божество по имени Хепри, вечернее - Атум. Хепри - один из древнейших богов, наделенный некоторыми функциями демиурга. Атум - сам демиург, возглавлявший гелиопольскую эннеаду (девятку высших божеств). Только в XXVI-XXV вв. до н.э., когда началось возвышение V династии, Ра, что называется, пошел в гору. Вначале он потеснил Атума, но, вероятно, жрецы последнего сумели удержать свои позиции и Ра стал отождествляться с Атумом как единый бог Ра-Атум. Хепри, как божество, изначально подчиненное Атуму, также влился в это солнечное триединство.
В другом египетском городе Фивы набирал силы еще один бог солнца - Амон. Он тоже прошел непростой путь, отождествляясь то с богом войны, то с богом плодородия. В период XVI-XIV вв. до н.э., когда к власти пришла Фиванская династия, Амон стал всеегипетским богом солнца. Его культ даже приобрел государственный характер. Тем не менее, древний и прочно устоявшийся культ бога Ра выдержал испытание и два божества слились в экстазе. В смысле, в новом едином божестве Амон-Ра.
Определенный порядок в этом солнечном пантеоне попытался навести фараон Аменхотеп IV, правивший в XIVв. до н.э.. Он выбрал своим небесным покровителем бога Атона, являвшегося олицетворением солнечного диска, сменил свое имя на Эхнатон ("угодный Атону") и запретил поклонение всем другим богам. Привыкшие к многообразию, египтяне послушно терпели, пока Эхнатон не умер, после чего радостно отправили его реформу на свалку истории. Самого Эхнатона прокляли, как врага народа ("врага из Амарны"), а созданный им город-храм Ахетатон перепрофилировали в каменоломню. Да, то ли действительно есть некие общие корни, то ли человечество за три с лишним тысячелетия ничуть не изменилось.
Таким образом, видно, что воплощением солнца Ра стал уже на египетской земле, и его верные жрецы проделали для этого немалую работу.

Теперь перейдем к славянскому Ра и попробуем найти его корни. Наиболее часто упоминается тот факт, что река Волга изначально называлась Ра, что созвучно с именем египетского бога. Это наименование (Ra) впервые упоминается в трудах греческого философа Клавдия Птолемея, жившего во II веке нашей эры в египетском городе Александрия. Живущие поближе мордовские племена именовали реку Rav (Raw) или Ravo. В "книге Велеса" (перевод Н. Слатин) Волга неоднократно именуется как Ра река, но не идет речи о божестве по имени Ра. Многие известные ученые - например, Макс Фасмер - проводят прямую параллель с авестийской Ranha. Итак, пока что только река, о которой узнал Птолемей. Но здесь следует сделать экскурс в мифологию.
Как писал Якоб Гримм: "миф - есть общее достояние всех народов". Разделение на греческую, египетскую и иную мифологию носит условный характер, призванный облегчить процесс изучения. Сами же мифы легко переходят к соседним культурам, встраиваясь в новую мифологию и отправляясь дальше. Свободу распространения мифа ограничило только активное распространение монотеизма, да и то лишь на высшем (божественном) уровне. К примеру, догреческий малоазийский по происхождению бог Аполлон каждые 19 лет отправлялся на север, к гипербореям, чтобы посетить особо любимый им народ. Гипербореи, разумеется, не оставались в долгу, и присылали почитаемому божеству богатые дары. Вначале с доставкой на место, но после какого-то инцидента в пути - только до своих границ, откуда соседние народы уже передавали эти дары по цепочке. Если учесть, что Аполлон был покровителем культуры, предводителем муз, а именно так, от народа к народу, распространялись сказки, то становиться ясно, о каких дарах идет речь. Итак, культурные ценности активно кочевали туда и обратно, обеспечивая взаимосвязь народов и мифов.
Здесь, кстати, уместно вспомнить южнославянского Рарога. Рарог - огненный дух, в более далеком прошлом - божество огня в домашнем очаге. Приручив огонь, человек со временем утратил к нему изрядную долю почтения, и божество стало рядовым огненным духом. Тот факт, что оно вообще не смешалось с другими духами, указывает на древность Рарога. Представал этот дух в виде огненного сокола. Египетский Ра также имел голову сокола. Несомненно, здесь есть связь, но она вовсе не означает, что египетский Ра являлся идеологическим потомком Рарога. Могло быть и наоборот, но, скорее всего, оба божества развивались в одном культурном слое и активно делились друг с другом культурными достижениями.
Еще один общий момент: в европейской мифологии было массовое обожествление природных объектов. Особенно это относилось к рекам. Нимфы и божества реки покровительствовали любому более-менее значимому водному потоку. Славяне в этом плане не оставались в стороне. Согласно еще средневековым записям, они уже в древности приносили жертвы "упырям и берегиням", т.е. ушедшим в мир иной покойникам и речным божествам. Очевидно, что такая большая река, как Волга, также имело покровительствующее божество. В силу традиции имя этого божества зачастую совпадало с именем реки - т.е. Ра.
Получается, славянский Ра - это водное божество, покровительствующее реке Ра и по этой причине почитаемое проживавшими на ее берегах людьми. Между прочим, для торговца и землепашца - божество ничуть не менее значимое, чем солнце. Правда, современному человеку, выросшему на позднем солярном мифе, водное божество не кажется суперзвездой. Вот и пришлось потрясти египтян.

Что любопытно. Слово "радуга" нынешние искатели великой истины представляют как "дуга ра", т.е. "дуга солнца", но ведь для радуги нужно не только солнце, но и вода. В славянских диалектах сохранилось слово равдуга. Калима (J. Kalima) прямо указывает на связь с древним наименованием Волги - Raw. Макс Фасмер ставит это утверждение под сомнение, но честно признает, что ему этимология слова "равдуга" не ясна.

Вопрос без ответа: почему бы нынешним искателям корней не сконцентрироваться на таких интересных совпадениях, вместо проведения сомнительных параллелей современной редакции русского языка с коптским мифом? Ведь далеко не вчера сказано: совпадение - это хорошо замаскированная закономерность.







Обсудить -->>




 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"