Мушинский Олег : другие произведения.

Архив записной книжки за 2010

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Архив записной книжки за 2010 год



Архив 2010



Архив записной книжки:
2009г.
Эльфийская эпопея 07.05.07 - 07.11.09; Цветовая дифференциация сторон света
Рецензия на фильм "Аркаим. Стоящий у солнца"; В поисках славянского бога Ра
Завершенное:
Краткая эволюция образа эльфа в литературе


08.04.2009. Вводная


Всем доброе время суток!

Решил внедрить у себя СИ-блог по примеру Сергея Панарина. Не как блог, а как место сбора коротких заметок.

Если у кого-то возникнет желание высказаться, просьба соблюдать правила поведения на СИ, а также:
- придерживаться поднятой темы
- аргументировать свою точку зрения
- избегать холиваров

Сергею Панарину отдельно спасибо за макет СИ-блога .







07.11.2010. Синоним со скидкой



Странствуя по просторам Интернета, натолкнулся на забавное объявление. Продается Кольцо Всевластия. Оказывается, оно не расплавилось. Сделанное из вольфрама, кольцо огнестойкое и даже пламя Ородруина конкретно обломалось.
Продается - ладно. Чего только не продается в Интернете. Но оно продается со скидкой. 30% - это вам не хухры-мухры. Как бы реклама: купи Кольцо Всевластия прямо сейчас и почувствуй себя Сауроном со скидкой. Или Фродо, но тому кольцо вообще бесплатно отвалилось - не наш случай. Или Горлумом.
Вот, кстати, с Горлумом - самое интересное. Горлум называл кольцо "моя прелесть". Это когда по полной стоимости. А как будет "прелесть" с 30-процентной скидкой? Какой синоним наиболее уместен для данного случая? Одним словом. Моя "прелесть с 30% скидкой" = моя "что".

Ах да, бесплатная реклама людям, загрузившим мой мозг интересным вопросом:
мечта Саурона









Обсудить -->>



28.04.2010. Сам себе Предсказамус



Исторические параллели - настоящий кладезь для любителей не только истории, но и фантастики. Особенно для тех, кто моделирует в своих произведениях события не столь отдаленного будущего. Всем ведь интересно заглянуть за горизонт. Предугадать же грядущее хотя бы в общих чертах - вообще высший пилотаж. А ведь это вовсе не метафизика. История, как говорят, любит повторяться. Поэтому необходимо и достаточно найти в прошлом нечто, максимально близкое по внутренней сути, посмотреть, чего там было, и можно начинать творить, надеясь прослыть Предсказамусом.

Такие параллели для нашей современности я вижу в Испании XVI-XVII веков.

Итак, жила-была Империя. Жила не слишком безмятежно. Внешний враг шебуршился у самых границ, внутренний плел интриги прямо на дому. Тем не менее, Империя росла, крепла и даже процветала, назло всем недругам без различия их ареала обитания. А потом вдруг взяла и рухнула. Рассыпалась, как карточный домик, а вроде и ветра не было.

Империя возникла не в единый миг и не на пустом месте. На ее будущей территории жили какие-то народы, занимались своими народными промыслами и в массе своей даже не подозревали, что день грядущий им заготовил. Опять же, внешним врагом обзавелись без учета будущей политической ситуации. Хотя, по большому счету, наличие внешнего врага - это для молодой Империи не только зло, но и благо. Благо в том смысле, что никто так не объединяет людей, как общий враг.
Любопытно, что этот враг был когда-то таким же жителем той же самой территории. Язык у него был другой, культура - тоже, но родился он на этой же земле и считал ее своей, пока суровая реальность не указала ему его истинное место. Так:
В 1492 году со взятием Гранады эта иллюзия стала прахом для населявших тогдашнюю Испанию арабов. В 1920 году с падением Крыма российские - хотя и перешедшие на французский язык - дворяне окончательно стали чужими на родной земле.

Это с чего началось у обеих Империй. Дальше только про Испанию. Чем больше ее история будет похожа на историю российскую, тем предсказамистее будет предсказание.

Покончив с врагом на своей территории, Испания начала развиваться. Соседи приняли этот факт и страна ненадолго осталась без врагов, что, конечно, не порядок. Нужно еще что-то, что будет людей сплачивать незадорого. На роль этого полезного "чего-то" как нельзя лучше подходила идеология. Внутренние враги, соответственно, это те, кто государственную идеологию не принимает, не разделяет или просто не понимает, или - homo hominus lupus est - тот, кого под флагом борьбы за идеологию можно малость пограбить.
Команда была дана и репрессивная система святейшей инквизиции повела непримиримую борьбу с врагами. К сожалению, главная проблема в таких системах: это то, что в кратчайшие сроки ее состав заполняется теми людьми, которых ради блага государства следовало бы репрессировать в первую очередь. Поэтому вреда от этой пользы тоже хватало.
Тем не менее, Испания продолжала расцветать. Присоединялись новые колонии, совершались выдающиеся открытия, делались полезные изобретения, развивалась культура. Внутренние враги сидели тише воды, ниже травы. Внешние начинали дрожать, едва несокрушимая на поле боя испанская армия приходила в движение, ибо испанская ярость - страшная штука. Но вслед за рассветом уже шел закат.

"Так что, как ни печально, горькой правдой звучали слова венецианца Контарини, написавшего в свое время: Наилучший способ воевать с испанцами - не препятствовать тому, чтобы собственное скверное правление изнурило и истребило их (А. Перес-Реверте "Капитан Алатристе")

Те, которые враги, умели слушать великих итальянцев. Что выдающегося дипломата и кардинала Гаспаро Кантарини, что талантливого и честного политика Николо Макиавелли. Они слушали и ждали своего часа. Для Испании он пришел в 1648 году, после поражения при Рокруа, и растянулся на десять долгих лет, завершившись окончательным разгромом в битве при Дюнкерке.
Дальше Империя не жила, а выживала. В этом ей помогали "закрома Родины", куда в более удачные времена чего только не заложили. Осталось только выстроить канал доставки оного. У испанцев такой канал назывался Казначейской флотилией, доставлявшей богатства через океан из Нового света.
Понятное дело, к этому каналу поспешили присосаться как бывшие колонии, не пожелавшие настолько полно отделиться от бывшей метрополии, так и просто пираты, грабящие безо всяких юридических тонкостей. Да и своих "любителей" у канала становилось все больше. А Испания тем временем хирела на глазах. Зачем развивать производство, что-то делать, где-то модернизироваться, если есть канал, из которого можно просто зачерпнуть? На первый взгляд, совершенно незачем. А кто по каким-то причинам к каналу не припал, так он сам виноват. Или не сам, а коварные чиновники. Монарх был достойным правителем, а вот с его окружением народу не повезло. Вот как описывает ситуацию А.Перес-Реверте:
"его благодушный нрав никогда не возбуждал к себе ненависти подданных, которые до конца дней любили короля, возлагая всю вину за свои злосчастья на неудачно выбранных фаворитов, министров и советников, на чересчур обширные пространства страны, притягивающие чересчур много врагов, или на собственное скотское состояние и испорченные нравы"

Кстати, насчет нравов и соседи намекали:
"Послушать их историков, так мы, испанцы, воюем и порабощаем людей, движимые фанатизмом, жадностью и высокомерием, а все прочие нации грабят и гробят ближнего, продают его с потрохами или выпускают ему кишки исключительно ради торжества свободы, справедливости и прогресса" (А Перес-Реверте "Золото короля")
Короче не страна, а какая-то Империя Зла. Правильно с ними боролись и Генри Морган, и Френсис Дрейк и другие бесстрашные авантюристы, деяниями которых до сих пор рукоплещет весь цивилизованный мир. Между делом, насчет бесстрашия и, разумеется, изобретательности, проявленной вышеупомянутым Морганом при штурме одного из фортов Панамы:
"Морган приказал своим разбойникам собрать живой щит из монахов, монахинь и местных знатных дам и включить в него самого градоначальника. Испанские защитники, разумеется, отказывались стрелять по своим, и буканьерам удалось подойти к самым стенам, потеряв только одного человека". (Э.Констам "Пираты")
Кого-то этот проказник мне напоминает.

Ну да я отвлекся. В общем, если бы не плохие фавориты и испорченные нравы, жить в Испании того времени было можно. Как долго? Это уже зависело от канала. У испанцев он случайно захирел, а потом взял и совершенно непатриотично иссяк. Получилось, если говорить прямо, очень хреново.
Можно было бы, конечно, по старинке грабануть соседей и поправить дела, но армия, увы, тоже как-то незаметно иссякла. Проблема в том, что в испанской армии того периода - в отличие, к примеру, от сержантской схемы современной американской армии - костяком были ветераны. Что до отношения к ним со стороны власти, опять же процитирую А.Перес-Реверте:
"его величество любит, чтобы за него отдавали жизнь, но если жив останешься - на прожитье подкинет сущие гроши. Так что солдаты, отломавшие десятки кампаний, искалеченные в боях, вынуждены были побираться по городам и весям нашей скаредной отчизны, где блага неизменно достаются одним и тем же - и вовсе не тем, кто не щадя ни крови своей, ни жизни, отстаивает истинную веру купно с достоинством и достоянием своего государя, а потом с быстротой необыкновенной оказывается благополучнейшим образом позабыт, как в землю зарыт"

В общем, армию как-то тоже позабыли. До нее ли было на берегах золотого канала? И все бы опять ничего, но тут с севера пришел славный такой белый пушной зверек. Он не подкрался незаметно, нет! Он пришел со всем шумом и блеском, который только могла позволить себе Война за Испанское наследство.


Но то Испания, а теперь будет само предсказание. Поскольку, по правилам, оно должно быть красивым и непонятным, то вот здесь ролик, посвященный опять же средневековой Испании:

Испания, финал


Чтобы постичь глубинный смысл предсказамуса, надо заменить испанские названия на российские, не исказив внутренней сути и логики повествования. Чем больше замен получится, тем быстрее к нам приедут туристы.
Удачного мистицизма!







Обсудить -->>



17.02.2010. О мертвых или хорошо, или ничего



Данная заметка не более чем развернутый комментарий, призванный осветить историю фразы, вынесенной в заголовок. Последнее время - особенно со смертью Гайдара - она всплывала достаточно регулярно, но, без знания первоисточника, трактовалась чертовски вольно. Заодно и ее автору досталось. Особенно на СИ, где градус злобы подскочил основательно. Ну да я не о том.

Итак, "de mortuis aut bene, aut nihil". В смысле, "о мертвых или хорошо, или ничего".
Авторство этой фразы кому только не приписывали. Первыми среди равных идут, конечно, древние латиняне. Во-первых, потому что они немало мудрых мыслей оставили потомкам и логично предположить, что и оная не менее умная мысль принадлежит им же. Во-вторых, потому что в средние века международным языком ученых была латынь, все, того стоящее, переводилось на нее же и, соответственно, до нас фраза о любви к покойным дошла опять же на латыни. Также фраза иногда приписывается древним христианам, славянам и тибетцам. На самом же деле авторство принадлежит древнегреческому мудрецу по имени Солон (также иногда переводится как Хилон).
Это "кто?". Теперь о чем, собственно, шла речь. Вот как раскрывает оную суть небезызвестный Гоблин: "Знатоки не в курсе, что данное выражение призывает не тревожить мертвецов, духи которых могут напасть на живых и причинить неприятности". В смысле: то ли вредное суеверие, то ли культ предков. В зависимости от уровня уважения отдельного индивидуума к этим самым предкам. Солон, вне всякого сомнения, предков уважал, но это не мешало ему быть известным реформатором. Поэтому не будем без нужды тревожить тени умерших и обратимся к более прозаическому объяснению.
Начнем с того, что фраза "о мертвых или хорошо, или ничего" - это не присказка, не изречение и не афоризм. Это закон. Закон для живых, ибо мертвые не в пример спокойнее. Живых же хлебом не корми, дай рот разинуть. В этом древний грек ничуть не отличался от современного россиянина. Он тоже любил поругать власть, а власть этого тоже не любила. История обычная, но есть нюанс. Когда у нас Жириновский в Думе показывал кузькину мать очередному недругу - россияне только смеялись. Когда древний грек устраивал тот же перфоманс в храме, пред лицом богов - это воспринималось окружающими как полное свинство. Другая культура.
И вот, чтобы все было культурно без попрания демократических свобод граждан, был издан такой закон: "Бранить живых людей запрещается в правительственных зданиях, в суде, в храмах, в торжественных процессиях". Ну а реализовать свободу слова можно, соответственно, на улице, на площади, дома, наконец. Что же до покойных, то: "Бранить мертвых запрещается везде, потому что они не могут защищаться". Т.е. вовсе не страх перед гневом мертвецов двигал законодателем, а совсем наоборот.
Основой греческого законодательства всегда было чувство меры. Фраза выделена, потому как в ней - вся суть. Никто не должен был иметь перевеса перед лицом закона. Ни богатый перед бедным, ни знатный перед безродным, ни земледелец перед торговцем, ни, возвращаясь к нашей теме, живой перед мертвым. О том что "все равны, но некоторые равнее" древние греки, конечно, догадывались, но позицию эту не уважали. Позднее древние латиняне, не только переведшие закон Солона на родной язык, но и понявшие его, конкретизировали это положение: "о мертвых и отсутствующих или хорошо, или ничего". Ибо нефиг злословить за спиной.
Возникает, правда, вопрос: если древние греки твердо придерживались этого закона, то откуда мы знаем о тогдашних злодеях? Почему в рамках "...или ничего" их уделом не стало вполне заслуженное забвение? Да потому что история - это одно, а брань (древние греки, кстати, были мастерами по части точных формулировок) - совсем другое. В первом случае не забывали содеянного зла. Во втором творили зло сами. Вот оное-то законом и запрещалось. Нельзя бранить тех, кто не может встать и отхлестать за злобные слова по мордасам. Правду говорить можно и нужно. Можно и нужно говорить правду в суде, какой бы неприятной она не была, чтобы суд мог установить истину, наказать виновного и недопустить обиды невинного. Можно и нужно говорить правду в правительственных зданиях, чтобы правительство знало, что в стране делается, а не жило в своей отдельно взятой сказке. Никакой закон не запрещал просить богов о помощи, даже если виновник нынешнего бедственного положения просящего уже греб через Стикс к своему последнему пристанищу. А ругаться, оскорбляя слух окружающих, при этом совсем не обязательно.






Обсудить -->>





Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"