Muzlit : другие произведения.

Музлит

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Творческий путь Мусоргского, Карт. с выст., Хованщина
  
  
  ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
  
  Родился 9 марта 1839 года в имении Карево в Псковской губернии в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей. С раннего детства занимался французским и немецким языками и музыкой. В 1849 году его отправили в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Он брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным - тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда.
  Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Начинает сочинять. Первые опыты - романс "Где ты, звездочка", замысел оперы "Ган-исландец". У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым - решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. Несколько романсов, сонаты для фортепиано. В 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет "Эдипа". В 1861-1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет "Саламбо" по роману Флобера. Он работает над оперой "Саламбо" около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. Остается незаконченной.
  В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни "Калистрат" на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле, бытовая картинка "Светик Саввишна" на свои слова, "Семинарист", также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь - родовое имение никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.
  В 1867 году создается первое крупное оркестровое сочинение - "Ночь на Лысой горе". Тогда же начинает работу над оперой "Женитьба" на проз. текст Гоголя. Эта смелая идея очень увлекает его, но через некоторое время становится ясно, что это - только эксперимент: создать оперу на одном речитативе, без арий, хоров, ансамблей он не считает возможным.
  60-е годы - время ожесточенной борьбы между балакиревским кружком и консервативной партией, к которой принадлежат профессора недавно открывшейся первой русской консерватории, поддерживаемые княгиней Еленой Павловной. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества, в 1869 отставлен. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки - "Раек" - уникальное сатирическое вокальное сочинение.
  1868-1869 годы отданы композитором работе над Борисом Годуновым, и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает оперу: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает "Борису Годунову" увидеть свет. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым.
  В 1873 году выходит из печати "Детская" в оформлении Репина и получает широкое признание. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают хлопоты, связанные с постановкой "Бориса Годунова", утомляет необходимость служить и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов едет за границу. Вскоре умирает друг - художник Виктор Гартман. След. год - "Картинки с выставки", созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был тайно влюблен. В это время создается мрачный цикл "Без солнца" на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над оперой Хованщина - снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради Сорочинской ярмарки по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: мало поводов для веселья. Зато появляется вок. баллада "Забытый" по картине Верещагина, увиденной им на выставке в 1874 году.
  Жизнь композитора становится более трудной. Тяжело влияет на него распад Могучей кучки. На службе им недовольны: он часто прогуливает и пьет, денег не хватает. В 1875 году его выселяют за неуплату. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл "Песни и пляски смерти".
  В 1878 году друзья помогают найти другую должность. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Леоновой едет в большую гастрольную поездку. Душевный подъем, появляются песня "Блоха", фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над "Сорочинской ярмаркой" и "Хованщиной".
  В январе след. года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить "Хованщину". Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить "Сорочинскую ярмарку". Благодаря этой помощи летом 1880 года "Хованщина" почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его ухудшалось. Скончался 16 марта 1881 г.
  
  КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
  
  Открываются музыкальной темой ведущего значения - неоднократно возвращаясь, она отражает отношение автора к увиденному. Так из разрозненных пьесок родилось произведение крупной формы со сквозным развитием. "Прогулка". Эпизоды, в которых появляется ведущая тема, названы композитором "Прогулкой". Мусоргский говорил Стасову, что здесь он изобразил самого себя прохаживающимся по выставке и рассматривающим произведения покойного друга, однако это не автопортрет. Характер темы обобщенный. Присущий ей эпически величавый, народный склад заставляет скорее воспринимать ее как воплощение русского народного духа. Метрическое строение темы свободно (чередуются размеры 5/4 и 6/4). Движение мерное, спокойное, но энергичное. В мелодии отсутствуют ходы по полутонам; основа ее - квартовые попевки с секундой внутри (так называемые трихорды). Все это сближает тему с народными эпическими напевами. Музыка "Прогулки" может служить примером влияния вокального начала на фортепианный стиль Мусоргского. Как в народных песнях, тема сначала излагается одноголосно и лишь затем как бы подхватывается хором - идет в аккордовом изложении. При этом композитор избирает тип гармонизации, введенный Глинкой в его народно-величальных хорах. Гармония строго диатонична при опоре на побочные ступени лада.
  Дальнейшее уплотнение аккордовой фактуры при тяжеловесных октавных ходах басов усиливает ощущение мощи и богатырской силы. Возвращаясь неоднократно на протяжении сюиты, тема "Прогулки" постоянно изменяет свой облик. Она звучит то сурово, то лирично, то светло, то скорбно. Однако в ней неизменно сохраняются народный склад и величавость. Ее развитие приводит к торжественному финалу с колокольным звоном ("Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве"). Эпическое богатырское начало получает свое наиболее полное выражение. Последовательное проведение народно-эпической темы и завершение сюиты ликующим финалом в народном духе обусловлены патриотическим характером положенной в основу произведения идеи.
  В ряде случаев Мусоргский развил, даже переосмыслил созданные Гартманом образы. При этом сказалось неизменное стремление композитора к раскрытию глубокого психологического, а порой и социального смысла изображаемых явлений.
  Љ 1. "Гном". Угловатая, хроматизировандая мелодия, резкие скачки и ритмические перебои рисуют ужимки и гримасы, весь неуклюжий, безобразный облик гнома. Вместе с тем прорывающиеся временами интонации жалобы, стона приоткрывают завесу над затаенным горем сказочного человечка и придают этому образу душевную теплоту и психологическую значимость.
  Љ 2. "Старый замок" - поэтическая картина средневекового замка и поющего перед ним трубадура. Мелодия пьесы принадлежит к числу самых вдохновенных находок Мусоргского. Она печальная и задумчивая, как бы повествуя о давно минувшем. Особую выразительность придает ей возвращение каждой фразы к тоническому звуку (соль-диез), что вносит в музыку оттенок покорности и тихой грусти. Мелодия не повторяется дословно; каждая фраза является новым свободным вариантом. В басу из остинатной квинты (сопровождение на лютне) вырастает подголосок, усиливающий песенность основной мелодии и являющийся также одним из ее вариантов.
  Љ 3. "Тюильри". Сценка изображает игру и ссору детей в одном из городских парков Парижа. Оживленное движение, легкий, скерцозный характер музыки - красочный контраст к предшествующим номерам.
  Љ 4. "Быдло". Изображение польской телеги на огромных колесах, запряженной волами, дало Мусоргскому повод к созданию зарисовки из крестьянской жизни. В то время как массивные аккорды левой руки связываются с представлением о медленном, неуклюжем движении повозки, в мелодии звучит песня погонщика, перемежаемая резкими криками - крики на волов (скачки на квинту). В унылом и однообразном характере мелодии отражена вся горечь и безотрадность жизни крестьянина. Вначале приближаясь, песня затем постепенно угасает вдали. Љ 5. "Балет невылупившихся птенцов". Рисунок Гартмана представлял собой эскиз балетных костюмов в виде яичных скорлупок. Легкое, грациозное скерцино полуфантастического, полушуточного характера. Особую "воздушность" придают музыке форшлаги, трели и полное отсутствие звуков низкого регистра. Хроматизмы подчеркивают причудливость общего колорита.
  Љ 6. "Два еврея, богатый и бедный". В этом номере сильнее всего проявилось воздействие речевых интонаций на инструментальный язык Мусоргского. Искусство музыкального портрета и музыкального диалога получило в этой сцене еще никогда не виданное в инструментальной музыке воплощение. Сначала композитор знакомит слушателя с каждым из собеседников в отдельности. Речь богатого еврея звучит важно, самоуверенно. Своими решительными интонациями он как бы заранее отвергает всякую возможность просьбы.
  Речь бедного еврея основана на жалобных, суетливых интонациях мольбы, горестного причитания.
  Во второй половине пьесы, при полифоническом сочетании тем, музыка становится наиболее драматичной. Тема богача звучит в басу грозно, в ритмическом увеличении и октавных удвоениях. Тема бедняка проходит в верхнем голосе (тоже в октавных удвоениях);нтонации отчаяния и безнадежности. В самом конце пьесы композитор еще раз последовательно противопоставляет друг другу две короткие фразы: горестную мольбу бедняка и резкий окрик богача.
  Љ 7. "ЛиможРынок". Изображает безостановочную болтовню лиможских кумушек, обменивающихся последними сплетнями. Это еще одно скерцо и самый веселый и жизнерадостный из номеров. В основе инструментальных фигураций -комически преломленные интонации народного говора (можно сравнить с некоторыми эпизодами из начальной речитативной сцены "Бориса Годунова" (ссора женщин).
  Внезапно веселый говор обрывается. Начинается следующая часть сюиты. Љ 8. "Катакомбы. Римская гробница". Ряд застывших в неподвижности аккордов -образы мрачного подземелья, смерти, тлена. Контраст с предыдущей сценой - оттенение ощущения сумрачности и трагической безысходности. Тональной неустойчивостью музыки, неразрешенностью гармоний, введением интонаций горестного возгласа Мусоргский обрисовал состояние человека, тщетно силящегося проникнуть в зловещую тайну смерти. В этой музыке сказалось еще не успевшее остыть острое чувство боли, вызванное в душе композитора внезапной смертью Гартмана. "С мертвыми на мертвом языке" является непосредственным продолжением "Катакомб". Здесь лирическое начало - чувство скорби об умершем - выражено еще более сильно. Сначала на фоне прозрачного тремоло в верхнем регистре звучит печально и проникновенно тема "Прогулки". Затем несколько раз подряд повторяются интонации жалобы, скорбного вопроса. Выразительность усилена острыми, диссонирующими гармониями.
  Љ 9. "Избушка на курьих ножках". Переход от тяжких раздумий к праздничному финалу совершается через картину в народно-фантастическом духе. В образе Бабы-Яги есть нечто жуткое, зловещее, что роднит ее с мрачными образами предыдущих частей. Однако также сила, размах, чисто народный сочный юмор, и потому этот номер подводит к могучему, жизнеутверждающему финалу. Фантастический элемент воплощен музыкальными средствами, ведущими свое происхождение от сказочной сферы "Руслана и Людмилы". Картина написана в до мажоре, значительно расширенном за счет введения альтерированных ступеней. Угловатые обороты мелодии, "ломаные" фигурации, форшлаги, непривычные последовательности аккордов - фантастичность образа. Связь с народным элементом - народно-плясовые ритмы.
  Љ 10. "Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве". Напоминает интродукцию "Руслана и Людмилы" или эпилог "Ивана Сусанина" с их могучими народными величальными хорами. И здесь воспевается великая богатырская сила русского народа. Финал открывается мощной, торжественной аккордовой темой
  Это новая тема, но интонационно близка теме "Прогулки": здесь также господствуют диатоника, простые, ясные гармонии; к тому же общий рисунок темы позволяет воспринимать ее как свободный, данный в ритмическом увеличении вариант начальной темы - связь между крайними точками сюиты. С первой темой финала сопоставляется другая, контрастирующая с ней минорным наклонением и приглушенной звучностью. Воспроизведено звучание четырехголосного молитвенного хора. Яркий штрих в характеристику древнего Киева.
  Финал построен по принципу постепенного нарастания праздничности. Возвращаясь, обе темы изменяются, приобретая все более торжественный характер. В заключение вновь появляется основная тема финала. При этом кульминационном проведении она дается в ритмическом расширении (вместо одного такта каждая гармония занимает теперь по два такта). Триольное внутритактовое движение придает этим гармониям особую полнозвучность и красочность. Заключительные обороты звучат мужественно.
  Ценность "Картинок с выставки" - в глубокой правдивости, человечности показанных в ней образов, в народном складе музыки и патриотическом характере. Новые возможности фортепиано в области передачи вокальных (речевых и народно-песенных) интонаций, а также в отношении неисчерпаемого богатства красок, сближающего этот инструмент с оркестром.
  Лучшая из оркестровок, сделанная в 1922 году, принадлежит М. Равелю
  
  ХОВАНЩИНА (начал сочинять в 1872)
  Судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа.
  Сюжет
  Красная площадь в Москве. Боярин Шакловитый-ставленник царевны Софьи - диктует донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский хочет посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами.
  Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя - Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож отводит Досифей, глава раскольников.
  Кабинет князя Василия Голицына-канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского - скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.
  Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подьячий. Приближаются петровские всадники. Стрельцы просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам. Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом.
  
  Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его.
  В последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании. Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И
   когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи палатки, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.
  
  Музыка
  В "Хованщине" проявился мелодический дар Мусоргского. Плавные, свободно льющиеся мелодиями, близкие к протяжным крестьянским песням. Наряду с ииндивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа - стрельцов, раскольников, московский люд. Многоплановость непрерывно развивающихся событий.
  Оркестровое вступление "Рассвет на Москве-реке" рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная мелодия течет широким, нескончаемым песенным потоком.
  Первый акт -сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, атмосфера беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует Донос, слышится веселая плясовая песня московского люда "Жила кума", затем-хор стрельцов "Гой вы, люди ратные"; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором "Ой ты, родная матушка-Русь", печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная "Слава лебедю". В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея "Приспело время" рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников "Боже, отжени словеса лукавствия" близок к подлинным старообрядческим напевам.
  Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы (заклинание "Силы потайные" и пророчество "Тебе угрожает опала"), музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел - спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников "Победихом".
  Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы "Исходила младешенька", основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо" - один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы. Разухабистая хоровая песня "Ах, не было печали" и заразительно-веселая (в духе частушек) песня Кузьки "Заводилась в закоулках" передают разгульное веселье стрельцов. В хоре-причитании стрельцов "Батя, батя, выйди к нам!" слышатся щемящая жалоба, страх и бессилие.
  В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня "Возле речки, на лужочке", бойкая плясовая "Гайдучок" и величальная "Плывет, плывет лебедушка" основаны .на народных мелодиях. Включенный в картину танцевальный номер "Пляски персидок" выдержан в восточном стиле.
  Вторая картина четвертого акта открывается драматичным оркестровым вступлением, в котором развивается мелодия пророчества Марфы. Обращение Марфы к Андрею "Видно, ты не чуял, княже"-стон сильной и страстной души. В сцене казни мелодия хора стрельцов приобретает характер траурного шествия. Акт завершает блестящий победный марш преображенцев.
  Оркестровое вступление к пятому акту, по словам композитора, изображает "шум леса то. усиливающийся, то утихающий, как морской прибой". Возвышенио-бла-городный монолог Досифея "Здесь, на этем месте" проникнут глубоким трагизмом. В основе заключительного хора "Господь мой"-напев старообрядческой молитвы.
  
  
  
  
  КНЯЗЬ ИГОРЬ
  
  
  До этого в 68 году была написана опера "Богатырь"
  пародия на все русские оперы.
  Князя Игоря завершили Римский-Корсаков и молодой Глазунов.
  Нет увертюры. Глазунов запомнил, записал и закончил все то, что было у Бородина.
  
  Композиция
  
  Симметрия: 1 и 4 действия - русские, 2 и 3 - половецкие. Есть пролог. Сюжет взят от Стасова. Либретто написано Бородиным. Основа сюжета - Слово о полку Игореве. Бородин был идеалист и старался показать в главном герое положительные, богатырские черты и убрать недостатки. Враги - представители другой культуры и мира.
  
  Пролог
  
  Проводы Игоря в поход против половцев. Сцена солнечного затмения, показывает уже в прологе решительность Игоря, умение убеждать, несмотря на плохой знак. Гармонически интересно, эллипсис.
  Тремоло на ре становится терцией аккорда - септимой - примой - квинтой - разрешается в до-минор. Похоже на Бетховена + хроматический ход в басу (символ смерти)
  
  Хор - красному солнцу Слава - не цитата. Эпизод прощания с женами - цепочка секвенций на органном пункте. Прощание с Ярославной. Галицкий - брат Ярославны. Заканчивается пролог хвалительным хором с речитативом Игоря на ту же тему, что и Солнцу слава - симметрия.
  
  1 действие
  1 картина. Действие у Галицкого, пляшут, пьют, веселятся. Скоморохи Ерошка и Скула находчивы, играют на гудке, основа - плясовая.
  Песня куплетной формы - характер Галицкого. Противоположность Игоря, похищал девушек к себе в гарем, приходят девушки с просьбой освободить их подругу, причетные интонации. Ярославна просит его освободить девушку, однако он планирует взять другую. Выгоняет девушек.
  Княжая песня - скоморохи смеются над девушкой и пародируют события.
  2 картина.
  Ариозо Ярославны, 2 раздела, арка с Плачем Ярославны из 4 действия. И там, и тут она тоскует без Игоря. Осн. раздел по эмоциям экспрессивен и по стилю романтичен. Вокальная партия пластична, что не типично для Бородина. Фигурации в орк. Не связана с русскими народными жанрами.
  Дальше приходят девушки, которых прогнал Галицкий.
  Женский хор: 1 раздел "Мы к тебе, княжна" лирические интонации, девушки жалуются на Галицкого. 2 раздел - быстрой скороговоркой описывают произошедшее. На 5/4. Прерывает ворвавшийся Галицкий.
  Дуэт Ярославны и Галицкого - выявляются черты характера. Ярославны - решительна, ставит брата на место и заставляет вернуть девушкам подругу .
  Хор бояр "Мужайся, княгиня" - суровый, рассказывает и поражении Игоря. Ярославна проявляет свою слабость. 2й хор - 4/4, ми-бемоль-маж, скрытые маршевые черты, эффект повторения одного звука. 1ые тактов - ми-бем-маж, след. эпизод соль-бем-маж.
  
  2 действие
  Самое большое и многоплановое в опере. Половцы показаны не только коллективно, но и индивидуально. Портретные хар-ки Игоря и его сына Владимира.
  Бородин изучал фольклор восточных народов.
  Хор половецких девушек - созерцательный характер, черты восточной музыки. Органный пункт, повторяющийся звук, как бы под гипнозом, орнаментальная мелодия, серпантинная, пунктир, с залиговками.
  Пляска половецких девушек - посвящается любви Владимира и Кончаковны. Речитатив Владимира - он ждет свидания.
  Ария Игоря - центр номер в его характеристике. Концентрической формы. Вст - Ни сна, ни отдыха измученной душе, далее - И бранной славы. Середина - лирич. Центр композиции - Ты одна, голубка лада. Затем тематическая реприза "О дайте, дайте мне свободу". Заключение - возвращение речитативной темы с теми же словами. Реприза - на тон выше, повышается уровень отчаяния. Две арки - одна большая по краям и одна средняя в середине.
  Сцена Игоря с Овлуром: У Овлура есть изящный лейтмотив, прозвучит еще в 3д.
  Ария Кончака: трехчастная, во вст - речитативная - а сопровождение изображает скачку. (пунктир с ходами на тритон в нижнем голосе), воинственность
  2й раздел - О нет, нет, друг - (друг = Игорь, искренне уважение). Центральный раздел. В сопровождении на посл. долю триоли, в вок.партии синкопа. Раздел в простой 3хч репризной форме.
  Заключение - Хочешь ты пленницу с моря дальнего - изысканные хроматизмы, быстрый темп.
  16й номер - ответ Игоря. Говорит, что все равно соберет полка. Воинственно и решительно настроен.
  Половецкие пляски с хором - балетная вокально-симф.сюита. "Улетай на крыльях ветра" - хор невольниц, плавный, русский. В том же квинтовом диапазоне и плач Ярославны из 4д. Изящная ритмика.
  Дикая пляска мужчин, славление Хану, более легкая и дикая пляска мальчиков- фриг. лад.
  3 действие:
  Может опускаться из-за перебора половецких сцен. Игорь ведет русских пленных, понимает, что надо бежать и убегает. Владимир остается и женится на Кончаковне.
  Половецкий марш - символизирует жестокость по отношению к врагам половцев. Триоль на первую долю. Резкие хромат.мотивы, диссонирующие аккорды с форшлагами.
  4 действие компактное, открывается плачем Ярославны. Форма близка к рондо, есть тема, которая повторяется. Хроматизированный и изощренный ритмически. Стилистика похоронного причитания, т.к. Ярославна не знает, жив ли Игорь. "Я кукушкой перелетной" - тема совпадает с арией Игоря, ближе к протяжной. В целом 4 темы.
  Хор поселян - протяжная хоровая песня с подголосочной полифонией.
  В финальном хоре народ славит Игоря.
  
  
  
  ОБРАЗ ИГОРЯ И ЯРОСЛАВНЫ
  
  
  
  Образ Игоря:
  
  Уже в прологе (сцене затмения) предстает решительным и умеющим убеждать. Бородин был перфекционистом и хотел, чтобыв Игоре были все самые лучшие, богатырские черты.
  Ария Игоря - центр номер в его характеристике. Концентрической формы. Вст - Ни сна, ни отдыха измученной душе, далее - И бранной славы. Середина - лирич. Центр композиции - "Ты одна, голубка лада" - мысленное ласковое обращение к Ярославне. Затем тематическая реприза "О дайте, дайте мне свободу" - решительна, полна мужественного порыва и страстного желания свободы. Заключение - возвращение речитативной темы с теми же словами. В коде - душевные страдания Игоря достигают предела "Ох, тяжко мне". Реприза - на тон выше, повышается уровень отчаяния. Две арки - одна большая по краям и одна средняя в середине.
  16й номер - ответ Игоря на арию Кончака. Говорит, что все равно соберет полка. Воинственно и решительно настроен.
  
  Образ Ярославны:
  
  Ей присущи не только нежность и любовь к Игорю, но и сила характера, горделивость русской княгини.
  1д - Дуэт Ярославны и Галицкого - выявляются черты характера. Ярославны - решительна, ставит брата на место и заставляет вернуть девушкам подругу .
  
  В ариозо из 2д. показаны ее лирические черты, душевная тоска.
  
  4 действие открывается плачем Ярославны. Форма близка к рондо, есть тема, которая повторяется. Хроматизированный и изощренный ритмически. Стилистика похоронного причитания, т.к. Ярославна не знает, жив ли Игорь. "Я кукушкой перелетной" - тема совпадает с арией Игоря, подчеркивая общность чувств, ближе к протяжной. В целом 4 темы.
  Горе русской женщины и боль за отчизну, за несчастья родного народа. Образы в тексте плача - обращения к ветру, реке, солнцу - часто встречались в славянском фольклоре.
  
  
  
  
  РОМАНСЫ И ПЕСНИ БОРОДИНА И МУСОРГСКОГО
  
  
  
  
  Романсы и песни Бородина
  
  Всего 16 романсов, 4 совсем ранние. Только 12 романсов можно считать подлинно его. Можно разделить на 3 группы: сказочно-эпические, лирические, комические. 2 группа больше наследует Глинку. Обобщенное отношение к тексту. 3я - приближена к Мусоргскому, но разница в том, что у М. показ сатиры жесткий, а у Бородина смягченный комизм.
  
  Спящая княжна (сказка)
  Посвящается Римскому-Корсакову. Форма сл. 3хч, однако с другой стороны рондо. Основная тема звучит 3 раза, рефрен - изображение спящей княжны. В эпизодах происходят события: 1 - лес очнулся, леший, ведьма - целотоновая гамма на этих словах. 2- более развернутый, о богатыре, свободно варьируется 1й эпизод.
  
  Морская царевна
  
  Фактура - переливы волн. На слух здесь 3 целых тона, не звучат как диссонансы. По форме единый, напоминает колыбельную.
  
  Песня томного леса (Старая песнь)
  
  Соответствие песни в былинными распевами. Много перемен в размере - свобода как в былине. В нижнем регистре начало - топтание на одном месте. Вок. партия и форт.сопровождение в октаву, мрачновато. Песня пртяжная.
  
  Спесь
  
  Сатирический романс. Хождение спеси вразвалку, переваливание с бока на бок. Вокальная партия в речит.манере, приближается к Мус.
  
  До берегов отчизны дальней (Пушкина)
  
  Под впечатлением от смерти Мусоргского. В сопровождении - черты траурного марша. Малые секунды, жгучий траур, речитатив с преодолением. Мелодия с трудом завоевывает новые регистровые позиции. Напоминает Шумана "Во сне я горько плакал".
  
  
  
  
  Песни Мусоргского
  
  Вок.тв. - 60е-70е гг, 70е-трагические тона (параллельно с Хованщиной). 60е - более разноплановые.
  Слово романс и Мусоргский малоприемлемы. Песня, пр-я, стилизованные под монолог (связь с Борисом Годуновым), сценка
  60е - Мусоргский наблюдал за разными людьми, в том числе обездоленными
  Сиротка - причетные интонации, просит у барина, слова Мусоргского).
  
  Примыкает романс "Колыбельная Еремушке" - будущая несчастная судьба бедняка (посв. Даргомыжскому) - 1 сторона - колыбельная, другая - причетные интонации, как в хоре из Бориса Годунова "Отец, куда ты нас покидаешь".
  
  Каллистрат (слова Некрасова)
  Чередование размеров, речевые интонации, хромат.опевание 5 ступени, 6я высокая, дорийский оттенок
  
  Есть и сатирические песни (напр. "Классик")
  Семинарист
  сатира, юмор. Учит латынь, зубрит, на одном звуке, квартами, тупая зубрежка. Чередование речитации и распевов - моносценка.
  
  Блоха - песня Мефистофеля в погребке Ауэрлаха
  Имитация смеха - отрывистые 16е, подхалимские интонации, плавные
  
  Есть 4 цикла - Юные годы, Детская (наблюдал за детьми), Без солнца, Песни и пляски смерти (последний цикл - 70е, на слова Тавлинщева-Кутузова ).
  
  Песня "Забытый"
  Посв. Верещагину. Под влиянием картины, которая была уничтожена. На поле битвы лежит солдат, поле пустое, битва ушла.
  
  Песни и пляски смерти
  Форма каждой из 4 песен свободная, в основе каждой - конкретный жанровый прототип
  - Колыбельная - ребенок умирает, стонет, смерть предлагает забрать его. Зловещая фигурация в унисон, есть партия рассказчика и смерти. В рефрене - реплика смерти - ход на октаву - смерть.
  - Серенада - смерть приходит к девушке, поет ей серенаду. Ум53 в вок. Партии
  - Трепак - русская пляска. Пьяный мужик замерзает в лесу, смерть пляшет ему трепак.
  - Полководец - смерть на поле битвы, многие гибнут, смерть торжествует, считает себя полководцем, "я всех убедил".
  
  
  
  
  ЧЕТВЕРТАЯ КАРТИНА САДКО
  
  
  
  
  В этой картине все сюжетные линии смыкаются.
  
  Четвертую картину делят на этапы:
  
  1) новгородский торг с показом социальных групп
  2) спор Садко с купцами, ловля золотых рыбок, голос морской царевны (Садко заявляет, что в Ильмень-озере водятся золотые рыбки, купцы не верят, он предлагает заложить им товар, а он закладывает свою голову; Волхова наколдовывает рыбок)
  3) песни иноземных гостей (варяжского, индийского, веденецкого)
  4) Садко отправляется в путешествие
  
  Тема новгородского торга - рефрен как показ города. Калеки перехожие поют на мотив стиха из голубиной книги (книга мудрости) - 3 мотива комбинируются, чередуются с темой скоморохов (контрастируя с калеками). Настоятели поют в духе псалмов - былинный речитатив. Волхи (волхвы) - заговор ("На море в океане на острове Буяне" - типичное начало заговора). Лейтмотив Новгорода похож по интервальному составу на ЛМ Весны. Гусляры сочиняют былину.
  Садко обращается к иноземным послам, чтобы решить, куда направляться.
  Песния варяжского гостя (былинный тип), индийского гостя (напоминает каватину Берендея из-за орг.пункта - "не счесть алмазов") и песня веденецкого гостя (" город каменный" (торжественный грегорианский хорал))
  
  Хор Садко и дружины его "Высота поднебесная" - цитата былины из сборника 1804 года - сначала похоже, потом превращается в плясовую. В прослойке между лихим пением дружины вкрапляются причитания Любавы, жены Садко "Расступися мать сыра земля". Она не хочет, чтобы Садко уезжал, однако тот уже принял решение.
  
  
  
  
  
  ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА
  
  
  
  
  После "Садко" Р-К написал две одноактные оперы (Моцарт и Сальери - 97г. (развив. речитативный склад ) и Барыня Вера Шелога (98 г.)), чем плотно подходит к Царской Невесте (98г.). Она уникальна для РК по языку, котрый близок к языку Чайковского (драматичность). В основе - реальный исторический факт - скорая болезнь и смерть Марфы Собакиной, невесты Ивана Грозного. Драматург - Лев Мей.
  
  В опере 4 действия
  1. Пирушка
  2. Приворотное зелье
  3. Дружко
  4. Царская невеста
  
  Опера отображает женскую психологию.
  Женские образы:
  Марфа Собакина - дочь новгородского купца. У нее есть жених Иван Бойков.
  Любаша - невеста опричника Грязного, который влюбляется в Марфу.
  
  Есть 2 группы героев:
  -Иван Лыков и Марфа
  -Более экспрессивная: Грязной, Любаша, Бомелий (врач)
  Грозный (его голос) только появляется - символ рока.
  
  3 ЛМ:
  - ЛМ Грязного - начало 1д.
  - ЛМ - подблюдная песня "Слава" - опричники славят Грозного
  - ЛМ Бомелия
  
  4 действие самое маленькое, драматическое сгущение
  Нет эпических черт
  Параллель Аида - Аинерис
  
  По значению:
  1 - сольные номера
  2 - ансамбли
  3 - хоры
  Осознанно усиленные кантиленные черты.
  
  Увертюра: ПТ кантиленная (Марфа)
  Кода - Тема из будущей темы Марфы (тема златых венцов)
  
  1 действие
  Завязка: Грязной поет арию, что он влюбился в Марфу и изменился. Ария 3хч, с контрастной серединой.
  Иван Лыков поет ариозо - он из Германии, чистый, спокойный образ.
  Григорий зовет Любашу, Любаша поет песню соль-мин - "Снаряжай скорей, матушка родимая" - стилизация нар.песни, поет без сопровождения, только оркестр между куплетами. Второй куплет вариирован - эффект свободной импровизации.
  Первая характеристика Любаши - пророческая, грусть от предательства Грязного. Ариозо "Ведь я одна тебя люблю"
  
  2 действие
  К Бомелию приходит Грязной за приворотным зельем для Марфы. Потом приходит Любаша за ядом. Марфа поет арию "Но в городе мы с вами жили" 3хч.репризная форма, 1я часть романсовая, секвенционные обороты
  
  3 действие - Дружко
  Грязной - дружко на свадьбе Марфы и Лыкова
  По традиции, подносит невесте напиток - приворотное зелье. Тут приходит Малюта Скуратов и сообщает, что Марфа избрана невестой Грозного и что ей нужно отправиться в резиденцию Грозного.
  
  4 действие
  Марфа попадает к царю, уже отравленная, т.к. Любаша подменила зелье на яд.
  Оркестровое вступление интересно по гармониям - фа-мин-53, си-мин-6, ми-бем-маж-53, ля-мин-6 - тритоновое сопоставление. Марфа сходит с ума. Григорий говорит, что убил Лыкова, т.к. тот ее отравил. Марфа принимает Григория за Лыкова : ария и сцена. Потом появляется Любаша и признается в подмене. Григорий убивает и Любашу, его казнят.
  
  
  
  
  
   СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА ШЕХЕРАЗАДА
  
  
  
  Симфоническая сюита
  
  Последняя часть быстрая, первая часть - сонатная форма без разработки.
  Есть две основные темы - тема Шахриара и тема Шехеразады.
  Первая часть сначала называлась "Море и синдбадов корабль". Аккорды деревянных духовых - можно сравнить с увертюрой к "Сон в летнюю ночь".
  Далее: 1. Тубы, грозность как у Бородина
  2. Шехеразада - лейттембр скрипка, восточная серпантинная тема, дорийский ля-минор.
  Сонатная форма.
  Главная тема - тема моря основана на тебе Шахриара
  Побочная тема - их две. 1 - Т синдбадова корабля (до-маж покачивание корабля, черты пентаноники). 2 - тема Шехеразады. В момент кульминации начинается реприза.
  
  Вторая часть - называлась "Рассказ Календера - царевича". Основная тема в си-миноре, фагот, спокойная, неторопливая. Тема развивается вариационно.
  Рассказ в рассказе (Шехеразада рассказывает о Календере)
  Картина битвы (фанфарная). В репризе снова тема Календера-царевича. Форма сложная 3хч.
  
  Третья часть - Царевич и царевна
  Лирический центр произведения.
  Форма 3хч репризная с вариациями.
  Общее в этих темах - затакт и ритм.
  
  Финал - Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником
  Суммирующая роль, темы предыдущих частей. Тема Шахриара 2голосно, тема Шехеразады также, новая тема - лезгинка на 6/16 - скрепляет все разные эпизоды финала.
  
  Кода финала: Шахриар смягчается, матовая тема у виолончелей и контрабасов, со скрипками - символ Шехеразады.
  
  
  
  
  ОРКЕСТР В ОПЕРАХ Р-К
  
  
  
  Оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление "Океан-море синее" к опере "Садко", антракты "Три чуда" и "Сеча при Керженце" в операх-сказках "Сказка о царе Салтане" и "Сказание о невидимом граде Китеж".
  
  Римский-Корсаков разнообразно подходит к решению вокального и инструментального начала в опере, выдвигая на первый план то оркестр, то, напротив, певческие голоса. Но чаще всего стремится к их равновесию, создает партитуры, равно пленяющие богатством оркестровых красок и удивительно мелодичным вокалом.
  
  Оперные партитуры композитора чрезвычайно ярко отражают процесс симфонизации жанра, типичный для оперного искусства 19 века. Симфоничность, в широком смысле, свойственна всем операм Римского-Корсакова, она выражена в последовательном и целенаправленном драматургическом развертывании, в вокальной и оркестровой структуре, во взаимодействии интонационных сфер.
  
  Оркестровка, составляющая органическую часть его музыкальных замыслов, никогда не рассматривалась композитором как внешняя красочно-тембровая оправа произведения. "Инструментовка есть творчество... есть одна из сторон души самого сочинения, - утверждал Римский-Корсаков. - Само сочинение задумано оркестрово и в самом своем зачатии уже обещает известные, оркестровые краски, присущие ему одному и одному его творцу". В области оркестровки Римский-Корсаков основывался на принципах глинкинского оркестрового стиля. С конца 80-х годов, после близкого ознакомления с операми Вагнера, он начал вводить в свои произведения также некоторые приемы," характерные для пышной и несколько тяжеловесной, хотя и ослепительно блестящей вагнеровской инструментовки (в частности, в партитурах появились дополнительные духовые инструменты). Но подражателем немецкого мастера он не стал, сохранив свою индивидуальную манеру, необычайно красочную, виртуозную по использованию тембровых возможностей оркестра, по обилию солирующих инструментов, но и чрезвычайно прозрачную, уравновешенную и в этом смысле классическую, глинкинскую.
  
  Он обогащает свой оркестровый язык новыми островыразительными и колористическими приемами. Еще более усиливая роль оркестра в оперных партитурах, он сохраняет при этом полное равновесие между инструментальной и вокальной сторонами, достигает замечательного лаконизма и образности в характеристиках, великолепной отточенности художественной формы. Все это с наибольшей полнотой и отчетливостью выступает в "Золотом петушке". Несмотря на то, что музыкальный язык Римского-Корсакова порой (в гармонии) приобретает значительную остроту и сложность, композитор всегда остается верен своим принципам классически ясного, логичного мышления, сохраняет уравновешенность и стройность музыкальной формы.
  
  
  
  
  
  ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
  
  
  
  
  
  Снегурочка:
  
  
  В основе либретто - Весенняя сказка Островского. Она была переделана и согласована с Островским. Р-К увлекался пантеизмом - обожествлением природы. В Снегурочке представлено "идеальное гос-во" (царство берендеев - царство добра). Есть 3 группы персонажей: 1. реальные люди (Купава, Мизгирь, бобыли) 2. фантастические персонажи (Мороз, Весна, Ярило, Леший) 3. полуфантастические персонажи (Лель, Берендеи). Снегурочка не относится ни к одной группе (поидее к 3., но влияние людей делает из нее человека).
  
  Садко:
  
  
  Есть линии. Фантастическая связана с Волховой (дочь морского царя). Она появляется во 2 (знак Садко) и в 6 (Садко на дне морском хочет на ней жениться) картинах.
  Волхова - хор красных девиц, с ее вокализом, изысканные хроматизмы, задержания, "Дошла песня твоя до глубокого дна Ильмень-озера" - напоминает реплики Снегурочки. Появляется морской царь - целотоновая гамма, надутая грозность.
  В 6 действии - колыбельная Волховы, элементы дорийского мажора.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"