My Alter Ego : другие произведения.

"Варяг" (ч.3)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Анти-Доценко
  
   История первая "Варяг" (часть 2)
  
   В кромешных ситуациях любых,
   запутанных, тревожных и горячих,
   спокойная уверенность слепых
   кошмарнее растерянности зрячих.
  
   И.М,Губерман
  
   Из-за чего произошла война, могла ли она быть иной, могло ли ее не быть, это вопросы отдельной статьи. Давайте рассмотрим все как было: В порту Чемульпо (Инчхон) на территории Кореи оказались в окружении японцев оказались два российских боевых корабля и транспорт.
   Каково же реально было состояние и боеспособность крейсера и канонерской лодки?
   Из записей:
   " На момент боя крейсер мог дать около 21 узла, при постоянной смене кочегаров, и некотором превышении нормального давления в котлах, временно, до 22 узлов, но кочегаров других смен расписали по боевым постам..."
   Да, иногда кажется странным, но в то время существовала теория о назначении судна, как о платформе, для перевозки орудий. Согласно уставу, во время боя у котлов оставалась только дежурная смена кочегаров, остальные расписывались по боевым постам, не связанным с обеспечением скорости хода. В отличие от современных судов, скорость хода судна в самом начале ХХ века напрямую зависела от умения и энергии кочегаров и умения "механисьёнов". Работа кочегара такова, что он выдыхался уже после 2-3 часов работы по обеспечению полного хода. Жара, бешеный темп работы... " Товарищ, я вахту не в силах стоять..."
   "Выучка артиллеристов была высокой, на стрельбах крейсер часто брал призовые места "
   "в 1903 году Адмирал Скрыдлов был отозван в Санкт-Петербург, а на пост командующего заступил вице-адмирал Оскар Викторович Старк. 28 февраля 1903 года новый адмирал устроил "Варягу" смотр. Поставил сплошь неудовлетворительные оценки за состояние техники и отличные за выучку. 1 марта 1903 года на борт крейсера "Варяг" прибыл новый командир - капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев."
   Артиллерия крейсера была вполне современной, и он мог вести огонь на тех же дистанциях, что и его противники. Однако, его снаряды, начиненные пироксилином, пусть даже с бронебойными ("макаровскими") наконечниками были уже устаревшими. Появилось новое взрывчатое вещество, обладавшее большей бризантностью- "шимоза"
  
   "Шимоза" один из козырей, переданный Англией Японии, кроме новейших крейсеров. Что же это такое? Англо - Бурская война показала эффективность этой взрывчатки, еще за пять лет до того. Оранжевая республика и Трансвааль требовали запретить это варварское оружие, но... Когда-то Генри Шрапнель считал (или оправдывал себя), что изобретенный им снаряд покончит с войнами, сделав их столь кровопролитными, что все народы ужаснутся и откажутся от войн. Изобретатель этого вещества оправдывал себя так же. Лиддит, мелинит, пикрит, шимоза это все названия пикриновой кислоты, родственницы ТНТ, тротила, тола, тринитротолуола (что в сущности одно вещество, которое чаще всего и используется в современных снарядах). Ее бризантные и фугасные свойства в 10-15 раз выше боеприпасов с пироксилиновым порохом.
  
   Канонерская лодка "Кореец", верный спутник крейсера в этом подвиге, была уже стара. Построенный, в году в Швеции, маленький корабль, ( всего 1330т водоизмещения) имел казалось бы солидное вооружение: два 203 мм орудия, одно шестидюймовое, не считая прочих орудий более мелкого калибра, однако именно начиная с 1883 года начался поединок брони и снаряда. Поэтому ко времени Русско-Японской войны, артиллерия канонерской лодки была безнадежно устаревшей: 203 мм орудия использовали в зарядах дымный порох, чугунные снаряды, устаревшей конструкции.
   Из записей:
   "30 калиберные орудия(длина ствола в калибрах орудия) имели дальность стрельбы всего 25 кабельтовых. После каждого выстрела орудия заволакивало облако дыма. Темп стрельбы даже при максимальном напряжении комендоров оставался крайне низким. Скорость хода около 10-12 узлов. Выучка экипажа была высокой, состояние механизмов удовлетворительное (это после 20 летней службы!)"
   "Кореец" со своим экипажем, состоящем в большинстве из старослужащих - снайпер, мастер военной дипломатии, да и просто по-житейскому мудрое создание - стал для "Варяга" в Чемульпо не просто курьером, денщиком на побегушках, а равноправным товарищем по судьбе." (капитан I ранга В.Ф. Ставинский.)
  
  
   Итак, соединение кораблей имело достаточно неудачную технику, обученные экипажи, и ... очень слабый офицерский состав.
   Из записей:
   "Офицеры в большинстве своем, особенно штурманской части, не прилагали усердия в изучении своего заведования. Так было заведено еще с начала службы корабля, они почитали более приемлемым вести светскую жизнь. Служба при дипломатической миссии, только ухудшила их отношение к службе. Стрельбы велись в основном под управлением унтер-офицеров или опытных комендоров. Офицеры старались всячески избегать своих прямых обязанностей...это еще более усиливало противостояние между нижними чинами и офицерами ".
  
   Кто же противостоял двум нашим кораблям? Англичане отзывались о японцах так: " Они не моряки, но очень старательные ученики." Почему я привел английскую поговорку? Да потому, что они и строили, в основном, японский флот и обучали японских моряков.
   К сведению читателя:
Состав японской эскадры на рейде в Чемульпо 27.01.(09.02.)04 г.:
   "АСАМА", броненосный крейсер 1 класса.
Заложен.............. в ноябре 1896 года на заводе
Армстронга в Эльсвике, Англия
Спущен............... 22 марта 1898 года.
Водоизмещение........ 9 700/ 10 519 тонн.
Механизмы............ 2 вала ВТР, 12 огнетрубных котлов.
Мощность............. 18 000 л.с.
Скорость............. около
20 узлов.
Запас топлива........ 600 тонн./ до 1 420 тонн.
Защита...............
Броня типа "Гарвей-никель",
борт
178 мм
палуба 51мм,
верхний пояс - 127 мм.
барбеты, башни, казематы -
152 мм.
Рубка -
356 мм.
Вооружение...........
4 - 203мм/L40, 14 - 152мм/L40, 8 - 42 мм. 4 ТА 356 мм подводных, 1 ТА 356 мм надводный.
   Остановимся подробнее :
   Бортовая Гарвеевская броня такой толщины могла быть пробита 152 мм орудиями "Варяга" только с дистанции не более 25-28 кабельтовых, для "Корейца" она была фактически "не по зубам" даже с небольшого расстояния. Испытания Макаровым броневых плит завода Гарвея (никелевая сталь) показали, что чугунные снаряды калибром 152 мм, не имея бронебойного наконечника, даже с 10 кабельтовых разлетались на куски, оставляя в броне только выбоины. Скорость крейсера была сравнима со скоростью "Варяга" на тот момент, но это был несоизмеримо более мощный корабль. Даже без главного калибра он во всем превосходил "Варяг", и выучка у японских комендоров была не хуже.
  
"НАНИВА"
, - Крейсер 2 класса, Флагман контр-адмирала Сотокити Уриу.
Заложен.............. 27 марта 1884 года на заводе
Армстронга,(Великобритания)
Специальный заказ для японского Соединенного флота.
Спущен............... 18 марта 1885 года.
Водоизмещение........ 3 700 тонн.
Механизмы............ 2 вала ГДР, 6 огнетрубных котлов.
Мощность............. 7 500 л.с.
Скорость............. 18, 4 узла.
Защита............... Броня типа "Компаунд"
(сталежелезная),
палуба 51 - 76мм,
щиты орудий - 37мм,
рубки - 51 мм.
Вооружение........... 8 - 150/L40 - после модернизации, 2 - 57, 2 пулемета, 4 ТА - 356 мм (надводные).
   Однотипный с ним
   "ТАКАЧИХО" , крейсер 2 класса.
Заложен.............. 10 апреля 1884 года на заводе Армстронга
,(Великобритания) Специальный заказ для японского Соединенного флота.
Спущен............... 16 мая 1885 года.
   Крейсера старые, но модернизация их артиллерии была произведена перед войной ( в отличие от артиллерии "Корейца"). По некоторым источникам на них были установлены германские Крупповские орудия (калибр 15 см, длина ствола 40 калибров). Броня была устаревшей, и не очень толстой, однако два этих крейсера в паре уже могли бы бороться с "Варягом" самостоятельно, уступая в скорости ему всего два узла, но превосходя его по артиллерии.
   "АКАСИ", крейсер 2 класса.
Заложен.............. в 1896 году на заводе в Иокосуке.
Спущен............... 18 декабря 1897 года.
Водоизмещение........ 2 657/ 2 756 тонн.
Механизмы............ 2 вала ВТР, 8 огнетрубных котлов.
Мощность............. 8 500 л.с.
Скорость............. 20 узлов.
Запас топлива........ 200 тонн./ до 500 тонн.
Защита............... Броня типа "Гарвей",
палуба 25 - 51мм,
щиты орудий - 144мм,
рубки - 51 мм.
Вооружение........... 2 - 152/L40, 6 - 120/L40, 10 - 47мм, 4 - 42мм, 4 пулемета, 2 ТА - 381 мм (надводные).
   Крейсер относительно новый, но слабый, более подходящий для патрулирования и каперства.
   "НИЙТАКА", крейсер 2 класса.
Заложен.............. 7 января 1902 года на заводе в Иокосуке.
Спущен............... 15 ноября 1902 года.
Водоизмещение........ 3 366/ 3 716 тонн.
Механизмы............ 2 вала ВТР, 16 котлов системы Никлосса.
Мощность............. 9 500 л.с.
Скорость............. 20 узлов.
Запас топлива........ 200 тонн./ до 600 тонн.
Защита............... Броня типа "Гарвей",
палуба 37 - 63мм,
щиты орудий - 25мм,
рубки - 102 мм.
Вооружение........... 6 - 152/L45, 10 - 76мм/L40, 4 - 42мм 4 пулемета,
   "ЧИОДА" - броненосный крейсер 2 класса.
Заложен.............. в ноябре 1888 года на заводе
Дж. Брауна в
Клайдбэнке, Англия
Спущен............... В июне 1890 года.
Водоизмещение........ 2 400 тонн.
Механизмы............ 2 вала ВТР, 12 котлов системы Бельвилля.
Мощность............. 5 600 л.с.
Скорость............. 18 узлов.
Запас топлива........ 240 тонн./ до 420 тонн.
Защита............... Броня типа "хромистая сталь",
борт 61 - 144 мм
палуба 26 - 14 - 37мм,
щиты орудий - 102мм,
рубки - 102 мм.
Вооружение........... 10 - 120/L40, 14 - 47мм/L40, 3 пулемета, 3 ТА - 381 мм (надводные).
   Если обратить внимание, то даже старые корабли имели первоклассную артиллерию имевшую почти втрое большую дальность стрельбы, чем у "Корейца" и хорошее бронирование. Даже по вооружению крейсеров, соотношение получалось один к трем. Не считая миноносцев , а их было восемь.
   "Хайабуса", "Чидори", "Манадзуру", "Хато", "Кари", "Цубами", "Аотака", "Касасаги"
  
Все миноносцы - постройки 1902 -1904 года, часть из них построена во Франции, остальные - по французской лицензии заводами в Куре и Нагасаки
.
   Водоизмещение........ 152 тонны.
Механизмы............ 2 вала ВТР,
2 котла системы Нормана.
Мощность............. 3 000 л.с.
Скорость............. около
25 - 28 узлов.
Запас топлива........ 26 тонн.
Вооружение........... 1 - 57мм/L40, 2 - 42 мм. 3 ТА 457 мм палубных.
   Все это против 12 шестидюймовок "Варяга" и 2 -203 мм орудий (старого типа ) и 1-6 дюймового у "Корейца" Орудия меньшего калибра я не привожу, потому, как уже этот бой показал бессмысленность использования мелкокалиберной артиллерии в крейсерском бою.
   29 декабря 1903 года "Варяг" прибыл в Чемульпо (Инчхон) для исполнения обязанностей стационера на переговорах ведущих мировых держав по вопросу о нейтралитете Кореи. На момент прибытия "Варяга" в порт на рейде Чемульпо числились иностранные стационеры:
"Тэлбот", крейсер 1 класса, Великобритания.
"Крэсси", крейсер 1 класса, Великобритания.
"Эльба", крейсер 2 класса, Италия.
"Ганза", крейсер 1 класса, Германия.
"Чиода", крейсер 2 класса, Япония.
"Паскаль", крейсер 2 класса, Франция.
"Адмирал де Гейдон", крейсер 1 класса, Франция.
"Виксбург", канонерская лодка, Северо-Американские Соединенные Штаты.
"Боярин", крейсер 2 ранга, Россия.
"Гиляк", канонерская лодка, Россия.
Смена стационерского вымпела русского представительства состоялась 29 декабря в 18 часов. "Варяг" принял консульские флаги от уходящего в Порт-Артур "Боярина" и передал с катером флагману сводной военно-дипломатической эскадры - британскому крейсеру "Тэлбот" письмо О.В. Старка, свои аккредитации и подтверждения полномочий
.
   Соотношение сил ясно, расстановка сил тем более понятна, крейсер стоит в нейтральном Корейском порту, война еще не началась.
   "25 января 1904 года. Руднев - Наместнику. Дополнение к донесению от того же числа. в 11 1/2 часа ночи японский крейсер "Чиода", не имея ходовых огней, вышел в море..." (из текста рапорта командира "Варяга".)
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"