My Alter Ego : другие произведения.

"Варяг" (ч.5)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Анти-Доценко
  
   История первая "Варяг" (часть 3, продолжение)
  
   Мне жаль небосвод этот синий,
   жаль землю и жизни осколки;
   мне страшно, что сытые свиньи,
   страшней, чем голодные волки.
   .
  
   И.М.Губерман
  
   Можно по разному судить о том, правильно ли было принято решение. Некоторыми историками была выдвинута идея, о том, что нужно было прорываться до конца, победить или погибнуть в бою. И именно эту идею выдвигает г-н Доценко в своей работе. Давайте попробуем оценить повреждения крейсера.
   Есть две фотографии крейсера, до боя и после боя, на обеих рукописная пометка "Из собрания А.Шершова". Качество снимков приемлемое для решения того вопроса, что возникает перед нами: так ли сильно был поврежден "Варяг". Не буду загружать вас техническими деталями, но по осадке, снятой с фотографий можно сделать вывод, что, в процессе боя, крейсер принял относительно небольшое количество воды, через пробоины и от тушения пожаров.
   Из записей:
   "В процессе боя крейсер получил пять пробоин диаметром от шести дюймов до фута, но лишь на одну пробоину, диаметром около фута был заведен пластырь, Водоотливные средства были задействованы не все..."
   Почему? Не успели?
   Да, если сравнить реальные повреждения крейсера с повреждениями броненосца "Орел" они покажутся смешными. Я понимаю, что разница в водоизмещении, у этих кораблей, почти в два раза, но уж больно несоизмеримыми кажутся повреждения и потери. На "Орле" потери были в несколько раз выше. И подводных пробоин насчитывалось гораздо больше, и размер их был несоизмерим. Но...
   Из записей:
   "Орудия носового плутонга шестидюймовок, стоявшие на верхней палубе были безнадежно повреждены, но целыми оставались почти все орудия, размещенные в бортовых казематах, лишь в двух были повреждены накатники...
   В процессе боя была повреждена труба, тяга в котлах упала, и ход крейсера снизился до 16 узлов. Кочегары выбились из сил, пытаясь поддерживать пар хотя бы в пределах 12,5 атмосфер..."
  
   Скажите, а есть ли надежда прорваться у судна, которое имеет скорость хода, меньшую, чем у более сильного противника? Мне кажется именно в этом и кроется ответ на вопрос, почему крейсер повернул назад. Продолжать бой дальше, чтобы нанести максимальный урон противнику? А вот здесь каждый должен решить для себя, как он поступил бы в данной ситуации. Продолжать бой и погубить еще почти шестьсот жизней или принять на себя ответственность и сделать так, как поступил В.Ф. Руднев. А как бы поступили вы?
   А вот дальше пошел действительно позор.
   Из записей:
   "Приводить рассказ об оставлении крейсера у меня вообще нет желания, большое количество рассказанных фактов я отношу к негативному отношению к офицерам у нижних чинов, но офицеры покинули крейсер первыми, не совершив обход своих заведований, и не организовав покидания крейсера. Сняли только мерные стекла с котлов, манометры и замки с орудий, утопили их тут же у борта.
   Глубина в месте затопления составляла около 10 метров. Офицеры старались захватить все свое имущество, их это занимало более, чем приведение в негодность крейсера. Команда сошла с борта с "малыми" чемоданами, остальное брать запретили. Никто не поднял вопрос о том, что крейсер нужно отвести на более глубокое место, все офицеры стремились как можно быстрее покинуть борт. Среди матросов шел ропот: "Шкуры, нас предали!""
   Можно игнорировать эти строки, но при подъеме крейсера были обнаружены тела двух моряков: кочегара и трюмного машиниста, в список потерь их внесли несколько позднее.
   Крейсер был поднят за подозрительно короткий срок. Глубина до кромки борта крейсера в отлив составляла всего три метра (!) Не будем касаться "ужасающих" повреждений крейсера, но в 1907 году крейсер уже служил японскому флоту под именем "Сойя". Трудоемкость ремонтных работ в несколько раз выше построечных, а на крейсере должны были поменять котлы. Дело в том, что обмуровка котлов пропитавшись водой, выходит из строя. Высушить ее на месте практически невозможно, и трудоемкость работ по замене обмуровки соизмерима с трудоемкостью замены котла целиком. Поэтому представляется вероятным, что японцы заменили котлы "Никлосса" на "Миябара", в связи, с чем скорость крейсера снизилась до 16 узлов (котлы Миябара больше по габаритам, при той же паропроизводительности)
  
   Человеческая судьба дает нам гораздо меньше шансов, как-нибудь ее изменить, чем нам хотелось бы. Еще меньше дает нам возможностей история, хоть как-то изменить ее ход. Тот бой и та война были проиграны еще до их начала. Без вариантов. Единственный альтернативный вариант был у Руднева, пожертвовать еще шестьюстами жизнями моряков в борьбе за чуждые России интересы царской семьи. Пожертвовать, не добившись ничего взамен, но он принял правильное решение...
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"