- Значит, что. Первое - ну ты и сам понимаешь, чтобы взлететь, надо как минимум начать двигаться. Мечтать о полете маловато.
- Ну да, понимаю...
- Тогда что стоишь? Ну-ка, шаг вперед...
- Что, прямо сейчас?
- А когда? А ну, вперед! Во-о, молодец, идешь.
- Так иду же, не лечу!
- А это мы сейчас исправим. Бегом марш! Догоняй!
- ...ох!..
- Чего пыхтишь? Дыхание тренировать надо, возьми на заметку.
- А... как же... ох... свободный полет?
- От чего - свободный?
- От... ох... притяжения...
- Вообще от всякого? Болтаться в пространстве, как в проруби? На притяжение, дружок мой, надо опираться. Сдаваться ему нельзя, а опираться - нужно. Тоже запомни на будущее, мы с тобой об опорах еще много чего узнаем.
- Так ведь если летать - от опор отталкиваться придется!
- Ага, молодец! Видишь - уже дышишь нормально. А ну еще быстрей!
- Ой, я не смогу-у-у! Вы куда-а-а!..
- Давай-давай! Сможешь! Я рядом.
- Я споткнуться бою-юсь!
- А ты не части ногами. Сильнее отталкивайся, выноси бедро вперед! Во! Можешь! Длиннее шаги, длиннее! Вот так!
- Ой... класс... Вот как я могу, оказывается!
- Можешь-можешь. Ты что, успокоился?
- Да... Бежать хорошо... А лететь... Может, и вовсе не надо... Страшно, наверное...
- А ну, посмотри под ноги.
- А-а-а-а!!!
- Блямс! Ну воот. Ничего, поднимайся. С этого все начинают.
- Ой! Больно.
- Прям так сильно больно?
- Да нет, чуть-чуть...
- Ну вот и хорошо. Полетели дальше?
- П-полетели...
- Ну что, первый уровень ты осилил. Теперь тренируйся на нем.
- А выше - можно?
- Эк разохотился! Можно будет... потом. Когда освоишься. А теперь задание на следующий раз. Ты лети, лети, не расслабляйся!.. Так вот, к следующему разу изучи препятствия, которые могут встретиться на новых уровнях. Да что там могут - обязательно встретятся!
- Это какие? Птицы там, деревья, облака?
- Да ты что, самолет, что ли? На чем ты летаешь - на керосине?
- На... духе, вот.
- Правильно. Следовательно, и препятствия у нас будут духовные.
- А, я понял! Страх, да?
- Ну, положим, страх ты сегодня преодолел. Даже два страха преодолел - страх не взлететь... и страх взлететь. А на следующем уровне тебя может сбить... например, глупость.
- Своя или чужая?
- А какая разница?
- Ну как...
- Сам ты сотворил глупость, или чужая глупость выбила тебя из колеи - результат в конечном счете один. Запомни: глупость - это встречный воздушный поток. Ручку управления на себя...
- Какую ручку управления? Я же не самолет!
- А ты собираешься летать без ручки управления? Без руля и без ветрил, стало быть? Ну что - оставить тебя в покое, не учить больше? А то ведь я тобой управляю, получается... свободу твою ограничиваю...
- Ой нет, не надо! Я понял!
- Ну молодец. Ручку управления на себя, стало быть - и пускай встречные потоки под крыло. Используй их как опору.
- Любые?
- Гм... Хороший вопрос. Ну ты сам подумай, поищи на него ответ. До следующего урока!
Ученик провожал его взглядом, все выше задирая голову.
Сверху он выглядел забавно - точно едва вставший на крыло воробышек подскакивал в кустах, радуясь первому ветерку, щекочущему тонкую кожицу сквозь новенькие перья.
Группа крылатых встретила учителя приветственным гулом.
- Уф... Умаялся я. Думал уже - не получится ничего. Но нет, все-таки взлетел парень.
- Неужели и мы такими были? Смех, да и только!
- Забыли уже? Ладно, как тренировка прошла?
- А вот мы как умеем... и вот... и вот... - наперебой загалдели ученики.
- Молодцы. Нет, правда молодцы! Ну что ж, изучайте теперь следующее препятствие. Уверенность в своих силах.
- Вы же говорили, что это самая нужная опора!
- Самая нужная - до определенного предела. Но если хотите лететь выше - оттолкнитесь от нее! Пустите под крыло встречный поток! Итак, до следующего урока!
- Учитель! - догнал его снизу голос. - А что там - выше?
Он обернулся на мгновение, скользнул взглядом по ученику, но не ответил. В темноте громадного зрачка блеснули крохотные искры.