Аннотация: Тува - один из самых удивительных субъектов РФ. Расположенный на стыке цивилизаций, находящийся в самом сердце Азии изолированный от всего света высокими горными хребтами... Размышления о прошлом и настоящем этой экзотической республики.
Борис Мышлявцев
ТЫВА ДИСКЕК КЫРЫНДА
(ТУВА НА КОЛЕНЯХ)?
Я читал интерпретации обычаев тех людей, среди которых мне довелось жить, и у меня есть уверенность, что авторы этих интерпретаций никогда не решились бы их предложить, когда бы им довелось самим наблюдать этих людей и их обычаи.
А. Р. Рэдклифф-Браун, британский антрополог
Оглавление
Обращение к читателю.
Часть 1. Взгляд в прошлое
Глава 1. В центре мира, на краю ойкумены
Глава 2. Черти и полынь.
Глава 3. Пятая эпоха
Часть 2. Страх и ненависть в Кызыле
Глава 1. Цоци
Глава 2. Технарь и Коробок.
Глава 3. Люди желтой веры.
Часть 3. Будущее не за горами
Глава 1. Почему Тува не Япония.
Глава 2. "Домой", в Китай?
Глава 3. Почему стыдно жить в юрте?
Заключение. Протрезветь и встать с колен.
Обращение к читателю
За годы научных исследований, практической деятельности в Республике Тыва у меня сложился ряд мнений по вопросам, которые волнуют многих жителей этой прекрасной земли. Был накоплен значительный материал для размышлений.
Я надеюсь, что приведенные ниже наблюдения и выводы могут быть интересны и, возможно, полезны для уважаемых читателей. Ведь сейчас Тува переживает очень нелегкое, переломное время. Неясно, как относиться к прошлому, неясно, каким будет будущее...
Хочу предупредить: книга эта - не научный трактат. Написана она не для высоколобых ученых или маститых политиков. Написана она для тех, кто в последние годы читал мои статьи в газете "Плюс Информ", спорил со мной... А также для всех, кто любит Туву, переживает за ее будущее. Для всех, чья судьба (салым-чол) неразрывно связана с этой удивительной страной в самом центре Азии.
Я не претендую на стопроцентную объективность. Да и вообще, я считаю, что за претензией на такую "стопроцентность" скрывается, чаще всего, излишняя самоуверенность и недостаток реальных знаний о предмете повествования. Чем больше узнаешь о человеке, народе, стране, тем больше появляется вопросов, тем более сложными, неоднозначными и интересными становятся они для тебя...
Если вам все-таки покажется, что я пишу "что-то не то", помните, что каждый человек воспринимает мир по своему. Фактически, каждый из нас живет в своей собственной вселенной, именно она кажется нам истинной, настоящей. Однако с точки зрения буддизма все это лишь иллюзия, сформировавшаяся благодаря нашему воспитанию, индивидуальному личному опыту, благодаря нашему неведенью (авидья). Как поет тувинская группа "Амыр-Санаа", каждый из нас находится в своем странном мире.
Как я уже сказал, эта книга - не научный трактат, поэтому не буду утомлять читателя громоздкими ссылками на выходившие ранее публикации. Желающие узнать взгляд академической науки на традиционную культуру и быт тувинцев могут ознакомиться, например, с замечательными трудами советского этнографа Севьяна Израильевича Вайнштейна, других исследователей.
Я понимаю, что во многом могу ошибаться. Ведь все, что написано здесь - всего лишь мое личное мнение, хотя и основанное на большом массиве переработанной, проанализированной информации.
Если кого-то обидит написанное мной - заранее приношу извинения. Бурулуг болдум. Цели кого-то обижать у меня, конечно же, нет.
Кстати, мне часто задавали вопрос: как ты, новосибирец, можешь писать о Туве? У нас тут своя специфика, чужому ее не понять... Наверняка, такой вопрос возник или возникнет и у кого-то из читателей этой книги. Вместо ответа на него приведу краткую автобиографическую справку.
Родился в Новосибирске, в 1975 году. С полутора до семи лет жил у бабушки на Сахалине. Затем, до четырнадцати лет - на Алтае. После этого - в Кызыле, где и закончил школу ?5. Учился неважно, дважды стоял вопрос о моем отчислении.
Впрочем, это не помешало поступить в 1993 году на Гуманитарный факультет Новосибирского Государственного Университета. В универе специализировался по этнографии, диплом писал по Туве (и каждый год сюда приезжал для сбора материалов, ну и просто - для общения с друзьями).
Сразу после окончания НГУ был приглашен в аспирантуру новосибирского научно-исследовательского Института археологии и этнографии, успешно защитил кандидатскую по теме "Современная Тува: нормативная культура". В 2000-2001 году жил в Монгун-Тайге, собирал материал для диссертации, там и выучил тувинский язык (на бытовом уровне). Проводил этнографические и социологические исследования практически во всех кожуунах республики.
После защиты диссертации до 2004 года работал в институте научным сотрудником, начальником Тувинского этнографического отряда. С 2003 года плотно занимаюсь политическими технологиями, маркетингом, рекламой, бизнес-тренингами. Сейчас проживаю в Кызыле.
Ну вот, собственно, и все...
При подготовке книги были использованы материалы автора, опубликованные в газете "Плюс Информ" в 2002 - 2007 гг.
Часть 1. Взгляд в прошлое
Тува, без всяких преувеличений, уникальный субъект Российской Федерации. Других таких нет. Недавний опыт суверенной государственности, резкое преобладание "коренного" населения над "пришлым", уникальное положение на стыке различных культурных миров и цивилизаций - Сибирь, Китай, Тибет, сохранившиеся до наших дней традиции шаманизма... Список можно продолжить. Это богатство, которым Россия должна научиться пользоваться. И которое сами тувинцы должны научиться использовать. В этой части мы сделаем попытку взглянуть на место Тувы в истории, на непростые, но наполненные огромным смыслом взаимоотношения русского и тувинского народов.
Глава 1. В центре мира, на краю ойкумены
Тува... Каждый, кто хоть раз побывал в этой самобытной горной стране, знает - здесь нарушаются законы привычного течения жизни, здесь все не так, как "за Саянами", в большом мире. Здесь даже время свое, "тувинское" J.
С культурологической точки зрения Тува представляет собой остров, на котором сохранились и причудливо переплелись традиции ушедших веков и тысячелетий, великих древних цивилизаций - Индийской, Тибетской, Монгольской, Тюркской... Немало общего у тувинцев и с народами Севера Сибири - эвенками, нганасанами, ненцами... Большое влияние на культуру этой страны оказали также Китай и, в последнее столетие - Россия.
Почему я назвал Туву островом? Тува изолирована от остального мира высокими горами. Алтай, Саяны, хребет Танну-Ола создают естественные границы, в рамках которых стало возможно формирование самобытной культуры тувинцев и русских жителей Тувы.
Тува представляет собой уникальную "зону контакта". Здесь пролегает граница между культурными пространствами Запада и Востока, Сибири и Центральной Азии.
Природа Тувы также соответствует "пограничному" статусу: типичные центрально-азиатские ландшафты соседствуют здесь с сибирской тайгой и высокогорной тундрой. Животный мир Тувы, представленный такими "несочетаемыми" животными, как верблюды и северные олени, яки и снежные барсы, бурые медведи и красные волки пустынь, тоже говорит о том, что земля эта вмещает в себя целый мир.
Древние греки ойкуменой называли тогдашний "цивилизованный" мир, т.е. мир, проникнутый в той или иной степени греческим влиянием, хорошо знакомый грекам. С этой точки зрения Тува находится на краю российской (а может быть - "западной") ойкумены. Такой же окраинной территорией была Тува и для китайцев, завоевавших эту страну в восемнадцатом столетии. В тоже время это - самое сердце Азиатского материка, который еще несколько столетий назад и был для местных жителей единственным значимым для них "миром", а в каком-то смысле остается таковым и сейчас.
Чем характерен этот мир? С антропологической точки зрения большинство проживающих здесь народов относятся к монголоидной расе. С культурной все они, так или иначе, испытали на себе влияние Индии и Китая, а северо-западная часть региона - влияние культуры древних скифов и, отчасти, иранцев. Эти влияния создают общий для всех рассматриваемых стран и народов культурный субстрат.
На востоке - Япония и Корея, на юго-востоке - Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Бирма, Лаос. На западе - принявшие мусульманство тюрки Синьцзяня, а совсем недалеко от них - высокогорья загадочного Тибета. На севере - бескрайние просторы Сибири, где все эти культурные влияния присутствовали в сильно "разбавленном" виде, на фоне доминирования местных традиций, как испарения из наполненного разными культурами котла.
Так вот и оказалась Тува одновременно и в центре мира и на краю ойкумены.
Люди, живущие в больших городах, начинают забывать о том, что мир колы, нефтяных корпораций и пиара существует не так уж давно. О том что "всемирная цивилизация", не смотря на ее кажущуюся мощь, всего лишь один из многочисленных вариантов развития человеческой культуры. Одновременно рядом с ними существуют и другие миры. Так, всего в полутора тысячах километрах от главного сибирского мегаполиса, полуторомиллионного Новосибирска, за покрытыми дикой тайгой горами находится волшебная Тува.
Глава 2. Черти и полынь
Некоторые русские в обиходной речи называют тувинцев "чертями", некоторые тувинцы называют русских "чашпан", то есть - сорняк, полынь. Если копнуть поглубже и затронуть область этнической психологии, объяснение этим довольно-таки негативным этнонимам находится весьма простое. Культура, мировоззрение, обычаи двух народов весьма различны. На подсознательном уровне любые различия воспринимаются как проявления некультурности, даже антикультурности, дикости. Название "черти" отсылает нас в область потустороннего мира, где "все наоборот". Название чашпан-сорняк - противопоставляет культурные, полезные растения диким и вредным...Одна из задач многонационального народа Тувы - осознать, что нет "правильных" и "неправильных" культур и обычаев. Каждый народ видит мир по-своему, в этом нет ничего плохого или хорошего. Просто таков Закон.
Тува и Россия
Совершая небольшое насилие над покорной исторической наукой, советские ученые относили начало тесных связей Тувы и России к шестнадцатому-семнадцатому столетию, когда территория эта входила в монгольское государство Алтын-ханов, от которых к Белому царю однажды была направлена полномочная делегация. Не буду с ними спорить. Отмечу только, что до конца восемнадцатого столетия контакты эти заключались преимущественно в отражении русскими казаками набегов воинственных кочевников, отряды которых доходили до Кузнецка и Томска. Красноярск так и вовсе был однажды захвачен и разорен хемчикскими тувинцами из Западной Тувы, до сих пор славящимися своей бандитской удалью. Еще раньше тувинцы участвовали в завоеваниях Чингисхана.
Субэдэй, правая рука строителя огромной империи, был выходцем из Тувы (в память о чем местный пивзавод выпускал водку с его именем на этикетке). Завоеватели оказали значительное влияние на культуру и политические отношения восточных славян. От тех времен сохранился обширный пласт лексики, общей для русского и тувинского языка. Например, правительство по-тувински - "чазак", что является фонетической вариацией ставшего русским слова "ясак" (налог, которым русские цари облагали покоренные сибирские народы). И действительно, зачем же еще нужна нам власть, кроме как для того, чтобы собирать с нас налоги?
Еще несколько иллюстраций: барсук - морзук; алтын (монета) - алдын (золото); баран - бараан (товар); кабан - хаван; ярлык (ранее - разрешение занять должность, сейчас - этикетка) - чарлык (указ); карга - кырган (старый). Впрочем, о средневековых контактах русских с тюркским миром хорошо известно. Достаточно почитать работы Гумилева, чтобы понять, насколько эти контакты были интенсивны.
Собственно Тува, как некая политико-этно-культурная общность начинает фигурировать в сфере российских интересов после разгрома китайцами монгольского Джунгарского ханства, сменившего на исторической арене государство Алтын-ханов. Территория эта стала известна под названием Урянхайского края, и в соответствии с российско-китайским договором отошла к Цинской империи. Небольшая часть тувинцев становится российскими подданными (проживающие ныне в горах Иркутской области тофалары, усинские тувинцы юга Красноярского края).
Почти сразу же начинается проникновения на территорию Урянхая русского населения. Но связан этот процесс не с царским экспансионизмом, а со староверческим эскапизмом, бегством от "неправедной" власти. Последователи старой православной церкви, "сектанты", подвергались в Российской империи притеснениям, от которых они и скрывались на малоосвоенных землях соседнего государства.
Плотность населения в тогдашней Туве была очень низка, и русские крестьяне начали селиться в местах, подходящих для земледелия. Вскоре появились и русские купцы, затем - золотопромышленники. Сосуществование русских с местным населением не было полностью бесконфликтным, однако и резким противостоянием назвать его нельзя. Наблюдалась, скорее, тенденция к взаимной самоизоляции и нейтралитету.
Одновременно в Туве проходили процессы укрепления, централизации власти в руках этнических тувинцев, постепенно оттеснявших от управления монгольских князей и чиновников. (Китайская администрация находилась далеко, в монгольском городке Улясутае, и в местные дела не слишком вмешивалась). Фактически этот процесс был завершен усилиями нойона Хайдыпа примерно к началу двадцатого столетия.
Огромные суммы были потрачены на взятки властям, огромная энергия - на хитроумные восточные интриги... Хайдып был, пожалуй, одной из наиболее ярких и сильных личностей в политической истории Тувы. Встречавшиеся с ним европейские и русские путешественники отмечали его высокую образованность, аристократизм, управленческий талант.
Однако Хайдып, судя по всему, не совсем ясно представлял себе масштабы и силу северного соседа... После проигрыша России в русско-японской войне отношение нойона к русским поселенцам резко изменилось, фактически - началось их изгнание. Ситуация обострялась все больше и разрешилась пограничным конфликтом между вооруженными отрядами Хайдыпа и сибирскими казаками. Казаки победили, а Хайдып по приказу китайских властей покончил с собой (за разжигание международной напряженности). Впрочем, по другой версии, он удалился в Тибет, где в медитативном уединении и закончил свою земную жизнь в этом воплощении.
Власть унаследовал молодой Буян-Бадыргы, приемный сын Хайдыпа. Выходец из нищей семьи, сирота, Буян-Бадыргы получил прекрасное по тем временам образование. Однако задачи, стоявшие перед молодым нойоном были чрезвычайно сложны. Могла ли тибетская образованность помочь в их решении?
В 1911 году в результате Синхайской революции пала династия Цин, и Китайская империя начала стремительно разваливаться (при деятельном участии западных демократий и империй). В Монголии началась освободительная революция. Затронула она и Туву. Около 700 тувинских ополченцев совместно с монголами взяли приступом крепость Кобдо, где располагался основной китайский военный гарнизон этого региона. Тувинские власти обратились к России с просьбой о покровительстве. В 1914 году был объявлен российский протекторат, а в местечке Хем-Белдир (при слиянии рек Бий-Хем и Каа-Хем, дающих начало Енисею) начал расти Белоцарск (ныне - Кызыл, т.е. "Красный").
Само название говорит за себя - "город Белого Царя" (так в тувинском делопроизводстве именовались русские императоры)... Кызыл был и остается прежде всего административным центром, а также "зоной влияния России" или, шире - Западной цивилизации. Как говорят, "Москва - не Россия, Кызыл - не Тува"...
Интересны условия, на которых тувинские нойоны согласны были войти в сферу влияния России: оставить в неприкосновенности религию, обычаи и образ жизни народа, а также - знаки отличия на головных уборах (специальные цветные шарики, по которым сразу можно было определить статус человека). К сожалению, можно констатировать, что Россия не выполнила ни одно из этих условий. Но все это относится уже к другому времени. Царская администрация не предпринимала никаких усилий по "переводу кочевников на оседлость", обрезанию привычных местному населению косичек или уничтожению дорогих сердцу тувинского чиновника цветных шариков.
Гражданская война между белыми и красными, наверное, вызвала у тувинских властей состояние, на дипломатическом языке называемое обычно "недоумением". Только что вошли в сферу интересов, и вот уже непонятно - в сферу интересов кого? Белые и красные устраивали на территории Тувы свои сражения, по мере возможностей пытаясь вовлечь в события местное население, как русское, так и тувинское. Русских в это время было уже около десяти тысяч, по большей части - староверы, купцы и бежавшие от призыва на Первую Мировую крестьяне-"пацифисты".
Печальная участь постигла в эти смутные времена немногочисленное китайское население Тувы. Практически все китайцы были уничтожены или изгнаны в самые короткие сроки. Исключение было сделано лишь для некоторых из них, например тех, кто состоял в браке с русскими. Мой одноклассник:
"Дед был еще маленьким, когда все это происходило. Китайцев перед расстрелом согнали в какое-то помещение, и он мог видеть все это сквозь дырку в стене. Прадед был китайцем, а жена у него была русской. И вот она пришла, и когда выяснилось, что он был женат на русской, его одного вывели оттуда и отпустили. Остальных отвели на поле, за дом, и расстреляли".
Ненависть к китайцам во многом была связана с особенностями ведения этим народом бизнеса. И тувинская знать, и простые араты-кочевники подсаживались китайцами на кредитную иглу. Приобрел в долг котел да пару отрезов шелка - а через год за проценты приходится отдавать половину стада... Менталитет кочевника не мог принять идею прогрессирующих процентов... Насколько я знаю, сейчас Тува - один из лидеров по невозврату потребительских кредитов, и причины здесь все те же. Наверное, прежде чем кредитовать население, руководству действующих в республике западных и российских банков не мешало бы ознакомиться с особенностями местного мировоззренияJ. Впрочем, это их проблемы, и большого сочувствия эти проблемы у меня лично не вызывают.
А в 1919-м на западе Тувы начали изгонять уже русских. Некоторые населенные пункты были уничтожены полностью.
Когда власть слабеет, тех, кто пользовался ее покровительством, ждет в Туве незавидная участь. (Корейцы, никогда не ассоциировавшиеся ни с какими властями, благополучно переживали все политические потрясения. В первой половине двадцатого века они были третьим по численности народом Тувы. Их потомки живут в Туве до сих пор, в советское время к ним присоединились соплеменники из Казахстана и Средней Азии. Ни русские, ни тувинцы не испытывают в отношении корейцев каких-либо негативных чувств).
В 1921 году с согласия Ленина Урянхайский край был провозглашен независимым государством. Так возникла Тувинская Народная Республика (ТНР), просуществовавшая около двух десятков лет, до 1944 года.
В написании Конституции республики активное участие принимали русские поселенцы, в том числе - политический деятель и предприниматель Сафьянов. Независимость нового государства была признана лишь Монголией и Советским Союзом, что не помешало Туве объявить в сороковые годы войну фашисткой Германии. Мирный договор так и не был заключен и, согласно мнению некоторых юристов, Тува до 2002 года формально продолжала оставаться с этой страной в состоянии войны.
Каким бы зависимым от СССР государством ни была в реальности ТНР, период "самостийности" составляет предмет гордости тувинцев. Именно тогда, впервые в своей истории, большая часть тувинского народа была объединена в рамках одного государственного образования. Анализируя исторические события последних трехсот лет, можно утверждать, что это была одна из главных задач, стоявших перед местными властями.
Как уже говорилось, первая конституция республики составлялась при деятельном участии местной русской элиты. Был достигнут определенный компромисс между стремлениями к независимости и самобытности и направлением на ускоренную модернизацию, которую стремилась проводить Советская Россия. Стратегия Буян-Бадыргы заключалась в совмещении лояльности к снова набиравшему силу северному соседу с сохранением основ традиционной властной вертикали, духовной и политической культуры.
Привнесенную извне форму тувинцы пытались наполнить местным содержанием. Так, была создана Народно-революционная партия, которую парадоксальным образом возглавили местные "феодалы" и чиновники. В учении Маркса искали и находили параллели с учением Будды. Тува объявлялась "народной республикой", было сформировано правительство, куда, кроме чиновников, вошли представители буддистского духовенства. Впрочем, это неудивительно. Образованность в Туве была неразрывно связана с буддисткой церковью. При этом тибетский язык, тибетская образованность имели отношение к духовной жизни общества, монгольское образование - к светской (на монгольском языке издавна велось местное делопроизводство).
В 1920-е годы республика за счет местного бюджета и энтузиазма прихожан строит новые храмы, которые становятся своеобразными "точками роста" для молодого государства, образовательными, медицинскими, а отчасти - и экономическими центрами.
Однако советские власти вовсе не устраивал такой ход развития ТНР, ориентация руководства "на Восток". Особенно опасался Союз возможных связей тувинских властей с набиравшими силу "японскими милитаристами". В двадцатые годы Советский Союз начинает активно распространять среди "народов Востока" свои идеи вместе с новым, европейским типом образования.
Тувинские студенты наряду с другими выходцами из азиатских стран обучаются в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ), где происходит их вербовка советскими спецслужбами. Судя по всему, их сознание подвергалось чрезвычайно мощной проработке...
Один из наиболее успешных, подающих надежды студентов - Салчак Тока - по возвращении из Союза становится во главе "антифеодального переворота". О незаурядности Тока говорит уже тот факт, что его правление продлилось до семидесятых годов, более сорока лет! Помимо этого Тока получил известность как один из первых тувинскоязычных писателей, драматургов, поэтов.
При Тока духовенство и бывшие чиновники оттесняются от власти, подвергаются репрессиям. Десятки храмов и монастырей, как старых, так и выстроенных совсем недавно, подвергаются полному разрушению.
В стране происходит настоящая культурная революция, масштабы которой для Тувы были, пожалуй, еще более значительными, чем последствия сталинской индустриализации для Советской России. Молодые правители Тувы пытались полностью разрушить старый уклад жизни, разорвать преемственность поколений, создать "нового тувинского человека". Очевидцы событий рассказывают о "перегибах" тех лет: костры из философских и религиозных тибетских свитков, принудительное обрезание косичек у мужчин и женщин, расстрелы монахов без суда и следствия.
Были даже попытки бороться с семьей, как с пережитком феодализма, попытки напоминающие действия Пол Пота в Кампучии семидесятых: десятки мужчин и женщин принудительно выстраивались в ряд друг напротив друга в произвольном порядке, а затем принуждались к сексуальной близости.
Все это, а особенно - курс на сплошную коллективизацию и обобществление скота - вызвали значительную напряженность в тувинском обществе, а кое-где и вооруженное сопротивление "новшествам". Курс был смягчен, модернизация стала проводиться в более умеренных формах.
В результате за период тридцатых годов при помощи Советского Союза была создана новая система образования, значительно сокращена неграмотность, появилась медицина европейского типа, собственная финансовая система, зачатки промышленности, значительно вырос уровень жизни, однако скот продолжал оставаться в личном пользовании аратов (скотоводов).
В это время складываются основы своеобразной системы взаимоотношений русского и тувинского населения, системы которую вполне можно назвать тувинским вариантом апартеида, т.е. раздельного сосуществования двух народов на территории одного государственного образования (различия нашли отражение в соответствующих нормативных актах).
Дело в том, что русские в большинстве своем получили гражданство СССР. Они, в отличие от тувинцев, обладали правами советских граждан, социальными гарантиями, в их отношении действовали нормы не местного, а советского законодательства.
Все русскоязычное население, кроме части староверов, было объединено в Комитеты Советских Граждан. При этом, будучи формально гражданами другой страны, русские оказывали самое непосредственное влияние на политическую и экономическую ситуацию в ТНР. Это положение нашло отражение в этнониме, который тувинцами используется в отношении русских до сих пор: хамааты (буквальное значение - "гражданин").
Кстати, тувинцам категорически запрещалось вслух говорить о каких-либо различиях в положении двух народов. Даже за простое употребление слова "орус" (русский) легко можно было схлопотать десятилетний срок.
В 1944 году "по просьбе Малого Хурала" (парламента) ТНР была присоединена к Советскому Союзу в качестве автономной области в составе Красноярского края. Возможно, поспешное решение советского руководства было связано с реализацией программы по созданию ядерного оружия: на территории республики обнаружили значительные запасы урановых руд. Говорят, многие тувинцы узнали о присоединении лишь после того, как начался обмен местных денег (акша) на советские рубли...
В пятидесятые годы модернизационные процессы снова ускоряются. Кочевников переводят на оседлость - принудительно переселяют в наскоро выстроенные неуютные поселки, вводятся советские нормы по количеству допустимого в личном подворье скота. Нормы эти, выработанные применительно к крестьянам европейской России, совершенно не соответствовали реальным потребностям кочевого хозяйства и, фактически, означали запрет на традиционный образ жизни. Тувинцев ускоренными темпами превращали, если воспользоваться англо-японским термином, в "салариманов", "людей на зарплате".
Одновременно начинается массовый приток русскоязычного населения из Советского Союза. Республика преображается... К концу восьмидесятых внешне она начинает напоминать обычную для России национальную автономию.
Когда Советский Союз распался, стало ясно, что "обычность" Тувы была действительно внешней. Что-то успело пустить глубокие корни, и оно осталось. Но большая часть "советскости" слетела в одночасье. Закрылись предприятия, развалились совхозы, и даже корпуса производственных зданий были разрушены до основания, словно война прокатилась по этой земле. Впрочем, по мнению многих, в начале девяностых действительно недалеко было до войны.
У Тувы были все шансы превратиться в горячую точку... Но что-то вовремя остановило этот процесс, который обернулся бы горем для десятков тысяч людей разных национальностей.
Уехали десятки тысяч русских, не желавших жить в "Республике Тыва", как официально стал именоваться "обновленный" субъект федерации. По новой конституции единственным государственным языком был объявлен тувинский, Тува получала право объявления войны другим государствам, право содержать собственную армию. "Жесткий" вариант конституции действовал до 2002 года. Затем наиболее "провокационные" статьи (а на самом деле, рассчитанные на самоутверждение, повышение чувства значимости народа) были из нее убраны.
Однако Тува начала двадцать первого века - это совсем не та Тувинская АССР, по которой тоскуют многие "русские тувинцы" (а их сейчас в республике осталось всего около 15 процентов)...
Что будет дальше с тувинской государственностью, покажет время. Но в любом случае, опыт Тувы двадцатого столетия чрезвычайно интересен с исторической, культурологической, политической точки зрения. Какой еще из субъектов РФ может похвастаться тем, что за сто лет успел побывать провинцией Китая, протекторатом Российской империи, предметом территориального спора между Советской Россией и Монголией, независимым государством, объявляющим войну Гитлеру, а затем, не дождавшись победы, становящимся частью Красноярского края?
Буян-Бадыргы был совсем еще молодым человеком, когда на него свалилась огромная ответственность за судьбу родного народа, родной земли... Правильные ли решения он принимал? И был ли он свободен в принятии своих решений? Или просто мощные исторические вихри закружили его и загнали в рамки исторической неизбежности и необходимости? Я смотрю на его фотографию, и в душе моей рождается сочувствие...
Уже много лет на обочине одной из кызылских улиц над землей возвышается камень с табличкой: "Здесь будет установлен памятник Буян-Бадыргы, основателю тувинского государства".
Лишь в 2007 году новое правительство республики реабилитировало одного из самых заметных деятелей тувинской истории.
Глава 3. Пятая эпоха
Будущее Тувы: путь слепых или стратегия выжидания? В чем была суть прошедших за последние сто лет четырех исторических эпох, связанных с правлением того или иного правителя?
Страусы и люди, стереотипы и табу
Что происходит с Тувой в последние полтора десятилетия? Куда идет народ Тувы, к какому будущему? Иногда кажется, что путь этот похож на блуждания слепого по широкой степи...
Такие риторические вопросы в прессе задаются часто. Часто они звучат и с политических трибун. Но есть ли у кого-нибудь ответы на них?
Футурологические прогнозы - дело неблагодарное. Во-первых, они редко сбываются. История - слишком прихотливая госпожа, предсказать ее капризы практически невозможно. Во-вторых, будущее вытекает из настоящего, из прошлого. Без их анализа в прогнозах не обойтись. Ну а тут уже начинаются обиды действующих на исторических подмостках лиц и даже целых народов.
Вообще, я заметил, что попытка высказать действительно свое личное мнение (не заказанное кем-то за бабло, а просто личное) вызывает у многих людей весьма странную реакцию. Не пытаясь даже вникнуть в логические построения автора, в его мировоззренческие установки, обсуждение переносят в плоскость эмоций. Особенно касается это "запретных тем" или устойчивых стереотипов. Тут уж какую тему не затронь - моментально станешь врагом.
И это неудивительно. Такие табу и стереотипы служат для коллективного и личного сознания защитными механизмами. Если говорить о чем-то нельзя - значит, тема проблемная и больная. Да, такой способ решения проблем очень похож на мнимую привычку страуса прятать голову в песок. Но используется он людьми чаще, чем этими большими глупыми птицами.
Стратегия развития: что это такое?
Тысячелетия назад общества и государства развивались очень медленно. Медленно происходили перемены. Отцы спокойненько передавали свой опыт детям, те - своим... На протяжении жизни одного поколения никаких изменений человек мог и не заметить. Поэтому говорить о стратегии развития этих обществ не приходится.
Стратегия - это общая направленность действий, это определенный результат в будущем, это система, с помощью которой такой результат будет достигнут. Стратегия может быть оформлена в письменном виде, в виде некой декларации. Может просто реализовываться "стихийно". В настоящее время письменно оформленная стратегия развития есть не только у любого государства, но и у каждой мало-мальски крупной фирмы. Другой вопрос - насколько "бумажная" стратегия совпадает с тем, что реализуется на практике?
Тува: стратегии прошлых веков
Какими были стратегии развития Тувы? Письменных стратегий до 20-го века, конечно же, не было. Однако мы можем говорить о существовании некой "генеральной линии", которую проводили местные властные элиты и в реализации которой участвовал волей-неволей весь народ.
Кстати, настоящая стратегия тесно связана с так называемой национальной идеей, и поэтому реализуется как бы "сама собой", естественным путем. А оторванная от жизни чаще всего остается пустой болтовней.
Когда китайцы разбили Джунгарское ханство и присоединили к империи территорию Тувы, в качестве управленческих кадров они использовали монголов. Объяснялось это неграмотностью местных правителей, их неспособностью вести делопроизводство. Однако такая ситуация сохранялась недолго. Довольно скоро местные элиты то ли получили достаточное образование, то ли "купили дипломы".
Так или иначе, главами большинства кожуунов стали этнические тувинцы. Постепенно в рамках Китайской империи на территории Тувы происходила политическая централизация, этническая и культурная консолидация тувинских родо-племенных групп. Это, фактически, и было основной задачей, которую решало тувинское общество на тот момент.
Одновременно в качестве "государственной" религии при поддержке нойонов распространялся ламаизм. Стратегия местной элиты - как можно большее участие в управлении внутренними делами территории.
Этот процесс был завершен примерно к началу 20-го века, когда нойон Хайдып сосредоточил в своих руках фактическую власть над основными кожуунами. На это ушли долгие годы политических интриг, огромные суммы на взятки китайским властям.
Хайдып был безусловно незаурядным человеком, образованным, мыслящим стратегически. В своей политике он использовал противоречия между Китаем и Россией, и, лавируя между их интересами, решал свои задачи. Такое лавирование было делом трудным и опасным, и после неудачного пограничного конфликта с русскими казаками Хайдып по приказу китайских властей принял яд.
Как раз в это время и обозначилась новая стратегическая задача, которую нужно было решать тувинским властям. Эта задача - выбор пути развития: восточного, западного, или "своего". Буян-Бадыргы выбрал ориентацию на Россию и "свой" путь. Протекторат Российской империи не предполагал вмешательства во внутренние дела Тувы: культуру, обычаи, уклад жизни. Однако вмешалась геополитика: в России произошла революция, пришли к власти коммунисты. И именно коммунисты в итоге предложили (или навязали, кому как угодно) Туве новую стратегию.
По существу, это был всего лишь один из вариантов ускоренного индустриального развития и культурной революции по советскому образцу. Старая элита была уничтожена, и собственная стратегия на время "потерялась". Новое руководство Тувы было искренне проникнуто коммунистическими идеями. Будущее виделось светлым, цели были расписаны: столько-то тонн угля на душу населения, столько-то гектаров полей... В СССР в это время народные успехи мерили в тоннах чугуна и километрах прорытых каналов. В итоге республика полностью лишилась собственного курса, оказалась под угрозой утраты самобытности.
Можно сказать, что по большому счету народ Тувы принял участие в чужой игре, которая называлась "строительством коммунизма". В 1944 году формально независимое государство вошло в состав Союза на правах всего лишь... автономной области. Возникла задача повышения статуса, которая вскоре была решена.
С семидесятых годов можно говорить о начале обособления тувинской и русской политической элиты в республике. Если раньше реальной властью обладала КПСС, то теперь на уровне республики партия как бы начала раздваиваться. Одна часть, "советская" - это отчеты в Москву, это продолжение индустриализации. Другая - это реальная политика по возрождению традиций, языка, обычаев, по перетягиванию власти, по выдавливанию "излишков" русских из республики. Подобные процессы в это же время происходили и в некоторых союзных республиках.
Именно к этому времени местные элиты окончательно оформились после тотальной реорганизации тридцатых годов, оформились их интересы и национальное самосознание. "Русские" в это время продолжали оставаться в плену имперских идей, и в локальной борьбе элит начали сдавать позиции одну за другой.
В 1990-е годы сполна разыгрывалась карта национализма, не без участия западных спецслужб. Во всей России наступил тогда период хаоса, не стала исключением и Тува. Отойдя от навязанной индустриальной модели, набрав суверенитета "сколько влезет" республика остановилась в задумчивости посреди развалин эпохи постсоциализма.
Что дальше? Куда идти?
Во многом это зависит от ситуации в России в целом. Какой путь выберет вся страна? Если мы собираемся быть "энергетической сверхдержавой", т.е. сырьевым придатком (пусть и с гонором, но - придатком), то и Туве не останется ничего иного, кроме как развивать добывающие отрасли и ориентироваться на индустриальный путь развития.
Если начнется возрождение "самодостаточной" России, как страны, где развиты все мировые направления - наука, искусство, высокотехнологичное производство - тогда основные усилия вкладывать надо в образование. Остальное родится "само", а точнее - будет создано этим новым образованным поколением. Впрочем, при таком раскладе возможен и вариант бесконечной дотационности: богатой России может быть проще прокормить небольшое население Тувы, чем вкладывать средства в развитие непредсказуемого, специфического региона.
Если победит линия Запада на развал России, Тува останется без дотаций (кто их будет давать?), без индустрии, с недостаточно развитым сельским хозяйством. Фактически, населению Тувы придется голодать.
Это все условия внешние. Но что сейчас происходит внутри республики? Какова национальная идея, которая может объединить и зажечь собой весь народ республики? Какова цель и стратегия ее достижения? Как мне представляется, ни идеи такой, ни цели сейчас нет. Я не говорю о планах правительства по развитию республики или, тем более, о предвыборных программах кандидатов, которые ваяются на скорую руку ремесленниками от политтехнологий.
Мне кажется, есть несколько вопросов, на которые должен ответить себе народ, а также - политическая элита Тувы для того, чтобы эта неопределенность закончилась. Ответить не привычным "страусиным" образом, а по-настоящему задумавшись над смыслом вопросов.
- Что важнее - традиционный образ жизни и менталитет или материальные блага "цивилизации"?
- Какие черты национальной психологии мешают построить в Туве процветающее общество? Какие качества могут этому помочь?
- Достаточно ли внутренних сил у народа Тувы для того, чтобы конкурировать с "приезжими", которые обязательно появятся в республике в ходе реализации любого плана развития?
- Кто такие русские для тувинцев и кто такие тувинцы для русских? Для чего судьба (или карма, или желание Бога) свела их вместе на этой земле?
- Что такое "развитие республики" и какова его главная цель? Какими должны стать люди Тувы в результате этого развития?
- И, наконец - какую цену может заплатить республика за это развитие?
Мне кажется, пока на эти вопросы четких ответов нет. Вряд ли они появятся в ближайшие годы, так что о принципиальном изменении ситуации говорить не приходится.
Впрочем, как знать... Сейчас в Туве начинается новая эпоха. Пятая, если считать от Буян-Бадыргы. Во власть пришли совсем другие люди, не связанные с советской управленческой традицией. Люди новой формации. Но насколько этой новой формации соответствует сам народ Тувы?
Часть 2. Страх и ненависть в Кызыле
В конце восьмидесятых, в девяностые годы волна насилия захлестнула улицы тувинских городов и поселков. Убивать стали легко, непринужденно: за бутылку технаря, за старую поношенную шапку... Сейчас уже все это стало привычным фоном жизни. Просто все знают - вечером надо ездить на такси. И ездят, обеспечивая занятость целой армии тувинских таксистов. Но огромная преступность - лишь вершина айсберга, самая заметная и неприятная часть происходивших изменений. Начался активный распад традиционных нравственных норм. Росли поколения людей, привыкших быть безработными. Появились беспризорные дети, резко выросло число неполных семей. Волны дешевого ядовитого алкоголя затопили республику. Торговля наркотиками стала привычным способом получения дохода для многих сельских жителей. Что же случилось с народом Тувы?
Глава 1. Цоци
Недавно попался мне один очень сильный южноафриканский фильм. Называется он "Цоци", по имени главного героя. Цоци - молодой человек, главарь уличной банды, живущий во времянке в пригороде столичного города, вроде нашего дальнего Каа-Хема. На жизнь зарабатывает грабежами и убийствами... Он даже и не понимает, что в этом есть что-то плохое. Его морально-нравственная система полностью деформирована. С самого детства он не знал внимания ни со стороны родителей-алкоголиков, ни со стороны государства и общества, у него нет представлений о том, что такое нормальная семья. Если ему хочется есть - он идет на улицу и убивает первого попавшегося прохожего. Все это очень, очень сильно напоминает современную Туву. Сколько таких Цоци ходят по улицам Кызыла! Люди без прошлого, люди, лишенные будущего.
Одна моя знакомая из-за Саян удивлялась: почему в Туве все газеты постоянно пишут про преступность, особенно - убийства? Читаешь все это - и жить становится страшно...
Пишут все, но попыток серьезного анализа сложившейся ситуации и ее предпосылок почти не делается. Без каких-либо сомнений огромную преступность большинство журналистов связывает с двумя факторами: безработицей (бедностью населения) и плохой работой милиции. Некоторые обвиняют Правительство РТ в целом. При этом совершенно не учитываются другие факторы.
Поясню свою мысль на примере. Нищета сама по себе не является причиной преступления. Достаточно сравнить нищего буддистского или христианского монаха и нищего грабителя. В абсолютном выражении их благосостояние может быть одинаковым, но монаху не приходит в голову ограбить прохожего. Почему?
Да потому, что у людей этих - монаха и грабителя - совершенно разный внутренний мир, разные представления о добре и зле, о человеческом счастье. "Разруха - это не старуха с клюкой... Разруха у нас в голове" - говорил в булгаковском "Собачьем сердце" профессор Преображенский. Тоже самое можно сказать и о преступности.
К тому же значительная часть преступлений - это ничем не мотивированные, жестокие убийства и избиения. И совершают эти преступления люди далеко не нищие.
Путешественники 19 века характеризуют тувинское население, как очень миролюбивое, гостеприимное. Что же произошло с Тувой в 20-м веке? Какие факторы повлияли на изменение ситуации в худшую сторону?
Система ценностей любого народа формируется на протяжении тысячелетий, обычно она идеально подходит к условиям, в которых этот народ исторически находится. Как только меняются условия - рядом появляется народ с иной системой ценностей, либо резко меняются условия жизни, традиционные ценности начинают меняться. Процесс этот небезболезненный. Стройная, гармоничная система нарушается, и могут пройти десятилетия, а то и века, прежде чем равновесие восстановится на новом уровне.
Что произошло в случае с Тувой? Сначала - китайское влияние, которое, впрочем, значительным не было. Китайцы не стремились изменить образ жизни людей, их привычки, бытовые условия. Затем начинается модернизация по советскому образцу. Модернизация транслируется через русскую культуру. При этом сама Россия в этот момент находится в стадии слома традиционной культуры. Фактически, в России до сих пор еще длится начатое Петром Великим переустройство. Русский менталитет сам еще мечется между Западом и Востоком, при этом советское государство начинает активно учить другие народы и страны "как надо жить".
В итоге на протяжении 20 века в России стойко росли два показателя - уровень потребления алкоголя и убийств на душу населения. Если сравнить статистику убийств по Москве нынешнюю и полуторовековой давности - станет страшно. С точки зрения жителя девятнадцатого столетия современные москвичи превратились в кровавых монстров. История Раскольникова в 21 веке кажется уже несколько смешной.
Одновременно еще с 19 века в России падала посещаемость церквей, и своего апогея этот процесс достиг к 1910-м годам. Эти показатели - рост числа убийств и спад посещаемости церквей - очень тесно взаимосвязаны.
На протяжении последних полутора десятилетий Правительством и общественностью Тувы предпринимается много усилий по возрождению традиционной культуры. Однако на этом фоне происходит и проникновение чуждых народам России "американских ценностей" - культ достигаемого любой ценой успеха, зацикленность на величине банковского счета, безгранично растущее потребление ненужных человеку товаров и услуг.
Тува к началу 20 века была обществом достаточно развитым, если под развитостью понимать наличие зрелых общественных институтов. Байки об отсталости тогдашнего тувинского населения были придуманы в советское время для того, чтобы оправдать перекосы насильственной модернизации. Существовавшая общественная структура имела многовековую историю и была хорошо приспособлена к тогдашним условиям. В Туве существовали все необходимые для народа общественные институты - система власти, образования (тибето-монгольского) и религиозные организации, тесно связанные с государством.
Религиозные институты выполняли несколько функций. Через религию на тувинскую землю пришла восточная система образования, тибетская медицина, а главное - религия давала человеку четкий нравственный ориентир, понятия о добре и зле. В 1930-е годы религия оказалась фактически под запретом, все функции религиозных организаций взяло на себя государство.
Однако государство - не Бог. У государства нет и не может быть вечных ценностей. Временные ценности советского государства - построение коммунизма - объявлялись вечными и основными. На них человек и должен был строить свою идентичность, свои модели поведения. Религиозные ценности сохраняются тысячелетиями, обеспечивают обществу стабильность, ценности советского государства просуществовали всего несколько десятилетий, так же как и псевдорелигиозный культ Ленина. Борьба с религией в Туве была особенно ожесточенной. Если в России церкви сохранялись и продолжали работать, так же как и мечети в Средней Азии и дацаны в Бурятии.
В Туве были разрушены все храмы, духовенство лишилось возможности работать с верующими. А российское государство в начале 1990-х сказало: извините, мы тут ошиблись. Коммунизм не надо было строить. Давайте лучше строить капитализм. Фактически это было сказано еще в конце 1980-х.
И люди остались "без царя в голове". Стало неясно - что правильно, что нет? Бога нет, и на земле авторитетов тоже нет.
Возрождение религии началось, однако ломать - не строить. Можно восстановить за пятнадцать лет все деревянные и каменные храмы, но тот храм, что находится в душе народа, выстраивается столетиями. Большинство жителей Тувы не знакомо даже с основами буддистской или христианской философии, не соблюдают даже элементарных религиозных заповедей. Ну, а культа светского закона, как в Европе, у нас не существовало никогда, и не будет существовать.
Сейчас духовная элита Тувы находится в стадии формирования, и результаты станут заметны лишь через два-три десятка лет. При этом нельзя сказать, что буддистское и православное духовенство ведет активную работу с населением. Одно из следствий этого - широкое распространение на тувинской земле американских тоталитарных сект, щедро финансируемых из-за границы, в том числе - западными спецслужбами. Эти секты работают с населением очень активно и вовлекают в свои ряды именно тех людей, которые больше всего задумываются о "вечных ценностях", о смысле жизни. Большинство же остальных людей являются верующими только по названию. Для того, чтобы быть буддистом - мало положить камень на оваа. Для того, чтобы быть православным - мало поставить в церкви свечку.
Если нет Бога, отличие между человеком и животным стирается. И тогда ценность человеческой жизни опускается до уровня ценности жизни барана или собаки.
Традиционная система социальной стратификации в тувинском обществе на протяжении последних ста лет подверглась тотальному разрушению.
Речь идет об упорядоченной системе взаимоотношений между людьми. В каждом обществе есть свои правила поведения, взаимодействия людей с разным социальным статусом. Как общаться с пожилым человеком, с человеком другого пола, с детьми, с начальством? На каждый случай есть свои негласные правила.
В периоды ускоренной модернизации общества эта система с неизбежностью нарушается. В Туве эти процессы оказались еще более ярко выражены, чем в других регионах России. Произошла полная смена элит, новые элиты формировались из людей, находившихся ранее в самом низу общественной пирамиды. Этого требовали задачи построения принципиально нового коммунистического общества. В итоге культура элиты полностью сменилась. В 1930 годы это была культура бедняка, неожиданно получившего в свое распоряжение советское образование и власть.
Важность сохранения традиционной системы стратификации интуитивно понимали и правители старой Тувы. Не случайно, одним из пожеланий нойонов Белому Царю, Николаю Второму, было сохранение специальных шариков на шапках в случае в случае перехода Тувы под покровительство империи. По этим шарикам можно было сразу же определить социальный статус человека, и выбрать соответствующую модель поведения. Некоторые сейчас над этими шариками смеются (говорят: "прямо как в фильме "Кин-дза-дза"!). Однако цветные шарики - символическое выражение упорядоченности общественной жизни.
Старики в 20-м веке утратили свой авторитет. Им нечему было научить молодых, их культурное наследие было объявлено устаревшим и реакционным. Это им приходилось учиться у молодых - как жить в изменившемся мире?
Если в 1950-е годы государство проводило сознательную политику по изменению стандартов взаимодействия людей, их моделей поведения, то сейчас такая "модернизация" происходит стихийно, под влиянием западной масс-культуры. При этом не секрет, что США на протяжении последних пятидесяти лет последовательно реализуют программу по изменению, дестабилизации системы ценностей россиян (да и не только россиян). Народ с разрушенной культурой, с хаотичными взаимоотношениями между людьми становится разобщенным и слабым, им легко управлять... Опять же, Тува в силу своей специфики представляет собой очень удобный полигон для таких экспериментов.
В условиях такой социальной неопределенности человек может ощущать себя просто НИКЕМ. Ощущение пустоты, собственной никчемности рождает в человеке агрессию. Она может направляться внутрь - и человек начинает злоупотреблять алкоголем, становится склонен к самоубийству. Может направляться на внешний мир. Убийство - это способ на подсознательном уровне продемонстрировать другому свою абсолютную власть над ним. Ведь убийца забирает самое дорогое, что у того есть - его Жизнь. "Если у меня есть такая власть, значит я не такое уж пустое место".
Пилат говорит Иисусу: твоя жизнь висит на волоске, и я могу его оборвать. "Уж не думаешь ли ты, что волосок этот ты подвесил?" - отвечает ему Иисус.
Убийца на подсознательном уровне уподобляет себя Богу, властвующему над человеческими жизнями. Да, комплекс неполноценности очень часто связан с манией величия и агрессией...
Пятьдесят лет назад материально люди в Туве жили не лучше, чем сейчас. По большинству показателей - гораздо хуже. От этого им не приходило в голову обязательно кого-то убить. И сейчас - уровень жизни в Туве растет, а преступность не уменьшается. "Людям нечем заняться, от безделья они напиваются и убивают друг друга".
Почему они от безделья не читают книги и газеты? Сейчас сельское хозяйство республики начало развиваться, появились большие аратские хозяйства, в которых не хватает рабочих рук. Животноводам выдаются субсидии. Но не всем хочется заниматься тяжелым трудом. Не имея образования, специальности, человек хочет жить в городе, получать большую зарплату. Жить не по обычаям предков, а по увиденным в плохих фильмах образцам. Приведу свой диалог с молодым человеком в одном из западных кожуунов.
- Чем занимаешься?
- Ничем.
- А почему у дяди в юрте не живешь, не помогаешь ему?
- В юрте скучно жить. А в поселке дискотеки проходят. Весело!
В древности почти каждый человек знал, почему и зачем он живет. Зачем Бог послал его в этот мир? Какие задачи он в этом мире решает, какую карму отрабатывает? Религия давала достаточно простые ответы на эти вопросы. Спросите сейчас человека - зачем ты живешь? Да что там другого, спросите у самого себя... Кто-то скажет - я живу для детей... Ну а дети - для своих детей... И так далее. Но это еще остаток традиционных представлений. Кто-то живет для удовольствия, этому учит современная массовая культура: чем больше ты потребляешь, тем лучше. Смысл - потребить как можно больше.
Не чувствуя смысла собственной жизни, человек не видит смысла и в жизни другого. Нет смысла - нет и ценности. Поэтому вместо виртуального компьютерного монстра можно убить живого человека. Это ведь интересней!
Итак, высокий уровень преступности в республике связан с целым рядом факторов. Журналисты привыкли в росте преступности обвинять Правительство РТ или МВД, сводить все к экономической ситуации. На мой взгляд, такая оценка не соответсвует действительности. Правительству республики досталась нелегкая задача - исправить последствия проводившихся над народом в 20-м веке экспериментов. Все эти последствия - оборотная сторона проводившейся в республике советской модернизации, слома традиционной системы ценностей.
Я думаю, что главная битва происходит сейчас в душах людей.