Язмир Михаил Моисеевич : другие произведения.

Заметки о боге

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:



*

Два важных вопроса в понимании бога- ВЕЧЕН ли БОГ и

БЕСКОНЕЧЕН ли ОН в ПРОСТРАНСТВЕ?

Если он вечен, а, следовательно, существует как в бесконечном

прошлом, так и в бесконечном будущем времени, и если он

бесконечно присутствует в бесконечном пространстве, и если он

одновременно присутствует в бесконечно малом то, фактически,

представление о нем совпадает с понятием о природе, о сущем, о

происхождении законов окружающего мира. При подобном

подходе понятие бог отодвигается в бесконечность и для решения

насущных задач становится непригодным.

При этом абстрагируемся от вопроса- что есть бог?

**



Сложнее проблема невечного и невездесущего, ограниченного

во времени и пространстве бога, как это понимается всеми

религиями при внимательном изучении первоисточников. В них

бог уже выступает всего лишь как повелитель какого-то перечня

природных сил и хранитель нравственности. Это, скорее,

пристрастный наблюдатель, эмоционально реагирующий на

перипетии развития отдельных людей и народов. Этот бог

"нацелен" на решение людских проблем и несомненно он и есть

производное этих проблем. Он "решает" всё, увы, в пределах

ограниченного кругозора своих последователей, вследствие их

внутренней убежденности в потустороннем источнике

индивидуальных мыслей, поступков, случаев...

***

Совсем мало людей склонны или стремятся осознать бога как

логическое философское понятие. Абсолютное большинство

исповедует присутствие бога почти инстинктивно, способность к

чему, возможно, передается генетически из века в век и вызывается

воспитанием. Длительное, в миллионы лет, психофизиологическое

развитие человека идет от унаследованных систем "табу"

обезьяноподобных предков, через более поздние анимистические,

тотемные, языческие верования ушедших поколений. Единобожие,

таким образом, можно понимать, как вариант упорядочивания

ощущений и понимания окружающего мира. Однако "изобретение"

единого и единственного бога было обусловлено не только

поисками истины, но также стремлением к мощной духовной опоре

в противостоянии евреев с могущественными последователями

других богов.

****

Если речь идет о длительном развитии человека как вида, то не

нужно забывать также и факт достаточно долгого формирования

разных народов и их культур. Дело не только в известных

предубеждениях белых и цветных, мусульман и христиан,

язычников и монотеистов и т.п. Проблема в устойчивой

генетической привяэанности человека на подсознательном уровне к

длительному существованию предков в едином культурно-

этническом окружении.

Научный анализ ограничивал сферу влияния религии на

общественные процессы у христианских народов. Религия

постепенно уступала области своего влияния. Появились тысячи

теорий и гипотез, авторы которых не нуждались в опоре на древние

фантастические сказания. Сфера религии все больше "уходила" в

оправдание нравственности и этики вообще. Но появились

деятели, которые дали новый импульс "абсолютизации" религии.

Они (Гегель) связали законы развития мира с мировым разумом, то

есть с богом. Особенно в последнее время, в этом смысле,

"повезло" теории "большого взрыва", согласно которой

Вселеннная возникла "почти из ничего?"! Однако, и это понимают

серьезные верующие, попытки обоснования веры наукой в

конечном счете ведут к подрыву веры...



*****

Несерьезно предполагать, что религию можно отменить или

заменить какой- либо философской системой (если не соотносить

религию и философию), ибо "ненаучными" верой и, добавлю,

надеждой, проникнуто все развитие и существование личности от

младенческого до старческого возраста, от древнейших гуманоидов

до современного человека. Можно считать, что те или иные

религиозные воззрения неотделимы от человека и находятся в

природе человека.

Религии до сих пор являются способом объединения и

разъединения людей, их примирения и вражды. Люди и

государства в современном мире уже не могут существовать друг

без друга. Человечество стало глобальным и не всегда

положительным фактором. Теперь отрицательная роль религий, как

возможного возбудителя войн особенно опасна и должна быть

преодолена. Как?



******

Нужна общая религия- религия поклонения природе как богу.

Ведь только природа является источником всего, что в нас и того,

что окружает нас. Природа является источником и ареной действия

законов, управляющих ею, и она же порождает чувства и правила

поведения индивидуума в обществе. Природа в отношении

человека ведет себя как глобальный и поэтому объединяющий

фактор, не сталкивает людей по расовым или национальным

признакам. Вот кому нужно строить храмы, вот к кому нужно

прислушиваться для сохранения мира, человека, человечности и

человечества... Увы, сегодня этому мешают религии и государства,

готовые погубить "чужих" !.. И все становятся чужими друг

другу... Воистину, бог сегодня и боги всегда- это продукт нашей

ограниченности.

Неограниченной остается только Природа.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"