Сегодняшняя наука "экология" выявила ряд важных законов существования и развития растительного и животного мира, в зависимости от окружающей среды, которая вместе с населяющими ее организмами представляет собою то, что В.И. Вернадский назвал биосферой. Благодаря экологии мы сегодня знаем, что происходит в реальной природе.
Мы знаем, что в основе существования биоса лежат зеленые растения- продуценты, которые растут за счет энергии солнца, извлечения углерода и кислорода из воздуха, а из почвы - других необходимых веществ. Зеленые растения поедаются растительноядными животными, которые, в свою очередь, служат пищей для хищников. Те и другие называются консументами. Весовые количества (биомасса) продуцентов и трофический ряд консументов образуют пирамиду биомасс, в которой каждый последующий этаж живет за счет поедания предыдущего и по весу составляет лишь небольшую (1-3%) его часть. Человечество находится в верхней части пирамиды и употребляет и животную, и растительную пищу.
Все животные и растения находятся в глубоких связях и отношениях друг с другом. Миллиарды лет происходила настройка живых существ к существованию в изменяющихся условиях поверхности нашей планеты Земля. Первичные организмы бактерии и сине-зеленые водоросли могли существовать в условиях бескислородной атмосферы. Но они также были первыми организмами, выделяюшими кислород в окружающую среду. Миллиарды лет они поставляли кислород в атмосферу, постепенно меняя состав воздуха. Без накопленного ими кислорода было бы невозможным появление и развитие зеленых растений и животных.
Каждый биологический вид не может существовать без его ближних и дальних соседей, как бы выполняя свою роль в бесконечном спектакле жизни. Муравьи, строя свои муравейники, в то же время, разрыхляют почву и, являясь санитарами леса, уничтожают остатки пищи. Пчелы, пользуясь нектаром цветов, одновременно способствуют их оплодотворению. Воробьи, выкармливая своих птенцов животной пищей, помогают растениям избавиться от вредителей. Волки способствуют процветанию оленей, уничтожая больных и ослабевших животных.
Пожалуй, только у двух среди миллиардов групп организмов роль особая, хотя и не всегда ясная. Это вирусы и человечество. Вирусы, поражая генетический механизм клеток, возможно, помогают совершенствованию вида, вызывая мутации, Однако, до сих пор непонятно- что они получают при этом сами.
Человек, наоборот, развивая производство и бесконтрольно размножаясь, воздействует на всю экологическую систему в целом, подчиняя ее себе, а с помощью медицины, изменяет (увы не всегда в лучшую сторону) самого себя. По мере развития науки и техники и в соответствии со своими этическими нормами человек все больше деформирует природную экосистему, заставляя ее производить все больше и больше питания для увеличивающегося народонаселения. Он произвольно увеличивает или уменьшает, вне связи с экологическими потребностями, количество тех или иных видов животных и растений. Тем самым, человек в значительной мере исключил себя из механизма естественного отбора- основного способа совершенствования экосистем. Это произошло не сразу.
На раннем, стадном, этапе своего существования место человека в экосистеме, повидимому, напоминало таковое у современных человекообразных обезьян. Стадная жизнь шимпанзе состоит в поисках пищи и в различных взаимоотношениях между животными. Между индивидами особой иерархии не отмечается. Взрослые самцы и подростки терпимы друг к другу. Детеныш рождается почти голый. Многие месяцы он тесно связан с матерью. Детеныши и подростки 3-8 лет много времени проводят в играх. С возрастом игры постепенно сменяются ритуальным обыскиванием у взрослых.
Горные гориллы живут небольшими стадами (5-30 особей), размер которых варьирует в разных районах. Состав группы сравнительно стабильный: главенствующий самец, еще несколько молодых самцов, несколько самок, детеныши и подростки. В своих стадах гориллы удивительно миролюбивы и терпимы по отношению друг к другу. Главенствующий самец ведет себя как вожак и покровитель, а не как деспот. Он не является владыкой гарема. Он не ревнив, и половые отношения у горилл отличаются мягкостью и носят добровольный характер. На самку самцы не нападают. Детеныши держатся возле матерей. Потребность в играх у горилл утрачивается годам к шести.
Очевидно, подобные отношения между индивидами были и в стадах австралопитеков, но особенно у Гомо хабилис (Человека умелого), который населял Африку до 3.5 млн. лет назад. Для хабилисов было характерно прямохождение, Изготовление примитивных каменных орудий и использование огня датируется по меньшей мере 2 млн. лет назад. Обучение молодняка у этих предков сегодняшних людей несомненно проводила мать, вожак и другие члены стада, передавая детенышам навыки охоты и собирательства. Гоминиды миллионы лет оставались детьми природы, ощущая себя ее неотъемлемой частью. Человеческие стада и отдельные семейства мигрировали в пространстве, меняя свое местоообитание в зависимости от возможности добывания пищи.
Осознание своего отношения к окружающей природе вероятно возникло уже у неандертальцев, живших 70-38 тысяч лет назад, но наверняка- у кроманьонцев, древних представителей человека разумного ( Гомо сапиенс). Связь кроманьонцев с другими гоминидами не выяснена. Имеющиеся палеонтологические данные отрывочные и неполные.
Скорее всего кроманьонцы происходили не от неандертальцев, а от особых гоминид, не оставивших о себе следов. Это, впрочем, не удивительно, так как промежуточные звенья в эволюционной цепи организмов, как правило, теряются по причине кратковременности их существования и узкой локальности местообитания. Шанс на сохранение их окаменелых остатков, поэтому, был минимальный. Впрочем некоторые исследователи (Д,Орбиньи) предполагают, что появление Человека мыслящего, как и многих уже вымерших животных, произошло в результате одного из двадцатисеми актов божественного творения.
Кроманьонцы оставили удивительные образцы наскальной живописи и скульптуры людей и животных. Эти образцы древнейшего искусства уже отражали религиозное восприятие действительности, которое появилось в виде открытия очевидных связей между человеком и природными явлениями. Эту информацию в виде очеловеченных образов природы было необходимо передать другим членам рода и потомкам. Они составили экологически обусловленные древнейшие системы ритуалов, разрешений и запретов, соблюдение которых вначале осуществлялось матерями и вожаками, а затем- шаманами. Образное, в значительной мере, чувственное, интуитивное мышление было органически связано со всей историей становления человека и предопределило ведущую роль искусства в религиозной, а затем и мыслительной сфере.
Первичные понятия добра и зла были связаны с двумя очевидными свойствами природы- рождением и гибелью. Материнством было пронизано все: рождение ребенка, олененка, деревца, ручья. Мать, будь то женщина, олениха или Земля, рождают и ласкают свое дитя, кормят и воспитывают его. Это добро. Зло- это старость, отсутствие еды, наводнения, холода или засухи, хищники, землетрясения, пожары- все то, что вызывает боль и смерть.
Еще одно фундаментальное понятие морали- справедливость- также возникло сначала в абсолютной образно- чувственной форме защиты ребенка матерью, инстинктивно признаваемой самцами как важный способ выживания сначала стада, а потом- племени. Потребовались многие тысячи лет, чтобы понятие справедливости стало таким как сегодня, многообразным и разветвленным, в соответствии с интересами разных групп в сменяющихся исторических системах человечекого социума. Но, подсознательно, в его основе присутствует тот чувственный опыт, который развился первично в результате естественного отбора.
Собственные чувства, радости и страхи были первичными источниками фантастических видений, связывающих природу в единый чувственный механизм, повелевающий жизнью и смертью, в круговороте которых находится и человек. Человеческие стаи и рода внутри себя унаследовали качества обезьяньих стай- терпимость друг к другу, взаимопомощь, уважение к женским членам сообщества. Стая или род могли выжить только при полном взаимодействии всех их членов.
Устойчивость этих первых коммун в борьбе за существование на протяжении тысяч и миллионов лет зависела от степени того, что можно назвать чувством долга, , самопожертвованием (героизмом), совестью. Таким образом, моральные принципы в их стихийно- чувственном выражении были выработаны именно на стадной стадии развития человека и были связаны с его инстинктами как стадного животного. Круговорот и взаимозависимость всех частей окружающего мира, экстазы полового влечения и ревности постепенно трансформировались далее в чувство преклонения перед гармонией и красотой природы, любовь, а материнское сочувствие- в сострадание, доброту, благодарность; любопытство животного- в интерес, любознательность, инстинкт цели, надежду.
Со временем способность к восприятию этих древних моральных норм стала инстинктивной, а сигнал к ее реализации подает каждый раз женщина, прикладывая ребенка к своей груди. Кстати, именно поэтому принципы морали, как показали многие исследователи, одинаковы у людских сообществ, стоящих на разных ступенях цивилизации.
Древние человеческие племена сначала полностью зависели от урожая диких плодов и ягод, а также результатов охоты на животных. Поэтому первые просьбы к богам и первые табу были нацелены на сохранение окружающей среды. Количество населения в человеческих племенах, как и особей других диких животных полностью соответствовало количеству пищи, предоставляемой средой. При неблагоприятных природных условиях слабые и больные члены племен погибали. На более поздних стадиях развития, когда взаимопомощь внутри племен позволяла регулировать численность населения сознательно, в тяжелые сезоны часть новорожденных из-за нехватки пищи, как это делалось у бушменов, уничтожалось.
Таким образом, первые религиозные воззрения представляли собой мистифицированные образы экологических связей племени и каждого индивидуума с окружающей реальностью. Постоянное возобновление окружающей жизни вызывало представление о ее неуничтожимости, определяемой невидимой духовной связью поколений. Духи должны были где-то существовать, поэтому появилось представление о потустороннем мире. Представлялось, что там они ведут такой же образ жизни, как на этом. Поэтому в могилу умерших первобытных людей клали предметы его труда и обихода.
Такая, даже зачаточная, форма религии имела колоссальное значение для выживания человека. Впервые первобытный человек смог составить мыслимую воображаемую модель своего бытия в мире. Тем самым он определил свое место среди окружающих его предметов и явлений и уловил их значение. Впервые инстинктивно- чувственная животная нравственность превратилась в пусть примитивную, но религиозно осознаваемую систему правил и табу. Впервые человек принял из рук природы отведенную ему роль субъекта осмысления и отражения действительности.
Появление даже зачаточной формы земледелия резко изменило ситуацию. Земля стала собственностью. Была осознана зависимость земледельца от нескольких основных сил: плодородия Земли, поступления в почву воды, воздействия на растения солнечных лучей.
Теперь основными богами стали бог Земли, бог Солнца и бог воды. И человек становился действующим лицом, способным, как ему представлялось, не только выращивать плоды, но также мольбами и жертвоприношениями добиваться милости богов. С этой же целью им строили храмы. К тому же, представлялось, что и боги ведут себя как люди, разговаривают, спорят. Их особенно развлекает управление судьбами людей, вовлечение их в войну, или мир. Боги олицетворяли местные природные особенности, и они же определяли способности и место людей в обществе. Развилось представление о богочеловеках, то есть о людях, которые, якобы, являются временным явлением бога в человеческом образе и, поэтому, способны повелевать себе подобными.
Экологическая связь и зависимость египтян от окружающей среды четко просматривается на примере одной из древнейших древнеегипетской религии. Вот бог солнца Ра с головой сокола. Ежедневно на золотой лодке проезжает он по небу и спускается на западе. Это солнце, согревающее, но иногда сжигающее посевы; оно совершает ежедневное путешествие по небу. А далеко на юге в пещере, охраняемой змеем, живет бог Нила. От его воли зависит сколько будет воды в великой реке. Страшные хищники львы были опасны для слабо вооруженных древних египтян. Поэтому и богиня войны была с головой львицы. Ежегодное оживление природы связывали с воскрешением бога Осириса, ежегодно убиваемого злым рыжим богом Сетом, олицетворением злого жгучего, убивающего растительность суховея.
Дальнейшее развитие многобожия наблюдается у древних греков, когда не только у природы, но у каждой отрасли хозяйства- земледелия, скотоводства, охоты, ремесел, есть свои боги- покровители. Бог виноделия Дионис, как считалось, научил людей разводить виноград и делать вино. Гефест- покровитель кузнецов, Гермес- торговцев... С усложнением хозяйства и человеческих отношений пришлось предположить, что их причина таится в иерархии богов, среди которых высшую ступень занял Зевс, Посейдон и Аид; ступенью ниже расположились Аполлон, Артемида и Афина; Далее идут Гефест, Дионис, Гермес и Афродита, сатиры и нимфы. Религия древних греков постепенно отошла от чисто экологического восприятия богов, ее влияние распространилось уже на перипетии человеческих отношений. Очевидная в этом ее неубедительность стала первым слабым местом религиозного восприятия действительности, которая подверглась острой критике со стороны философов Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита и других провозвестников научного атеизма. "Бесчеловечной" за систему жертвоприношений назвал религию римский поэт и философ Лукреций Кар...
Иудейская вера в единого бога могла возникнуть только в народе, окруженном враждебными державами с их пантеонами многочисленных богов. Впервые было открыто свойство морали как особого духовного состояния, как базы системы поведения человека. Мораль была осознана как императив, оторвана от ее материального носителя и легла в основу жизни народа.
Был создан и невидимый создатель этой морали, и владыка вселенной, способный защитить свой избранный народ от врагов и их богов. "Нет подобного Тебе среди богов, Господи, и нет деяний, подобных Твоим." сказано в молитве Давида (Теилим, 86.)
Новая религия отразила, хотя и в наивной форме, важнейшую особенность природы- единство ее происхождения и связь между собой ее отдельных частей. Вместо древнейших табу и ритуалов пришла жесткая организационная форма в виде системы заповедей и наказаний за плохое поведение. Человекоподобный бог воистину ведет себя так, как этого ожидают от него его создатели. Он велик, он преподал новую мораль и связал с нею всю систему жизни. Однако, подобно обычному смертному он и мелочен, и великодушен, и жесток, Он создает многочисленные препоны и рогатки в его взаимоотношениях с простыми евреями, которые в большинстве случаев должны общаться с ним только с его посредниками, что весьма выгодно последним.
Полученные от предков ощущения правил морали вошли в состав заповедей. Теперь они были отторжены от природы и стали частью духовной, религиозной культуры.
Религия перестала носить экологический характер, однако составители Торы и Танаха не могли избежать образности слога, идущей от языческих времен. Теперь царем природы провозглашен был человек. Но он, в то же время, стал носителем "греховных" устремлений, которые религия, в особенности христианская, объяснила так называемым первородным грехом, то есть грехопадением Адама. Религия стала оправдывать бесконтрольную рождаемость людей, независимо от возможностей их пропитания. Как ни странно, но именно бедность и многолюдность во многих странах идут рука об руку. Здесь нарушение человеком экологического равновесия (в Азии, Африке и Латинской Америке) налицо. Религия также очень быстро стала одним из поводов для развязывания войн, что можно увидеть сегодня на примере воинствующего ислама...
По своей сути религиозная вера проста. В ее основе лежит убежденность верующих в том, что "создатель" диктует человеку его мысли и намерения. Вера тем и отличается от науки, что она не требует никакого обоснования. Поэтому верить проще, чем не верить.
Создатели монотеизма, однако, не могли предусмотреть, что через несколько тысяч лет могущество человека достигнет такого уровня, что он нарушит прерогативу бога и по своей прихоти сможет стирать с лица планеты, или наоборот, создавать целые группы живых существ и формировать неожиданные экологические системы (городов, космических кораблей).
Несомненно, и сегодня и в будущем дальнейшее осознание человеком окружающей действительности и открытие новых ее сторон приведет к расширению зоны непонятых явлений...
При всем при том в природе имеет место одно чудо, отмеченное Альбертом Эйнштейном- она познаваема! Ей присущи законы и закономерности, явление которых есть отражение вселенской тайны! Поэтому только сама природа по-настоящему достойна быть предметом поклонения. Именно она породила в нас понятия о совести, добре и зле, развила в нас стремление к творчеству, постепенно сделала нас могущественной глобальной силой...
Но..., мы сами, в животном, оправдываемом религией, стремлении заполнить собою все пространство биосферы, вошли в противоречие с экологическими законами, с глобальной сущностью роли человека. Теперь, только он один в состоянии отказаться от религиозного противостояния друг с другом, надеть на свои инстинкты узду культуры и, тем самым, сохранить пока еще льготную для себя экосистему...
Для этого он должен отказаться от веры в придуманного и угрожающего ему бога с худшими человеческими наклонностями: унижения "избранных", мстительности, жестокости, воинственности. Только самой природе, а не эгоистичным персонажам человеческой фантазии, стоит возносить благодарность за воспитанные в нас добрые чувства и способности к познанию мира и обустройству нашей глобальной экосистемы- единственного и общего для всех людей космического дома!..