Язмир Михаил Моисеевич : другие произведения.

Шквал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Михаил Язмир.
   Шквал.
  
   Яхта "Сильва" попалась Саше в результате жеребьевки. От ее владельца и капитана, Рафаила Бажанова знал: яхта недавно и неудачно
  
  
   Фото1. Яхта на Волге. 1950 год.  [Михаил Язмир]
  
   Фото1. Яхта на Волге. 1950 год.
  
   построена, тяжелая, паруса настроены недостаточно, но остойчива и хороша в сильный ветер на полном курсе. В слабый ветер, да еще в лавировку, хороших результатов от "Сильвы" не добиться
   На самом деле яхта была названа иначе- "Заря". Но ее капитан, Рафаил Бажанов, после ходовых испытаний яхты, сочинил песню:
   Сильва, ты меня не любишь,
   Сильва, ты меня погубишь,
   Сильва, ты меня с ума сведешь,
   Никуда меня не довезешь...
   С этих пор, говорят, ее и прозвали Сильвой...
   Разыгрывалось первенство Саратова 1950года по парусному спорту. На Волге заканчивался весенний паводок, разлив был еще значительный. Было начало июля. Стартовать нужно было против течения и следовать до левобережного бакена в трех километрах от старта. Бакен надо было обойти в направлении против часовой стрелки...
   Частые сигналы колокола возвестили начало гонки. Однако, увы, ветер, как раз на старте, замер "закис". Установился полный штиль. Беспомощно повисли паруса. Волны от проходящих моторных судов раскачивали яхты, и на них мотались с борта на борт паруса. Солнце пекло и сильное в этом месте течение уносило яхты от стартовой линии вниз по Волге.
   - Отменят гонку, - проговорил Володя.
   - Пока сигнала отмены нет,- ответил Саша,- к тому же будет жалко, если отменят. Смотрите, ребята! Да не на острова, а на город! Какая туча надвигается с правого берега, со стороны электростанции "Саргрэс"! Ветер будет, и еще какой! Как раз для "Сильвы"! Ну и жуткая тучища! Если бы не гонка, срочно бы пошел в укрытие. Но, если рискнуть, есть шанс- заезд выиграть!..
   Яхту продолжало тащить течением все дальше и дальше. Вот уже на траверзе городская электростанция, из труб которой вертикально вверх поднимались черные столбы дыма... Прямо за этими трубами в небе разрасталась вширь и ввысь сине- черная гангреноподобная темень, перед которой, как рыбки- лоцманы перед акулой, вращались белесо- пепельные тучки...
   Но вот дым грубо сорвало и разорвало в отдельные пряди, вихрящиеся за верхушками труб и понесло через Волгу к яхтам и к другому берегу. Почти одновременно, туча поглотила солнце, пахнуло холодом, по воде побежали, обгоняя друг друга, черные полосы ряби, и вот уже ветер ударил в паруса... "Сильва", как закусившая удила лошадь, начала набирать скорость. Шквал усиливался с каждым мгновением, вдавливая судно в воду. Из- под яхты за кормой вырос пенистый бугор. Шверт- стальной плавник под днищем яхты и перо руля загудели, румпель поворачивался с большим трудом, подтверждая слова Бажанова о том, что "Сильва" при попутном ветре "сидит" на руле...
   А ветер все крепчал. На глазах парней яхта капитана Дыбова, "Вопрос", бегущая, вся в пене, впереди "Сильвы", наклонило ветром вперед так, что ее нос зарылся в воду, а корма!.. Корма приподнялась и обнажилось красное днище и перо руля. Через секунду корма оторвалась от воды и судно перевернулось через нос и погрузилось в кипящую воду! Мачта с парусами, при этом, легла на поверхность воды, а яхтсмены попадали в воду!
   Гонка теперь не имела смысла, нужно было спасать экипаж "Вопроса".
   Сильва пронеслась мимо и левее затопленной яхты, и Саша резко развернул судно так, чтобы против ветра подойти к терпящему бедствие "Вопросу". По его расчету, "Сильва", затормаживаемая ветром, должна была придвинутся к опрокинувшейся яхте с нулевой скоростью...
   Однако, постоянно усиливающийся ветер нарушил расчёт и отбросил Сильву за метр от залитого водой "Вопроса". Еще одна попытка, и опять сильный порыв ветра отбросил Сильву, не давая ей возможности вторично завершить маневр.
   Тогда Саша принял решение сократить парусность, чтобы избавить Сильву от нестерпимого давления шквала. Он развернул яхту по ветру и послал на бак Мишу, чтобы спустить паруса. Однако на попутном курсе грот, прижатый к мачте и вантам, не желал сползать с мачты. Чтобы несколько снизить давление паруса на мачту, Саша развернул швертбот к середине реки, и яхта понеслась в полветра к левому берегу Волги...
   Но Миша, все равно, никак не мог опустить хотя бы один из двух парусов! Тогда Саша послал на помощь Мише Володю...
   Между тем, ветер усилился до такой степени, что поверхность Волги покрылась белой пеленой. Верхушки волн, сорванные ветром, неслись над водой в виде водяной пыли...
   Яхта шла при ветре сбоку (в полветра), но даже на этом курсе ее кренило до опасного градуса и, чтобы не опрокинуть яхту, приходилось выпускать ветер из парусов. Оба паруса- грот и стаксель, резко хлопали под ударами ветра, и дергали мачту...
   Яхта теряла скорость и управляемость. А ветер уже не свистел, а визжал в снастях... Теперь Саша не мог, даже, развернуться на курс по ветру, чтобы наполнить паруса и уменьшить крен. Яхта плохо слушалась руля! Возле мачты возились Володя и Миша, и они рисковали упасть в воду при большом крене...
   Положение становилось безвыходным. Паруса не поддавались, яхта не могла нести такую парусность. Ход замедлялся. "Сильва" перестала слушаться руля. Отпущенные паруса рвал ветер, и мачта содрогалась от их ударов. Ветер неуклонно пригибал мачту и полощущиеся паруса, и с ними все судно, к воде...
   Саша почувствовал, что вот- нулевая точка пройдена, и сейчас волны ворвутся в кокпит! Он оценил ситуацию и прикинул будущее положение своего тела, когда, после падения в воду, окажется под парусом...
   Одновременно он увидел, как мачта стремительно падает, как перед ним разостлался на волнах парус, как в кокпит заплеснула первая волна, как шверт с резким ударом вылетел из швертового колодца, и Волга полностью вошла в судно!
   И вот он падает в воду, сохраняя в уме конфигурацию соотношения парусов и корпуса яхты. Под водой он развернулся, подгреб руками в сторону корпуса судна, и вынырнул между погруженным в воду левым бортом яхты и лежащим на воде нижним краем паруса, пришнурованного к деревянной рее- гику.
   Первым делом нужно было удостовериться в том, что с экипажем все в порядке. Обоих парней он увидел в воде возле носовой части судна. Они держались за палубные крепления вант. Он крикнул им, чтобы они не пытались покинуть "Сильву". Даже заполненный водой ее деревянный корпус представлял собою надежное спасательное средство...
   Саша никак не мог понять откуда несутся такие хлесткие удары водяных струй- то ли это ливень, то ли это сорванная ветром с поверхности водяная пыль. Стоял такой гул, словно куда-то неслись сотни поездов. В то же время, на пенной поверхности реки больших волн не было. Видно ветер не давал им подняться, превращая в пену ...
   Яхту и ребят, прицепившихся к ней, медленно несло течением в пролив между островами Казачьим и Пески, больше в сторону Песков, когда появился Никита Макулов на яхте "Воложка". "Воложка" неслась с большим креном под сокращенным гротом и штормовым стакселем- вся в облаке брызг от встречных волн. На ее наветренном борту сидели и откренивали судно человек пять, а румпелем управлял Макулов. Саша видел, что Макулов привстал, чтобы лучше видеть ситуацию через огромные, модные в то время, очки... Его длинные каштановые волосы развивались на ветру. Саша понял, что Никита хотел бы пристать к кормовой части днища, к которой прилепился Саша, но он явно не справлялся со скоростью и, в то же время вел судно так близко к "Сильве", что оно неминуемо раздавит Сашу.
   Саша оказался в сложном положении: забраться на свой затопленный швертбот он не мог- в мокрой одежде и обуви он был не в состоянии быстро двигаться...
   Оставалось одно: когда "Воложка" на полном ходу летела мимо "Сильвы", Саша отпустил свое судно и встретил нос "Воложки" обеими руками, амортизируя удар, и зацепился за крепление передней ванты на носу...
   Но и теперь Саша оказался в незавидном положении. Выбраться на швертбот он не мог- давление воды, мокрая одежда, усталость обессилили его... И отпустить нос тоже нельзя, так как своим телом он тормозил "Воложку", и она еще сильнее накренилась, обнажив черный шверт, который резал воду под судном как раз там, где Саша мог очутиться, если просто отпустит нос Воложки...
   И тогда Саша решился на рискованный вариант. Он подтянул ноги к себе, уперся ступнями в борт и что есть силы оттолкнулся от "Воложки" и в ту же секунду шверт прорезал воду рядом с Сашей...
   Все это приключение длилось какие-то секунды, но и за это время Макулов увез Сашу на пару десятков метров от "Сильвы". Теперь Саше пришлось плыть в прилипшей к телу одежде к ее притопленному, корпусу...
   Наконец, он доплыл до своего судна и ухватился за ее спасительный бок. "Воложки" рядом уже не было- ее парус улетел далеко...
   Время шло медленно, когда ветер, наконец, начал стихать. Однако появилась волна, а на ней, внезапно, заплясал катер со спасательной станции...
   - Эй, молодежь, загружайтесь в катер, не рискуйте жизнью! - закричал в мегафон моторист.
   - Уж, если ты хочешь помочь, привези нам ведра, я надеюсь зацепиться за ухвостье "Песков", течение несет туда! - попросил Саша.
   - Хорошо! Но пусть со мной кто- нибудь из твоего экипажа поедет!
   Саша посмотрел на ребят и увидел, что в особенно неважном положении находится Миша. Он посинел, дрожал.
   - Миша! - крикнул Саша, - отправляйся со спасателем за ведрами...
   Катер подвалил к яхте, и спасатель помог Мише взобраться на свой борт. Мотор зафырчал и катер исчез в волнах и в дыму, направляясь к теперь уже далекому Саратову...
   Между тем, быстро становилось светлее, ветер стал униматься и, в конце концов, из уходящих и теперь совсем не грозных облаков, выглянуло солнце. Яхту тащило течением мимо освещенных солнцем широченных песчаных пляжей нижней по течению части острова. Нужно было как- то подгрести к суше, иначе их могло пронести мимо и далее под железнодорожный мост, где неуправляемое судно может налететь на "быки"- мостовые опоры...
   И, вдруг, сильно зашуршало, яхта, таки, сама наткнулась на мель! Глубина здесь была всего-то по пояс, но очень сильное течение. Чтобы яхту не сорвало течением с мели, Володя и Саша, взявшись за мачту, затащили ее вместе с парусами еще дальше на мель. Теперь швертбот не мог сойти с места и ребята, наконец, могли выбежать на песчаный берег и, чтобы согреться, стали кругами бегать по песку...
   А вот и Миша с ведрами... Он стоял на носу качающегося на волнах спасательного катера и крикнул:
   - Ловите ведра! - и бросил их в воду...
   Ведра подхватило быстрым течением. Володя, однако, успел догнать одно из них, а второе ушло на глубину...
   - Что же вы? - посетовал Миша.
   Видно было, что он очень устал и, поэтому, текущую ситуацию оценивал неадекватно...
   Сначала нужно было снять мокрые паруса. Сняли. Потом их разостлали на теплом песке. Затем поставили яхту на ровный киль мачтой вверх. Следующую операцию выполнили по рекомендации учебника яхтсмена- заткнули тряпками щель швартового колодца и принялись быстро-быстро отливать воду из корпуса. Отливать нужно было быстрее, чем поступало воды в трюм через палубу. Быстрее, быстрее- ведро за ведром, черпак за черпаком...
   И яхта всплыла! Забортная вода перестала поступать в нее. Теперь можно было отливать воду не торопясь. Как быстро летит время...
   Теперь на полностью всплывшую яхту можно было поставить подсохшие паруса и двинуться обратно. Но наступил штиль! Нужно было подождать до ночи, когда задует ночной бриз...
   Но чудеса еще не кончились- к ним приближалась моторная лодка- буксировщик- ее прислала судейская коллегия. Чтож, и за это спасибо! "Сильва" в полном порядке: ванты обтянуты, фалы закреплены, грот пришнурован к гику, стаксель убран под палубу, матросы на шканцах, а рулевой на румпеле. Экипаж готов двинуться и на буксире...
   На базу вернулись только на закате солнца...
   Даже через годы Саша вспоминал- как он тогда шел домой со здоровым чувством усталости и приятным сознанием того, что все обошлось...
  
   Словарик для сухопутных граждан.
   Бакен- деревянный плавучий знак белого цвета(левый) и красного(правый).
   Бейдевинд- положение яхты по направлению к ветру- круто к ветру.
   Ванты- стальные тросы, удерживающие мачту от падения.
   Гик- рея, закрепленная одним концом на мачте и распрямляющая нижний край паруса.
   Зарифленный грот- парус грот с уменьшенной площадью.
   Перо руля- погруженная в воду лопасть рулевого устройства.
   Рея- деревянный брус, к которому крепится горизонтальная часть паруса.
   Румпель- рычаг для управления пером руля.
   Стаксель- передний треугольный парус.
   Траверз- направление, перпендикулярное курсу судна.
   Фал- снасть для подъема паруса.
   Форштевень- передняя оконечность судна, передняя завершающая часть киля.
   Шверт- продольно вытянутая стальная пластина, опускающаяся в воду для устойчивого движения судна.
   Швертовый колодец- устройство для опускания шверта через днище в воду.
   Швертбот- парусное судно со швертом.
   Шканцы- часть палубы слева и справа от мачты.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"