Есть вечные риторические вопросы, которые любят задавать антисемиты. Впрочем, и евреям они интересны. К таким, прежде всего, относится сакраментальный вопрос- "Почему евреи дали немецким фашистам возможность так легко убивать себя? Почему не дали отпор?" Увы, в этом вопросе легко угадывается и антисемитский ответ: "Шесть миллионов евреев были убиты потому, что воевать не умели по причине природной трусости". Но так ли это на самом деле? Думается, что наступила пора дать научный ответ на обозначенный вопрос, а, для начала, хотя бы правильно поставить его.
Положение евреев в европейских странах накануне второй мировой войны характеризовалось растущим разложением их общин и растворением в рядах "табельных" наций. Некоторые из них приняли христианство, что, по выражению Карла Маркса, было платой за вход в европейскую культуру. Еще больше евреев стали атеистами и примкнули к революционным коммунистическим и социалистическим движениям первой половины 20го века. Вклад евреев в политику, науку, экономику, военное дело быстро увеличивался.
В России, Белоруссии и на Украине евреи приняли активное участие в буржуазной и социалистической революциях. В результате этих революций были прорваны политические плотины, сдерживавшие жизненную активность еврейского населения. Евреи бросились в военные училища, университеты и институты для получения высшего образования. Очень быстро они заняли заметное место в хозяйственной, политической и научной структуре Советского Союза. Евреи распрощались со своей духовно- религиозной организацией в надежде раствориться среди народа, влившись в состав одного из двух "дозволенных" классов- рабочего-, или- трудовой интеллигенции, поверили в действенность пролетарского интернационализма, прокламируемого теорией марксизма- ленинизма. Однако, они не учли инерцию великодержавно- национального настроя подавляющей массы населения, исторически воспитанных в нем прав "на землю эту".
Уже очень быстро стала проявляться негативная сторона революционного процесса- евреи стали конкурентоспособными, начали занимать в ряде мест лидирующие позиции. В то же время исторически сложившееся мнение о некоей общности евреев, о их чужеродности, вызвало недовольство части народа широким появлением еврейских имен среди ведущих специалистов.
Многие евреи, чтобы не быть бельмом на глазу, меняли фамилии, что уже
стало нарушением того, что называли дружбой народов. Однако и это не помогало. Так называемый интернационализм уже дал трещину тогда, когда Сталин посчитал, что евреи не могут из своей среды дать руководителя страны, где они, хотя и составляют несколько процентов от всего населения, но не имеют своего национально- географического образования(!).
По сути, и в западноевропейских странах эмансипированные евреи отошли от религиозных устоев и превращались в немцев, французов, итальянцев. Этот же процесс, хотя и с отставанием, пошел и в Польше... Евреи, не теряя своей этнической узнаваемости, быстро теряли связь между собой, добровольно отдаваясь под защиту государственных структур стран своего проживания. Теряли организованность. И в этом была опасность.
Гитлеризм, с его последовательным курсом на уничтожение еврейского народа, встретил в порабощенных им странах благоприятные условия для выявления и уничтожения лиц еврейской национальности- это, прежде всего, разобщенность евреев, их одиночество и отсутствие права на самозащиту среди титульных народов. Вот когда евреи узнали, что они именно евреи, а не поляки, немцы, французы, русские, украинцы..., то есть те люди, которые до войны жили с ними рядом, общались по делам и улыбались при встречах.
Увы, тысячи лет гонений и лжи сделали свое дело: евреи остались чужими, чудовищно одинокими и оболганными. В этих условиях и заикнуться было нельзя о какой бы то ни было оборонной еврейской организации. Нет, они имели право на оборону, но только на оборону того народа, среди которого они жили. Но если тот народ поднимал руки, а еще того хуже- вставал в ряды захватчиков, судьба евреев становилась трагичной. Но не они изменяли своему отечеству, а отечество изменяло им!
Перед лицом гитлеровской государственной системы, нацеленной на тотальное уничтожение евреев, сами евреи не могли иметь, и не имели права на какую-либо свою защиту от врагов и отпора им. Вот когда подчиненное положение народа и тысячи лет наветов на него сошлись в систему невозможности защитить себя перед лицом угрозы смерти за вымышленное тысячелетнее "неправильное" поведение. Вот причина той легкости, с которой фашистская Германия смогла вести на убой миллионы граждан, каждый из которых оказался о д и н о к и м перед невероятным и немыслимым убийством.
Однако там, где появлялась малейшая возможность организованного сопротивления, евреи сражались, отстаивая свою национальную честь. Да и в войсках победителей храбрых воинов- евреев было на каждую единицу населения больше чем у представителей "титульных" народов. По крайней мере относительное число воинов- евреев удостоенных боевых наград оказалось больше чем у других наций Советского Союза. Вот только эти факты тщательно скрывались, а в народной молве евреи "воевали" только в глубоком тылу, в городе Ташкенте.