Мельник Анатолий Антонович : другие произведения.

Изыски японских корабелов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.44*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ о том, как "заимствовали" и "заимствуют" технические новинки...



  

ИЗЫСКИ  ЯПОНСКИХ  КОРАБЕЛОВ

(Технический историзм)
Анатолий МЕЛЬНИК
   Начало 20-го века, близилось 50-летие буржуазной революции Мэйдзи 1854г., после которой Япония из самурайского средневековья с их мечами, луками и стрелами сразу оказалась в конце 19-го века среди развитых промышленных стран Западного мира. Бурный рост металлургической промышленности был основой промышленного развития, науки, просвещения. Строились железные дороги, электростанции, шла телефонизация, в городах появилось трамвайное и автомобильное сообщение. Но приоритетным оставалось судостроение, а в нем, торговый грузовой флот.
   Судостроение лежало в основе всего промышленного развития. Но оставалась одна проблема, ощущалась острая нехватка высококвалифицированных научных и инженерных кадров, потому приходилось по большей части покупать сложную технику в западных странах, и судостроение не было исключением.
   В тот момент лидером в судостроении являлась владычица морей - Англия, там-то и закупались в основном суда. На японских верфях строили суда, но по большей части, как сейчас принято говорить, по лицензии, с проектной документацией. Но для судостроительных компаний это было слишком дорого, и они нашли выход.
   Обратившись к потенциальному партнеру-продавцу, заинтересованному в продаже судна, японцы начали требовать для ознакомления первичную проектную документацию со всеми чертежами вместе с моделью судна. Англичане поначалу шли навстречу японским покупателям. А те, получив документацию, изучали ее месяц, другой, третий, а затем под каким-то благовидным предлогом отказывались от договора о намерениях. А в это время на стапеле судоверфи в Японии полным ходом уже шла закладка и строительство судна по документации английской фирмы.
   Спустя некоторое время англичане с удивлением обнаруживали в океане японское судно их проекта, и так случалось не однажды. И тогда европейские островитяне-хитрованы ответили на коварство азиатских островитян. В очередной раз, когда какая-то судостроительная японская фирма обратилась с предложением купли судна у англичан с условием предварительного ознакомления с проектной документацией, бриты согласились. Но на этот раз в документации было допущено несколько "случайных" ошибок в проектных расчетах судна.
   Спустя некоторое время японцы, в который раз, вернули документацию, и с "великим сожалением" по какой-то причине отказались от покупки судна, в то время как на их верфи уже полным ходом шло строительство корабля. Вскоре строительство корпуса судна было закончено, и его приготовили к спуску на воду для окончательной достройки.
   При большом стечении народа в торжественной обстановке, когда обрубили удерживающие канаты, корпус со стапеля, медленно тронулся по направляющим к воде, все ускоряя движение. Собравшиеся, шумно и радостно, вопя "Банзай!", приветствовали рождение нового корабля. И вот он, глубоко зарывшись носом в воду, подняв огромную волну и тучу брызг, сойдя со стапеля, оказался наплаву. Собравшиеся продолжали ликовать, а "новорожденный" вдруг неожиданно начал крениться на правый борт. Крен нарастал, и спустя небольшое время, только что спущенное на воду судно, к ужасу присутствующих перевернулось и затонуло.
   Финал этого события не отличался оригинальностью. Обесчещенный главный конструктор проекта, согласно существовавшим традициям, совершил харакири. А японские судостроительные компании начали покупать суда и лицензии без обмана. Техническая революция продолжалась, позволив Японии начать в 1905 году войну с Россией, и выиграть ее при поддержке и одобрении со стороны западных держав. В Японии возникли и возобладали аннексионистские и милитаристкие устремления, приведшие страну ко Второй Мировой войне и последующей катастрофе.
  
   P.S. Японский опыт "заимствования" лицензий весьма успешно используют и в наше время западные партнеры Украины. Приведу хотя бы один пример.
   После развала СССР в Украине остались очень мощные предприятия авиапрома. У них была новейшая, очень перспективная разработка Ан-70 - стратегического военно-транспортного самолета, готового к серийному производству. Украина без оглядки, отвернувшись от своего восточного соседа - России, бросилась в объятия Запада, сулившего ей золотые горы сотрудничества во всех мыслимых и немыслимых сферах производства. И, в частности, военного. Так, Украине вот-вот готовы были предоставить много миллиардные контракты на поставку греческой, турецкой армиям сотен танков и БТР'ов, армиям других членов НАТО - стрелкового оружия, артиллерийских и ракетных систем и пр., и пр., и пр. Особо выделялось перспективное совместное производство и оснащение армий НАТО, и даже США, военно-транспортными самолетами АН-70, не имевшим в тот момент аналогов в мире; и американский транспортник, и западноевропейский А400М уступали ему по грузоподъемности, объему грузовой кабины, и даже по экономичности.
   Рассчитывали создать совместное производство. Но до принятия решения об оснащении НАТО'вских армий этим самолетом, западные авиастроители потребовали его проектную документацию, "от и до". Ее предоставили западным фирмам. Те, получив документацию, очень долго ее изучали, анализировали. Среди множества новшеств в этом самолете их особенно интересовали турбовинтовентиляторные двигатели с соосными винтовентиляторами СВ-27 с композитными лопастями, созданными еще в октябре 1988 года в НПП "Аэросила". Они были уникальными по своим свойствам, и не имели аналогов в мировом авиастроении.
  
 []
ОНИ уже обзавелись такими "вентиляторами"
   Шло время, и все закончилось тем, что все проекты канули в лету. Но вот пару лет назад западные авиастроители с гордостью представили на всеобщее обозрение свой новый стратегический военно-транспортный самолет. И тут украинские авиастроители увидев, ахнули - "НАТО'вец" очень сильно своими очертаниями напоминал их отвергнутое детище, и главное, воздушные винты, которые ни с чем спутать нельзя, были от АН-70! В общем, посотрудничали, подсобили "НАТО'вскому" дядюшке, как в анекдоте о Внипухе и Пятачке в совместном кооперативе под названием "Медок".
   Подобная практика японского "лицензирования и сотрудничества" стала сегодня обыденной не только у западников, но и у китайцев, индусов, вот только, к сожалению, без подвохов бритов-островитян.
  
  
11 октября 2011г. Киев,    Анатолий Антонович МЕЛЬНИК
     P.S.  Если Вы прочитали рассказ, и он Вам понравился, оставьте отзыв, или хотя бы, нажмите кнопку оценки.
   А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге или отправьте ее друзьям.
       * Полная или частичная перепечатка текста - с уведомления автора и размещением авторской строки:
   Иллюстрации использованы из ресурсов Интернета.
          E-mail:  a_melnik2005@mail.ru       http://zhurnal.lib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich
  
  
  
  
  

Оценка: 6.44*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"