Мельник Анатолий Антонович: другие произведения.

Есть ли загадка церковных куполов?*

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
Оценка: 5.32*38  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гипотезы,предположения.


  

ЕСТЬ ЛИ ЗАГАДКА ЦЕРКОВНЫХ КУПОЛОВ?

(Гипотезы, предположения)

Анатолий МЕЛЬНИК

   1. ВО ЗДРАВИЕ. Всякий входящий в Храм, подсознательно старается получить здесь некую энергетическую подпитку - то ли за счет молитв, проповедей, исповедей, песнопений, то ли за счет самого культового сооружения. Однозначно одно, что пришедшие, волей-неволей, ощущают здесь какое-то особое трепетное волнение. Этому существует много разных объяснений и среди них и то, что большинство ходит в церковь не тогда, когда испытывают благость, а когда на душе тяжко и тревожно, в церковь идут, надеясь получить помощь, облегчение, укрепление веры и духа.
   Обращаясь в мыслях к Всевышнему, никто не будет оспаривать, что лучше это делать в стенах церкви. И здесь, помимо чисто психологических, эмоциональных факторов, играют важную роль убранство помещения, запах ладана и свечей и даже особая церковная тишина. Нельзя отрицать и того, что воздействие на пришедших могут оказывать энергетические поля в помещении церкви. Уместно, заметить, что молитва быстрее будет услышана, когда произносится в тиши уединения, когда никто и ничто не мешает сосредоточиться.
   А как же, возразят сомневающиеся, молитвы во время престольных праздников, собирающих толпы верующих? Когда в церкви бывает прихожан столько, что и пошевелиться нельзя, да еще когда какая-то нетерпеливая прихожанка раздражена тем, что вы замешкались у входа, покупая свечу, мешаете ей пройти или, по ее разумению, слишком долго прикладываетесь к образу? В сущности, в подобной ситуации, по-видимому, обращение к Всевышнему по своему, сугубо личному, лучше отложить до того момента, когда представится возможность остаться наедине с самим собой, ибо сейчас оно вряд ли будет услышано, как и в разноголосице и шуме базарной сутолоки. Большое скопление людей создает чрезмерные помехи, поглощает и подавляет энергетическое биополе человека. Поэтому в престольные праздники изначально преследуется совсем другая цель. Когда идет служба, священник уподобляется дирижеру оркестра, стараясь объединить разноголосицу помыслов прихожан. Здесь достигают желаемого, когда все присутствующие обращаются к Всевышнему с одной мыслью, желанием, просьбой, когда священнику удается объединить помыслы прихожан в едином устремлении. Этим приемом добивались эффекта в былые лихие годины, когда все просили об одном: победы в битве с супостатом, прекращения моровой язвы, дождя в засуху; когда целый народ молился за Судьбу одного человека.
   Такую разновидность коллективной молитвы приходилось наблюдать в одной из религиозных конфессий. Когда один из членов братства, ощущая тяжесть прежних прегрешений и, особенно, за какое-то одно деяние, выходил к алтарю и начинал исповедоваться в свершенном перед собравшимися. А те, в свою очередь, молились за него, прося прощения. Если собравшиеся искренни по отношению к исповедующемуся, а ему в свою очередь удается затронуть их до глубины души своим раскаянием, то надо полагать, такое покаяние приносило взаимное облегчение, успокоение. Подмечено, чем больше участвует в такой молитве прихожан, и чем искреннее их участие в судьбе кающегося, тем эффективнее и очистительнее будет это деяние. И тут можно предположить, что помимо психологических факторов в происходящем определенную роль играют и физические свойства церковного помещения. Сделав такое допущение, давайте рассмотрим конструкцию христианского храма.
   2. ЗА УПОКОЙ. У христианских соборов есть одна отличительная черта - КУПОЛ. Что это - красивая надстройка, дань моде и архитектурному излишеству? Или же он выполняет какую-то особую физическую функцию?
   Купола были известны давно, еще у древнейших народов, потом их словно забыли; они практически были отвергнуты эллинской культурой и древним Римом. Но затем купола неожиданно появились вновь и широко распространились в Восточной Римской империи (Византии) в период принятия христианства, как государственной религии в IV веке нашей эры. Непревзойденным шедевром купольного зодчества той поры остается первопрестольный православный храм святой Софии в Константинополе, который после падения Византии в 1453 году в последствии был перестроен в мусульманскую мечеть.
  
 []
   Интересно, что уже у самых древних церквей, купола были сферическими, вернее, полусферическими. Была масса вариаций купольных форм, в которых отразились творческие и технические возможности зодчих с материальными возможностями и прихотями заказчиков. Купола ставили по одному, два, четыре и более; их делали разных размеров, высоты, формы - от почти сферических, полусферической до эллипсоидной. Но со временем в куполах начали преобладать параболоидные формы; стали строить один главный купол и до четырех дополнительных. Поначалу купола крыли дранкой, досками, позже - выкладывали из камня, кирпича, изразцов. А потом стали делать из металлоконструкций, покрывать листовой медью, наносить позолоту. Таким образом, купольное зодчество постепенно пришло к оптимальным устоявшимся формам.
   Прослеживая историю церковного зодчества от храма св. Софии в Константинополе до ХХ-го столетия, замечаешь одну закономерность: купола все более и более стали приобретать параболические формы. Что это? Дань традиции, моде или подсознательное следование правилу, еще не использовавшегося в то время Леонардо да Винчи "золотого сечения"? (Правило "золотого сечения" было открыто Пифагором и Евклидом еще до нашей эры). Или что-то другое? Но вот что примечательно, вместе с приобретением параболической формы купола со временем, как уже упоминалось, их стали подвергать золочению. Как-то само собой выходило, что купола христианских православных соборов, обладая величественной красотой и совершенством геометрических форм, сияя блеском позолоты, в то же время имели удивительное сходство с чашами радиолокаторов, которые появились спустя две тысячи лет.
  
 []
   Примечательно, что форма куполов, как и чаш радаров, хорошо рассчитывается по одним и тем же формулам и что чаши радиолокационных антенн из меди - лучшие отражающие экраны, а золото, как электропроводный материал и отражатель электромагнитных волн, вообще не имеет себе равных. Чудеса, да и только!
   В связи с этим на память приходит сравнение из истории человеческой цивилизации. Когда неизвестный изобретатель сотворил первое колесо, он не думал о том, на что оно должно быть похожим, и тем более не вкладывал в его форму какой-то особый таинственный смысл и не искал сходства с чем-то мистическим. Просто форма колеса, оказалось наиболее оптимальной и за всю последующую историю цивилизации, мало изменилась. И вот только в XX-м веке человек, заглянув за пределы нашей Солнечной системы, с удивлением обнаружил, что наша Галактика, содержащая 500 миллиардов звезд, как и несметное количество других звездных скоплений (галактик), их уже открыто более 5 миллионов, а всего, в пределах горизонта Вселенной их число приближается к двумстам миллионам, очень похожа на колесо.
  
 []
   В мире все едино и взаимосвязано и мы, являясь его частью, очень зависимы от него, и нам, просто он до поры до времени непонятен, хотя, по наитию, мы часто находим оптимальные решения и пользуемся ими. Так и в церковном зодчестве, видимо, рука об руку шли эстетические законы с интуитивным поиском способов усиления воздействия на окружающих. Справедливости ради необходимо отметить, что купольное зодчество, характерное для христианского и, в частности, православного мира, встречается и в других религиях, правда не так широко. Это, к примеру, уже упоминавшийся ранее храм св. Софии в Константинополе, позже перестроенный в мечеть, мавзолей Гур-Эмир в Самарканде,
  
 []
   древняя усыпальница Тадж-Махал в Индии, и более поздняя, близкая и известная европейцам мечеть на Петроградской стороне в С.-Петербурге.
   С позиций сегодняшнего дня, пытаясь найти объяснение сходства куполов и антенн, задаешься новым вопросом: Что это, случайное совпадение? А нет ли здесь, действительно, воздействия с помощью неизвестной нам пока энергии? Может быть, особая аура церковных зданий объясняется не в последнюю очередь и этим?! Давайте рассмотрим несколько допущений и среди них и то, что главный купол церкви, по форме напоминающий полусферу, а точнее: имеющий параболическую форму, может и функционально служить концентратором энергии - параболической антенной субмиллиметрового диапазона. Сделав такое допущение, а так же приняв за основу волновую сущность мироздания, можно рассматривать купол, как чашу антенны с фокусным расстоянием приближенно равным половине радиуса сферы. Если речь идет об очень крупных куполах: таких, например, как собора св. Петра в Риме, Исаакиевского в С.-Петербурге,
  
 []
   Христа Спасителя в Москве, где купола достигают десятков метров в диаметре с еще большим радиусом кривизны, то фокус у них может совпадать с уровнем пола собора. Благодаря такой форме излучение отражается от сферы купола и, фокусируясь, падает на основание собора. Проводя аналогию с акустическими волнами, замечу, что купола являются хорошими резонаторами, о том, что церковные здания обладают отличной акустикой, знают многие. Таким образом, получается, что вся улавливаемая энергия при достаточно большом радиусе кривизны сферы, может концентрироваться в точке центра круга основания собора. Примером тому может служить купол Трапезной церкви Киево-Печерской Лавры в Киеве.
  
 []  []
   Если же главный купол имеет малые размеры и небольшой радиус кривизны, как большинство существующих церквей, то точка фокуса будет располагаться выше уровня пола и при небольшом радиусе даже оказывается в самом куполе. Но в этом случае ход лучей энергетического потока, отражаясь от купола и фокусируясь в нем, сравним с автомобильной фарой, излучающей параллельный пучок света. (эффект обратимости параболического зеркала) Так и в купольной церкви, отраженный поток будет падать параллельными лучами на пол церкви. Классическим примером такой церкви может служить Белая Церковь в городе с одноименным названием (Киевск.обл. Укр.).
   Таким образом, воздействие на присутствующих будет различным в крупном купольном соборе и в церкви небольших размеров. Это может быть энергетический поток извне, и поток суммируемых биополей всех присутствующих под сводами собора. И здесь в полной мере проявляется следствие чисто физического закона обратимости световых лучей. Отсюда может происходить и другое следствие. Человек, со сверх сильным энергетическим биополем, находящийся в точке фокуса, будет оказывать влияние на присутствующих, и результат этого воздействия будет зависеть от характера его ауры: положительной или отрицательной. Если речь идет о Трапезной церкви, то у нее должна наблюдаться максимальная концентрация энергетического потока на уровне пола, по проекции паникадила (большой люстры, висящей под главным куполом)... Уместно в связи с этим вспомнить исторические личности, обладавших способностью подчинять себе огромные массы людей: это Наполеон Бонапарт, Владимир Ленин, Ливер Троцкий и Иосиф Сталин, а так же Григорий Распутин, и стоящий среди них особняком Адольф Гитлер вместе со своим, может быть к счастью, не осуществленным в 3-м рейхе по проекту А.Шпеера мегалитических размеров Большого купольного дворца, рассчитанного более чем на 100.000 человек, с основанием купола 250х250 и высотой 250 метров.
  
 []
   Прослеживается одна историческая закономерность в России. Все настоящие государи России обязательно строили крупные соборы. Этому же правилу пытались следовать и такие одиозные личности ХХ-го столетия, как А.Гитлер и И.Сталин. Один пытался построить Большой купольный дворец, а другой в это же время - на месте взорванного храма Христа Спасителя, дворец Советов, сопоставимый с Останкинской башней и отдаленно напоминающий одновременно египетскую пирамиду со стометровой скульптурой Ленина наверху с поднятой рукой. Но вместо этого было построено другое карликовое подобие египетской (индейской?) пирамиды - мавзолей у кремлевской стены.
  
 []
   Парадокс только здесь заключался в том, что в египетских пирамидах лежали нетленные мощи по 3-4 тысячи лет, а в мавзолее - мумия под неусыпным ежемесячном контролем и освежением, неумолимо разлагается, не пролежав и ста лет.
   Отцы-основатели США, во главе Б.Франклином, заложили фундамент первого купольного здания конгресса США. Россия, хотя и была монархией, но тоже построила купольное светское здание Кремлевского дворца, где и после революции работал Верховный Совет СССР. И, наконец, может быть, знамением является здание-новодел собора Христа Спасителя в Москве, построенное по инициативе и прямом участии одного из российских политиков-хозяйственников?!
  
 []
   Если купол играет роль параболической антенны, принимает энергию из вселенной, то чаша такой антенны должна была бы повернута в небо, но, ни в коем случае, к земле! Однако этому кажущемуся несоответствию можно найти объяснение. Первое: роль первичного отражателя космического излучения может играть Земля. Ее форма здесь, как нельзя, кстати, представляется шаром, своего рода собирательной линзой для электромагнитного излучения, пронизывающего ее насквозь, а для диапазонов, более нам известных - отражательным рассеивающим выпуклым зеркалом. Таким образом, земной шар можно рассматривать одновременно, как рассеивающую и собирательную линзу.
   Из курса физики известно, что горы, сопки, холмы отражают электромагнитные излучения, так и земной шар в целом, может быть отражателем энергии в том направлении, откуда эта энергия идет. Очень наглядно этот феномен демонстрируется в уголковых отражателях, которые в 60-е годы были доставлены на поверхность Луны, и что по сей день, отражают лазерные импульсы с Земли точно в ту точку, откуда они посылаются. Подобные отражатели, кстати, имеются на всех автомашинах. Вот и получается, что купол собора, повернутый чашей к земле, улавливает и концентрирует энергию, идущую из глубин Космоса и отраженную Землей! Своего рода тот же телескоп-рефлектор, только вот размеры его и диапазон частот - другие, больше приближающиеся по параметрам к радиотелескопам!
  
 []
   А, учитывая, что металлические купола и особенно медные, позолоченные, обладают повышенными характеристиками отражения, только и остается предполагать, что они служат для воздействия на прихожан неведомого нам излучения Мироздания.
   Но потоки излучения могут улавливаться и непосредственно из Земли, если рассматривать Землю, как звезду, только очень малых размеров и массы, можно допустить, что в ней шли те же физические процессы, что и в активных крупных звездах, как, например, в нашем Солнце. Только эти процессы не таких вселенских масштабов, и они уже давно приблизились к своей завершающей фазе развития. Земля покрыта остывшей и затвердевшей корой, но в ее недрах, в самом центре, все еще действуют те же процессы, что и на Солнце. Заканчивается "выгорание" остатков водорода и синтез более тяжелых элементов. Эти процессы сопровождаются выделением энергии, в том числе и в виде излучений; они-то и могут суммироваться с космическим, попадая в отражатель купола собора. И может быть в этом и кроется ответ на поставленный в начале статьи вопрос?!
   Возвращаясь к началу статьи, рассматривая влияние церкви на прихожан, надо отметить, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Это - догадка с десятью неизвестными и с таким же количеством переменных, и подтверждением тому, с одновременным отрицанием, может служить то, что церковных зданий много, но только немногие являются церквями и обладают особой "магической" чудодейственной аурой. Она может появляться там, где произойдет удачное сочетание очень многих факторов и среди них таких, что церковь всегда строилась на возвышенном месте: холме, пригорке и в этом был свой резон. Любой купол, шпиль - это не только громоотвод во время грозы, что придумал все тот же Бенджамин Франклин, это своего рода еще молниеотвод для вяло текущих электрических разрядов, которые постоянно генерируются в атмосфере. Благотворное влияние таких разрядов мы испытываем в физиотерапевтическом кабинете во время сеанса франклинизации. Воздействие на организм такого электрического поля сравнимо с озоном в хвойном лесу, а также сразу после сильного грозового ливня. В то же время оно, как и озон, в высоких концентрациях и при длительном воздействии весьма токсично. Вполне возможно, этим и объясняется то, что культовые здания основных мировых религий часто имеют видоизмененные башни, например, у мусульманских мечетей - минареты, шпили - у лютеранских соборов. И хотя они внешне мало, чем похожи на купола православных соборов, тем ни менее могут выполнять в той или иной мере ту же функцию.
  
 []
   Внимательно присмотревшись к лютеранскому или протестантскому собору, мы можем обнаружить сходство их шпилей с рупорной антенной, которую каждый может увидеть на любой телебашне. Рупорные антенны опять-таки служат для улавливания электромагнитных излучений. И так же, как купола православных церквей, шпили лютеранских соборов, похожие на рупорные антенны, опять-таки повернуты к Земле!
  
 []
   Загадки куполов не ограничиваются только церквями. Сейчас пишут об удивительных свойствах металлических хранилищ, имеющих форму египетских пирамид. Сообщают, что в таких хранилищах удивительным образом сохраняются зерновые, приобретая особые живительные силы, что восстанавливаются лезвия режущих инструментов, резко снижены болезнетворные свойства микроорганизмов (сохранение "нетленных мощей"!?) и многое другое. Может быть, все это тоже проявление свойств рупорной антенны?
   И, наконец, тайна монолитных египетских пирамид.
  
 []
   Это тоже, может быть, своего рода, призма, преломляющая ход электромагнитного излучения. А полутораметровые ступеньки, которыми покрыты все грани пирамид, могут представлять, по сути, прообраз какой-то линзы Френеля. Аналогия имеется в оптических системах, например, в линзах театральных осветителей - софитах. Затронув египетские пирамиды, их гипотетическую связь с излучениями и рупорообразными антеннами, стоит обратить внимание на то, что камеры-усыпальницы фараонов, вырубались глубоко под пирамидами, в гранитном основании. А форма самих пирамид, являясь тетраэдром, фактически представляет собой половину кристалла алмаза; мысленно достроив пирамиду, ее подземную часть, до октаэдра, получим точную копию легендарного кристалла!
  
 []
   Сделав допущение о возможной взаимосвязи форм церковных зданий с их функцией, коснемся и дополнительных куполов. Дополнительные фигурные, граненые купола, вероятно, в отличие от основных, имеют, больше декоративное, символическое значение. Уместно здесь вспомнить собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве с множеством его куполов-маковок, больше напоминающим терем, нежели церковь.
  
 []
   Этот собор, кстати, с момента основания в середине XVI века, не вдаваясь в историю его строительства, так никогда и не пользовался особым расположением у верующих. Можно предположить, что церкви различных отпочковавшихся течений и особенно модернистских стилей, хотя бы, к примеру, церковь, расположенная в центре финской столицы - Хельсинки, на городской площади, под землей, в нагромождении бесформенных остроконечных гранитных глыб, при всем желании не будет обладать повышенной положительной аурой. Вероятно, недалека от нее по своим духовно-психологическим качествам и Новоапостольская церковь, что виднеется на берегу озера Тельбин в Киеве.
  
Новоапостольская церковь []
Фото: Новоапостольская церковь
   Можно объяснить здесь многие кажущиеся противоречия и даже то, что некоторые соборы и церкви обладают магической силой, если верить людской молве. Но даже при всем, самом благоприятном сочетании условий строительства, выбора места расположения церкви, она может оставаться "глухой", а то и внезапно сделаться такой, И тут церковь можно сравнить с музыкальным инструментом. Он может быть прекрасен, но останется нем и глух, пока к нему не прикоснется рука мастера-музыканта. Так и церковь - она очень зависима от тех, кто в ней служит людям и Богу!
  
   Первый вариант статьи был опубликован в "Интересной газете". N1(76),
   "Мир непознанного" 2000г.(DD) - Украина.
   Иллюстрации использованы из ресурсов Интернета.
06.07.1999г., Анатолий Антонович МЕЛЬНИК
  
   P.S.  Если Вы прочитали статью, и она Вам понравилась, оставьте отзыв, или хотя бы, нажмите кнопку оценки.
   А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге или отправьте ее друзьям.
       * Полная или частичная перепечатка текста - с уведомления автора и размещением авторской строки:
          E-mail:  a_melnik2005@mail.ru       http://samlib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich        http://zhurnal.lib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich
Оценка: 5.32*38  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) Е.Кариди "Черный король"(Любовное фэнтези) П.Роман "Ветер бури"(ЛитРПГ) Д.Игнис "Безудержный ураган 2"(Уся (Wuxia)) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) А.Черчень "Счастливый брак по-драконьи. Догнать мечту"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) С.Нарватова "4. Рыцарь в сияющих доспехах"(Научная фантастика) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"