Мельник Анатолий Антонович : другие произведения.

Объяснение примет, суеверий, обычаев. N10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.86*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Самураи - харакири.


   САМУРАИ
   Анатолий МЕЛЬНИК
   Харакири (сэпуку) были и у других народов мира (скандинавов). В отличие от самураев у викингов во время ритуала самоубийства надо было не просто вспороть себе живот и выпустить кишки, а требовалось, как признак особой мужественности и стойкости, совершить это у священного дерева. Вспоров живот, необходимо было, вырвав конец кишки, завязать его узлом на одном из сучьев дерева, а потом обойти дерево вокруг, обмотав кишечником ствол при этом надо было иметь меч в руках или хотя бы держаться за рукоятку меча. Вот только в этом случае, совершивший такое, мог считаться достойным сразу же отправиться в покои к Великому Одину*!
   Почему и японские самураи, и нормандские викинги вспарывали себе животы, предпочитая такой вид мучительной смерти? Это становится понятным, когда знакомишься с представлением этих народов о том, где находится у человека Душа. У нас, христиан, местом пристанища души в бренном теле традиционно считается сердце. Чем дальше развивается человечество, чем все больше оно в своих поступках начинает руководствоваться рассудком, а не чувствами, тем больше начинают указывать на голову. Эта особенность, что интересно, прослеживается у всех народов.
   В минувшие времена большинство народов считали, что душа у человека находится в животе, считали так и наши предки. Отголоском этого является не так давно бытовавшее выражение: "Не щадить живота своего". Первичным здесь, действительно был живот, вместилище души, а уж вторичным - жизнь. Кстати, первичным понятием у наших пращуров был именно живот. Надо было кормить живот, душу, а, не покормивши, следовала смерть. Отсюда живот был синонимом души, жизни. К слову сказать, у человека самым большим и смертельно опасным для ранения местом испокон веков являлся живот. Практически абсолютно все проникающие ранения живота были смертельными, и так продолжалось вплоть до последней четверти XIX-го века, когда хирурги, наконец-то, научились оперировать живот.
   В свете выше сказанного становится понятным, почему у некоторых народов бытует такой вид самоубийства, как вспарывание живота, это ритуал - выпустить на свободу, томящуюся там душу.
   Коль речь зашла о японцах, то следует упомянуть одно мало известное высказывание: "Европейцу, впервые попавшему в Японию, все, творящееся вокруг - непонятно, через год - начинаешь догадываться, а, прожив еще пять лет среди этого народа, вновь становятся непонятными многие поступки и мотивации". Не находя логического мотивированного объяснения некоторым поступкам в представлении европейцев, порой начинают объяснять произошедшее определенным жестом, каким принято у нас обозначать, что "крыша поехала".
   Объяснение же надо искать в том, что этот народ, живя, развиваясь и совершенствуясь в условиях самоизоляции, сумел создать свое самобытное мировоззрение, представление о жизни. И оно такое же логичное и целесообразное, как европейское. И хотя на первый взгляд оно отличается от нашего мировосприятия так же как утвердительный кивок головы, что означает у японцев несогласие, но на самом-то деле принятая у японцев инверсная система жестов согласия и несогласия в то же самое время абсолютно точна, так же как и наша "правильная" система.
   То, что у европейцев вызывает вздрагивание и леденящий холодок по спине при упоминании о харакири, для японцев такое же явление, как и у наших соотечественников в военной форме, когда совсем недавно в их Уставах черным по белому было записано, как должен поступить военнослужащий при угрозе пленения... Чтобы не было никаких сомнений, там уточнялось, что военнослужащий не может сдаться в плен ни при каких обстоятельствах...
   Самурай, служивший своему сюзерену (феодалу), придерживавшийся кодекса Бусидо, своей жизнью не распоряжался, она принадлежала хозяину. Выходя утром из дома, самурай все делал так, как будто уходил навсегда. Если он в чем-то вдруг провинился перед господином, чем-то ему не угодил, то сюзерен мог приказать провинившемуся совершить ритуальное самоубийство. Самурай всей системой воспитания и подготовки готовился к главному событию в жизни - достойно и неминуемо умереть.
   У европейцев это тоже было в процессе исторического развития, в эпоху, когда самодержцы единолично властвовали над жизнью и смертью своих подданных. Остается это и до сих пор в некоторых странах Востока и Африки и только ли?! Тут только возникает чувство чрезмерной жестокости. Это наблюдается в некоторых замкнутых религиозных сектах, а так же в криминальных группировках, как способ поддержания железной дисциплины.
   Но европейцу вовсе непонятно то, что самурай, будучи незаслуженно оскорбленным своим господином, что бы вы думали, должен и мог сделать? Он садился перед входом в дом вельможи и на его глазах совершал... опять-таки харакири...
   Вот те раз, скажет европеец, его оскорбили, у него оружие в руках, и вместо того, чтобы отомстить за оскорбление кровью обидчика, вспарывает себе живот! Бред, да и только!
   Но если пристальнее всмотреться в условия жизни и быта самурая, этого представителя привилегированной касты профессиональных военных, то, во-первых, окажется, что самурай, будучи вольным человеком, добровольно шел на службу к выбранному им господину, давая пожизненную клятву верности. За эту службу получал жалование. Жалование было таковым, что ему не надо было заботиться о хлебе насущном для своей семьи. А во-вторых, самурай ни под каким видом не мог заниматься никакой другой работой для добычи средств к существованию, как только мечом. Если он нарушал эти правила, то автоматически вычеркивал себя из касты самураев. Самурай мог уйти со службы от своего господина, но тогда ему приходилось искать нового хозяина, который бы взял его на службу и содержание. Если самурай уходил, и честь его оставалась безукоризненной, то он мог найти себе нового сюзерена. Но если он был скомпрометирован, то уже никто никогда на службу его не брал.
   Когда незаслуженно оскорбленный своим господином самурай совершал харакири на глазах многочисленной челяди, других самураев в присутствии обидчика, заливая кровью порог его дома, то это было очень грозное предупреждение обидчику.
   Сюзерены - феодалы очень дорожили служившими им самураям. Набирали себе отряд, который был залогом его безопасности и защиты от других феодалов, поддержания в повиновении крестьян. Без такого отряда самураев феодал был обречен. К тому же, в условиях очень скупого дохода от зависимых крестьян, содержать не только свою семью, двор, но и отряд самураев с их семьями было не так то просто. Потому отряды самураев у феодалов были не многочисленны, и ими приходилось очень дорожить и ценить каждого воина. И когда один из вернейших слуг демонстративно предпочитал смерть дальнейшей службе, это говорило о том, что и другие самураи могут уйти от феодала, и после такого ухода он вряд ли мог рассчитывать на пополнение своего отряда новыми воинами. А дальше - все заканчивали соседи-феодалы. Оскорбленный самурай, таким образом, мстил обидчику своей кровью, фактически обрекая его на неминуемую смерть.
   Можно привести объяснения множеству подобных ситуаций, непонятных европейцу, но лучше, если вы это попытаются продолжить сами, читатели.
   * Один - В древнескандинавской мифологии - верховный бог - бог войны и победы, ветра и мореплавания, покровитель погибших в бою героев.
   11.10.2000г. МЕЛЬНИК Анатолий Антонович,
   E-mail:a_melnik2005@mail.ru
   http://zhurnal.lib.ru/editors/m/melxnik_anatolij_antonowich/
   P.S. Тиражирование с уведомления автора
Оценка: 2.86*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"