Колхоз с првеликим трудом
раздобыл несколько листов фанеры
и обсуждают, как ее употребить.
- Починим коровник, - предлагает один.
- Построим склад для картошки,
- предлагает другой.
Слово берет старый дед:
- Давайте сделаем из ентой фанеры
ероплан и улетим на ем к е... й матери!
(Анекдот)
|
ХОЧУ РАНЦЕВЫЙ ВЕРТОЛЕТ 
(Все что было не со мной, помню)
Анатолий МЕЛЬНИК
Жили-были три любителя-изобретателя-самоучки в Риге, и работали в Трамвайно-троллейбусном тресте Риги, в том самом, который прославился своей баскетбольной командой под названием "ТТТ Рига". Эта команда брала Кубки чемпионов Европы в: 1960, 1961, 1962, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1977, 1981, 1982, 1985 годах.
Вот тогда, в 60-х годах в Рижском ТТУ три чудика и захотели сделать ранцевый вертолет, эти трое чудика-самоучек были переполнены разными идеями, рождались они в их головах непрестанно, с реализацией, однако были проблемы. Но вот однажды у кого-то из них вдруг возникла идея, а давайте сделаем ранцевый вертолет, и улетим на нем из этого САРАЯ за железный "занавес" в свободный мир, куда-нибудь подальше. Идея поначалу показалась безумной, но потом она овладела и засела в их головах, начали думать и гадать, как бы шею не сломать.
Три умника долго обсуждали этот проект, прежде всего саму винтомоторную группу. Все приходилось изобретать с ноля. Время было такое, что не было тогда ни вездесущего Интернета, ни всезнайки Гугола. Публикаций не то что из-за бугра, но и своих-то не было.
И трое умников-энтузиастов взялись за дело. Поначалу им показалось, что сделать ранцевый вертолет не такое уж и трудное дело. Сразу решили, что лопасти винта лучше всего делать по соосной системе двухвинтового вертолета, или как лопасти винта у торпеды, чтобы предотвратить крутящий момент. Сами лопасти винта опытным путем определили диаметром где-то в 4 метра; принялись изготавливать их из раздобытой где-то дельты-древесины. Систему редуктора винта умельцы сумели изготовить сами.
Но самые большие сложности их ждали в поиске подходящего мотора, который должен был унести их в свободный мир. Мотор должен был быть мощным, компактным с минимальным весом. В начале для раскрутки лопастей попробовали использовать мотор от бензопилы "Дружба", мотоциклетные моторы, потом, подвесной лодочный, но их 20 лошадиных сил было явно недостаточно, в общем, дальше больше, возможности всех доступных бензиновых двухтактных двигателей были опробованы с отрицательным результатом.
И тогда энтузиасты занялись конструированием и изготовлением роторного двигателя собственной конструкции, о которых кто-то из них читал в каком-то научно-популярном журнале.
Для читателей необходимо дать некоторые пояснения о самом роторном двигателе. Сама идея роторного двигателя имеет длинную историю. Двигатель подкупал своей кажущейся простотой, но воплотить эту "простоту" в реальность оказалось очень непростым делом.
Забегая вперед, хочу упомянуть, что в Германии в создании роторного двигателя в это время более остальных преуспели В.Фройде и Ф.Ванкель, которые создали работоспособный роторный ДВС лишь в конце 1950-х годов.
Особенностью роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания стало присутствие в его конструкции трехгранного ротора - поршня. Он вращается в цилиндре, который имеет специальную форму. Ротор насажен на вал, и соединен с зубчатым колесом, которое, в свою очередь, имеет сцепление со статором - шестерней. Ротор вращается вокруг статора по так называемой эпитрохоидальной кривой, его лопасти попеременно перекрывают камеры цилиндра, в которых происходит сгорание топлива. Подобная конструкция двигателя позволяет обойтись без множества узлов, крайне необходимых для простого поршневого двигателя и позволяет уменьшить размер и массу силового агрегата, и потому роторные двигатели обладают высокой удельной мощностью.
(Фото двигателя Ванкеля)
( Злосчастная эпитрохоидальная кривая)
Трудности были с самого начала с расчетами эпитрохоидальных кривых самого ротора и цилиндра. Двигатель отличался сложностью и в изготовлении самих деталей: чтобы ротор правильно прошел эпитрохоидальную кривую, необходима была высокая геометрическая точность при создании, как самого ротора, так и цилиндра. Для их производства требовалось прецизионное высокоточное и дорогостоящее оборудование, к тому же оставалась проблема с высоким износом уплотнителей между форсунками ротора. Для изготовления двигателя требовалась высоколегированная сталь.
Умельцы из рижского ТТУ ничего этого не знали, и, как говорил вождь мирового пролетариата, они пошли своим путем. В общем, как пелось в одном мультфильме: "Я водяной, я водяной, а мне летать, летать охота". И начали они создавать ранцевый вертолет, по их задумке он должен был поднимать до 150 кг веса и лететь без посадки около 15 минут.
Как они сумели сами рассчитать, а потом, не имя ни материалов, ни специальных станков, ни навыков работы на этом оборудовании, и вообще, к авиации, собрать рабочий роторный двигатель, остается только гадать. Но он был изготовлен, и настал черед пробных испытаний.
Двигатель обкатали на разных режимах, потом совместили с винтомоторной группой, и, наконец, настал самый долгожданный момент, попытаться, проверить его в качестве ранцевого вертолета. Испытание проводили в помещении трамвайного ангара. Крыша над головой, далеко не улетит, да и посторонних лишних глаз поменьше. Полетное испытание доверили самому легкому члену триумвираторов-энтузиастов, было большое сомнение, хватит ли сил у творения оторваться от пола. Тот укрепил ранцевый вертолет у себя за спиной, с помощью коллег запустил двигатель, и потом включил реверс редуктора на лопасти, они начали вращаться на холостом ходу. Окружающие, затаив дыхание, ждали продолжения испытания.
Испытатель, выждав какое-то время, нажал на газ, мотор взревел, лопасти винтов начали вращаться, набирая обороты, и в следующее мгновение вертолет с испытателем взмыл вверх, все, набирая скорость. Окружающие глазом не успели моргнуть, как вертолет с испытателем достиг свода ангара, послышался громкий удар, и в следующее мгновение вертолет с испытателем с громким шумом грохнулся на бетонный пол с высоты более 11 метров.
К счастью, вращающийся на огромных оборотах ротор винта не задел испытателя при падении, оставалось только догадываться, что бы стало при этом с пилотом и его головой.
Испытатель с тяжелыми травмами машиной скорой помощи был госпитализирован в больницу. Испытатели жестоко поплатились, не использовав каната-якоря, который всегда должен быть при подобных испытаниях. Здесь уместно вспомнить о воздухоплавателе из США Ларри Уолтерсе, который в 1982 году совершил полет на связке из шаров метеозондов, усевшись в шортиках в садовое плетеное кресло, взяв с собой ружье, и достигнув высоты 4.500 метров, посинев от -20с, распугивал пилотов встречных "Боингов".
http://openmonte.com/community_item/smoke/46.html
И после этого началось разбирательство ЧП. Понаехали дотошные серьезные комиссии от разных ведомств. Заключение было одно безопеляционное: Аппарат разобрать до винтика и уничтожить. Следить и запретить любые любительские попытки строить индивидуальные летательные аппараты по всему Союзу. На то, что энтузиасты создали принципиально новый перспективный двигатель внутреннего сгорания ни кто не обратил внимания. В общем, вместе с водой выплеснули из купели, как часто бывает, и дитя - ротационный двигатель.
В стране много талантливых людей, но общество очень не эффективно их использует, один из наглядных примеров связан с фальшивомонетчиком, который в одиночку сумел создать и тиражировать 25-рублевую "ленинскую" купюру, которая оказалась качественнее казначейских банкнот Госбанка СССР! Эти люди обладают талантом, способностями, упорством, побудительные мотивы.
Вызывает удивление то, что после описываемого испытания самодельного ранцевого вертолета короткое сообщение об этом было напечатано только в одной газете, и на этом все затихло. Но спустя пару лет в СССР сразу в нескольких организациях, в том числе студенческих, проводились исследования по этой тематике, правда, без видимых успехов. А в начале 1970-х годов в ОКБ Камова был разработан прототип складного вертолета Ка-56 соосной схемы по заказу МО СССР. Специальными требованиями для этого вертолета было то, что он должен был перевозиться в герметичном цилиндрическом контейнере диаметром 500 мм, чтобы можно было вывести вертолет из подлодки через торпедный аппарат. Другой момент заключается в том, что вертолет должен был собран для полета в течение 15 минут при распаковке из контейнера. Двигатели были 40 л.с. с воздушным охлаждением, которые работали на автомобильном топливе. Однако довести до летных испытаний, к сожалению, Ка-56 не удалось из-за отсутствия подходящих роторно-поршневых двигателей.
P.S. От автора: Спустя полвека, используя титан, углепластик, прецизионные станки, микроэлектронику, на основе роторно-поршневого двигателя можно создать сейчас достойный ранцевый вертолет, так же как и на реактивной тяге.
В общем, творческие муки конструкторов пытающихся создать самый легкий, удобный и безопасный ранцевый вертолет в мире продолжаются.
В фильме "Не валяй дурака, Америка' Главный герой, М.Евдокимов для начала заявлял, что все пропьет, но флот не опозорит. А наяву все так и произошло, пропили не только флот, но и целую страну. В том же фильме один из главных героев тоже мастерил вертолет на тракторном двигателе, жаль, убился, а следом врач-окулист, академик Федоров уже на собственном вертолете во времена Перестройки убился. Появились личные мини-самолеты со множеством падений и смертей. Появились дельтапланы, а потом и мотодельтапланы, на одном из которых летал даже президент России.
(Делали что-то подобное)
( Один из первых шпионских портативных вертолетов) |
|