Надар Элькис : другие произведения.

Cновидец

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Несколько историй из жизни Йосефа.
  
  
  
  Сновидец.
  
  
  "И поселился (ваййешев) Яаков в стране, где жил его отец, в стране Кенаан. Вот родословие Яакова: Йосеф, семнадцати лет, пас с братьями своими мелкий скот и играл с сыновьями Бильг͂и и сыновьями Зильпы, жен отца его. И доносил Йосеф о них худые вести до отца их".
  
  2216 год от сотворения мира. Яакову 108 лет. Он живет в Хевроне у отца своего. Отец стар, слеп, но еще жив.
  
   А дальше вдруг Тора сообщает нам, что все родословие Яакова - это Йосеф. Что такое? А куда же делись остальные сыновья? Самое простое объяснение из тех, которые предложены, говорит, что назван только Йосеф среди всех потомков Яакова потому, что в дальнейшем рассказе, начиная с этой главы, главным действующим лицом будет именно Йосеф. И такое объяснение вполне приемлемо.
  
  Но, вспомним, что Йосефа родила Яакову Рахель, единственная женщина, которую любил он всю свою жизнь, и за которую горбатился на Лавна четырнадцать лет. Да, да. Не по семь лет за Лею и Рахель, а именно четырнадцать лет за Рахель. Эту любовь свою Яаков после смерти Рахели перенес на Йосефа. И, кроме того, как говорят, Йосеф внешне был точной копией Яакова, и судьба была у них в чем-то схожа. Все, что произошло с Яаковом, заметил Раши, произошло с Йосефом: того ненавидели и этого ненавидели, того хотел убить брат и этого хотели убить братья. Оба женились и родили детей вне земли Израиля и умерли оба на чужбине, в Египте. Вполне естественно поэтому, что Яаков видел в Йосефе свое продолжение, как бы себя самого. Любил Яаков Йосефа больше всех своих сыновей, и не скрывал своей любви, и всячески ее демонстрировал, выделяя Йосефа.
  
  В довершение ко всему Яаков сшил любимцу своему особые одежды из очень дорогой цветной материи с длинными рукавами. С длинными, чтобы показать братьям, что Йосеф не должен и не будет заниматься физической работой. Одежда из разноцветной материи считалась в древности признаком людей наделенных властью и занимающих особое положение в обществе. Увидев Йосефа в разноцветных дорогих одеждах, братья решили, что отец их готовит Йосефа в качестве своего приемника, главы дома Яакова. И Творец этого мира согласился с Яаковом, и потому, когда диктовал Тору Моше на горе Синай, сказал: "вот потомство Яакова: Йосеф".
  
  А сыновьям Леи эта любовь их отца очень не нравилась. Похоже, они унаследовали ревность от матери своей. Они ненавидели Йосефа всей душой. Вообще, необходимо заменить, что сыновья Леи были довольно-таки заносчивыми субъектами. Им не только не нравился Йосеф, но и сыновей Бильги и Зильпы они не считали себе ровней и не общались с ними, называя их не иначе как "сыновьями служанок". Йосеф же, игнорируемый сыновьями Леи, наоборот очень сблизился с ними. Однако сыновья Бильги и Зильпы не очень-то были ему благодарны за это. Йосеф был младше и не родной для их матерей, и они понукали им и заставляли его прислуживать себе. А Йосеф в ответ жаловался на них отцу. И обо всех проделках сыновей Леи, о которых он узнавал или становился свидетелем таковых, также докладывал отцу своему. И гневался Яаков очень на сыновей Леиных и наказывал их, потому, как говорит Тора, что проделки их были худые. И еще больше сыновья Леи ненавидели Йосефа, потому что никто нигде и никогда не любит ябед. И перестали братья разговаривать с ним, не отвечали на его приветствия и смотрели на него как на пустое место.
  
  А тут еще приснился Йосефу странный сон, будто вяжут он и братья его снопы пшеницы в поле. И вышло так, что сноп Йосефа вдруг поднялся и стал вертикально, а снопы братьев его поклонились его снопу. Трудно однозначно сказать, чем руководствовался Йосеф, когда рассказывал этот сон своим братьям, на что надеялся. По простодушию ли своему или был у него тонкий расчет. Считают, что сам Йосеф был поражен этим сном, он однозначно воспринял его как пророчество. Но реакция братьев его была вполне предсказуема: они подняли его на смех.
  
   - Неужели ты царствовать будешь над нами или править будешь нами? - язвили они.
  
  Братья иронизируют и не верят Йосефу еще и потому, что никаких снопов они никогда в жизни своей не вязали. Семья Яакова не занималась земледелием, они все, как мы помним, были пастухами. Вот поэтому они подняли Йосефа и сон его на смех. И еще больше возненавидели Йосефа, потому что связали они сон его с одеждами его особыми, с любовью к нему их отца и решили, что этот сон его есть отражение тайного желания Йосефа стать выше всех братьев в доме.
  
  В некотором смысле это верно. Можно подумать, что братья ненавидели Йосефа за его сны (1)? Но это не так. Наоборот, сны такие снились Йосефу потому, что он постоянно испытывал на себе ненависть со стороны братьев. Маленький мальчик, которого старшие обижают, не берут в свою компанию, не общаются с ним. Что дает ему силы сносить обиды? Мысль, что вот он вырастет, и тогда "всем покажет", или вот станет он сильным, богатым и знаменитым, и тогда они пожалеют, что обижали его. И во снах он может видеть отмщение своих обид.
  
  Через некоторое время снится Йосефу другой сон. Во сне солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются ему. На этот раз Йосеф рассказывает сон свой не только братьям, но и отцу.
  
   "И побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?".
  
  И на этот раз Йосефу не верит уже отец или делает вид, что не верит. "Не может такого быть, - думает Яаков, - потому что мать Йосефа Рахель уже умерла. Как может мертвая прийти поклониться живому?". Однако, Яаков мог ошибаться, считая луну олицетворением Рахели во сне Йосефа. Существует такое объяснение, что и за солнцем и за луной во сне скрыт отец его. Солнце - это Исраэль в земле своей, несущий свет всему миру, а луна - это Яаков в галуте, отражающий чужой свет. Хотя подобная интерпретация излишня. Сны Йосефа содержат не только конкретную информацию о будущих реальных событиях, но и наполнены сложной символикой, не потерявшей своего значения и в наши дни. Поэтому не имеет никакого значения, жива ли была мать Йосефа в тот момент в реальности или мертва.
  
  А вот реакция его братьев на второй сон была иной. Они поняли, что Йосеф прав, и сны его действительно пророческие. И позавидовали они Йосефу. А позавидовав, задумали нехорошее.
  
  Через какое-то время братья отправляются пасти стада в окрестности города Шхем, славившиеся обширными лугами с растительностью отменного качества. С Яаковом остаются только Биньямин по малости лет и его любимчик Йосеф. Но что-то от пастухов давно нет никаких вестей. Яаков очень взволнован, потому что Шхем неспокойное место, и он решает послать Йосефа проведать братьев своих и разузнать, что там у них и как.
  
  Братья пасут овец, а между делом обсуждают Йосефа, его сны и претензию на власть в семье. Тщательно взвесив все обстоятельства, они выносят ему тайно смертный приговор. Воду мутят два неразлучных братца Шимон и Леви.
  
  А тем временем Йосеф приходит в Шхем, но его братьев нигде нет. Йосеф походил туда-сюда и собрался было уже идти назад, но вдруг навстречу ему выходит какой-то человек и на расспросы Йосефа отвечает, будто слышал, как братья его говорили между собой, что собираются перейти со стадами в Дотан. Йосеф сердечно поблагодарил незнакомца и бодро зашагал по дороге к Дотану.
  
  Давая оценку разворачивающимся событиям, комментаторы пытаются найти ответы на трудные вопросы. Как могло случиться такое, что над Йосефом нависла смертельная угроза. Ведь сказано, что "человек, идущий выполнять мицву (2), находится под особой защитой Бога, идет ли он к месту ее совершения или обратно". Йосеф идет в Шхем к братьям не по собственному желанию и воле, а по повелению отца. Тем самым он исполняет "заповедь почитания родителей". Йосеф, зная враждебное к себе отношение со стороны братьев, понимает, что ему угрожает опасность, но он не может ослушаться родителя.
  
   - Но почему же он, в конце концов, пострадал? - задаются вопросом комментаторы. - Почему Бог не защитил его?
  
  Мицва, подкрепленная словами Яакова "и принеси мне ответ", должна была защищать Йосефа на всем пути в Шхем и обеспечить ему благополучное возвращение домой. Почему этого не произошло? Мало того, существует предание, что Яаков пошел проводить Йосефа (3) и прошел с ним часть пути. А с тем, кого провожают на начальном отрезке пути, не может произойти ничего худого.
  
  Мудрецы не были бы мудрецами, если бы не могли ответить на все трудные вопросы.
  
   - Все очень просто, - объясняют они, - мицва охраняла Йосефа только до Шхема.
  
  Отец послал Йосефа в Шхем. Не найдя никого в Шхеме, он должен был вернуться к отцу. И это засчиталось бы ему, решили мудрецы, за исполнение мицвы. А то, что сведений о благополучии братьев своих Йосеф отцу так бы и не принес и не развеял, а только усилил бы его тревогу, мудрецы не замечают. То, что Йосеф пошел в Дотан, тем он проявил своеволие, отец его в Дотан не посылал.
  
  Возможно, так бы и произошло, и Йосеф бы вернулся домой. Но он "случайно" встретил некоего человека. В связи с приведенными рассуждениями возникает естественный вопрос, а что это был за человек, встреча с которым изменила судьбу еврейского народа? Таргум Йонатан прямо говорит, что этим некто был уже знакомый нам архангел Гавриэль, специально посланный Богом помочь Йосефу выйти на правильную дорогу.
  
  Порой нам только кажется, что мы принимаем собственные решения, или события вокруг нас носят случайный характер. За каждой жизненной мелочью сокрыта направляющая рука Творца. Иногда, правда, проходит много лет, прежде чем факт этот становится для нас вполне очевидным. "Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом" (Притчи 19:21).
  
  Совсем не обязательно, чтобы таким посланцем Бога, направляющим или меняющим ход событий, был ангел высокого чина. Это может быть и совершенно обычный человек, и о миссии своей - посланца Всевышнего - может даже не догадываться и не подозревать. Он просто оказывается в нужное время в нужном месте, произносит нужные слова и совершает нужные действия. Некоторые комментаторы так и считают, что Йосефу в Шхеме встретился не ангел Гавриэль, а обычный человек, который, сам того не зная, исполнял функцию посланца Божьего.
  
   - Что ищешь ты? - спросил Йосефа странный человек.
  
   - Братьев моих ищу я, - ответил ему Йосеф.
  
  И тут этот некто говорит ему - об этом прямо не написано (4), но такой удивительный и точный вывод делает Раши, - что они "не желают видеть в тебе брата", т.е. не считают его братом своим.
  
  Когда они перестали считать Йосефа братом? В Шхеме? Нет, они никогда и не считали его братом. И Йосеф об этом прекрасно знает, ему не нужно об этом говорить. Но Йосеф мечтает восстановить братские отношения, поэтому (не только по приказу отца) идет в Шхем, и не обнаружив в Шхеме братьев, не поворачивает домой, но продолжает поиски братьев своих, поиски, растянувшиеся на 22 года.
  
  Братья увидели приближающегося Йосефа еще издалека. Они узнали его по его необыкновенным цветным одеждам.
  
   - Вон он, повелитель снов, идет! - презрительно сказал Леви Шимону и сплюнул на землю.
  
   - Теперь же пойдемте, убьем его, и бросим в одну из ям, и скажем: лютый зверь съел его, - и увидим, сбудутся ли сны его, - обратился Шимон ко всем, призывая к осуществлению общего решения.
  
  И может быть сыновья Бильги и Зильпы встали на защиту Йосефа, помня, как он дружил с ними, когда сыновья Леи их презирали? Ничуть. Вот она вся благодарность! Сыновья служанок не меньше завидовали Йосефу. Поэтому слово взял самый старший из присутствующих - Реувен.
  
   - Не будем лишать его жизни своими руками, потому что кровь его будет на нас, - привел свои доводы Реувен и предложил: А давайте-ка просто бросим его в яму в пустыне, и пусть будет, что будет, но руки нашей не будет на нем.
  
  Разумный Реувен. Тора защищает его, сообщая, что Реувен намеревался вернуть Йосефа отцу. Яма, в которую решено было бросить Йосефа, была пустая. "В ней не было воды", - сообщает излишнюю подробность Тора. Для чего? Чтобы обратить наше внимание на это обстоятельство. Воды не было, но было полно скорпионов и змей, говорит устное предание (5). А Реувен, предлагая бросить Йосефа в яму, этого не знал? Мне, никогда не видевшему в глаза ни змей, ни скорпионов, ни пустыни, можно рассказывать, что Реувен, таким образом, хотел "спасти" Йосефа от рук подстрекателей Шимона и Леви. Но расскажите об этом жителю пустыни...
  
  Что же получается: десять сыновей Яакова - законченные злодеи? Почему родоначальники десяти колен задумали убить своего брата? Разве перед нами банда головорезов, способная ради красивых одежд убить невинного человека? Тора зафиксировала единственный случай, когда один брат убивает другого. И мы помним последствия этого преступления. Несомненно, братья хорошо знали историю Гевеля и Каина. Так что же: они решили создать второй прецедент? Ответ на поставленные вопросы не прост. Как можно оправдать поведение братьев?
  
  Заслуживает внимания следующее объяснение. Говорит Тора: "замыслили они против него, чтобы убить его". А мудрецы объясняют, что братья посчитали, что это Йосеф замышлял их погубить. И именно, преследуя эту главную свою цель, он явился к ним в Дотан.
  
  Когда братья вдруг осознали, что сны Йосефа - это не просто его тайные желания, а вполне серьезное пророчество, они решили уйти, до конца так и не поняв значения этих снов. В них они увидели угрозу для себя. Единственный выход, решили они, отделиться. Говорит Тора, что "пошли братья его пасти овец отца своего в Шхем". Здесь в оригинальном тексте мы второй раз встречаем слово, помеченное сверху точками - "эт-цон" "мелкий рогатый скот". Нам, таким образом, сигнализируют, что главная причина ухода не поиски пастбища для овец, но какая-то иная.
  
  "На самом деле они хотели "позаботиться" о себе, - говорит рав Гирш. - Они стремились сохранить свою независимость, которой, как они считали, угрожает уверенность Яакова в будущем высоком положении Йосефа".
  
  Поэтому, уйдя, братья не давали о себе знать. Яаков волновался не потому только, что опасался, как бы не случилось с ними худого. Он догадался об истинных причинах ухода своих сыновей. И поэтому он посылает к ним Йосефа, как считают, в надежде на примирение между ними. Но зачем он, отправляя Йосефа "проведать" братьев, наряжает его в дорогие "царские одежды", явно излишние в условиях длительного пешего перехода? Или Йосефу совсем нечего одеть? Для того чтобы подразнить братьев? Яаков что - вообще ничего не соображает? Все это вызывает недоумение и тяжкие сомнения. Яаков фактически приносит своего любимого сына в жертву, подобно тому, как когда-то Авраам принес в жертву Ицхака. Так на то было повеление Бога. А кто велел Яакову отправить Йосефа к ненавидящим его братьям?
  
  И вот братья видят, приближающегося, разодетого Йосефа? Они вдруг понимают, что их задумка провалилась, и, на самом деле, им никуда не скрыться от Йосефа, и вопрос этот придется как-то решать. Дадим еще раз слово раву Гиршу.
  
  "Приближающегося к ним Йосефа братья восприняли как самую страшную угрозу их сокровенным и законным интересам, такую угрозу, что посчитали возможным приговорить его к смерти. Они считали допустимым убить его, защищая себя".
  
  С Йосефа содрали ненавистную цветную рубаху и обнаженного бросили в яму на радость скорпионам и змеям. Братья, облегченно вздохнув, что план удался, с чувством исполненного долга сели за стол немного подкрепиться. Не дай Бог так проголодаться! Они сидели и жрали под крики их младшего ни в чем не повинного брата, из ямы взывающего о помощи. Только Реувен не стал столоваться вместе со всеми, он вдруг удалился куда-то по неведомым и срочным делам.
  
  Вдали показался караван верблюдов. И тут до сего момента молчавший Йегуда решил взять слово.
  
   - Что пользы (ма беца), если убьем брата нашего и скроем кровь его? - веско начал он и предложил: Пойдем и продадим его ишмаэлитянам...
  
   Это просто великолепно! Йегуда расправу над братом переводит в иную плоскость. Просто убить, что в этом проку? Гораздо выгоднее избавиться от ненавистного братца и получить на этом деле "навар" (6).
  
  Многие комментаторы считают, что Йегуда поступил правильно. Он предложил компромиссное решение, и братья послушали его. Если бы Йегуда был неправ, размышляют его сторонники, то Создатель не сделал бы его основателем царской династии. И уже потом, когда Яаков узнал все подробности этих событий, он никак не осудил Йегуду. Он все время подозревал, что "убийство" Йосефа его рук дело. И когда Яаков узнал, что Йегуда, наоборот, "спас" Йосефа, у него отлегло от сердца.
  
  Однако существует и другая позиция. Йегуда предложил продать Йосефа, потому что считал, что никакое другое его предложение братьями одобрено не будет. И здесь он ошибся. Авторитет его был таков, что если бы он стал настаивать вернуть Йосефа отцу, его братья не посмели бы перечить ему. И он обязан был это сделать, но не сделал. Его погубило то, что от продажи Йосефа он увидел выгоду, прежде всего для себя лично (7). Очень скоро его авторитет среди братьев в этой связи покачнется. А расплачиваться, как всегда, будут потомки еще долгие-долгие века. В Дотане Йегуда "проявил милосердие" к Йосефу и за это его потомки были царями 454 года, так как гематрия слова Дотан равна 454 (8).
  
  Далее в Торе следует запутанная история продажи Йосефа. Разобраться в которой до конца не представляется возможным. Вначале говорится, что братья увидели караван ишмаэлитян, которым и собирались продать Йосефа. Буквально в следующем стихе сказано: "и когда проходили люди Мидьяна, купцы, они вытащили, и подняли Йосефа из ямы, и продали Йосефа за двадцать сребреников ишмаэлитянам, которые отвели Йосефа в Египет".
  
  Тем временем возвращается Реувен и видит, что яма, куда они бросили Йосефа, пуста. Он мечется, рвет на себе одежду, причитая, что он скажет отцу, как оправдается перед ним. За всем за этим спокойно наблюдают братья его и сохраняют равнодушное молчание. Они и не думают посвящать Реувена в тайну исчезновения Йосефа. Реувен, видно, также пользуется особой любовью братьев своих. И если он так и не узнал о продаже Йосефа, не понятно, кто забрал причитавшиеся ему два сребреника. И что, на самом деле, думал Реувен по поводу исчезновения Йосефа? Не могли же его без остатка съесть скорпионы со змеями (9).
  
  А что сказать отцу, братья уже решили. Они чуть подпортили "царские одежды" Йосефа, хорошенько полили их кровью специально забитого для этой цели козла (10) и отослали их отцу своему, сопроводив посылку следующими словами: "Узнай же, сына ли твоего одежда эта или нет".
  
  Беспрецедентный цинизм братьев. С подобным цинизмом Каин ответил Творцу, на вопрос Его о брате его Гевеле: "Что я сторож брату моему". И все же они струсили, не рискнув лично предстать перед отцом своим. Есть, правда, предание, что братья тянули жребий, кому сообщить отцу о гибели Йосефа. Жребий пал на Йегуду. Это именно он пришел к отцу со словами: "Узнай, не это ли одежды сына твоего".
  
  Яаков, конечно же, узнал собственноручно изготовленные одежды Йосефа и, увидев кровь на них, поверил, что любимый сын его стал жертвой дикого животного. Но как поверил в это Реувен, загадка. Как бы ни был дик и свиреп зверь, ему никак не возможно было достать Йосефа из узкой ямы, типа колодца, шестиметровой глубины. А ведь именно по предложению Реувена его туда поместили.
  
  А главное непонятно, зачем братья затеяли эту чехарду с разноцветной туникой Йосефа? Гораздо была бы правдоподобней версия, что братья в глаза не видели Йосефа. Пошел Йосеф в Шхем и где-то сгинул в дороге. Ответ напрашивается один. Братья решили отомстить отцу своему за любовь его к Йосефу и за предпочтение его всем остальным. Они специально чужими руками доставили отцу окровавленные одежды Йосефа, чтобы причинить ему как можно большее страдание. Потому что если исчез человек без следа, всегда есть - пусть крохотная, пусть даже призрачная - надежда, что он жив и когда-нибудь однажды и неожиданно вернется.
  
   - Горюя сойду к сыну моему в могилу, - рыдал Яаков многие дни.
  
  Двадцать два года не знал утешения Яаков, и двадцать два года сыновья его хранили молчание, хладнокровно наблюдая, как страдает их отец.
  
  
  (1) Братья иронично назвали Йосефа "бааль гахаломот" - "хозяин, повелитель снов". Но Йосеф не просто видел необычные сны, содержание снов своих и чужих не было для него загадкой. Поэтому - "бааль гахаломот".
  (2) Мицва - повеление, заповедь.
  (3) Говорит Тора, что тот, кто не провожает гостя, подобен человеку, пролившему кровь собственными руками.
  (4) В тексте незнакомец отвечает: "Ушли отсюда". Эти слова означают, на самом деле, говорит Раши, - "отдалились (ушли) от братства".
  (5) И даже если бы не было ни змей, ни скорпионов, как долго сможет прожить человек в глубокой яме, в пустыне без воды и пищи? Глубина колодца, по преданию, была более 6 метров (20 футов).
  (6) "Беца" - "корысть, незаконная прибыль, выгода, нажива".
  (7) Йегуда убирает самого серьезного конкурента, способного претендовать на власть в семье.
  (8) Давид правил 40 лет, Соломон 4 года до возведения Храма, а Храм был разрушен через 410 лет.
  (9) Версии некоторых последователей Рашбама о том, что Йосефа утащил в берлогу свою медведь или лев в свое логово, не выдерживает никакой критики. Как медведь мог проникнуть в узкий шестиметровый колодец?
  (10) Тогда считали, что кровь козла больше всего напоминает кровь человека. Когда-то Яаков, используя шкуры козла, обманул своего отца. Теперь же его сыновья использовали козла, чтобы обмануть его. По принципу мера за меру.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"