Наганов Эндрю : другие произведения.

Обучение по методу Наганова. Или история с бутылками

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    для любителей задуматься и посмотреть на известное с другой стороны


   Историю эту вспомнил именно сейчас, в трудные для мировой экономики дни, но смысл, который она несёт в себе, актуален был и в прежние времена. Будет над чем задуматься и в будущем...
  
   Описанные ниже события происходили со мной в одном из многочисленных университетов нашей необъятной страны [России - прим. автора], а посему, отбросив ложную скромность, я и решил это засвидетельствовать в названии рассказа. Надеюсь, что остальные участники событий историю эту не прочитают. Если же прочитают, то обижаться, думаю, не будут на то, что в заголовке своей фамилии не нашли.
  
   Итак.
  
   Пригласили меня однажды прочитать лекцию студентам-экономистам первого курса. Про практическую деятельность на финансовых рынках рассказать надо было. А я, знаете, не очень это бестолковое топтание у кафедры люблю. Да и методы преподавания в наших вузах оставляют желать лучшего: профессура-то поголовно старается "держаться за правоту книжную" [автор цитирует автора - прим. автора] и предпочитает это занятие стремлению жить и действовать более эффективно. Из-за такого противоречия возникают всякого рода образовательные казусы, и выпускники вузов потом теряются в реальной жизни. Так что - не хотелось мне зря тратить время на это. Но отказывать было неудобно. Вот и задумал я провокацию, чтобы в будущем у научного сообщества даже мысли не возникало меня приглашать с лекциями. Награждать - это всегда пожалуйста! Приз там какой-то получать, почётное звание... Против этого возражать не буду. Или, допустим, в картишки со студентами раскинуться - тоже можно. В порядке культурного отдыха. Но нести с важным видом всякую чушь перед умственно девственными людьми нежного возраста - увольте!
   Такова была моя полупринципиальная позиция по рассматриваемой повестке дня. Что ж, думал я, раз отказываться не удобно будет, то с максимальной пользой для себя и научно-экономических зародышей проведу отпущенное мне время. Поиздеваюсь над кафедральными традициями-гербариями экономических ботаников, заставлю юные мозги работать в нужном направлении, а сам получу занимательный опыт общения с молодёжью - уникального рода "обратную связь".
   Так, обретая устойчивое видение перспективы путём внутреннего диалога между самим и собой, я решил весьма наглядно показать подопытным - что есть выстроенная общественная система с моей точки зрения. Заодно требовалось получить их реакцию: замечания, возражения, впечатления, мысли, эмоции...
   Для этого перед самой лекцией заглянул в околоуниверситетский киоск. Купил две шариковые ручки и две бутылки - одну ёмкостью побольше, другую поменьше. Нет, что вы!!! Никакого спиртного!
   А пока вы будете гадать - что было в бутылках, и зачем я их покупал... Оп-па! Уже началась лекция.
   Расселись. Меня представили и объявили приблизительную тему для последующего развития в стенах выбранной аудитории. После того, как стих шорох обсуждения по вопросу зачемности стоявших на столе у доски двух бутылок - одной полной, другой уже опустошённой, я приступил.
  
   Начал с вопроса. Про фильм.
   Знаете, читатель, как-то мне пришлось посмотреть фильм. Обычный такой, сделанный по американскому ГОСТу, про полицейских и преступников. Там эпизод был: чернокожий опытный полицейский озадачивает своего бледнолицего молодого напарника (лишь бы не мешался!) доставанием пластмассового колпачка от ручки из открытой порожней пластиковой бутылки. Условия таковы - ему ничем нельзя касаться самой этой бутылки, но брать колпачок руками можно.
   Не видели этого фильма? А вот несколько человек в аудитории, судя по результатам опроса, имели счастье таки его посмотреть. Среди них одну девушку выбрал себе в помощницы [без намёков! - прим. автора].
   Она вышла к доске и, так как фильм смотрела внимательно, повторила соответствующие манипуляции, которые привели её к решению задачи. При этом, конечно не обошлось без луж на полу (чему, думаю, профессура не сильно обрадовалась).
   Я попросил её сходить вылить минералку из маленькой бутылки, а сам изрёк приблизительно следующее.
  
  -- Вы, наверное, знаете, что ряд задач в курсе школьной физики и математики можно решить несколькими способами. В реальной жизни таких способов решения поставленных перед вами задач гораздо больше. Кроме того, условия жизненных задач достаточно гибки. Сразу приведу пример. Давайте условимся, что тот способ, который показала ваша однокурсница, есть технический (или технологический). Предлагаю способ из медицинской области. Хирургический. Представьте, что у нас есть лазер. Пережигаем бутылку пополам. Она перестаёт быть в этом случае бутылкой. Из условия задачи следует, что касаться бутылки мне - как решающему задачу - нельзя. Но после проведённой манипуляции это уже не бутылка, а, скорее, стакан. Беру его и вытряхиваю колпачок. Задача решена. Для любителей жёстко соблюдать условия задачи: можете достать колпачок пинцетом.
  
   Студенты на этом этапе уже вовсю увлеклись обсуждением задачи. В аудитории было шумно. Я же решил только "наподдать жару" и попросил мою помощницу снова поставить на край стола маленькую бутылку и кинуть в неё колпачок.
  
  -- Теперь предлагаю вам придумать какой-нибудь способ доставания колпачка.
  
   Из первого ряда тут же выскочил один из особо активных и шумных студентов. С моего разрешения он проделал следующее: подошёл к столу и дунул на бутылку. Та упала на пол, но колпачок не вылетел из неё.
   Я пояснил, что такой способ тоже имеет право на существование, хотя он и не даёт стопроцентной гарантии решения задачи. Им пользуются, в основном, авантюристы и спекулянты (что уже ближе к изначально заявленной тематике лекции): ведь после его применения технический способ уже становится практически недоступен. Из рассмотренных нами остаётся только операционный. Но есть и другие способы.
   Тут, конечно, студенты засыпали меня самыми экзотическими вариантами решения задачи. Один из них тут же вышел и реализовал спекулятивный вариант под номером два - пнул стол, на краю которого стояла бутылка. Та снова очутилась на полу, но колпачок из неё не вылетел.
   После этого мне пришлось озвучить промежуточные выводы по этим способам решения задачи, и я перешёл к следующим двум.
   На доске старательно вывел условие [оно приведено выше красным текстом - прим. автора].
  
  -- Прошу вас ещё раз внимательно присмотреться к условию задачи. А теперь, Маша, будьте так добры - вытряхните колпачок из бутылки и подайте его мне. Вот! Задача решена. Бутылки я не коснулся, а колпачок получил. Как назовём этот способ?
  
   Все вместе мы пришли к выводу, что это командно-административный вариант. И применяется он госструктурами (в нашей армии, например) и в бизнесе. Помимо просьбы или приказа можно использовать деньги для мотивирования машенькиных усилий.
  
  -- А теперь самое интересное. Представляю вашему вниманию финансово-экономический метод решения задачи. Понимаю, что не все вы дружите с отстранёнными математическими понятиями. Это естественно - их нельзя попробовать на вкус, потрогать, услышать. Да и увидеть многие из них можно лишь условно. Но вообразите, что понятия "бутылка", "колпачок", "доставать" и прочие - это не какие-то конкретные объекты или действия, а ИМЕННО ПРАВИЛА. У этих правил есть свои условности. Например: "доставать" можно интерпретировать как "получить каким-либо способом", а "колпачок" - как "такого вида колпачок".
  
   Не дав студентам опомниться и как следует "переварить" мысль, я достал вторую из купленных мною ручек и снял колпачок. Задача финансово-экономическим методом решена!
   Не буду здесь приводить всех возражений со стороны студентов и их недоумённых реплик. Помню лишь, что мне потом пришлось изобразить решение задачи и на доске. Как мог я нарисовал на ней бутылку и внутри неё колпачок, а ниже представил ситуацию, когда задача уже выполнена: эта же бутылка с колпачком внутри, а рядом постарался изобразить в точности такой колпачок.
  
  -- Прошу вашего внимания! Для дальнейшего осмысливания предмета обсуждения предлагаю отгадать загадку: что есть и то же самое, и другое?
   На несколько секунд гул в аудитории стих. Затем посыпались самые изощрённые варианты "отгадок".
   Мыслящий читатель пусть подумает, а я уже здесь перейду к своей заключительной речи.
  
  -- Рисунок - как иллюстрацию к финансово-экономическому методу решения задачи - я изобразил здесь не случайно. Важно, чтобы вы поняли, что этот метод в нашей с вами жизни на данном этапе играет ключевую роль. Такой способ - не абстракция. По всему миру запущены печатные станки, и они штампуют деньги. Одни сто долларов похожи на другие как две капли воды. Они идентичны, ибо являются копиями друг друга. А копия - как вы теперь понимаете - это то же самое и, одновременно, другое [тут я показал студентам колпачок от второй ручки - прим. автора]. Вот копию колпачка я и изобразил на доске. Метод Попандополы из кинофильма "Свадьба в Малиновке". Старался как мог. Что я этим хотел сказать? Во-первых, теперь вы прочувствовали на примере отличие самых разных способов "решения вопросов". У каждого есть свои преимущества и свои недостатки. Но особые споры разгорелись именно вокруг метода финансово-экономического. Что ж - это справедливо. В общественных кругах, институтах, в банках и правительствах идут такие же эмоциональные дискуссии по поводу этого метода. Некоторые чиновники и финансисты различными путями навязывают другим своё мнение. Они, как правило, авторитеты. Но, помнится, ещё в школе преподаватель по физике говорил мне, что метод ссылки на авторитет научным не является. Поэтому - задумывайтесь над каждой "азбучной истиной", анализируйте её со всевозможных сторон, если хотите добиться чего-то важного в жизни. Это второе, что мне хотелось бы, чтобы вы запомнили. Ведь такой навык пригодится вам не только в работе, но и в быту. Помните, что общественная система устроена так, что различные группы людей решают свои задачи по-разному. Вы же можете теперь попытаться проанализировать их методы и выбрать для себя самый оптимальный в данной ситуации. Такой анализ даст вам возможность глубже проникнуть в суть происходящих явлений, и вы уже не будете столь однозначно, "под копирку" воспринимать излагаемые здесь вашими профессорами идеи о монетизации, перепроизводстве, "труде-капитале", теории формирования цены и прочие. Помните - какой преимущественный способ решения задач выбран обществом, таким и будет преимущественный "отклик" системы на полученный результат. А теперь - домашнее задание.
  
   Придумайте другие способы решения задачи с бутылкой и колпачком. И опишите их в комментариях.
  
  
  
   С мест вопросов было не много, но после лекции ко мне подходили в основном красивые студентки и задавали всякие разные вопросы. И сами эти вопросы, и мои ответы на них - это уже тема для другого рассказа.
   После этой лекции больше меня в университет не приглашали. А оно мне надо?!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"