Во второй половине ХХ столетия человечество поставило на повестку дня проблему выживания. С тех пор в "жизненной философии" начинает усиливаться потребительская позиция человека: страхи множатся, люди пытаются употребить в срочном порядке все блага жизни, "а то "черные дыры", экологические катастрофы, террористы, маньяки, убийцы и болезни поглотят нашу жизнь, и мы не успеем насладиться ею...". В то же время, когда главной проблемой человечества становится проблема "выживания" и высшей ценностью начинает выступать "жизнь", встает вопрос о первопричине - о факторе разрушения, сохранения и развития жизни - это вопрос о "человеческом качестве" (А. Печчеи).
На уровне "философии жизни" констатируется наличие перехода от "техногенной" к "антропогенной" цивилизации, что способствует вскрытию резервов выживания человека и всего человеческого сообщества. В реальной жизни мы можем наблюдать борьбу между технократизмом и гуманизмом в позиции отдельных людей, в системе образования, в культуре.
Технократический подход к жизни - это определение достижений техники как ведущего фактора развития жизненных процессов на Земле и в человеческом сообществе.
Гуманистический подход - это признание человека ведущим фактором сохранения, развития и разрушения жизни на Земле.
При этом мы наблюдаем и позитивное, и негативное влияние этих подходов на жизнь человека и социальную реальность. Как технократизм, так и гуманизм, доведенные человеком до абсурда как безудержного потребительства., могут привести к гибели Жизни на Земле.
Принцип "Техника - двигатель прогресса". Развитие физики позволило: вскрыть безграничные силы управляемой энергии (одна лошадиная сила и сила ядерной энергии). Развитие химии и проникновение ее во все области человеческой жизни принесло более благоустроенный образ жизни человека. Всё это действительно увеличило возможности человека в управлении жизненными процессами, но общество, построенное на принципах технической революции, привело и к экологической катастрофе в природе, к авторитаризму человека в его отношении к жизни.
Трудно человеку, вышедшему из техногенной цивилизации найти резервы выживания, ему не хватает знаний о своих возможностях, об условиях, о путях вскрытия резервов. Тогда выдвигается принцип информированности, как принцип выживания, как показатель умножения его жизненных сил. Но это опять приводит его в тупик, ибо именно техническая революция и автократическое общество довели сознание человека до слепой самоуверенности в собственную непогрешимость и до безграничности в потреблении.
Не находя ответа на главный вопрос о способах выживания в современных условиях, общественность склоняется к принципу благосостояния человека. Общество, построенное на этом, казалось бы, гуманитарном принципе, с одной стороны - путь получения человеком жизненных благ, а с другой стороны - это путь к потребительскому обществу, которое целиком зависит от аппетита человека. Человек стремится к результату любыми средствами, он не может поступиться своими принципами, выйти за созданные им же "нормы - рамки", не может принимать мир как данность, он воинственно утверждает истину и социальные отношения строятся на противостоянии людей. Он проявляет эгоцентризм как неспровоцированную агрессивность, стремление к власти над всеми жизненными процессами, возвеличивание "самости", безграничную устремленность к материальному благосостоянию.
И напрашивается очередной вывод: всё это разрушает нравственный потенциал общества, превращая его "в стадо социальных животных" (Анатолий Мартынов). Это не может пробудить общественные силы к обновлению, а лишь усиливает катастрофы.