Найденко Тарас: другие произведения.

Рецензия на книгу: Дэвид Вебер - Космическая станция "Василиск"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Всем привет
  
  Текст ниже не является рецензией, очерком, или критической статьей. Бессмысленно критиковать действительно хорошие и удачные книги: любые недостатки полностью нивелируются преимуществами текста.
  ( К примеру: можно сколько угодно ворчать на качество грима Палпатина из 4-5-6 частей Звездных войн на фоне нынешних цифровых технологий. Да, устарело, да, актер другой, не тот, что в новой трилогии. Тем не менее личность Императора, созданная Лукасом, настолько феерична и уникальна, что никакое ворчание критиков роли Сидиуса во вселенной далекой-далекой галактики не испортит.)
  Так и тут, и весь цикл и эта конкретная книга - настолько оригинальны, самобытны, специфичны, что ругать их глупо. Достоинств куда больше, чем любых ляпов и глупостей. Особенно в первой книге. К слову, первая часть совершенно самодостаточна. Её можно читать без оглядки на весь 14-ти томный цикл ( он все еще не дописан).
  Помните, я говорил, что этот текст не рецензия? Так вот, это действительно так. Это не рецензия, это рекомендация.
  Рекомендация, пожелание и мотивирующий пинок под зад в одном флаконе. Нельзя проходить мимо подобных книг. Подобное - сродни преступлению. А для того, чтобы вы не "покупали кота в мешке" я немного расскажу о том, что же из себя на самом деле представляет "Космическая станция "Василиск".
  
  Начну я, пожалуй, с небольшого рассказа о вселенной, в которой происходят события романа:
  
  Далекое будущее. Галактика заселена колонистами бежавшими со старушки Земли. Расселение происходило беспорядочно - люди бежали на чем попало: на кораблях старых и новых, только сошедших со стапелей и ржавых развалюхах. Многие погибали в полете. Да и те, кто благополучно добрался до нового дома столкнулись с целым ворохом проблем: болезни, религиозные распри, туземцы, падение уровня технологий...
  Как бы то ни было, на момент событий происходящих в романе все более-менее вошло в обычную для НФ колею, за одним маленьким, но очень важным для читателя исключением.
  
  Каким? Все очень просто, Вебер подтасовал технологии таким образом, что сражения в космосе живо напоминают морские баталии линейных кораблей 19 века. Стенка на стенку. Только вместо пушечных ядер лазеры и ракеты.
  На первое место выходит не столько превосходство в технологиях, сколько личное мастерство капитанов, тактика и планирование битв.
  Для любителей подумать головой, сражения в серии о Хонор Харрингтон представляют из себя настоящее пиршество для разума.
  Можно позволить себе оспаривать ход сражения, соглашаться, или нет с автором, предлагать другие, более удачные варианты тактической планировки столкновений. Одним словом - интеллектуалу есть где разгуляться.
  
  Что до политический картины галактики, то и тут Вебер не ударил лицом в грязь: множество группировок, альянсов, планетарных империй на выбор, соларных королевств и космических станций приглашают читателя вникнуть в сложную вязь интриг, предательств и козней царящих на просторах созданного автором мира.
  Эдакий Мартин в космосе, только лучше. Потому что серия Вебера на голову превосходит Мартиновский цикл "Путешествий Тафа".
  И что действительно превосходно, так это то, что цивилизации Вебера и списаны с наших, Земных аналогов ( при желании можно провести множество параллелей), но в контексте мира и самой книжной серии они оригинальны и самобытны.
  Теперь настала пора познакомить вас с главным персонажем этой замечательной серии - встречайте Хонор Харрингтон!
  
  Цитата: Лицу, смотревшему на нее из темного стекла, следовало бы выглядеть иначе, отражая происшедшие в судьбе хозяйки монументальные изменения, а оно не отражало. Оно по-прежнему представляло собой набор остро очерченных плоскостей и углов (над всеми главенствовал прямой патрицианский нос, который, по ее мнению, был единственной относительно патрицианской чертой в ее внешности) и не носило ни малейшего следа косметики. Некогда Виктории сказали, что ее лицу присуща "суровая элегантность". Она не была в этом уверена, но данная концепция показалась ей куда лучше ужасного "Надо же, какой у нее здоровый вид! ". Не то чтобы определение "здоровый" не соответствовало истине, но Викторию оно вгоняло в тоску. Благодаря почти полуторной гравитации ее родной планеты и суровому режиму тренировок она выглядела в черно-золотом мундире Королевского Флота Мантикоры нарядно и солидно, и это, критически подумала Виктория, было лучшее, что она могла сказать о своей внешности.
  Большинство флотских дам-офицеров предпочитали следовать последнему крику планетарной моды: длинные волосы, обычно замысловато подстриженные и уложенные, - но Харрингтон давным-давно решила, что не имеет смысла изображагь нечто, чем ты не являешься. Практичная прическа без претензий на модные изыски - в самый раз. Коротко подстриженные волосы не мешали под шлемом скафандра и в состоянии невесомости. Правда, эти двухсантиметровые прядки упрямо старались завиться, но ни блондинкой, ни рыжей, ни даже брюнеткой назвать ее было нельзя Всего лишь весьма практичный, неброский темно-каштановый цвет. Глаза были еще темнее, и Виктории всегда казалось, что намек на миндалевидный разрез, унаследованный ею от матери, заставляет их выглядеть неуместно на ее костистом лице - как если бы их добавили задним числом. Темный блеск глаз делал бледное лицо еще более бледным, а подбородок казался слишком массивным на фоне твердой линии рта. Нет, в который раз решила она, с ее лицом вполне можно примириться, терпимое такое лицо, но бессмысленно воображать, что кто-то когда-то заподозрит его в лучезарной красоте... ну и черт с ним.
  Виктория улыбнулась, и отражение улыбнулось в ответ. Чувство восторга нахлынуло снова, вытеснив все заботы, и она почувствовала, как опять, помимо воли, становится похожа на ребенка, завладевшего мешком с новогодними подарками. Харрингтон твердо решила настроиться на серьезный лад и заставить себя весь остаток пути думать о задании. Командир обязан выглядеть спокойным и собранным.
  
  Кстати говоря, вы заметили одну странность? Цикл носит имя ХОНОР Харрингтон, а в цитате ( если вы её, конечно, прочитали) нашу героиню зовут ВИКТОРИЯ. Странно, не правда ли?
  Все дело в правилах "нашего" перевода. Человек занимавшийся переложением первой ( и некоторых других книг) книги на русский, посчитал ошибкой переводить имя Харрингтон дословно. И заменил слово Хонор ( честь) на Викторию ( победу). Ему казалось, что это равноценная замена, но это, к сожалению, не так. На её имени строится множество шуток, идиом и даже в названии некоторых книг серии слово честь обыгрывается с именем главной героини цикла.
  Да и если захочется охарактеризовать Харрингтон одним словом, это слово будет - честь. Это и её имя, и её стиль жизни. Она такая - прямая, подтянутая, собранная, жестокая и эффективная.
  И имя ей - Хонор Харрингтон. Не Виктория. Не Маша, Саша и Наташа. Только Хонор (*шепотом* только хардкор)
  
  В "Василиске" Хонор только начинает свой путь по просторам вселенной. Все происходящее в романе, это последствия её первого назначения на капитанскую должность. В этой книге, она еще молода, не опытна и совсем не уверена в себе. Ей еще предстоит совершать подвиги, ставить на колени целые флотилии и распутывать сложные политические заговоры. Все это будет потом - здесь и сейчас Хонор делает первые шаги в управлении собственным судном и пытается наладить отношения с экипажем.
  
  Здесь я позволю себе одно маленькоеБОЛЬШОЕ отступление. Оно очень важно для того, кто будет читать эту книгу. Вам, я уверен, необходимо знать то, что я напишу ниже.
  
  1) В этой книге нет секса. Да, Хонор девушка, но для неё честь офицера куда важнее интрижки на стороне с собственными подчиненными.
  2) В "Василиске" нет ни романтики, ни соплей, ни мелодрамы. Только поэзия металла, лазерных батарей и ракетных залпов. Пиршество тактики и политики. Никаких любовных бредней.
  3) Что до масштабных баталий, мгновенных стычек и супергеройства, то и их нет. Если в "Василиске" еще есть первые два, то чем дальше по книгам серии, тем большую роль играет политика. Супергеройства в этой серии нет вовсе.
  4) Книга не будет интересна младшему школьному возрасту. Мозги вытекут. Я серьезно.
  
  Если все перечисленное выше вас устраивает, то я позволю себе продолжить?
  
  Итак, о сюжете и персонажах. Обычно, тут я долго разглагольствую о том, где какие ляпы допустил автор, какие персонажи картонные и как они наигранно любят/ненавидят друг друга. Это обычно.
  С этой книгой подобный номер не пройдет. Почему? А потому!
  
  Ляпов по сути нет, а те, что есть - никак не влияют на сюжет ЭТОЙ книги. Ляпы в других книгах серии вы, надеюсь, уже будете искать самостоятельно.
  Персонажи не то чтобы такие уж и живые, но первый помощник, Хонор и еще пара/тройка персонажей получились. Харизма Хонор полностью затмевает остальных персонажей-статистов. Они на её фоне теряются и ты понимаешь, что так и должно быть. На корабле может быть лишь один капитан. И имя ей - Хонор Харрингтон.
  Что же до любви и ненависти, то любви нет. А ненависть к врагу дело обычное. Особенно для кадрового военного.
  
  К слову, битвы в книгах этой серии совсем не те, что вы могли видеть в Звездных Войнах, или Стар Треке. Ничего похожего.
  Никаких разноцветных пыщ-пыщ и пиу-пиу. Мало того, что в космосе НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЛЫШНО ЗВУК ВЫСТРЕЛА, так еще и сражения происходят по совершенно другому алгоритму.
  
  Благодаря конструкциям кораблей сражение больше напоминает танцы в межзвездной пустоте, чем яростную стычку.
  А все из-за пресловутой "особенной конструкции кораблей"
  
  Цитата: Для каждого военного корабля силовые барьеры составляли первую и главную линию обороны. Импеллерная тяга создавала пару сжатых гравитационных лент над и под корпусом - открытый с обоих концов клин, способных разогнать корабль до скорости света практически мгновенно. Разумеется, на практике подобный толчок превратил бы экипаж любого судна в кровавое месиво. Даже при современных инерционных компенсаторах максимальное ускорение, какое мог выжать военный корабль на импеллере, не превышало шестисот g. Но дело было не только в движении: ни одно известное оружие не могло проникнуть сквозь основные тяговые ленты импеллерного клина военного класса. Таким образом, простое включение импеллеров защищало корабль от любого огня снизу или сверху.
  Однако оставались открытыми бока импеллерного клина - пока кто-то не изобрел силовые барьеры и не распространил защиту на фланги. Прикрыть носовой и кормовой секторы хотя бы гравистенкой все еще не представлялось возможным. Зато тяговые ленты превосходили мощностью самые сильные из когда-либо созданных гравистен. Фланговые барьеры можно было пробить специальными ракетами, но только в сочетании с мощным энергетическим оружием, действовавшим на очень близком расстоянии.
  Это, в частности, привело к возникновению поганой закономерности: битвы в глубоком космосе, независимо от их важности со стратегической точки зрения, заканчивались обычно вничью. Флот, попавший в переделку, просто поворачивал корабли непроницаемыми плоскостями импеллерных клиньев к противнику и таким образом пресекал любую возможность ведения боевых действий. Единственной контрмерой было упорное преследование, но при этом атакующие оставляли открытыми носовые сектора своих кораблей, подставляясь, таким образом, под продольный огонь прямо в лоб. Сражения между крейсерами довольно часто велись до победного конца, но столкновения тяжелых судов почти всегда превращались в церемонный замысловатый танец, в котором обеим сторонам известны все фигуры.
  Ситуация оставалась почти неизменной более шестисот стандартных лет; лишь время от времени, по мере усовершенствования лучевого оружия или изобретения инженерами-оборонщиками новых способов затруднить проникновение ракет, увеличивалась дистанция боя
  
  Сами понимаете, что в подобной ситуации нужно в первую очередь полагаться на собственный разум, на команду и на тактическое преимущество над врагом, которого еще предстоит добиться.
  
  Кстати о команде: отношениям Хонор ( как нового капитана) с командой её нового судно посвящена весомая часть текста. Очень интересно наблюдать, как она, совсем еще неопытный командир ( да еще и женщина) смогла добиться уважения, взаимопонимания и доверия между собой и экипажем. Особенно, если учесть тот факт, что с самого первого её вступления на борт эти самые отношения сложились не лучшим образом.
  
  Теперь о сюжете, я же обещал? Выполняю.
  Все строится вокруг назначения Хонор на новое судно и последствия этого назначения для неё, судна и команды. Целая ( к сожалению не счастливая) череда событий забросила их в отдаленную систему для патрулирования, контроля над происходящими на планете событиями и охраны. В ту самую систему, где находится та самая станция "Василиск", давшая название первой книге цикла.
  Собственно, происходящему на корабле, планете и околопланетном пространстве и посвящена эта книга. Пара щепоток интриги, несколько долек политики, большой шмат "все не то, чем кажется" и блюдо под названием "ОТЛИЧНАЯ КНИГА" готово.
  
  Приятного чтения. Всем всего!
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) А.Верт "Пекло"(Боевая фантастика) А.Минаева "Академия Высшего света"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"