Найденко Тарас: другие произведения.

Рецензия на книгу: Сергей Демьянов - "Такая работа"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Сразу скажу, что я больше месяца не мог подступиться к этой книге. Она слишком необычна, чтобы я мог написать рецензию в привычном стиле. И, что важнее всего, читать её не рекомендуется 80% людей, в тоже время оставшиеся 20% - будут глотать текст залпом. Вот такая специфика. Дальше - коротко о главном
  
  В книге есть вампиры, магия, действие происходит в бетонных джунглях Москвы - все признаки "городской фэнтези" на лицо... но это не "городская фэнтези". В тексте 70% болтовни и философствования автора, 10% воды и рассуждений главного персонажа. Лишь 20% - хоть какое-то действие. Даже не экшен, просто действие. Не болтовня автора о смысле жизни и не пространные диалоги персонажей. Нет интриги. Даже вампиры и магия уходят на второй план. Они и на красивый антураж не тянут. Нет, они лишь фон для разглагольствований автора о смысле жизни в нашел сером, тупом и безрадостном мире.
  
  Со времен книг про Аниту Блейк, Дрездена и, чем черт не шутит, тех же Дозоров ( не считая прочих книг и авторов), сложился определенный стереотип главного героя: смелый подонок, что ценит только свои идеалы совершает удивительно благородные поступки, оправдывая это тем, что он попросту не мог пройти мимо. В меру сильный, умный, проницательный. Пропитан сарказмом до самых костей. Да, вы уже должны понять к чему я клоню. В "Такой работе" ничего подобного и близко нет. ГГ - некромант. Как бы черный маг, что требует соответствующей стилистики, манеры мышления и особого взгляда на мир...Как бы не так. Здешний ГГ-некромант сопляк, тютя и нытик. Совершенно занудная и бесхребетная поросль, которая на протяжении всей книги подставляет свой зад на растерзание то бывшей жене, то демонам, то вампирам, то темным магам, а то и просто агрессивной нежити. Он слабый маг, ничего не делает для того, чтобы стать сильнее. Не может до конца принять свою профессию и всю книгу мучается от того, что он такой, какой есть. С одной стороны - да, что-то новое, эдакий выход за рамки привычных сюжетных конструкций, а с другой читать о таком персонаже-слюнявчике то еще удовольствие.
  
  Мир "Такой работы" не просто "не прописан", как это принято говорить у нас "злобствующих критиков". Его, этого мира, как такового - нет (почему "нет мира", я расскажу ниже). Обычно я кричу о том, что вот, мол, персонажи картонные, логики в их поступках нет, все хреново! В ситуации с "Такой работой" все немного иначе. Персонажи очень даже запоминающиеся. Тут вам и трех ( как минимум ) тысячелетняя вампирша-интриганка, и ищущая любви демоница- верный друг и надежная опора ГГ с раннего детства. Друг-мент, предатель и трус, боящийся последствий "творчества" темного мага и, тем не менее, отчаянно нуждающийся в знакомом некроманте. Что же мне не нравится? Ответ очень прост. Их МАЛО. Вампирша появляется в 1% текста. Друг-мент в 5-6% и то, лишь как пассивный наблюдатель. Демоница - 6-7% и работает, в основном, как ходячий рояль, спешащий, словно Чип и Дейл на выручку ГГ. Есть и другие персонажи, они вполне себе яркие, но их МАЛО, катастрофически МАЛО. Книга не про персонажей. Книга о взгляде автора на наш бренный мир. Взгляде на семейные ценности, верность, брак и т.д. В потоке мысли, что автор выплескивает на читателя персонажи теряются и книга разом теряет огромную часть своего обаяния.
  
  Помните, я уже писал, что впечатление от книги 80 на 20. 80% читателей - убежит с визгом, обозвав текст скучным и чудовищно перегруженным "авторским взглядом", в то время, как другие 20, будут читать взахлёб. Так вот, объясню, потому что, согласитесь, подобная арифметика выглядит странновато.
  1) Меня не оставляют смутные подозрения, что книгу писала женщина. При том не просто "женщина", а женщина, пережившая домашнее насилие, разочаровавшаяся в мужчинах, жизни, браке и "семейном укладе жизни".
  2) Из-за того, что книгу писала женщина, нет экшена, нет сильного мужского персонажа-ГГ, нет достоверности в поведении ГГ. Женщина-авторесса, пишущая о персонаже мужчине, это диагноз. ГГ по определению будет бабой в джинсах.
  3) По давней традиции, книги женщин авторов берут стилистикой и антуражем, а не действием, но тут этого нет, за исключением всего двух сцен, что получились на 5 ( это 3% от общего объема текста). Все остальное - вода.
  
  80% убежит. Причина? Как я уже говорил, это недостоверный, ноющий ГГ-баба, пустой мир, в котором герои играют на пятых ролях, отдавая все эфирное время занудной болтовне автора. Отсутствие экшена, отсутствие интересного антагониста. НЕВЕРОЯТНАЯ ЗАНУДНОСТЬ ТЕКСТА. Тонны воды на страницу текста.
  Если все так плохо, то откуда же возьмутся те 20%, которым книга должна понравиться?
  20%, это те самый женщины (девушки), получившие по сусалам от благоверных, либо просто подвергающиеся постоянному семейному насилию, для которых эта книга и писалась. Лишь ужасно неудовлетворенные представительницы прекрасного пола будут читать авторский бред с интересом. И им действительно будут даром не нужны персонажи и экшен, для них они будут именно красивым фоном. На главное место выйдут злобствования автора на тему "Все мужики - козлы".
  Вот яркий тому пример, подобного в тексте - дочерта:
  Цитата: Ты приедешь домой около полуночи, несчастная, до предела вымотанная, доведенная до тихой истерики пошлыми шуточками начальника и к тому же голодная. У тебя будет зверски болеть голова, и все, чего тебе еще будет хотеться, - это горячая ванна и таблетка цитрамона. И, может быть, еще сдохнуть. Именно этот день выберет тот, кто есть источник любви, верный друг и твоя единственная защита от всего того кошмара, что происходит снаружи, чтобы устроить тебе твое личное, персональное "однажды".
  
  Однажды ты узнаешь, что носишь слишком короткую юбку, слишком громко смеешься, слишком много болтаешь. Однажды тебя убедят в том, что у тебя неподходящие друзья, что ты обязана сидеть дома и не должна иметь собственных денег, а если ты не согласна с этим, значит, "ты все это время строила планы, как бы от меня избавиться!". Однажды тебе скажут, что ты сама во всем виновата, что ты истеричка, постоянно врешь и провоцируешь своего мужчину. А чтобы ты лучше усвоила все это, тебя накажут.
  
  После того как это произойдет, ты больше никогда не будешь в безопасности.
  
  Ты можешь попытаться уйти. Ты можешь сменить квартиру, имя, номер телефона, адрес офиса и образ жизни, вот только себя саму так просто не поменяешь. Мы не можем сдать себя по гарантии, если в нас что-то неожиданно ломается, чтобы получить взамен совершенно новенькую себя. Белый шрамик, крохотное молчаливое чудовище, поселившееся в тебе в то мгновение, когда ты кожей почувствовала, насколько беспомощна и уязвима, будет жрать тебя изнутри, сколько бы ты ни зарабатывала. Ты можешь иметь сколько угодно Gucci, и Louis Vuitton, и Cartier - это ничего не изменит.
  
  Но поскольку всем на это глубоко наплевать, тебе придется разбираться с этим самостоятельно. Даже после того, как тебя унизили, у тебя все еще есть жизнь и ее надо жить дальше, причем желательно так, чтобы не приходилось постоянно оправдываться перед окружающими. Тогда ты прикрываешь свой шрам волосами и делаешь вид, что его не существует. Он не исчезает от этого, но - слава богу - при необходимости всегда можно соврать.
  
  И ты говоришь: "Он разбил мне сердце, и я не могу еще раз полюбить".
  
  Подводим промежуточные итоги - книга плавно превратилась в женское фэнтези самого плешивого пошиба, написанное домохозяйкой, для домохозяек. 70% книги натужное философствование. ГГ - баба в штанах ( кожаных), а персонажи хоть и яркие, но играют в книге лишь роль статистов с 1-2 дежурными репликами.
  
  Теперь несколько слов о ГГ, "пустом мире" и сути писанины автора о "бедных и обездоленных" домохозяйках.
  ГГ не умеет любить, не хочет наслаждаться жизнью, своей профессией, теми возможностями, что она ему дает. Он патологический трус, морализатор и нытик. Отхватывая бесконечные оплеухи от всех второстепенных персонажей, он получает от этого процесса своеобразное удовольствие. Никакой романтики в книге, а уж тем более секса нет. ГГ - бесполый. Не имея стимула к развитию, ГГ слабый до омерзения. Он не борется за свои возможности и отвергает большую часть свох сил. Читать про подобного некроманта смешно и грустно.
  Для примера представьте...мясника, который будет жалеть скотину, откажется рубить туши, откажется барыжить мясом из-под прилавка, не будет забирать домой остатки и рубить, если таки принудят, абы как - ему все-равно не нравится его работа. Что с ним случиться? Правильно. Выкинут на улицу. Но нашего ГГ это не касается. Автор с логикой не дружит, у него некромант быть некромантом не хочет, но и от своих возможностей до конца не отказывается. Помесь козла с ослом. Диагноз. Диагноз: баба-авторесса. Только они могут писать о страдающих темных магов, добрых вампирах, пушистых мимими-оборотнях и идейно-добрых жрецов темных богов. Хоть геем ГГ не сделали, и то хорошо.
  
  Мир пустой. Да. Совершенно пустой. Еще более пустой, чем в "Дозорах" и прочих подобных книгах. Почему? Очень просто.
  1) В книге использованы "вампиры обыкновенные", таких сейчас полно. Никакой изюминки и близко нет. Да и впечатление, что они сюда вставлены, как способ привлечь женщин очень и очень сильное. А раз вампиры "как у всех", то и прописывать их не нужно. Все и так все знают.
  2) Магия в книге...обычная, для "ГФ". Ничего ТАКОГО. Касты, ритуалы, да занудное брюзжание о добре\зле и ответственности, что приходит с силой.
  Кроме этого нет ничего. Ни предыстории, ни колоритных персонажей магического происхождения. Нет интриги. Нет ничего, что заставляло бы вычитываться в этот занудный мирок. Почему? Потому что, как я уже писал - книга не о магии, книга о "козлах-мужиках".
  
  Теперь о хорошем. Оно есть и его достаточно много. Но оно, это "хорошее" крайне специфическое.
  
  Хорошим можно назвать...ровно две сцены. Сцену оживления трупа вампирши и сцену отстрела одержимых гастарбайтеров на складе. Первая хороша тем, что здорово передан сопутствующий настрой и антураж, а вторая - единственная нормальная экшен-сцена в книге. Она выглядит ярким пятном на сером фоне текста.
  
  Хороша и идея использования мертвецов для подсобных работ, милостыни и прочего. Но все это тут же заливается нудным зудением автора о том, как бедных "понаехавших" обижают, жизни не дают, даже после смерти мучают бедняжек. О понаехавших вообще. О резиновости Москвы. О рабском труде хохлушек-домработниц. Мерзкое такое чтиво. Мда.
  Хороша идея и пространства духов, с населением которого можно общаться магам, но оно не развито. Подано в паре штрихов, да и то, для введения прямолинейного злодея и прямолинейной, рояльной подружки ГГ. Спасательницы.
   Вывод прост. Если вы не женщина, которую регулярно бьет муж и к вампирам ( темным магам-добрякам) относитесь с подозрением - БЕГИТЕ.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Котёнок и его человек"(ЛитРПГ) А.Тополян "Механист. Часть первая: Разлом"(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Ребенок для магиссы"(Любовное фэнтези) А.Фидем "Нежелательные эмоции красного уровня"(Антиутопия) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) А.Кутищев "Мультикласс "Слияние""(ЛитРПГ) О.Иванова "Королевская Академия-2. Невеста для принца"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"