Найденко Тарас: другие произведения.

Рецензия на книгу: Сергей Лукьяненко - Застава

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Покупая, или скачивая "Заставу" нужно четко понимать что это за книга. Это не самостоятельный роман от Лукьяненко. Это первая часть огромного межавторского цикла. ПЕРВАЯ. Пробивная. Из чего вытекает множество проблем как для самого Пилюлькина, так и для нас с вами. Каких?
   Ответ прост, давайте по-порядку: большое количество набросков мест, идей, социальных каст, заготовок для последующих авторов - своеобразных крючков на будущее. Неизбежное засилье описалова - книга не самостоятельна настолько, каким мог бы быть отдельный роман. "Застава" - часть общего, не смотря на то, что у неё есть свой - завершенный сюжет. Только он не очень.
  
  Слабый сюжет, кстати говоря, следствие тех же проблем - из-за описалова провисают линии персонажей и их проработка. Это, как я понимаю, сознательная жертва - лучше так, чем пустой и голый мир. Потому и воспринимать "Заставу" нужно не только как отдельный роман, но и часть цикла. Беда в том, что с точки зрения отдельного произведения "Застава" - ужасна. Как часть цикла - крепкий проходняк. Лучше большинства "Сталкеров" и "Метро", но даже близко не шедевр. ( А оно надо?)
  
  Тем не менее в чем-то "Застава" - гениальная книга. Лукьяненко с ней поработал на 110%. Одно но - работал не в том направлении: - вместо сюжета, персонажей, достоверности он работал над продаваемостью, максимальным охватом соц.категорий, что смогут комфортно читать его книгу и вылизвании жопЪ всем и каждому.
  Вся беда в том, что винить его за это нельзя. "Пограничье" - сугубо коммерческий проект. Целиком и полностью коммерческий, по правде говоря. Он должен, он обязан хорошо продаваться. В этом его суть. Книги этого цикла должны легко читаться - это есть. Быть интересны и цепляться за сознание человека вызывая желание читать и покупать еще и еще - тоже есть. Как бы не была плоха "Застава" свою роль она выполняет: читать дальше про мир Центрума желание есть. Значит свою роль Лукьяненко выполнил. Он написал обычную, даже добротную, книгу - первый том в новом цикле. Герои тут картонки, сюжет смешной, ляпов полно. Ага. Но продаваться должно, эту часть своей работы Пилюлькин сделал на ура.
  
  Теперь о том, что этой самой продаваемости способствует - отдельно и в частности.
  Например, в книге вскользь упоминаются:
  
  Рабочие классы, рабочая интеллигенция, СССР, космос, братки, 90-е годы, "Хороший" Сталин, месть власти за развал Союза с оружием в руках, приватизация, независимость, хохлы-салоеды-свидомиты
  Цитата:Ровно полдень, - сказал Олександр. Для ярого фаната украинской независимости он говорил по-русски слишком хорошо, а по-украински - никак. Ну ничего, Центрум быстро лечит от мелких национальных комплексов
   хохлушки-проституки
  Цитата: Еще одна женщина с Украины не смогла вспомнить, как открыла портал, но с удовольствием осталась в Антарии. У нее сейчас чудесный салон "Ласки иноземья" в нижнем городе...
   расовая принадлежность армян и грузин, цитаты из советских фильмов, собаки- собачники, романтика тунеядства, рыбки, стволы-винтовки, садо-мазо, ролевые игры в постели, песни из нашего мира спетые "попаданцами", скульпторы, супружеская измена, свингеры, девушки "со странностями", "доброе "КГБ", "добрые" ФСБ из другого мира, партия зеленых, терпеливые домохозяйки, продажная власть, "попаданство", нимфомания, аномальные зоны из Сталкера, заброшенные города с артефактами, Гринпис, ислам, христианство, толерантность, терроризм, устройство кланов-горцев на Кавказе, китайцы, европейцы и их критика, неизменное у Лукьяна пиво и бухло и т д. Сложно вспомнить все и сразу. Но он прошелся почти по всему, развесив ярлычки по тексту. За них должны цепляться взглядом люди любых возрастов, соц.категорий, интеллекта, политических взглядов и думать "Вот молодец, Лукьяненко, и нас не забыл". Представители нетрадиционных ориентаций тут тоже есть, чуть не забыл. Как и политика и "все дерьмо, русские -вперед". И педофилия тут есть и геронтофилия, куда же без них-то у нашего "гения". В каждой второй его книге есть лоликон, родимый. Куда же без этого. Как я и говорил - какой там сюжет. Какие там герои. Ему о продажах думать надо. ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО о продажах. ( Которые, кстати говоря, пока, идут так себе.
  
  Да и ТАКОЙ набор смысловых аллюзий увязать во что-то общее-целое сложно. Я бы сказал - нереально. Даже "гению" Пилюлькину... Особенно "гению" Пилюлькину. А если без сарказма - угодить всем и каждому невозможно. Лукьяненко своими аллюзиями довел текст до уровня карточного домика - малейший порыв ветра и вся конструкция посыпется. Но он смог удержать "Заставу" на краю, балансируя на кончиках пальцев. С трудом, но смог. Снимаю шляпу.
  
   Пора переходить к сюжету и персонажам.
  И добавить пару слов о самом Центруме - как арене действий следующих книг цикла.
  
  Все крутится вокруг того, что наша старушка Земля мир не единственный. Их множество, расположенных как лепестки ромашки рядом друг с другом. А в центре "ромашки" - находится центральный мир мультиверсума - Центрум. Люди с Земли и множества других миров, могут открывать порталы ведущие прямиком в Центрум и из Центрума домой. Только так - один человек/один портал/один родной мир. Объясняю - из Земли вы всегда попадаете только в Центрум и из Центрума только на Землю. Из другого мира - только в Центрум, а из Центрума, только в тот самый, другой, мир. Для того, чтобы попасть в какой-то иной мир, кроме родного и Центрума - нужен проводник. Из чего вытекает значимость проводников с большими и стабильными порталами. Про это будут книги - уверен. А еще, почти со 100% вероятностью будут книги о чужаках из Центрума, как минимум, попавших на Землю.
  
  Между мирами перемещаются при помощи порталов - открыть их не так просто. Первое открытие портала - действие спонтанное, нужно определенное сочетание физических и эмоциональных факторов, для того, чтобы это произошло. А вот если хотите открыть портал еще раз - все те факторы, что способствовали его первому открытию придется повторять. И так каждый раз.
  
  Так вот, если вы умудрились открыть достаточно большой портал и попали в Центрум - можете считать себя официальным попаданцем. Попавший же в Центрум попаданец может стать а) пограничником ( в начале книги совершенно непонятно зачем они вообще нужны) б) контрабандистом ( покупать на земле нужное Центруму, портоваться и продавать втридорога. Контров ловят пограны. И карают. Святой водой, анафемой да пулей в жопу. в) Торговцем - та же мура, что и контра, но его товары проверяют на "недопустимые" и берут пошлину г) поселенцем - возвратным, или безвозвратным. Все, собственно.
  
  Хотя...нет, не все. С помощью проводников можно путешествовать между мирами, жить в других мирах и заниматься их исследованием. А аномалии - упомянутые Пилюлькиным увеличивают возможные точки открытия порталов в новых и диких мирах во много тысяч раз.
  
  Как вам такая заготовка для будущих книг в серии? Не так и плохо, правда? Лишь бы другие книги были лучше этой : )
  
  Теперь пару слов о самом Центруме. Это обычный, на первый взгляд, мир 19 века на просторах коего раскиданы тонны социальных ярлычков, про которые я уже писал. Одно но - мир специально опущен на уровень парового века. Кто-то двести лет тому назад напустил на Центрум ( тогда находившийся на уровне нашего 20 века) "чуму", что разложила весь пластик и нефть ( Про технические стороны книги и их БРЕДОВОСТЬ, в инете написано столько, что глаза разбегаются. Ну вот, к примеру:
  
  Цитата: мир мало реальный. телефон и телеграф появились гораздо раньше , чем полимеры, следовательно должны развиться и распространиться очень широко. вакуумные лампы не требуют полимеров , значит возможна ламповая электроника. стекловолокно - не полимер , значит возможно изготовление плат на натуральном клею - каучуке, костном , рыбьем и т. п. ранняя твердотельная электроника практически не использовала полимеры - вспомните транзисторы и диоды , и конденсаторы с резисторами в металлических и стеклянных корпусах, следовательно возможны простейшие эвм , а соответственно сложные технологии. сам кристалл микросхемы - это кремний и полимеры в нём не нужны . завези с Земли , засунь в керамический корпус и доступно управление сложнейшими процессами, вплоть до управления аэс, дисплей можно сделать на газоразрядных лампах или светодиодах в стеклянных корпусах. даже кино в принципе смотреть можно.действия героев какие то по детски беспомощные и непрактичные, про оружие и речи нет- с дробовиком и пм - границу охранять ? злодеи тоже сентиментальные - переговоры, парламентёры. дали бы по башке и в свой мир в пыточную. в общем троечка с натягом. забыл дописать : местные во всю гонют смагу, а на спирту ездит половина авто латинской америки, да и фау-2 на спирте летало. таким образом , в комплексе, получим не 19 век , а минимум 40-е годы 20 века с некоторыми заковыристыми извращениями.
  Но это не мешает стильному стимпанк дизайну мира. Не мешает ощущению фронтира и огромных неисследованных просторов для изучения. Ощущения тайны и "нового-вкусного". Это Лукьяненко сделал на 5. Бесспорно.
  
  Теперь о персонажах
  
  Первый.Она же Главная Гадина. Главная шлюха. Главная боевая подруга. Шпионка, мазохистка и просто дочь Очага.
  И цитатку от неё, для полноты картины:
  Цитата: Ты будешь мой господин и повелитель. А я буду твоя верная рабыня. Но непослушная. И ты меня будешь наказывать... да?
  Встречайте *барабанная дробь* - Эйжел.
  Второй.Весь контингент заставы пограничников - Ведьма, Старик, Калька, Дед, Хмель, Скрипач - массовка. Социально заточенные маски.
  - Скрипач - армянин. Русский "негр". Должен быть. Существует для "той самой фразы" - "Скрипач не нужен".
  - Старик - постсоветсткий дедок. Ударник. Токарь. Работал на космос. Начальник и вообще хороший человек. Живет в центре Москвы. Чудом.
  - Ведьма - старая ГБшница. Ведьма просто потому, что автор 5 раз подчеркнул: - "это - Ведьма", её так зовут.
  - Дед - пацан беспризорник. Вор. Как, где и что воровал - никто не знает.
  - Калька - бисексуалка, асексуалка и фригидная сука-убийца. Дочь заставы.
  - Хмель - заикающийся, немой, болтливый, поющий хрен с бугра. Живет с мамой, маг в ММОРПГ.
  
  И все, это все "глубокие" персонажи. Больше о них в книге ни слова. Любите. Жалуйте.
  Третий. ГГ, собственно. Герой, он же Иван. Он же дурак. Он же Ударник. Логики, здравого смысла и мозгов не имеет. Отшибло в детстве.
  Стандартный персонаж Лукьяна, по правде говоря. Живет сам, контактов с окружающим миром не поддерживает. Ищет любовь, но от женщин бежит. Власть не терпит, но команды раздает на "ура". Проходной типаж. Специально проходной, чтобы не скучали. ГГ в "Заставе" не Ударник, а Центрум.
  
  А теперь подробней:
  
  Цитатка Громова - соавтора одной из будущих книг из его ЖЖшки:
  
  Цитата: Нагуглил первые отзывы публики на "Заставу" Лукьяненко и славно похихикал, после чего впал в хандру. На смех пробивает диапазон оценок: от "пейсатель испейсался" до "прочитал(а) на одном дыхании". А на хандру -- развернутые отзывы, где перечисляются авторские самоповторы, заимствования и упущения. В который раз убеждаюсь в правоте Олега Дивова: нынешний читатель видит не текст, а только контент!
  
  Так вот, прикол в том, что, например, с персонажами беда - текст есть, а контента -нету!) Они пустые болванки с ярлыками на рожах.
  
  Ударник попадает в Центрум и становится пограном. Про то, как его принимали, знакомили с миром и командой рассказывается 37.5% книги. Никакой движухи. Бесконечные флешбеки, украденные ( позаимствованные с "Не время для драконов" паровозики-машинисты.
  А после описания "чумы" - краткие характеристики каждому персонажу и по флешбеку на рыло. И только потом - на 37% начинается, собственно сюжет. И ни на йоту раньше. Упростим, пусть у меня читалка дерьмовая и вообще заражена миазмами Хаоса. Но 30% книги, таки, точно вода. "Знакомство" с миром, флешбеки и обсасывание то тут, то там всякого- разного. Краденного из других книг Лукьяна и чужих вселенных. И много краденного-то:
  
  - Концепция врат-порталов крадена со Звездных врат и кучи подобных сериалов
  - Поезда утащены с "Не время для...", того же Пилюлькина
  - Аномалии, монстры, Разлом, покинутые города с Артефактами - Сталкер. Аж воняет.
  - Сама идея попаданства - вторична. Даже третична. Дочерта их и без "Пограничья".
  - Идея развитого мира "Большого Брата" - Черновик/ Чистовик[/b]
  
  И так далее, тому-подобное. Лукьян наворовал сам у себя. Склепал книгу и кинул на продажу. Пипл хавает, Пилюлькин прожирает свой гонорар и хихикает. Все как всегда.
  
  Так вот, сюжет, тот что после 30% ... Думаете там "экшон", движуха и жир на блюдечке с голубой каемочкой? Все серьезно?)
  
   Лукьян описал Центрум скупо. Само собой скупо - много напишет, оставит соавторов без работы. 30% - болтология позади. Началось! Старик - глаза заставы находит в нашем мире всех ребят с заставы ( а они там все инкогнито живут, в Центруме-то) и объявляет, собрав их у себя на квартире, что их хотят загрести в тюрьму. За что? Не знает. Но есть шанс отсидеться на Земле, узнать одному добровольцу - что "там", а остальным ждать и не рыпаться. Знаете, что ответили "персонажи"?
  
  Цитата: Так что будем делать, начальник?
  - Не высовываться! - пожав плечами, предложил Скрипач. - Пусть сюда приходят, арестовывают!
  - И впрямь, - поддержала его Баринова. - Что они нам сделают на Земле? Ничего. Даже если найдут... там - свои игры, здесь - свои. Напугали... - Она рассмеялась и обвела нас взглядом. Но взгляд почему-то был невеселый. - Верно? А? Что насупились?
  - Неверно! - неожиданно встрял Рома. Я заметил, что пацан уже выдул весь лимонад - и когда только успел? - Вам, может, и здесь хорошо. Вы взрослые... и вообще. А я тут жить не смогу. Мне в Центруме нравится. Вы извините, конечно, но если что - так я в Центрум, на поезд и куда-нибудь в Лорею. Или в Краймар.
  Он секунду помолчал, потом, застенчиво улыбнувшись, добавил:
  - Извините...
  - Да никто из нас не откажется от путешествий в Центрум
  
  Их ищут, их загребут со 100% вероятностью, они не знают за что и на сколько, даже куда их загребут. НО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПУТЕШЕСТВИЙ В ЦЕНТРУМ - НЕ МОГУТ! ШТА!? Ок, дальше.
  
  Ударник попал в другой мир. Его нашел голого Старик - дедок пограничник. Отвел к своим, познакомил. Все, тот уже погран. Денег им не платят. Прибыли нет. Толку от работы нет. Потому что 80% они маются херней. Зачем ходить с Земли в Центрум ( почти не путешествуя) и тупо сидеть на заставе ничего не делая? Играя в "ловлю контры" и участвуя в реальном бою раз в два года. Это из-за этого интересно времяпровождения - ОНИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПУТЕШЕСТВИЙ В ЦЕНТРУМ НЕ МОГУТ! ШТА!?, еще раз. Че за бред!
  
  Так вот, все компашка тупо поперлась в Центрум и их схватили, но не всех. На свободе остались Скрипач, Хмель и Ударник. Как думаете, что они сделают? Ну, думаем вместе? Их не ждала засада, значит они не важны. Иди - сдавайся, прячься, жди. Забрали их коллег "чисто". Работали "профи". Сиди и не рыпайся. Что сделали они? ПОГНАЛИСЬ В ДОГОНКУ! За вооруженным отрядом. Втроем. Используя любые методы ( ту же бой бабу садо-мазохистку, педофилку, геронтофилку) и жертвуя собой. ШТА? Ага, оно самое. Не забудьте, что жили на заставе они инкогнито, прятали друг от друга способ постановки портала, таились и ныкались по углам, а тут такая "братская любовь". Мда-с.
  
  Цитат и спойлеров сюжета больше не будет. В книге столько ляпов, дуростей и роялей ( о них таки пару слов напишу), что вместить это в рецензию - не выйдет.
   Дочерта дерьма в книге, уважаемые доны и сэры. Дочерта!
  
  Дальше все еще веселее, ребята мчатся за похитителями на поезде, летают на нем через подвесной мост над пропастью, находят посреди степи скульптора по металлу, делают с его помощью реактивную дрезину на ацетилене и...их предают. Калька с убийства в Волсточном экспрессе, вместо продолжения сюжетной линии. Мирятся, дружатся и...их предают. Цепочка роялей, суперсила ГГ, его еще разик предают. Для проформы. Он отказывается от сверхзнания. Все.
  
  Да-да, там много больше ляпов, ошибок и роялей, чем вы можете себе представить. ДА! Не верите - почитайте сами. Не хотите? Поверьте на слово. Скрупулезно перечисляя все недочеты, я увеличил бы объем рецензии в 10 раз.
  
  К примеру, если не верите... агенты Очага ( мира, что по слухам распространил на Центрум "чуму" не убивают, стараются не убивать людей. Но тут же агент Очага шантажирует ГГ тем, что искалечит его друзей и будет их зверски пытать - полностью опровергая свои "морализаторские" стороны.
  Или...Главная Гадина устраивает чудовищный по сложности терракт в закрытом помещении - невозможную диверсию, которая для развития сюжета...не нужна. Без неё можно было бы просто обойтись. И т д.
  
  Хватит? Думаю, что хватит. Книга как отдельный роман - дерьмо. Как часть цикла - троечка ( Для Лукьяненко тройка, а для обычных графоманов - недостижимый уровень. Если сравнивать "Заставу" с какой-то там частью" Сталкера" и "Метро", то "Застава" написана на все 5. И это при всех её ляпах и недочетах. Нужно трезво это понимать). Каким будет сериал дальше - не знаю. Но, отдаю должное Пилюлькину, книга читается легко. В мозгу не задерживается. Его дерьмо оно такое. Воздушное. Если хотите убить вечер - смело читайте. Но, если вы, вдруг, хотите убить вечер не зря - вам мимо.
   Но, по правде говоря, этот цикл по заложенным в "Заставе" идеям будет лучше "Сталкера" и "Метро" на голову. Ждем продолжения.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Е.Шторм "Жена Ночного Короля"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) А.Дашковская "Пропуск в Эдем. Пробуждение"(Постапокалипсис) Ю.Ларосса "Тихий ветер"(Антиутопия) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"