Именно Талубу Сайбу приписывают известный афоризм: "Если ты однажды убил в себе зверя, соберись, вдохни глубоко и пойми - это лишь одна особь неисчислимой стаи".
История не оставила нам почти никаких сведений об этом замечательном человеке. Была это реальная историческая личность или собирательный образ-персонаж преданий сразу нескольких древних народов юго-восточной Азии?
Можно уверенно говорить только о том, что на формирование мифа о "Великом Сайбе" не имели влияния традиции "исламского средневековья" (если мы вообще принимаем здесь такой спорный термин).
Главным, пожалуй, качеством, которое приписывают Талубу Сайбу его, чаще всего устно-песенные биографы, являлась способность мудреца находить глубокий смысл во всякой бессмыслице.
В одной из легенд, которая впрочем, ходила в разных толкованиях, рассматривалась история встречи Сайба с торговцами, что везли целый караван кувшинов в страну, где только что закончилась ужасная междоусобица. Говорят, Талуб Сайб встретил повозки с кувшинами (амфорами?) в месте отдыха. Купцы шли по пустынной равнине уже не одну неделю, страшно обрадовались встрече с образованным человеком и щедро угощали известного, даже в те времена, мудреца. Поев за их счет, он вежливо осведомился о цели их предприятия. Ему во всех подробностях рассказали, как можно заработать на обожженной глине перевезённой за тысячи тысяч шагов гужевого скота.
Никто не знает, о чем Сайб разговаривал с купцами, но в итоге, караван был брошен посреди пустыни, некоторые его погонщики прославились ещё на полстолетия как известные разбойники и смутьяны, а груз - тысячи тысяч глиняных сосудов всплыл из песка только в конце 19-го века. Считается, что именно его нашёл британский археолог-любитель сэр Лори Кейн в одной из своих азиатских экспедиций. Сто кувшинов из многочисленной партии, прекрасно к слову сохранившейся, до сих пор выставлены в Лондонском Колониальном музее.
Однако находка в занесённой песком степи нескольких тысяч древних сосудов ещё не подтверждает реальности некогда существования южно-азиатского мудреца. Тем более, самого британского археолога Кейна многие современники называли не иначе, как авантюристом. Ему, например, приписывают соавторство в мистификации с нахождением в окрестностях Лондона доисторического черепа предка человека, что скрепил уже тогда разрушавшиеся основы дарвиновской теории.
Надо отметить, сосуды сэра Лори Кейна на сегодня единственное подтверждение реальности существования прототипа южно-азиатской мифологии.
Если по аналогии рассматривать популярные на Востоке сказания о Ходже Насреддине, можно понять насколько в веках далеки правда и вымысел. Насреддина (в разных транскрипциях его имени) считают своим по родству чуть ли не все азиатские народы и племена. Сюжеты об этом хитроумном человеке кочуют из одного древнего анекдота в другой.
Талубу Сайбу в этом смысле повезло меньше. Практически от него осталась только серия крылатых высказываний. Многие из них с большим трудом переводятся на современный нам язык. "Между временем и пространством лежит пропасть, и я боюсь в неё сорваться" - говорил Сайб, когда его приглашали на праздник в соседнее селение, что по легенде находилось в семи днях пути.
Понятно, что многие века назад, когда ещё не было часовых механизмов, сам процесс течения времени рассматривался иначе, несмотря на то, что пространство было примерно тем же понятием. Но вот время-то мерили "восходами-закатами двух светил". Именно в ограниченности тиканья часов мы никогда не узнаем, что значили слова Талуба Сайба для его современников.
Но вернёмся к некоей территориальной разобщённости легенд о Сайбе. Многие тысячи километров действия его мудрости могут свидетельствовать о его принадлежности к одному из кочевых племён. Мало вероятно, что этот учёный муж провёл свою жизнь в одиноких скитаниях по бесплодным горам и пустыням. Вполне возможно Талуб Сайб был, что называется, приписан к какому-то известному или забытому сегодня завоевателю. Александр Великий? Чингиз Хан? Небесный Иль? Остаётся лишь гадать. Но Саиб Великий оставил немало изречений на темы войны и походов. Например, именно ему приписывают слова: "Весь мир можно покорить мечом, чтобы доказать - кто ты, но понять, чем ты являешься на самом деле, не поможет и целый мир". По легенде это было произнесено на пиру у великого воителя. Он интересовался, как называться ему теперь, когда все страны, что прошло его войско, лежат покорённые.
Легенда гласит так же, что на этом пиру Сайб и нашёл свой конец. Великий воин не понял смысла его слов и счёл их оскорбительными. Мудрецу отрубили голову, из черепа сделали чашу, украсив её медной чеканкой. Именно из этой чаши воитель после выпил яд, подсыпанный кем-то из его многочисленных врагов.
Последний раз имя Талуб Сайб появилось из небытия в тридцатых годах двадцатого века. Так велел называть себя глава многочисленного отряда таджикских басмачей. Советские власти разбили окончательно это воинское формирование лишь в 29-ом году. Самоназванный Талуб Сайб попался на своём увлечении мудростью древних. Он в одиночку прибыл в селение Ашин на "Съезд освобождённых историков Востока" и пытался с трибуны, кумачом украшенной, оспорить коммунистическую ересь. Понятно его арестовали и, разобравшись, кто он собственно есть, расстреляли уже через пару дней.
А имя Талуб Сайб вычеркнули из всех источников, запрещая к употреблению вплоть до конца двадцатого века, когда оно было уже окончательно забыто, по крайней мере, в Европейской части континента.