Этология Человека : другие произведения.

Иерархические отношения, как и с помощью чего демонстрируется власть и статус

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иерархические отношения формируются, поддерживаются с помощью нападения (редко), демонстраций угроз (у человека очень развито угрожающее поведение), подчинения (умиротворения), бегства из группы...

  
  
  Иерархические отношения формируются, поддерживаются с помощью нападения (редко), демонстраций угроз (у человека очень развито угрожающее поведение), подчинения (умиротворения), бегства из группы.
  
  Иерархическая борьба - механизм получения более высокого статуса, дающего право приоритетного влияния на формирующие жизненный путь ситуации, доступ к важным ресурсам в первую очередь, повышение качества заботы о ребенке, жизни в целом. Чем выше статус, тем больше возможностей получить доступ к позволяющим выживать, побеждать и преуспевать ресурсам, влиять на них.
  
  Более высокий статус, чем у других демонстрируется с помощью:
  - символов власти;
  - одежды и аксессуаров;
  - церемониала встреч, сопровождения (свита);
  - возвышения себя над остальными - занятия более высокого, удобного, чем у других места (троны, сверхкомфортные директорские кресла, президиумы, трибуны);
  - детей, которыми лидер себя окружает (он для них - вождь, отец, учитель);
  - знаний и опыта, которые передаются молодежи;
  - шкур опасных хищников дома, элементов их шкур в одежде (леопард, лев, тигр, ягуар, пума, медведь, волк), опаснейшие для предков хищники, победить их - обладать героическими-лидерскими качествами;
  - изображений себя (портреты, статуи).
  
  Интересно смысловое наполнение церемониала встречи доминанта. Официальные визиты глав государств обычно начинаются с того, что гость встречается с коллегой по иерархическому положению и строем разряженных, молодцевато и устрашающе выглядящих солдат. Затем перед прибывшим устраивается мини-парад. Корни этой традиции инстинктивны и уходят в древность. Вожди племен для переговоров подходили к границе контролируемых территорий с военным эскортом, состоящим из самых бравых воинов. Перед началом общения они смотрели, не нарушена ли граница, внимательно оценивали поведение, вооружение, лица эскорта для того, чтобы получить лучшее представление о силе потенциального противника. Торжественная встреча гостя, с одной стороны - это признание, демонстрирование его положения, своих конструктивных намерений, с другой - завуалированная демонстрация угрозы (если что-то пойдет не так, смотри, какие у нас отличные воины).
  
  На заре человеческой цивилизации солидные борода, усы, баки, длинные волосы выступали в качестве средств утверждения, демонстрирования статуса. Доминант был бородат, усат, имел гриву волос. Эти признаки статусности всячески преувеличивались. Подчиненные же должны были их укорачивать, а то и вовсе сбривать. Инстинктивный посыл действует и до сих пор. Осужденных, пленных, новобранцев обривают, указывая им на низший статус. Демократия, выборность лидеров блокируют обозначение своего статусного положения через растительность. Сам же по себе путь самоутверждения сохранился. Им часто пользуются неуверенные в себе люди (молодые художники, поэты, философы, ученые и др.).
  
  В природе прослеживается связь между статусом и размером. Врожденная программа сравнения размеров помогает разобраться с проблемой доминирования. В животном мире более мелкая особь, оценивая противника как более крупную, проигрывает противостояние психологически. Может отказаться от него, признав свое поражение, уступить, подчиниться. Слова - 'высокий', 'низкий', 'великий', 'ничтожный', 'вознесшийся', 'повергнутый' и т.п. обозначают статусное положение людей, о которых говорим. До сих пор высокие, отъевшиеся мужчины вызывают уважительный трепет как у собратьев по полу, так и у представителей женского мира.
  
  Положение (статус) индивида в группе может зависеть от пола, возраста, психофизического состояния, индивидуального опыта (знаний, полученных в процессе жизнедеятельности конкретного человека) и социального опыта (усвоения знаний, полученных человечеством), сочетания всех перечисленных параметров в имеющейся ситуации. Подчас подчиненная особь, не вступая в борьбу с доминантом, успешно адаптируясь к его особенностям и привычкам, может получать от него все необходимое для процветания.
  
  Для участия в иерархической борьбе люди прибегают к формированию разнообразнейших группировок, коалиций. Они создаются под какую-то определенную задачу или же совокупность задач. Когда поставленные цели достигаются, сообщество может прекратить свое существование.
  
  Ситуации в мире человеческих взаимодействий характеризуются лабильностью, т.е. могут выходить за рамки имеющихся иерархических отношений. Такая пластичность поведения обусловлена индивидуальным и социальным опытом человека.
  
  На характер внутригрупповых отношений оказывают влияние распределение ресурсов (в первую очередь, пищевых) и давление извне (агрессоров), а также состояние перенаселения.
  
  Наличие необходимого для жизни количества пищи является важнейшим фактором иерархической стабильности. Пищевой дефицит может привести к росту агрессии, ужесточению иерархических отношений, уменьшению равенства и свободы в группе. Богатые попытаются монополизировать пищевые источники. Самые наглые и сильные будут пытаться отобрать ресурсы у слабых. Это стремление имеет врожденные корни.
  
  Чем страшнее враг, мощнее его натиск, тем большую сплоченность показывает противостоящая ему группа. Если она этого не делает по каким-то причинам, то погибает. Ненависть к врагам обеспечивает выживание, закреплена на врожденном уровне.
  
  На формирование иерархии с высокой степенью ужесточения внутригрупповых отношений влияет ситуация перенаселения. Избыточное количество проживающих на территории вызывает всплеск агрессивности, усиление врожденного стремления при помощи разделения на своих и чужих освободиться от лишних.
  
  Чем сложнее и опаснее имеющиеся проблемы, тем более в выгодном положении оказываются жестко организованные группы. Они характеризуются минимизацией выяснения отношений (стабильная социальная ситуация), безоговорочным сплочением вокруг лидера, максимальной концентрацией на решении стоящих задач.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
  Марков А.В. Ген альтруизма
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"