Этология Человека : другие произведения.

Жизнь в иерархиях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чем слабее на человеческое поведение влияет рассудок, тем оно примативнее. Вернейшим признаком высокой примативности человека является подчиненность его бытия "зову сердца". Интеллект тут мало что может сделать. Высокоинтеллектуальная личность может быть при этом очень даже высокопримативной ...

  
  
  Вхождение в иерархию начинается с самопрезентации. Она является важной частью общения. С ее помощью мы передаем необходимую информацию о себе. Цель самопрезентации - подать себя так, чтобы получить положительный, необходимый отклик, желаемое в иерархических отношениях. Для этого человек мобилизируется, демонстрирует желательный статус, свои ценности, взгляды, способности, возможности, используя различные позы, слова, действия.
  
  Для представления себя важен внешний вид. Хорошая физическая форма, одежда, приятные манеры оказывают позитивное воздействие на сторону, принимающую сигналы. Не зря есть пословица - "встречают по одежке, провожают по уму". Бедно, неопрятно одетый человек вызывает снисходительное отношение, жалость. Не самая лучшая реакция для выражения и отстаивания своих интересов.
  
  Самопрезентация сопряжена с волнением, различными переживаниями, рождает страх, который может вызвать агрессивное состояние.
  
  Кстати, на самопрезентации, да и в повседневной иерархической жизни, во время контакта с человеком мы обращаем внимание на его зубы. Зачем нам это нужно?
  
  Ровный ряд крупных, белых, блестящих зубов воздействует на подсознание. Они повышают в наших глазах статус человека. Во рту противника они вызывают уважение, останавливают, делают его более опасным. Во рту дружественно настроенного, приятного нам человека усиливают благорасположение к нему. Во рту мужчины (женщины) при знакомстве сигнализируют о здоровье потенциального партнера.
  
  В иерархии на статусные перспективы, отношения в ней оказывают сильнейшее влияние такие врожденные параметры, как ранговость и примативность личности.
  
  У каждого из нас есть свой ранговый потенциал (ранговость). Это врожденный индивидуальный параметр, определяющий способность бороться, завоевывать иерархические статусы, удерживать их, держать удар, восстанавливаться после поражения. В ранговости отражается степень настырности, наглости, уверенности в себе, наличии предназначения руководить другими людьми.
  
  Чем выше ранговость, тем больше у человека шансов повысить свой статус в социуме. Хотя, не все так просто. Различные обстоятельства личностного, социального, экономического и иного характера могут помещать раскрытию имеющегося потенциала.
  
  На биологическом уровне люди чувствуют ранговость друг друга. Это приводит к попытке инстинктивного выстраивания порядка соподчинения, который можно контролировать с помощью разума, правил цивилизованной организации бытия. Подчас, мы говорим: "какой человек, не хочется подчиняться ему, но это получается как-то само собой".
  
  Если в результате иерархического поединка, который может происходить либо на психологическом, либо на физическом (нападение) уровне, одна из сторон внутренне соглашается со своей меньшей ранговостью (признает ее), включается действие рангового этикета (правил соподчинения), требующего уступить более ранговому, подчиниться ему. В чём именно уступать - не важно. В ранговом этикете такие тонкости не прописаны. Возникает чувство, что нужно подчиниться и точка.
  
  Возникающие в нас чувства и желания контролировать непросто. В этом процессе многое зависит от примативности человека. Просьба не путать примАтивность с примитивностью! Это не одно и то же. Примативность - степень влияния врожденных моделей поведения на рассудочные (доминирования над ними).
  
  Чем слабее на человеческое поведение влияет рассудок, тем оно примативнее. Вернейшим признаком высокой примативности человека является подчиненность его бытия "зову сердца". Интеллект тут мало что может сделать. Высокоинтеллектуальная личность может быть при этом очень даже высокопримативной.
  
  Чем выше примативность человека, тем меньше в нем врожденные поведенческие программы контролируются разумом. Это самым прямым образом влияет на эффективность решаемых задач, качество жизни.
  
  Высокая степень инстинктивности поведения подталкивает к высокой заинтересованности в иерархических отношениях, соподчиненности, повышенному вниманию к отношениям в иерархии, статусным ожиданиям и переживаниям. Может привести его владельца к весьма опрометчивым, опасным для выживания и роста шагам. И не только для себя, но и для окружающих, зависимых от него людей.
  
  Невысокие ранговость и примативность позволяет человеку дистанцироваться от жестких иерархических отношений, уклоняться от внутрииерархических конфликтов. Делается это не из-за страха в них вступать, участвовать. Причина такого поведения может быть не только биологической, но и заключаться в наличии других ценностей и способов повышения самооценки, самореализации. Иерархические отношения таким людям представляются поэтому не очень-то интересными. Они для них стоят не на первом месте.
  
  Равнодушные к иерархическим битвам, как правило, не имеют высоких и самых низких статусов. Могут, если очень уж допечет, дать агрессору отпор. Они занимаются своими делами. Возможна их дружба с высокостатусными особями. Последние достаточно охотно могут довериться людям, не располагающим сколь-либо значимыми иерархическими претензиями. Такие не опасны. Желание значимых персон поддерживать теплые, дружеские отношения с ними - показатель обладания достойного статуса в иерархии.
  
  В жизни сообщества встречаются отношения, которые можно обозначить как покровительственную дружбу. В них более старший, сильный, статусный берет под защиту, опеку молодого, слабого члена группы. Причем, защищаемый не унижается перед своим покровителем, взаимодействие строится на взаимном уважении и доверии. Подобного рода общение является одним из проявлений альтруистического поведения.
  
  Мужчины, охваченные иерархическими отношениями, статусной субординацией, тем не менее, изыскивают возможности показать свое благорасположение другим мужчинам, членам иерархии. Это достигается с помощью фамильярного телесного контакта (щекотание, щипки, шуточные удары, потасовки), который является видом игровой борьбы. Это сигнал, демонстрирующий дружелюбное отношение к человеку, показывающий принадлежность к "своим".
  
  Поэтому, если вы увидите мужчин, которые достаточно шумно ведут себя, сильно хлопают друг друга по спинам, пытаются бороться, приподнять друг друга и т.п., все в порядке. Это не начало конфликта. Люди показывают взаимную симпатию. Устраиваемая возня позволяет им вне статусной субординации почувствовать общение на физическом уровне.
  
  Действия фамильярного характера приносят успокоение, удовольствие. Снимают или предотвращают напряжение, раздражение, обиду. Успокаивают, умиротворяют. К фамильярному телесному контакту относятся и объятия, похлопывание по спине, перебирание волос. На незнакомых, чужих подобного рода поведение не распространяется.
  
  Стоит отметить, что комфортность иерархической жизни, человеческое благополучие в ней во многом зависит от того, умеют ли люди договариваться. Решение любой задачи несколькими - согласованное решение. Человек наследовал врожденную способность согласовывать в условиях конфликта интересов свои желания с другими во имя предотвращения распада группы, который снижает конкурентоспособность в борьбе с другими группами. Принятие согласованных решений базируется на стремлении выжить и преуспеть, взаимоуважении сторон.
  
  Иерархические отношения, трудный процесс выработки взаимных ограничений для принятия компромиссного решения, конечно же, вступают в конфликт с естественным стремлением человека к свободе. Человеку свойственно стремиться к свободе. Правда, каждый вкладывает в это слово разный смысл.
  
  Под свободой можно понимать менее контролируемое обществом, государством использование своих и чужих возможностей и ресурсов. Это могут себе позволить только находящиеся на вершине иерархической пирамиды. Можно быть свободным от иерархических отношений, живя вне каких-либо иерархий, никому не подчиняясь, никого не подчиняя себе. Правда, такого хотят очень и очень немногие.
  
  Жажду свободы можно испытывать, опираясь на стремление делать то, что запрещено природной моралью, социальными нормами. В данном случае есть смысл относиться к ней, как к форме протеста против запрещения желаемого. Некоторых привлекает желание держаться подальше от имущества и проблем, связанных с ним, создания семьи, рождения детей. В наше время, по большому счету, наиболее свободными людьми можно назвать панков и бичей.
  
  Стремление к свободе необходимо ограничивать, если под ней понимается вседозволенность, неограниченное ничем поведение. Оно может оказать разрушительное воздействие на жизнь, выживание, созидательное развитие группы.
  
  К одним из самых неприятных конфликтных ситуаций в иерархических отношениях относится мобинг.
  
  Преследование группой (мобинг) взрослых хищников, их детенышей использовалось нашими предками, как один из способов защиты от опасности. Коллективная травля воспитывала страх у хищников перед человеком. Мобинг - наше поведенческое наследие. Это разновекторный механизм. Может быть направлен как на представителей животного мира, так и на представителей человеческого мира.
  
  В мире людей мобинг нужен был для поддержания нормы, уничтожения слишком слабых и слишком сильных. Еще одна его задача - сокращение при необходимости численности группы, популяции. Таким образом, мобинг, являясь проявлением групповой агрессии, представляет собой достаточно эффективный ускоритель эволюционных процессов.
  
  Видов мобинга много, он бывает детским, офисным, коммунальным, др. Стоит отметить, что обладатели развитого социального интеллекта, оказавшись в неприятной ситуации, при этом всегда остаются "на плаву". Социум с помощью различных ограничителей правового, ценностного, культурного характера пытается с этим видом агрессивного поведения бороться. Получается по-разному. Полностью поставить под контроль врожденные реакции пока не получается.
  
  Проявляется это и в свойственных человеку процессах формирования иерархий по возрастному признаку. Возрастная иерархия является важнейшей частью традиционного общества. В ней статус зависит от возраста. Чем больше возраст человека, тем большее уважение он вызывает, тем выше его социальный статус.
  
  Власть группы старших по возрасту называется геронтократией. Геронтократия - власть стариков. Наглядным и совершенно точным примером управляемой геронтами иерархии может служить СССР в период правления Л.И. Брежнева.
  
  Корни возникновения геронтократии в желании геронта - доминанта (лидера) опереться на людей своего или близкого возраста (неуверенность в своих силах, боязнь молодых). Либо это результат прихода к власти группы близких по возрасту людей. Власть делится с проверенными, у которых стремление к единоличной власти блокируется страхом потерять управленческие рычаги, допустить обновления, потворствующие вызовам хорошо известному, привычному.
  
  О врожденном характере формирования подобных пирамид и по сей день свидетельствует вполне спокойная реакция молодых членов общества на управление ими людьми старшего возраста. Высокоранговой и низкопримативной молодежи, конечно, все это не нравится. Но ресурсы пока находятся не в ее руках. Приходится ждать либерализации правил жизни популяции.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
  Ефремов К. Режим "атаки или бегства"
  Ефремов К. Обезьяна, которая не стала взрослой
  Козинцев А.Г. Зачем нужно смеяться
  Протопопов А.И. Интервью сайту ethology.ru
  Попов М. Истоки демократии
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"