Этология Человека : другие произведения.

Врожденное в божественном

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иерархическое сознание позволяет строить иерархии любого типа, в том числе смешанные, представляющие собой соединение человеческой иерархии со сверхуровнем над ней. Место сверхдоминанта может занять могущественная сила, от которой зависит выживание человеческого сообщества. Его лидерам было выгодно взаимодействовать с этой силой, демонстрировать ее поддержку, особые отношения...




    ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ

  
  
  С точки зрения зоологов, есть четыре признака уникальности нашего вида в мире млекопитающих. К ним можно отнести прямохождение, речь, использование огня и способность совершенствовать свои орудия. Перечень стоит дополнить еще одним. Способностью надстраивать иерархию сверху. Создавать сверхдоминантов.
  
  Иерархическое сознание позволяет строить иерархии любого типа, в том числе смешанные, представляющие собой соединение человеческой иерархии со сверхуровнем над ней. Место сверхдоминанта может занять могущественная сила, от которой зависит выживание человеческого сообщества. Его лидерам было выгодно взаимодействовать с этой силой, демонстрировать ее поддержку, особые отношения. Позитивные отношения с кем-то (чем-то) более опасным, сильным, непонятным повышают статус посмевших их установить, поддерживать и развивать.
  
  Врожденная потребность группы в могущественном, справедливом главе иерархии - поводыре и заступнике - основа любой религиозной деятельности. Его умиротворяют. Ему подчиняются, испытывая страх от того, что неправильное поведение может вызвать гнев доминанта, его санкции. Верховное существо может быть с нами, может жить в других мирах, измерениях. Может носить разное обличье. Быть материальным или нематериальным. Могущество должно производить сильное впечатление (впечатлять). Человеку важно видеть, что оно впечатляет не только его, но и других людей.
  
  Интересна природа религиозного чувства (религиозности). Ученые-гуманитарии пытаются объяснить его возникновение страхом наших диковатых предков перед силами природы в мало изученном мире. Вместе с тем, искусство древнего человека (рисунки, фигурки) свидетельствует о том, что он природу любил и боялся различных ее проявлений не больше разных представителей животного мира. Этого страха было явно недостаточно для возникновения и развития религиозных представлений. Человек из далекого прошлого восхищался окружающим его миром, животными, обладал неплохой наблюдательностью.
  
  Вполне возможно, что родиной религиозности является мистический тип человеческого сознания, которое мы унаследовали от наших предков.
  
  Наша иерархичность соглашается с возможностью наличия над доминантным сверхдоминантного уровня. Обитатель или обитатели последнего должны обладать сверхкачествами. Они должны быть очень большими и всесильными. Отношение к ним такое же, как и к доминанту - смесь любви и страха. Облик могучих может быть разным. Человеческим и нечеловеческим.
  
  В качестве сверхдоминантов на разных этапах развития человечества оказывались силы природы (Солнце), почитаемые животные (бык - отец-вожак, корова - мать-кормилица), мощные противники (кошачьи, хищные птицы, змеи, мифические существа - химеры), предки-герои.
  
  У нас есть врожденная программа заключения союза с более сильным. Союз может быть реальным или мнимым (рожденным воображением). При образовании на сверхуровне объекта задабривания, поклонения и подчинения обитатели доминантного иерархического этажа для усиления своих позиций, повышения статуса будут показывать, что находятся в союзе с ним, понимаемы и поддерживаемы им (наличие особых отношений).
  
  Подобная позиция порождает жречество, становится неиссякаемым источником различных обрядов, тайн и таинств, которых непосвященным не понять.
  
  Врожденные основы консерватизма заставляют тщательно воспроизводить принесшие успех действия, испытывая сильнейший страх в случае каких-либо упущений, нарушений. Эти же импульсы лежат в основе строгой обрядности, соблюдения традиций.
  
  Слабому, неопытному интеллекту нужна, более близка консервативная позиция - поиск в событиях не причинно-следственных связей (можно перепутать причину со следствием), а связок и совпадений, что приводит к возникновению множества различных примет, ритуалов, табу. Среди них есть как действительно помогающие, так и ошибочные (ложные).
  
  В результате, грамотно, строго по ритуалу, похлопав в ладони, можно вызвать дождь. Озвучив сложную словесную конструкцию, реализовать свое желание. Это мир веры наших предков и детства.
  
  Ритуальное поведение - систематически и с упорством повторяющиеся, подразумевающие особые причинно-следственные связи действия, которые, подчас, не приносят какого-либо эффекта. Мозг ищет в происходящем хоть какую-нибудь закономерность и использует первое, что подвернется.
  
  Полезные правила и знания беспроблемно усваиваются мозгом в ритуальной, сакральной формах. Логически стройные знания хорошо усваиваются мозгом только в результате соответствующего обучения и при наличии способности точно применять свой интеллект. Что дано немногим.
  
  Невозможно отрицать позитивный вклад любой религии в дело общественного позитивного развития, воспитания. Но нельзя и закрывать глаза на опасную живучесть всякого рода суеверий, сведений, не опирающихся на реальные факты.
  
  Скорее всего, склонность мозга к генерации, восприятию и развитию религиозных идей является весьма полезной адаптацией. Ритуализация может позитивно воздействовать на устойчивость сообщества.
  
  Склонность к мистическим переживаниям на 40% определяется генами, остальное - условиями среды (но не влиянием семьи). Какой-либо части головного мозга, отвечающей за религиозные чувства, нет. Есть небольшой участок в задней нижней части левой и правой теменных долей, способный противостоять мистическому.
  
  Моральные заповеди (не убей, не укради, не прелюбодействуй и т.д.), являющиеся важнейшей частью религий, опираются на естественно-биологические запреты врожденного характера. Духовными лидерами они выносились из подсознания в сознание, получали четкую словесную форму, становясь правилами бытия социума, усиливающими слабую врожденную мораль.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Марков А.В. Ген альтруизма
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"