Этология Человека : другие произведения.

Врожденная предрасположенность к примирению агрессора и жертвы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Общение с членами группы имеет для человека огромное значение. Нарушение социальных связей, приводящее к росту социальной напряженности, приводит к дискомфорту, стрессу. Конфликт нарушает единство, усиливает неопределенность ситуации, снижает групповую конкурентоспособность. Конфликтная ситуация приводит в действие врожденную программу примирения ...

  
  
  Общение с членами группы имеет для человека огромное значение.
  
  Нарушение социальных связей, приводящее к росту социальной напряженности, приводит к дискомфорту, стрессу.
  
  Конфликт нарушает единство, усиливает неопределенность ситуации, снижает групповую конкурентоспособность.
  
  Конфликтная ситуация приводит в действие врожденную программу примирения, которая включает в себя просьбы жертвы о помощи, умиротворение агрессора, переадресацию агрессии жертвы, утешение и успокоение жертвы, принесение извинений, примирение сторон.
  
  Процесс примирения (его вероятность, заинтересованность в нем, наполнение) зависит от вида социальной организации группы, качества исходных отношений между агрессором и жертвой, степенью заинтересованности в социальных связях друг с другом. Сигнализирует об окончании агрессивных действий, снижает напряженность в отношениях.
  
  Уровень примирения возможно изменить через воспитание.
  
  В группах, в которых подчиненные чувствует себя более спокойно, свободно, начальники проявляют интерес к качеству отношений, примирение чаще идет со стороны подчиненных. В деспотических иерархиях примиряющей стороной чаще становится доминант (более низкая мотивация, страх подчиненных).
  
  В человеческом коллективе дискомфортное состояние агрессора выражается в испытываемом им чувстве вины.
  
  В конфликт вовлекаются:
  - родственники (близость генотипа);
  - репродуктивные партнеры (зависимость репродуктивного успеха от здоровья, благополучия одной из сторон);
  - носители более высокого статуса - лидеры группы (заинтересованность в сохранении управляемости, общегрупповой стабильности).
  
  В случае наличия конфликта между людьми, находящимися в натянутых отношениях и не желающих идти навстречу друг другу из-за статусных соображений, примирение может состояться с помощью третьего лица - посредника.
  
  У предков человека программа примирения работала только в отношении своей группы, состоящих из знакомых друг с другом, поддерживающих тесные социальные отношения. В отношении чужаков программа не реализовывалась.
  
  В человеческом мире механизмы примирения распространились на межгрупповые отношения.
  
  Человеческое сообщество совершенствует врожденное наследие на уровне культуры через социализацию.
  
  Культура примирения вмещает в себя врожденные и приобретенные социальным путем знания и навыки.
  
  Феномен врожденной предрасположенности к примирению обнаруживается уже у детей двухлетнего возраста.
  
  Культура примирения включает стандартные словесные формулы, ритуализированные движения, в т.ч. совместные трапезы, ритуальный обмен подарками.
  
  Цель - социальная интеграция, нейтрализация агрессивности.
  
  
  
  Литература
  Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"