Этология Человека : другие произведения.

Усложнение, оставившее прошлое в настоящем

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приблизительно 10 млн. лет назад стала формироваться система социализации и, как следствие, начал действовать социальный отбор. Человек предрасположен решать задачи в стабильных ситуациях. Самые агрессивные и умные представляли опасность. От них старались избавляться. Это процесс селекции в скрытой форме. Таким путем шла эволюция...

  
  
  Усложнения, дающие виду заметные преимущества, в биологической эволюции называются ароморфозом. Они есть и в социальной жизни. Социальный ароморфоз - это изменения, позволяющие одним группам быть более приспособленными, чем другие.
  
  Социальный ароморфоз представляет собой одно из направлений социальной эволюции. Это переход к чему-то более новому, важному в жизни социума. Если выигрыш очевиден, то выгодные нововведения начинают в обществе быстро распространяться, становиться обыденностью, нормой.
  
  Классические примеры ароморфозов - переход от племенного образа жизни к государству, изобретение и использование письменности, изобретение колеса, др.
  
  Ароморфозы происходят в определенных условиях. Прежде всего, в группах (обществах) менее 'продвинутых', специализированных, приспособленных к конкретным условиям выживания. Часто при наличии их готовности к переменам, внешним вызовам.
  
  Появлению новшества предшествует набор различных форм, содержащих в разных комбинациях новые признаки. Когда-то в какой-то форме соберутся все признаки, обеспечивающие качественный скачок и произойдут изменения.
  
  Стоит отметить, что новое может победить не сразу, встретить сопротивление, необходимость доработки, усовершенствования, затем уже добиться признания и привыкания.
  
  Приблизительно 10 млн. лет назад стала формироваться система социализации и, как следствие, начал действовать социальный отбор. Социальные ароморфозы способствовали ее развитию.
  
  Люди в обыденной жизни были предрасположены решать задачи в стабильных ситуациях. Самые агрессивные и умные представляли для них опасность. Поэтому от таких представителей сообщества старались избавляться. Осуществлялся процесс селекции в скрытой форме. Таким путем шла эволюция.
  
  Отбор был нацелен на консервацию устоявшихся ценностей, правил бытия, стабилизацию ситуации, получение особей с определенными усредненными свойствами. Шел процесс приспособления биологической индивидуальности ожиданиям массы.
  
  Люди, покидающие группы из-за несоответствия доминирующим требованиям, организовывались, мигрировали, приспосабливались к новой среде, размножались, в свою очередь изгоняли из своих рядов самых жестоких, наглых и заумных.
  
  Такой процесс увеличивал мозг. Социальный отбор развивал лобную часть мозга. У человека она гораздо больше, чем у других млекопитающих. Мозг достиг приблизительно 1650 г. Он был на 300 г. больше, чем у современного человека.
  
  Ошибочно считать, что лобная часть развилась для того, чтобы думать, заниматься интеллектуальными поисками. Ее зона ответственности - взаимодействие особей друг с другом для того, чтобы делиться пищей.
  
  Редко кто из животных по доброй воле делится пищей. Пища - это энергия, жизнь. Отдал другому - у себя стало меньше, себя ослабил, другого усилил.
  
  Социальные отношения заставляли людей делиться пищей и успешным опытом борьбы с опасностями для коллективного выживания. Живущие только для себя не приветствовались, ибо они ничего не вкладывали для поддержания численности группы, достаточной для успешного сопротивления, победы в межгрупповой борьбе.
  
  Активное развитие, усложнение социальных отношений, норм взаимодействия в человеческих сообществах были вызваны необходимостью:
  - коллективной, продуманной защиты своей территории от опасных животных и соседей;
  - совместного выращивания долго развивающегося, медленно взрослеющего, нуждающегося в 'доведении до ума' потомства;
  - работы со все возрастающим объемом информации, передающейся от поколения к поколению негенетическим путем.
  
  Усиление, ускорение социализации стали ответом на ужесточение межгрупповой борьбы, рост ценности интеллектуальной компоненты в развитии личности, усложнение человеческой жизни.
  
  Социальные нормы поведения способны достаточно существенно влиять на реализацию врожденных основ поведения, способствующих консервации или же либерализации жизни общества. В истории человеческой цивилизации были времена, когда общество жестко ритуализировалось, доминирующим становилось консервативное поведение.
  
  К консервативным можно отнести общества, которые называют традиционными. Традиционные общества - общества ритуализированные, с доминированием требований традиций, характеризующиеся незаметным научно-техническим, экономическим, социальным развитием. В таких обществах жизнь всех возрастных и социальных групп строго регламентировалась.
  
  Обучение, получение знаний, вхождение во взрослую жизнь, правила поведения в ней - все шло в определенном порядке, имело определенный набор действий. Доступ новациям был затруднен. Дети и подростки вели себя так, как вели себя их отцы и матери, бабушки и дедушки. Сыновья помогали отцам. Дочери копировали поведение своих матерей. Было взаимопонимание. Старшие могли станцевать вместе с молодыми и это ни у кого не вызывало отторжения.
  
  Подобная канонизированность поведения была весьма полезна для межличностных, межгрупповых, межпоколенных контактов, ибо смягчала, снижала, снимала конфликт взаимодействующих сторон.
  
  На смену периодам консервативного развития любого человеческого сообщества приходило и приходит время перемен, которое является результатом ослабления генерирующего консерватизм поведенческого наследия, поддержки в нем того, что открывает путь новациям.
  
  Человек не хочет быть слабым, жестко и непререкаемо зависимым от внешних обстоятельств. Даже, если это случается, он делает все возможное, чтобы этого никто не заметил, чтобы имиджевые потери были минимизированы.
  
  Человеческая жизнь претендует на контроль над происходящим и представляет собой непрерывный процесс получения различной информации для выживания, достижения успеха.
  
  Качество усваивания поведенческих норм, культурных ценностей зависит от ранговости и статусности того, кто их предлагает (лучше и того, и другого). Вряд ли кто-то захочет что-то перенять у слабости и зависимости.
  
  Качественная передача осуществляется тогда, когда получатель чувствует превосходство над ним носителя-источника получаемого. Большое значение имеет чувство любви к последнему. Чем оно сильнее, тем передаваемое легче принимается и лучше усваивается.
  
  Человек нуждается в представлении, утверждении, реализации, защите индивидуальности. От итогов этих процессов зависит его самоуважение (самооценка). Обращение как с безликим, быстро заменяемым элементом любой иерархии ранит, унижает, возмущает.
  
  Взаимодействие с массой незнакомых людей (анонимное скопление особей) вызывает рост агрессивности, изоляционистских настроений, безучастность к происходящему. Толпа обезличивающая, не реализующая человеческую индивидуальность, не дающая позитивного отклика, вызывает протест, потерю интереса к контакту, желание отгородиться от других людей, не реагировать на поступающие от них сигналы (отказ в помощи).
  
  Этические и эстетические нормы, чувства связаны друг с другом. Жизнь в обезличенном мире, отрыв от природы, культуры, чувства красоты обесценивает, атрофирует их. Вырабатывается нечувствительность к этическим и эстетическим уродствам (искажениям).
  
  Наше поведение формировалось в условиях непростой жизни малочисленных племенных групп. Члены сообщества знали друг друга в лицо, мировоззрение, привычки, особенности тех, с кем совместными усилиями приходилось бороться за выживание. Иерархия личностной значимости формировалась при этом без особых проблем.
  
  При значительном усложнении социальной жизни, возникновении больших городов, мегаполисов высокий уровень стрессовости обеспечивается ежедневным контактом с большим количеством человек, имеющих разное социальное положение. Везде незнакомые люди. Они смотрят, толкаются, что-то говорят, просят, запрашивают информацию, требуют. Сложная ситуация.
  
  Вступить со всеми в иерархические отношения, оценить значимость поступающих сигналов, принять по ним эффективные решения практически невозможно. Для того, чтобы решить эту проблему вырабатываются поведенческие модели, позволяющие избегать соприкосновений.
  
  Такое поведение позволяет регулировать численность близких людей на уровне показателей, свойственных нашему виду. Количество личных знакомых почти каждого из нас приближается к численности племенной группы. Конечно, эта закономерность обходит людей, профессия которых требует многочисленных контактов, носителей поведенческих дефектов и психологических проблем, не позволяющих знакомиться, устанавливать и развивать социальные отношения в обычном режиме.
  
  По большому счету, наш мир представляет собой совокупность взаимодействующих по разным вопросам племенных групп. Мозг помогает им контактировать, находить общие интересы, решать совместными усилиями разной сложности задачи.
  
  Развиваясь, мозг постоянно занимается техническими усовершенствованиями, облегчающими жизнь. Обжитые пещеры, примитивное жилье превратились в села, поселки, города, мегаполисы. Человек полетел в космос.
  
  Как эти потрясающие изменения отразились на природных импульсах, половых отношениях людей?
  
  Никак.
  
  Охота теперь называется работой. Охотничьи угодья - предприятием, обменивающим индивидуальные ресурсы на средства для существования. Пещера, логово стали домашним очагом, домом. Сексуальные партнеры, объединенные привязанностью, ячейкой общества, семьей.
  
  Изменились слова, не изменилась суть.
  
  Конечно же, у нашей цивилизации есть заметные достижения. Одним из них является существенный рост продолжительности жизни человека. Мало кто в палеолите доживал до 40 лет. Человеческие сообщества признают права детей, меньшинств. Практически все государства обозначили жизнь человека важнейшей ценностью. Сообщество стран, называющих себя цивилизованными, устойчиво негативно реагируют на кровопролитие, нарушение правовых отношений. Можно констатировать, что передовые популяции все дальше отходят от варварства, активнее принимая рассудочные решения.
  
  Вместе с тем, история человечество мало чему учит именно из-за врожденной основы человеческих установок. Не уничтожить воинственность, агрессивность человека, его территориальное, половое и др. достаточно консервативное поведение. Оно и предпочтение долгосрочным целям краткосрочных будут заставлять нас наступать на одни и те же грабли вновь и вновь.
  
  В будущем интеллектуальный уровень развития человечества снизится. Мало кто из нас пользуется мозгом для каких-либо подсчетов. Для этого есть калькулятор. Для решения сложных задач с удовольствием используются компьютерные программы. В повседневности помощь нам предоставляют самые разнообразные электронные устройства. Эта тенденция с годами будет только усиливаться.
  
  Так как перспективы скачка в развитии малы (резкого ухудшения условий выживания, вероятнее всего, не предвидится), мозг структурно не изменится. Нагрузка на него постоянно снижается.
  
  Человеческий мозг прогрессивно уменьшается последние 120000 лет. Это связано с ростом уровня социализации. Чем он выше, тем меньше нужен мозг. Среднестатистическим гражданам (обывателям) большой, сложный мозг не нужен.
  
  Они не склонны поддерживать людей уникальных, с выдающимися способностями, с трудом передающих свои гены потомкам, вынужденных приспосабливаться к посредственности. Выделяющиеся люди нарушают социальную структуру популяции, деформируют ее. Массы соответствующим образом реагируют. Очень способным, умным быть и жить тяжело, в ряде случаев, опасно. Поэтому интеллектуальная деградация будет только расти. Вместе с ней будут повышаться требования к социальной адаптированности индивидуумов. Это ответная реакция на обременение взаимодействий увеличивающимся количеством людей, интересов, потребностей.
  
  Уже сейчас интеллектуальное падение проявляется в снижении образовательного ценза. Нагрузка на мозг современных детей снижается. Думают они все меньше, довольствуясь готовыми решениями, ответами. Учебники упрощают мышление.
  
  Советские люди жили в системе двойных стандартов, которые заставляли их мозги во имя выживания, достижения лучшего статуса хорошо работать. Многие вели двойную, тройную жизнь. Одно думали, второе говорили, третье делали.
  
  Дети и взрослые находились в постоянном напряжении (особенно в послереволюционное, сталинское время). Это приводило к тому, что мозг находился в мобилизованном состоянии, он был постоянно напряжен, расходовал больше энергии. Как результат, в единицу времени между нейронами образовывалось больше связей. Мозг поглощал больше информации, быстрее и эффективнее ее перерабатывал, развивалась долговременная память.
  
  Современная российская образовательная система ориентируется на западную, в основе работы которой лежит принцип держать максимальное количество людей при минимальном уровне знаний. Этот уровень позволяет выборочно обучать дальше. Болонская образовательная система минимизирует интеллектуальный уровень развития масс.
  
  Советская система получения образования была иной. Она давала входящему в мир человеку знания обо всем, что могло понадобиться и то, что было совершенно не нужно. Жизнь сама решала, что сохранять, а от чего освобождаться.
  
  Появилась информационная среда, формируемая большим количеством печатных СМИ, книг, интернетом. Она позволяет достаточно успешно имитировать наличие знаний, образованность. Человеку энергетически выгодно имитировать, если это имеет успех, а не делать.
  
  Огромная информационная интернет-среда, возможности компьютера, продуманная реклама создают иллюзию доступности информации для всех. Реально же серьезную, объективную информацию получить очень трудно.
  
  Компьютерные возможности не делают человека умнее. Они мыслят и принимают решения за него. Многие пользуются техникой, проявляя глубочайшее незнание начинки, принципов ее работы. Эта ситуация делает человечество чрезвычайно уязвимым. Выключи сейчас на планете электричество, без преувеличения, на ней наступит хаос, особенно в той ее части, где живет так называемый 'золотой миллиард'.
  
  Все популярнее становится забота о своем здоровье.
  
  Мозг работает таким образом, что сохраняются лучше те его области, которые чаще, активнее используются. Если человек будет обращать повышенное внимание на физическую форму и не заботиться о накоплении знаний, умении ими оперировать, размышлять, то у него будут сохраняться лучше моторные, а не интеллектуальные функции.
  
  Люди с различными заболеваниями, физическими дефектами, которые раньше существенно снижали шанс выжить, жить долго, теперь, благодаря распространению гуманистических идей и достижений современной медицины не умирают, имеют социальную поддержку. Они пользуются в полном объеме всеми правами, которые есть у здоровых, размножаются, открывая дорогу передаче разного рода генетических ошибок, физических, психических и иных отклонений своим детям. Число таких людей будет неуклонно увеличиваться.
  
  Развитие демократических установок, здравоохранения, широкое распространение гуманистических идей (политический, социальный, научно-технический прогресс) сильно ослабляет очищающий отбор - отбраковку носителей разного рода вредных мутаций.
  
  Люди с генетическими дефектами, которые раньше бы погибли, сейчас продолжают жить, получать социальную поддержку общества. Испорченные вредными мутациями гены распространяются в генофонде.
  
  Генетическое благополучие человечества под угрозой.
  
  Морально-нравственные установки жестко пресекают любые разговоры об очищении от настораживающего материала. Идея генетического улучшения природы человека названа человеконенавистнической, фашистской, социально опасной.
  
  Поддержка здоровых, добрых, честных, красивых и отсеивание через запрет на размножение больных, жестоких, врунов - это вмешательство в геном человека, поражение в природных правах части общества. То, что раньше ненавязчиво без каких-либо общественных обсуждений делал естественный отбор, делать уже фактически невозможно.
  
  Нравится нам это или нет, но человечеству на каком-то этапе своего развития все равно придется заниматься решением проблемы ухудшения качества геномов.
  
  Накопление вредных мутаций продолжается. Процесс этот только усиливается. Однажды количество нездоровых детей превысит количество здоровых. Встанет вопрос серьезного вмешательства в ситуацию, использования науки для решения ставящихся задач.
  
  Если общество не пойдет по этому пути, каждый человек в будущем будет представлять собой совокупность различных дефектов, уродств. Для выживания с ними потребуется активнейшее развитие медицины, качественно новые открытия, разработки, технологии в сфере поддержания организма в функционально приемлемом состоянии. Это, безусловно, приведет к серьезнейшей зависимости человека от системы здравоохранения. Без врача он и шагу ступить не сможет.
  
  Мозг активно участвует в процессах социализации. В результате его деятельности возникла сегодняшняя инфраструктура бытия человека, которую можно назвать системой потрясающего обмана самого себя и других людей. Такая ситуация усиливает неустойчивость, располагает к возникновению в будущем любого рода неожиданностей.
  
  Будущее определяется тем, чей геном привнесен в следующее поколение. Эту задачу решает выбор современниками критериев привлекательности мужчин и женщин.
  
  Трудно предугадать, какие будут сделаны научные открытия, как изменится культура сообществ, каким образом в итоге изменится наш образ жизни. Все зависит от направленности отбора, кто оставит больше детей, кто меньше.
  
  Если бы знать, какие факторы отбора окажут влияние на людей, можно было бы предположить, в каком направлении пойдет эволюция. К сожалению, мы не знаем этих факторов. Невозможно спрогнозировать, какие наследственные особенности будут присутствовать в большом количестве носителей, станут доминирующими.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни?
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Дольник В.Р. Рок рока
  Коротаев А., Гринин Л. Государства развиваются так же, как биологические виды
  Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
  Марков А.В. Дары природы
  Моррис Д. Голая обезьяна
  Протопопов А.И. Интервью порталу 'Глобосфера'
  Савельев С.В. Общество изгоняет умных
  Савельев С.В. Интервью сайту 'Русский репортер'
  Савельев С.В. Происхождение мозга как иллюстрация теории эволюции
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"