Аннотация: Во все времена на помощь природе приходил удивительный феномен ее сакрализации в человеческом обществе. В его основе находится полуподсознательная уверенность в высшем, безупречном совершенстве и авторитете природы ...
КУЛЬТУРА
Утверждения, что вредить природе может только современный человек, не соответствуют действительности. Люди на всем протяжении своего развития, взаимодействия с природой сталкивались с негативными последствиями своего воздействия на нее.
Наше прошлое содержит случаи, когда подрывалась пищевая база, вместе с ней умирала специализация и ее носители (при условии, если не находилась какая-то альтернатива утраченному). Один из показательных примеров - судьба охотников на мамонтов. До сих пор нет точного ответа, из-за чего исчезли мамонты. Быть может, это произошло из-за какой-то природной катастрофы, а, может, по причине перепромысла (слишком быстрого уничтожения поголовья человеком). Исчезли мамонты - ушла в небытие и культура охотников на них. В Америке таким же образом обрывается история охоты на больших животных - ленивцев.
В конце эпохи неолита исчезают культуры сообществ, занимающихся охотой. Им на смену приходят культуры собирателей-земледельцев и скотоводов. В научном мире есть точка зрения, что охотники перестали охотиться по причине быстрого, непродуманного уничтожения тех, за чей счет они питались.(1)
Излишне активный выпас скота и тотальное выжигание саванны под примитивные посевы превратили земли Аравии и Северной Африки в пустыни.
На всех континентах можно встретить остатки культур, носители которых в прошлом потерпели поражение по причине непростительно непродуманной эксплуатации окружающей среды.
Естественный отбор оставлял жить и развиваться популяции, которые старались беречь природу, использовать ее ресурсы таким образом, чтобы не довести их до плачевного состояния. Вырабатывались защитные механизмы, влияющие на поведение человеческих сообществ в условиях опасного разрушения экологической среды.
К врожденным ограничителям разрушения природы можно отнести испытываемую нами любовь к природе, жалость к деревьям, животным, отторжение желания портить, убивать просто так, сверх необходимого.
Ряд древних цивилизаций (Египет, Индия) с высокой плотностью населения, сложной инфраструктурой - тщательно обрабатываемыми полями, дамбами, каналами, насосами, большими городами, почти не оставляли места природе. Тем не менее, там существовали культы священных растений, животных. В охраняемых прудах жили бегемоты и крокодилы. Провозглашены священными кошки, ибисы в Египте, многие животные в Индии. Нельзя было рвать, уничтожать священные цветы, деревья. Их рощами можно было только любоваться. Это были древнейшие на планете заповедники, заказники, зоопарки.
Ребенок рождается со способностью к сопереживанию страданиям живых существ. Ее можно очень серьезно развить. Правда, взрослый мир на это обстоятельство обращает мало внимания.
Динамичное развитие нашей цивилизации, особенно ее европейской части, втягивало человека в безжалостную борьбу с природой, подчинение ее себе. Философия, искусство, наука, религия помогали человеку в этом.
Судя по тому, как ныне в мире крепнут экологические движения, изменяется сознание, можно предположить, что с ухудшением ситуации все сильнее действуют врожденные механизмы, пытающиеся остановить человека, откорректировать его поведение.
Во все времена на помощь природе приходил удивительный феномен ее сакрализации в человеческом обществе. В его основе находится подсознательная уверенность в высшем, безупречном совершенстве и авторитете природы. Благодаря нашей врожденной иерархичности, ей отводится место доминанта бытия. Объективно же - это мир физики, химии, эволюционных процессов. Сакрального в природе нет ничего. Она - продукт внеразумных процессов. Что, конечно же, ни в коем случае не умаляет ее значимости для выживания человеческой популяции, необходимости заботиться о ней.
Литература
(1) Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей