И если приходит кто видеть меня, говорит ложь;
сердце его слагает в себе неправду, и он,
вышедши вон, толкует.
Пс. 40, 7
I
(введение)
Мне говорят: сегодня - не вчера.
Я в телефон: отложим все до завтра,
но знаю, что вчера его не будет,
что и сегодня - это не вчера,
что завтра - не вчера и не сегодня,
но говорят, что следует за ними.
(Как слепой на поводке у обученной собаки)
Вчера нет с нами,
и прошло сегодня,
сегодня я сейчас не нахожу,
в сегодня призраки пустых воспоминаний,
мучительных,
болят глаза усталого воображенья,
накатывает ужас - не вчера!
Вчера я так не чувствовал себя,
сегодня - плохо мне,
сегодня - не вчера,
но за вчера уже не разглядеть сегодня.
Прошло сегодня пустяком
по перегруженной ретине,
по пустоте событий проползло,
рассыпалось осколками стекла,
и затихает в пыльной пустоте - чего?
Что есть та пустота,
где затихают
по-настоящему?
Исчерпано в беспамятсве сегодня,
раздавлено докуренной сигаретой
в пепельнице моей памяти,
но сегодня не в силах стать вчера,
мое сегодня не способно
принять хотя бы форму не-существованья,
присущую вчера.
Не нахожу сегодня...
Сегодня я в сегодня себя не нахожу!
Стоит задуматься о простых вещах,
как удивление разрастается
до крошки кристаллика кремния
всей моей странной жизни - странной тем,
что странничает из вчера в сегодня,
странным образом устремляясь в завтра.
Жизнь вечно перепрыгивает пропасть между
вчера и завтра - прыжок
из никуда - ведь нет уже вчера,
и в никуда - ведь завтра еще нет,
а пропасть - это пустота сегодня,
чье бытие неуловимо,
а становленье - просто суета (см. Экклезиаста),
сегодня не приносит плодов вчера,
сегодня не способно стать завтра.
И вот, перед толпой зевак храбрейший муж
свой ежедневный совершает подвиг
- прыжок из ниоткуда в никуда
и ни над чем - решительный прыжок.
Герой, ты видишь сам, смешон и жалок,
чем он рискует прыгая на месте?
(- Какое, к черту, место? - это время!)
(- О чем ты, Фауст? Глупые слова!)
Пропасть между вчера и завтра
вечно перепрыгивает жизнь
и никогда не достигает цели.
Сейчас же научи меня сейчас!
- тому есть сейчас,
что есть благое иго и бремя легкое,
сейчас же научи!
Научи, ведь мое сердце устало быть бездомным животным,
мое сердце болит от пустоты, от пустоты пустоты,
от пустот в пустой пустоте болит мое сердце.
Как ему хочется вновь оказаться дома!
II
(материал и методика)
А пока моему неумехе
остается лишь длить и длить тлеющий промежуток,
длить его нитью жизни, линией сердца, ума, событий, венериным бугорком,
венериным башмачком притопнуть,
повести бровью,
стрельнуть глазами,
раскрашивать облака,
серые серые облака.
Сегодня рыться в мусорных баках вчерашних желаний, хмуриться наступающему сегодня,
все оставляя на съедение завтра.
Завтра - оно пожирает нас заживо,
мертвыми нас пожирает заживо,
ворчливо роясь в мусорных баках
наших вчерашних желаний.
Вот и я в этих мусорных баках
вечно что-то ищу,
серьезный и весь в заботах,
потому что вчера в прошедшем,
сегодня проходит мимо,
а завтра не наступает.
(Прикуривать одну от другой
сырые сигареты дней,
гасить ночами,
откашливаться по утрам от
пасмурных воспоминаний.)
III
(результаты исследования)
Моя жизнь длится вечно,
она в пустоте над пропастью
из вчера в сегодня,
прыгающая в завтра жизнь,
из вчера в сегодня,
прыгающая в завтра вечно.
Нить пустоты не рвется,
потому что нет пустоты и нити,
нет прыжка, нет вчера, сегодня,
нет вечности прыжка из вчера в сегодня,
а о завтра и говорить не стоит.
IV
(обсуждение результатов)
Савл в Дамаск поспешал по делам,
да и Бодхидхарма отправился на восток не из праздного любопытства.
Глупо, не правда ли?
V
(выводы)
(Много имен у него,
и одно из них - ад...)
И вот я в кино, я вижу, что я в кино
в главной роли,
кино обо мне, для меня, мое,
и мне меня в моем кино
показывают вечно как кино,
я срежиссировал,
я написал сценарий,
и каждый день я зарабатываю деньги
на кино,
где сам себе себя в своей же роли...
И у меня нет век, чтобы закрыть глаза,
нет головы и шеи, чтобы отвернуться
от жуткого лица и голоса с экрана.
И если ты читаешь эти строки,
то и в твоем кармане есть надорванный билетик на сеанс,
где ты себе себя показываешь вечно,
где ты - спаситель, ты - герой-любовник,
весь ты, такой, весь из себя,
весь в предвкушении счастливого конца,
(по весям, градам - победитель,
апплодисменты - градом)
который никогда не наступает.
Что же,
спокойной ночи,
пускай приснится
тебе хоть ничтожнейшая
из возможностей пробудиться.
апрель 2002