Литвинова Наталия: другие произведения.

Прививка от тоталитаризма (о романе Сорокина "Норма")

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
Оценка: 7.20*7  Ваша оценка:


  
  
   Прививка от тоталитаризма
   (О романе Владимира Сорокина "Норма")
  
   Сорокина дал мне почитать мой ученик.
   "Любопытно, - подумала я, открывая первую страницу "Нормы", - что же читают нынешние тинэйджеры?.."
   "Ну, как Вам?" - голос ученика слегка дрожал от нетерпения, когда я протянула ему только что прочитанную книгу.
   "Понравилось, - твердо сказала я. - В той степени, в какой может понравиться визит к зубному врачу, вырвавшему Вам гнилой зуб без наркоза".
  
   Роман "Норма" написан в глухие годы лживой и мертвящей эпохи "развитого социализма" - в те самые годы, на которые пришлась моя бурная юность, впитавшая в себя культуру андеграунда и нравственные принципы подпольных правозащитных организаций. Молодости же вообще свойствен романтический протест против традиционных устоев общества, а уж против тоталитарного общества этот протест обретает часто черты бунта. Правда, в условиях всеобщего доносительства, неограниченной слежки и циничных открытых процессов над инакомыслящими этот бунт скорее - внутренний, чем направленный вовне.
   Именно так я и воспринимаю данный роман Сорокина - как внутренний бунт против абсурда брежневского режима, как протест против того, что власть предержащая вкупе со средствами массовой информации кормили нас дерьмом, разумеется, в переносном смысле. А вот в пространстве романа эта метафора обретает свое прямое значение: всё народонаселение, достигнув совершеннолетия, ежедневно кушает фекалии, названные "нормой", покорно разрывая матовые шуршащие упаковки, - этакая обязательная для каждого порция насилия, лжи, абсурда, глупости, гадости, изливаемая без устали на головы безропотных "строителей светлого будущего" при активнейшей поддержке масс-медиа, изолгавшихся и извративших действительность до того, что сами журналисты говорят даже не на орвелловском "новоязе", а на невыговариваемом наречии, состоящем из бессмысленного набора букв (не звуков!) - попробуйте-ка произнести: "ляьот" или "смпвмкпапв"!
   Вообще в романе, содержащем 8 частей, вступление и заключение, постоянно встречаются косноязычные, грамматически неверно построенные фразы не только в прямой речи разрозненных персонажей, но и в словах автора, так что невольно закрадывается сомнение, а владеет ли Сорокин сам нормами русского литературного языка? Но терпеливый читатель, не бросивший роман на 17-ой странице и благополучно добравшийся до 3-й части, вознагражден с лихвой: ибо тут, в первой половине, на него веет таким неподдельно-острым ароматом бунинских "Антоновских яблок" и в целом щемящей пронзительностью безупречной прозы Нобелевского лауреата, что никаких сомнений не остается в умении Сорокина изъясняться стилистически граммотно. (Мне это, кстати, напомнило известный эпизод из биографии Зощенко: когда того начали безосновательно обвинять в косноязычии его прозы, он сел и написал "шестую повесть Белкина" - безукоризненно выдержанную в духе и стиле Пушкина.) 3-я часть "Нормы" композиционно распадается на два неравнозначных отрывка: в первом, как я уже говорила, легко узнается утонченный стиль и скорбный сюжет вырождения дворянских гнезд Ивана Бунина, а во втором - ужас и нонсенс антиутопий, навеянных кошмарами сталинизма, когда в качестве рабочего скота используются люди, осужденные по политическим и националистическим статьям, и, как скот, мрут в смрадных стойлах. Эти два отрывка соединяются, с одной стороны, по принципу антитезы, а с другой - Сорокин использует прием вариативности кульминации Дж.Фаулза: можно конфликт разрешить письмами Тютчева и самоубийством героя, а можно - главами неопубликованного романа и забвением персонажа.
   Если же говорить о романе в целом, то все его части - каждая со своим сюжетом и действующими лицами - словно рассыпаются на не связанные между собой отдельные куски. На первый взгляд, кажется, что эти части без всякого ущерба можно поменять местами, а то какую-нибудь и вовсе выкинуть, однако стоит ли идти на поводу поверхностного впечатления: куда интереснее понять принцип композиционного построения сюжетно разрозненных частей. Без всякого сомнения в основе этого принципа лежит главная идея произведения: вымороченные нормы "развитого социализма" - это то дерьмо, которое заставляют людей поглощать ежедневно. И с этой точки зрения роман безупречен и функционален: прочитав его, человек, преодолевая отвращение и тошноту, вырабатывает в себе стойкий иммунитет против любого вида тоталитаризма - что угодно, только не эти фекалии, которыми нас кормили в течение 70-ти лет! Временное пространство романа включает эпизоды, описывающие 30-е годы, 40-е (к примеру, как реликвия, хранится норма погибшего во время Великой Отечественной войны офицера), 50-е и т.д. В то же время Сорокин использует рамочную композицию: экспозиция и эпилог сюжетно связаны (словно образуя дополнительную, 9-ю часть, романа): арестовывается самиздатовский писатель Гусев (ах, эти ассоциативные птичьи фамилии!); изымается его, разумеется неопубликованный, роман, который читает некий подросток (и мы, читатели, вместе с ним: с первой по восьмую часть); он-то и выносит окончательный абсурдный приговор Гусеву: безмолвно показав четыре пальца. Что это? Школьная оценка? Срок? Генералам КГБ, приводящим его в исполнение, понятно, а мне, признаться, нет. Да это, в конце концов, и не важно в мире тотального идиотизма и бреда!
   И еще несколько слов в заключение. Владимир Сорокин создавал свой антитоталитарный "экскрементный" роман в годы, которые пришлись на апофеоз торжества "развитого социализма", как долго он продлится, писатель не мог знать, и в таком случае процесс написания этого произведения напоминает психологическое замещение: как Гете создал "Страдания молодого Вертера", чтобы самому не покончить жизнь самоубийством (по его собственному признанию), так же и Сорокин, очевидно, создал "Норму", чтобы и вправду не есть фекалий коммунистического режима и чтоб не тошнило от всеобщего абсурда.
   Я же, как, наверно, и многие, прочитала этот роман спустя 20 лет после его создания, с облегчением констатируя, что все эти ужасы позади. Однако история являет нам многочисленные примеры регресса, и ни один народ или государство не застрахованы от подобного отката в бред и ужас политического деспотизма; и с этой точки зрения роман актуален чуть ли не на веки вечные: да, читать его противно, мерзко, невыносимо больно - до рвотных спазмов, но, прочитав, каждый человек, положив руку на сердце, пожалуй, скажет: "Я сделаю всё и даже сверх того, что от МЕНЯ зависит, только бы не допустить снова прихода к власти тоталитаризма - в любой его форме".
  
   А что же молодое поколение - выросшее после распада Советского Союза и не испытавшее на себе всех прелестей насильного кормления двуличными принципами социалистической законности? Или для них этот роман - не более чем литературная реализация забавной эпатажной метафоры, мол: "Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста"? Хорошо бы не забыть узнать об этом у ученика, давшего мне почитать столь своеобразный шедевр, единственное оправдание написания которого, на мой взгляд, - выработка безусловного иммунитета против абсурда и подавления личности во времена тоталитаризма.
  
   Наталия Литвинова
  
   7-8 ноября 2002 г. Копенгаген.
Оценка: 7.20*7  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Освоение Кхаринзы"(ЛитРПГ) Л.Мраги "Негабаритный груз"(Научная фантастика) А.Респов "Эскул Небытие Варрагон"(Боевая фантастика) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) Н.Семин "Контакт. Игра"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) Д.Панасенко "Бойня"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"