Наталья Я.: другие произведения.

Слети к нам, тихий вечер...

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Телесериал про бабушку. Серия 17. "Слети к нам тихий вечер..."
   07.09.2011
  
   Сцена 1. Финиш лыжных соревнований. Наташа с горящими глазами принимает поздравления. Подходит одноклассник: "А слабо тебе, Наташа, соревноваться с Женей Дыбко? Он в спортивный институт готовится, футболистом стать хочет".
   Наташа: "Толя, ну кто же не знает, что Женя хочет стать футболистом? У него все тетради футболистами разрисованы. Сегодня я, конечно, соревноваться с ним не буду. А на следующем уроке физкультуры - с удовольствием".
   Толя: "Ну, когда это будет! Давайте сейчас. Условия такие - кто первым встанет - тот и проиграл. Дистанции нет".
   Наташа оглядывает одноклассников. Всем хочется посмотреть, кто победит. Физкультурник, красивый статный, интеллигентного вида, сворачивает материал с надписью финиш и финишное ограждение и уходит.
  
   Наташа: "Ну, давайте"
   Женя и Наташа по знаку Толи бросаются по лыжне. Пробегают метров двести - триста, и у Наташи начинает идти кровь из носа - весь костюм измазан. Но она продолжает бежать.
   Крики болельщиков: "Хватит! Остановитесь!".
   Соревнование прекращается.
  
   Сцена 2. Наташа с одноклассниками катаются на санках с железнодорожной насыпи. Темнеет.
   Наташа и Юра Сорокин сидят на одних санях, скатывающихся с горки. Санки вываливаются в сугроб.
   Юра, барахтаясь в сугробе: "Наташа, а ты знаешь, откуда берутся дети?"
   Наташа: "Нет, бабушка говорит, что мне рано знать".
   Юра шепчет её на ухо.
   Наташа: "Ребята, Оля, послушайте, что Юра говорит! Он говорит, что дети берутся у женщин из живота! Какая глупость!"
   Юра: "Тише! Это правда!"
   Не видно, как оба краснеют в темноте.
  
   Сцена 3. Окно в комнату при школе открыто. В него грузчик в парах холодного воздуха втаскивает с помощью других грузчиков новенькое пианино. Посередине комнаты стоит взволнованная Лия:
  
   "Мама, я когда деньги в кассе платила, у меня руки тряслись. Я свернула каждую тысячу отдельно, а кассирша меня отругала. Сказала, что ей так неудобно пересчитывать. Дядя Володя сказал, что свою тысячу он даёт не взаймы, а дарит. И Борису тысячу подарил - они тоже пианино покупают. Я не знала, какое выбирать. Учительница пенья болеет, а больше у меня знакомых музыкантов нет. Но убеждали, что хорошее".
  
   Входит Наташа в школьной форме с портфелем. Она потрясена увиденным. Целует Лию.
  
   Сцена 4. Наташа готовит домашнее задание на пианино.
   Бабушка: "По-моему, неплохо".
   Наташа: "Учительница говорит - сделай маленький кусочек, но хорошо. Мне нравится наш физкультурник. Не то что я в него влюблена, но просто вот таким должен быть человек - на скрипке играет великолепно и физкультуру преподаёт так, что и сравнить не с кем".
   Бабушка: "У вас, по-моему, все учителя хорошие".
  
   Сцена 5. Наташа идёт со стадиона, придерживая мокрый платок на голове. Её сопровождает Оля Бакшевская.
   Оля: "Наташа, очень больно? Может, к врачу?"
   Наташа: "Не очень. Даже удивительно. Такой здоровый булыжник, могло бы вообще голову снести. Если идти к врачу, Женьке Дыбко достанется. Что на него нашло? Нравлюсь я ему, что ли? Ничего себе ухаживание. На лыжах он меня победил. Такой тихий, скромный, краснеет часто".
  
   Сцена 6. Наташа стоит перед только что купленным гардеробом и любуется своим отражением. Она в мамином блестящем платье и маминых чёрных лакированных туфлях на высоких каблуках.
   Стук в дверь.
   Голос Юры Сорокина: "Здравствуйте. Мне Наташа нужна, стенгазету делать".
   Бабушка: "Сейчас позову".
   Наташа судорожно пытается освободиться от туфель.
   Наташа (шёпотом): "Вот ножищи вымахали, больше маминых стали!"
   Одну туфлю удалось снять, а другую нет, а платье можно снять только в ванной. Наташа делает движение в сторону ванной, но потом машет рукой и так и выходит к Юре с одной босой ногой и в мамином платье.
  
   Бабушка: "Наташа, к тебе Юра. Можно ему пройти?"
   Наташа: "Можно".
  
   Сцена 7. Наташа несётся на велосипеде по шоссе. Велосипед новый, ярко-синий. Машин почти нет, сияет солнце. Наташа тоже сияет. Она низко пригнулась к рулю и наслаждается скоростью. На ней белая майка с вырезом.
   По обочине шоссе идёт Юра Сорокин. Наташа проносится мимо, приветственно помахав ему рукой. Тот смотрит на неё каким-то взрослым взглядом, так, что Наташа оборачивается.
   Наташа: "Эту майку я ещё в пионерском лагере носила. Ничего в ней особенного нет. Что это он так уставился на меня? Поехать, что ли, в Медведково? Там строится новый микрорайон, сносятся избы, любопытно посмотреть".
   Уносится по шоссе на велосипеде.
  
   Сцена 8. Голос Зыкиной поёт: "Издалека долго
   Течёт река Волга..."
   Легковая машина несётся вдоль канала Москва - Волга. Летний солнечный день. В машине - радостные лица. Она набита битком. В ней - женщина средний лет. Лицо женщины монументально - с такими лицами обычно бывают статуи, от которых не требуется портретного сходства. Лицо это доброе и грубоватое. Ещё в машине сын женщины с добрым лицом, лет десяти, Наташа и бабушка, за рулём - мужчина, похожий на женщину с добрым лицом как две капли воды, и нарядная красивая красавица с маленькой нарядной девочкой на коленях.
  
   Бабушка: "Анна Михайловна, а вы нам почту будете пересылать с оказией?"
   Анна Михайловна: "Анна Никитична, пока я работаю почтальоном, можете быть спокойны".
   Бабушка: "Вы Кисаню не только кормите, но и поговорите с ним, погладьте..."
   Анна Михайловна: "Поглажу, конечно".
  
   Наташа: "А когда мы приедем в вашу деревню?"
   Мужчина: "Вот доедем до Кимр, а там свернём на дорогу похуже, а уж как быстро мы до деревни доберёмся, это зависит от той дороги. Машина перегружена, можем в луже застрять".
  
   По каналу плывут теплоходы, яхты. По улице дачного посёлка идёт седой богатырь в генеральских брюках и несёт на коромысле вёдра с водой.
   Зыкина продолжает петь.
   Сцена 9. Машина проезжает по большаку мимо старых запылённых тополей. За ними - развалины большого дома.
   Бабушка: "Что это за дом?"
   Мужчина за рулём (брат почтальона тёти Нюры Петуховой, Анны Михайловны): "Это дом Туполевых. Здесь раньше была деревня Туполево. Отсюда родом авиационный конструктор Туполев".
   Наташа: "А вы на космос работаете?"
   Брат Петуховой: "Да".
  
   Сцена 10. Вечереет. Солнце садится в сизые тучи. Машина брата Петуховой стоит между избой и коровником. Наташа проходит мимо машины к коровнику. Из дверей избы выходит старушка, мать Петуховой: "Миша, ты где ночевать будешь?"
   Брат Петуховой любовно похлопывает машину: "В своей президенции".
  
   Наташа подходит к коровнику и заглядывает в него. Там по колено в навозе стоят коровы. Они жалобно мычат навстречу Наташе. В дверь коровника вылетает рой мух и несётся к окнам избы Петуховых.
  
   Сцена 11. В большой комнате с русской печкой накрыт стол. Родители Петуховой и те, кто были в машине, сидят за столом. По лавкам вдоль стен - соседская ребятня. Отец Петуховой немного выпил и придирается к жене.
   Бабушка: "Вы извините, нам где стелить на ночь?"
   Петухова: "В соседней комнате".
  
   Сцена 12. Наташа входит в соседнюю комнату. У кровати сидит бабушка и курит. Постель постелена. Над кроватью - коврик из клеёнки, на нём - пруд, окружённый кустами, из кустов выглядывает русалка.
   Наташа (грустно): "Вот и я пишу маслом в такой технике. Могу торговать на рынке своими произведениями".
   Бабушка: "Я окно открыла, а то душно. Тут клопы. Вон, видишь? А под ковриком ещё больше. Придётся здесь ночевать".
   Наташа: "Может, пока Михаил Михайлович здесь, уехать с ним обратно?"
   Бабушка: "Утро вечера мудренее".
   Наташа засыпает. Бабушка сидит у окна до рассвета.
  
  
   Сцена 13. Солнце и мухи в окне. Наташа просыпается.
   Входит бабушка: "Я тут на краю деревни нашла дом, там живёт одинокая старушка. Давай вещи перетаскивать".
   Наташа: "Петухова, наверно, обидится".
   Бабушка: "Что же делать".
  
   Сцена 14. Наташа и ребята на лавках в большой комнате Петуховых. Входит бабушка: "Михаил Михайлович остальное перевёз. Пойду письмо Лии писать".
   Наташа - ребятам на лавках: "Как вы тут живёте, расскажите".
   Ребята улыбаются и молчат.
   Наташа: "Может, вам рассказать, как я живу?"
   В ответ снова тишина и улыбки.
   Бабушка выходит с письмом: "Наташа, ты ничего не хочешь добавить?"
   Наташа уходит в другую комнату.
  
   Сцена 15. Наташа и бабушка подходят к маленькой избушке на краю деревни. Она облуплена и отмыта дождями до серебряного цвета.
   Бабушка: "Здесь нет клопов".
   На крыльцо выходит худенькая старушка.
   Бабушка: "Познакомьтесь, Анна Ивановна, это моя внучка Наташа".
   Старушка улыбается в ответ.
   Бабушка: "Жить будем на чердаке. Там сено, будем на нём стелить постели. Вот по этой лесенке. А рядом с домом - речка, там можно окунаться по утрам".
   Наташа радостно лезет наверх.
  
   Сцена 16. Солнце пробивается на сеновал. Наташа просыпается и с удовольствием вдыхает запах сена.
   Наташа: "Как хорошо пахнет сеном! И ещё пирожками! Мама привезла муку и испекла в русской печке пирожки! После завтрака пойдём за земляникой".
  
   Сцена 17. В тени огромной прекрасной сосны сидят бабушка, Лия и Наташа. Бабушка вяжет, Лия читает, Наташа обложилась нотами, книгой на английском языке "Принц и нищий" Марка Твена и пишет маслом сосну. Если у бабушки и Лии выражения лиц отдыхающих людей, то у Наташи недовольное.
   Наташа: "Ничего не получается. Такая красивая сосна, а у меня уродина. И ветки вовсе не похожи на ветки сосны. У кого бы спросить, как это сделать? Попробую сделать зарисовки карандашом. Их на лето в доме пионеров задали 100 штук. Когда задали, я думала, что больше сделаю, а сейчас что-то сомневаюсь".
  
   Наташа смотрит на сосну. Потом на свой этюд маслом. Потом снова на сосну. В её глазах живая прекрасная сосна вдруг превращается в чудовище, изображённое Наташей. Наташа плачет.
  
   Бабушка: "Наташа, что ты плачешь?"
   Наташа: "У меня не получается сосна. И я потеряла под сосной жёлтый карандаш".
  
   Бабушка: "Это ты вчера карандаш потеряла. Болотова поедет в Кимры экзамен сдавать и обещала там купить карандаш, а пока отдала свой. И ещё обещала купить сливочное масло, а то здесь в сельпо его нет, а у тебя пальцы трескаются до крови".
  
   Наташа, всхлипывая, берёт у бабушки жёлтый карандаш и разглядывает потрескавшиеся пальцы.
  
   Сцена 18. Гроза. У лестницы с чердака - столик, как в железнодорожном купе, над ним - маленькое оконце. За ним - блеск молний и гром. На столе - чай и пирожки. За столом бабушка, Лия и Наташа. С улицы входит Анна Ивановна: "Я там сковороду повесила, чтобы молния в дом не ударила. Хотите моего хлеба, который я в печке испекла?"
  
   Лия: "Хотим. А у кого можно купить сметаны? Болотова вернулась из Кимр, говорит, там нет сливочного масла. Хотим сами сбивать".
   Анна Ивановна: "У тёти Кати. У неё самое лучшее молоко в деревне, а в сметане ложка стоит. Я сама у неё беру молоко, моя коза не доится, старая, наверно".
  
   Гроза постепенно стихает, закат в тучах. Наташа выходит на мокрое крыльцо.
  
   Анна Ивановна: "Наташа, ты сегодня петь будешь? Пастух просил "Что ты жадно глядишь на дорогу"".
   Наташа: "Что ж не спеть, когда люди просят".
   Мимо проходит красивый парень с пастушеским кнутом. Улыбается и машет рукой. Наташа машет в ответ. Поёт. Совсем темнеет.
  
   Наташа: "Странно. В "Снегурочке" пел пастух Лель, а тут пастух слушает, а я пою".
  
   Сцена 19. Лия, Наташа и бабушка сидят в тени сосны. Жарко. Наташа читает "Африку грёз и действительности" Ганзелки и Зикмунда.
   Наташа: "Такая жарища, что даже не хочется про Африку читать. Мама, что ты делаешь?"
   Лия: "Сбиваю масло из сметаны. Сливок у тёти Кати нет".
   Наташа: "Я хочу тебя нарисовать. Тебе морщинку над переносицей прорисовывать?"
   Лия: "Как хочешь".
   Наташа: "Ты вчера рано ходила за малиной у карьеров. Я волнуюсь, там рабочие на карьерах".
   Лия: "Кому я нужна".
   Наташа: "Я уже по дому скучаю, по коту и подругам, хотя здесь мне очень нравится".
   Бабушка: "Тебе задали зарисовки делать с натуры, а ты какие-то древнеримские залы придумываешь. Надо ли это?"
   Наташа: "Понимаешь, как пионерка я вообще не должна думать о роскоши. А мне нравится выдумывать интерьеры. Странно, да?"
   Бабушка: "Ты лучше нарисуй Анну Ивановну, её дом, её внучку - она вчера приехала и у других родственников живёт. Пастуха нарисуй. Он хвалит твоё пенье и обещает не пить, я с ним вчера разговаривала".
   Наташа: "Что-то не верится".
   Бабушка: "Он же ещё молодой, может исправиться".
   Наташа: "Хорошо бы".
  
   Сцена 20. Бабушка и Наташа идут по августовскому лесу с полными корзинами грибов.
   Наташа: "А всё-таки не хочется уезжать. Погода наладилась. Вчера такие были брусничные поляны... "
   Бабушка: "Да, уезжать жалко. Смотри, грибы прямо на дороге растут. Какие хорошие! И Анну Ивановну жалко. Она к нам привязалась".
   Наташа: "Да".
   Выходят из леса. У дома старушки стоит машина брата Петуховой.
   Наташа: "Ой! Он же только через две недели приехать обещал! Так не хочется уезжать!"
   Бабушка: "Я сейчас Лию попрошу вещи помедленнее собирать, а мы с тобой за брусникой ещё сбегаем. Здравствуйте, Михаил Михайлович!"
  
   Сцена 21. Бабушка и Наташа, взволнованные, бегут по дорожке к брусничной поляне. Быстро набирают корзинки, торопятся, но оглядываются то на одно дерево, то на другое - так красиво вокруг. Их задерживает проплывающая мимо паутина. Поляна ещё красна от брусники, но бабушка и внучка, погрустнев, бегут обратно - машина ждёт.
  
   Сцена 22. Лия у машины который раз завязывает и развязывает один и тот же узел и поглядывает на лес. Оттуда бегут с корзинами бабушка и Наташа. Старушка тихо плачет на крыльце. Все трое обнимают её и садятся в машину.
  
   Сцена 23. Комната при школе. Пол уставлен банками с вареньем, грибами.
  
   Бабушка: "Нигде кота нет. Всё обыскала".
   Наташа: "Наверно, обиделся, что нас долго не было".
   Лия: "Зоя Ивановна говорит, что он иногда заглядывал к ней в директорский кабинет, и она угощала его колбасой".
  
   Бабушка: "За котом и квартирой должна была смотреть Петухова".
   В окно влезает долгожданный одноглазый кот. Выглядит он неплохо, только на хозяек смотреть не хочет - отводит глаза. Бабушка побежала на кухню его кормить: "Кисаня! Пришёл наконец!"
  
   Общее ликованье.
  
   Лия: "Наташа, завтра поедем портфели Оле и Ире покупать. Они идут в школу. Как время летит! Кажется, только недавно в колясках лежали!"
  
   Сцена 24. Наташа открывает калитку в сад. Идёт по дорожке к дому мимо вольеров с белоснежными курами и яблонь с антоновкой. У крыльца - хризантемы и гладиолусы. Стучит. На пороге - Катюша ( с которой ездили в перловскую школу). Девочки рады встрече. Скоро они сидят на ступеньках крыльца и читают каждая свой журнал. В окно высовывается Катина мама: "Девочки! В космос запущен спутник с собаками Стрелкой и Белкой!"
  
   25. Наташа и Катя в гостях у Сони. Тоже свой деревянный дом в саду, пианино в одной из комнат. Соня и Наташа играют на пианино по очереди.
   Наташа: "Я сочинила мелодию. Вот".
   Играет.
   Соня: "Из этого можно сделать фокстрот. Послушай".
   Играет. Катя слушает.
   Девочки выходят из калитки дома Сони.
   Наташа: "Соня немного странная, не находишь?"
   Катя: "Её отец сидел в тюрьме за то, что стрелял в человека. Кто-то залез в их сад, что-то воровал. Это было не в первый раз, и у отца Сони сдали нервы. Выстрелил, ранил, кажется".
  
  
  
   Сцена 26. Нарядные девочки толпятся перед зеркалом в вестибюле школы. Звуки фокстрота из дверей спортивного зала. Мальчики в костюмах, а не в школьной форме - по углам. Постепенно все входят в зал. Девочки начинают танцевать друг с другом, поглядывая на мальчиков. Наташа танцует с высокой, похожей на взрослую, девочкой с тёмно-русой кудрявой стриженой головой.
   Наташа: "Таня, у тебя волосы сами вьются или ты укладываешь?"
   Таня: "Сами".
   Наташа: "У тебя взрослый вид. Чулки капроновые, нам их носить не разрешают. Платье шерстяное модное, туфли лаковые. И ты здорово танцуешь. Я училась бальным танцам, а не фокстроту и танго".
  
   Таня: "Ничего, научишься. Мой отец - начальник отдела в космическом НИИ, поэтому я хорошо одеваюсь. А учусь неважно, зато взросло выгляжу. Разумовская моя фамилия. Отцу подходит, мне - нет. Но я не расстраиваюсь. Проживу без большого ума как-нибудь" (улыбается).
  
   Наташа: "У меня от блеска и грохота голова разболелась. Говорят, что на танцах люди знакомятся и потом выходят замуж. Но под такую музыку и при таких телодвижениях... Таня, вон те длинноволосики со шнурками вместо галстуков ведь танцуют не фокстрот?"
  
   Таня: "Не фокстрот" (смеётся).
  
   Сцена 27. Наташа покупает в магазине первые пластинки.
   Наташа: "Будьте добры, "Травиату" и "Лебединое озеро".
   Сияющая, выходит из магазина.
   Наташа - зрителю: "Женя Перегудова, дочка дяди Саши, продала мне лишний проигрыватель. До этого я слушала записи классической музыки только у Гали Дерюгиной. У неё есть проигрыватель. Мне бы хотелось иметь все оперы и балеты на пластинках, все симфонии и сонаты классиков, хотя бы Бетховена и Чайковского, а ещё романсы, вальсы, ноктюрны, марши..."
  
   Сцена 28. Наташа в пришкольной квартире ставит на проигрыватель пластинку. Проигрыватель маленький, и пластинка выступает по краям, вращаться не может.
  
   Сцена 29. День рождения Наташи в той же квартире. За столом - одни девочки.
  
   Наташа: "Мальчиков приглашала - они не пришли почему-то. Оля, как хорошо, что ты приехала из своего Отрадного!"
   Оля: "Ну, как не приехать. 14 лет человеку стукнуло".
   Наташа: "Хорошо в новой квартире?"
   Оля: "Очень! Поначалу непривычно было, просторно. Потом мебель купили, но всё равно место есть. Приезжай в гости".
  
   Сцена 30. Наташа идёт по полутёмным деревянным коридорам с помойными вёдрами по углам. Стучит в одну из дверей. Открывает учительница
   музыки.
   Наташа: "Добрый день, Станислава Леопольдовна. Я пришла сказать, что не буду заниматься в весенние каникулы. Как вы себя чувствуете?"
  
   Станислава Леопольдовна: "Проходите, Наташа. Вы не вымазались, пока шли по нашему коридору? Ужасный запах".
   Наташа: "Нет. Как много портретов на стенах! Вы играете для себя на рояле?".
  
   Над роялем - портрет учительницы музыки в молодости. Одухотворённое, прекрасное лицо.
  
   Станислава Леопольдовна: "Мне приходится готовиться дома к работе - я аккомпанирую гимнастическим выступлениям. Ну что ж, отдыхайте. Я приболела, так что вроде и кстати не будет занятий. Я сейчас вам напишу домашнее задание на каникулы, вовсе не собираюсь облегчать вашу жизнь, а то всё забудете, чему научились. Если расхвораюсь, моя бывшая ученица будет вам преподавать, хорошо?".
   Н: "Хорошо. Выздоравливайте".
  
   Сцена 31. Наташа сидит за столом с учебниками в пришкольной квартире и разглядывает руки. Они покрыты гнойными язвами.
  
   Наташа: "Не знаю, отчего это. Врачи говорят, что на нервной почве и прописали серную мазь, очень вонючую. В школу хожу в бинтах. Только бы на лицо не перекинулось. Наверно на нервной почве. У нас в седьмом классе выпускные экзамены. Многие потом пойдут поступать в техникум. Вот, например, Витя Родинков хочет стать конструктором. Не знаю, как буду экзамены сдавать. Заранее трясусь. Надо же сдать на пятёрки, чтобы потом поступить в институт. Русский-то я, вроде, знаю, а из-за математики очень волнуюсь, да и из-за русского тоже ".
  
   Сцена 32. По улице идут Наташа и Галя Гугутина.
   Галя: "Тебе нравится Сева Закатов? Я бы хотела с ним дружить. Давай дружить втроём".
   Наташа: "Но я с ним не дружу. Мне он не нравится. По-моему, он к нам с тобой равнодушен. Он обращает внимание на Галю Дерюгину и Иру Иванову, ну, там ещё других девочек, но не на нас с тобой".
   Галя: "Давай напишем ему письмо".
   Наташа: "Чего ради? Я не буду писать".
  
   Сцена 33. Популярный вальс Мурада Кажлаева.
  
   Наташа выходит из дверей ванной в пришкольной квартире. На ней спальная рубашка. В квартире темно, только на кухне свет - там читает бабушка. Лия проверяет тетради. Наташа входит в комнату и ложится на раскладушку.
  
   Под звуки вальса Наташа вылетает на раскладушке в окно, взлетает над школой, летит над городом Бабушкин, всё выше - вся Москва под ней переливается огнями, ещё выше - вся Россия под ней, вся территория СССР, удаляется от Солнца и летит за пределами Солнечной системы. Поднимается над плоскостью Галактики и с лёгкостью удаляется от неё, плавно кружась под вальс равноудалено между галактиками. Наташа засыпает.
  
   Сцена 34. Наташа в классе вешает на стенку изображение Солнечной системы.
   Наташа: "Боря, в нашем звене ты назначен командиром космического корабля, а я - радистом. Вот сводка о полёте, посмотри. Хорошие дела продвигают нас относительно других звеньев в сторону планеты Плутон, а плохие возвращают обратно".
   Боря Зорин (тонко добродушно улыбается): "Согласен". Зрителям: "Что я потерял на этом Плутоне?"
  
   Сцена 35. В комнату в пришкольной квартире входит Борис. За столом Лия и Наташа.
   Борис: "Чийка в командировке, пунчики в Артеке, вот заскочил к вам".
   Наташа: "Дядя Боря, расскажи про космические запуски, мы очень гордимся тобой".
   Камера проходит по лицам бабушки и Лии - действительно, все трое рады Борису и готовы без конца слушать о его космических делах.
   Звучит песня "Уложены в планшеты космические карты".
   Борис рассказывает, все слушают.
  
   Сцена 36. Наташа, нарядная, появляется в дверях комнаты: "Бабуся, можно мы после выпускного вечера пойдём на ВДНХ есть мороженое?"
   Бабушка: "Можно, только не очень долго. А с кем?"
   Наташа: " Галю Дерюгину отпустят, только если меня отпустят. Ещё пойдёт Нина Волкова и Галя Гугутина".
  
   Сцена 37. Бабушка, Лия и Наташа выходят из легковой машины брата почтальона Анны Михайловны Петуховой.
   Брат - из машины: "Деревня эта называется Кожемякино. Вот дом, где Аня договорилась о вас с хозяйкой".
  
   Дом большой, добротный, с садом. На крыльце худая измученная работой женщина: "Здравствуйте, проходите в горницу. Там для вашей бабушки кровать".
  
   Сцена 38. Мимо дома, где отдыхает бабушка с Лией и Наташей, по очень сложной траектории едет пьяный мотоциклист, за ним бежит русская гончая. Из открытых окон кричат: "Вася, останься, куда ты поедешь такой?"
   Вася слезает с мотоцикла и садится на крыльцо рядом с Лией, которая перебирает малину.
   Вася: "Любите собак?"
   Лия: "Очень".
   Вася: "А у вас была гончая?"
   Лия: "Нет".
   Оба любуются гончей, сидящей перед ними. Из каждого дома слышна музыка, пенье. Проезжает много машин и мотоциклов.
   Лия: "Вы на праздник приехали?"
   Вася: "Да".
   К дому подъезжает "москвич". Из него выходят красивые, хорошо одетые женщина и мужчина:
   Женщина: "Здравствуйте. Вы у тёти Томы снимаете? Мы к ней на праздник приехали. Юра, пошли, окунёмся в речке?".
   Мужчина и женщина уходят, поют романс на два голоса.
  
   На крыльцо выходит тётя Тома с дочерьми - Олей и Нонной. Оля - худенькая, светленькая, Нонна - старше, темноволосая, яркая, с женственной фигурой, броско одетая. Глаза у обеих большие, но у Нонны они тёмные и сверкают. Они словно кого-то ищут.
  
   Оля (радостно): "Галя приехала с мужем! Пойду, Люсю позову, с которой в Кимрах учимся".
  
   Последняя фраза - Наташе, которая ближе Оле по возрасту.
   Оля: "А вон Люся идёт, и Вовка Борзов с ней!"
  
   К дому приближается вот какая пара: Огромная рыжая весёлая, но трезвая девушка и маленький, тоже весёлый и трезвый паренёк лет 17-ти, с велосипедом. Девушка одета в сарафан и огромные резиновые сапоги.
  
   Люся (низким громким голосом, как из бочки): "На лодке хотите прокатиться? Я на первое мая сезон в ней открыла - перевернулась с Вовкой вместе".
   Наташа, Оля и Нонна (хором): "Хотим!"
  
   Подъезжает машина брата Петуховой. Оттуда выходит радостная Петухова: "С праздником! Анна Никитична, я вам газет привезла, но забыла в Абросимове. Вот вам ведро помидор и огурцов".
  
   Сцена 39. По дорожке в тёмном хвойном лесу идут бабушка, Лия и Наташа.
   Бабушка: Вернуться бы дотемна. Очень газеты почитать хочется. Давайте уж грибы собирать сегодня не будем?"
  
   Сцена 40. Дом старушки на краю Абросимово. Двери и окна заколочены крест накрест. У дома молча стоят бабушка, Лия и Наташа. Шелестит смородиновый куст у крыльца. Вдали мычит корова.
  
   Бабушка: "Петухова сказала, что Анна Ивановна приболела и переехала к дочери в другую деревню".
  
   Идут вдоль деревни. Никого нет на улице. Только с крыльца одного из домов дряхлая старуха долго разглядывает их из-под руки, защищаясь от косых лучей солнца.
  
   Лия: "Я её не знаю. Когда в соседней деревне праздник, похоже, остальные вымирают - все на праздник уезжают. Хоть бы мама Петуховой дома была".
  
   Сцена 41. Дом родителей Петуховой. В нём тишина. Наташа заходит на скотный двор и слышит, как о стенку ведра ритмично ударяют струи молока - мама Петуховой доит корову и грустно приговаривает: "Стой, Февралюшка, стой".
  
   Сцена 42. Сумрак. Солнце село. Бабушка, Лия и Наташа быстрым шагом идут по тропинке через хвойный бор.
  
   Бабушка: "Только бы выйти на Симоново. У Туполево - то срезали, а куда тропинка идёт - спросить не у кого. По словам Петуховой вроде верно идём. От Симонова дорога хорошая, там полчаса быстрого ходу, говорят".
  
   Все запыхались, особенно бабушка. Останавливается, закашлялась: "Я так люблю запах сена, а врач говорит - мне вреден он для лёгких".
  
   Сцена 43. В саду напротив дома, где живут бабушка, Лия и Наташа, где, наверно, раньше был дом, а теперь только сад, и даже фундамента не осталось, прыгает через палку Лия. Палку держит Наташа, а Лия ей объясняет, как надо прыгать. У Лии получается ловко.
  
   Лия и Наташа играют в мяч.
  
   Наташа: " Я не знаю, по каким правилам играют в волейбол, и поэтому никогда не прошусь в команду"
   Лия: "А ты присматривайся".
  
   Сцена 44. Разгорячённые, Лия и Наташа садятся на крыльцо. К ним из-за угла выходит гусиный выводок. Гусята очаровательны, конечно. Наташа убегает и возвращается с хлебом.
  
   Гусята едят, один из них случайно падает на спину и молотит в воздухе лапами.
  
   Лия и Наташа смеются и бросают ему отдельно кусок. Он моментально встаёт на лапы и съедает.
  
   Сцена 45. Из-за угла к крыльцу выходят молодые гуси. Один из них переворачивается на спину, машет лапами и улыбается бабушке, Лии и Наташе. Те смеются, бросают ему хлеб больше остальных, гладят по спине.
  
   За кормлением наблюдает собака Пальма. Она подходит ближе к крыльцу и выразительно смотрит в глаза. Ест хлеб.
  
   Наташа: "Она и малину ест. А бруснику нет".
  
   Лия: "Тётя Тома кошку наказала, говорит, что та у неё сливки с горшка съела. А я точно знаю, что не ела. Жалко".
  
   Наташа: "Да, жалко, надо будет подкормить".
  
   Лия: "Да её ещё найти надо, она обиделась и ушла".
  
   Сцена 46. Наташа, бабушка и Лия ужинают в светёлке. В окно стучат. Голос Люси: "Нонна, Наташа, Оля, пошли в кино. "Это было под Ровно".
   Наташа: "Мама, как ты думаешь, можно пойти?"
   Лия: "Можно, только возвращайтесь все вместе, а то поздно кончится фильм".
   Наташа: "Хорошо".
   Наташа выходит в общую комнату, где печка. Там перед зеркалом вертится нарядная Нонна, обрызгивает себя духами, а Вовка поправляет ей кружева комбинации, высовывающиеся из-под юбки.
  
   Сцена 47. Компания возвращается в темноте из кино.
   Вовка Борзов: "Девчонки, вы не бойтесь, у меня фонарик есть".
  
   Сцена 48. Нонна на кухне - в открытое окно, в темноту, шёпотом: "Уйди, тише, ну, уйди".
  
   Сцена 48. Наташа идёт по помосту над хлевом - с него лестница на сеновал. Видит что-то вроде картины, прислонённое к стене. Поворачивает - это икона Богородицы. В замешательстве. Тихо звучит Псалом 90.
  
   Наташа: "Я крещена и считаю себя православной. У нас в доме икон нет, потому что за это могут маму снять с работы. Бабушка окончила церковно-приходскую школу, венчалась с дедушкой и крестила детей. Мама перед экзаменами в институте потихоньку бегала в Елоховский собор к чудотворной Казанской иконе Богородицы.
  
   Я не знаю молитв наизусть, но мне нравятся даже сами звуки молитвы "Отче наш". Не держу постов. Но я помню вкус постных щей Марии Георгиевны, у которой мы снимали комнату во Власовке. Это она настояла, чтобы меня крестили. Она передала мне веру. Я верю в Бога. Не крещусь на иконы, если вижу их в углу деревенской избы - считаю старомодным и привычки нет, но икона в хлеву! Что же делать? Это оскорбительно для верующего. Но я в чужом хлеву, не в своём. Что стоит за этой перевёрнутой иконой?
  
   Бабушке не нравится этот дом, где мы снимаем горницу. Муж тёти Томы был влюблён в другую женщину, но женился на тёте Томе из-за денег. Поехал на рынок в Кимры и там исчез. Говорят, его ограбили и убили. Нонна, старшая дочь тёти Томы, вышла замуж. Мужа забрали в армию, она сейчас ему изменяет. На кухне сидел какой-то мужчина и завтракал, но бабушка потребовала, чтобы он ушёл - иначе мы переедем. Может, этой иконой благословляли молодых?"
  
   Сцена 49. В горнице темно. Ночная тишина.
   Лия: "Наташа, просыпайся. Ты пойдёшь за грибами?"
   Наташа (с трудом открывая глаза): "Пойду. А который час?"
   Лия: "Три часа утра. Тётя Тома обещала взять нас за грибами после того, как выгонит корову в стадо. Она уже готова".
   Наташа: "Это ужасно. Я как отравленная, так спать хочу. И холодно".
   Лия: "Не хочешь - не ходи. Я и одна с тётей Томой схожу. Там, говорят, и голубики много".
   Наташа: "Можно, я не буду есть? Не хочу".
   Лия: "А никто не будет. Мы взяли с собой чёрного хлеба с солью".
   Наташа: "Я сейчас, быстро".
  
   Сцена 50. Сосновый бор. Огромные прекрасные деревья как колонны в храме. Сквозь туман пробиваются утренние косые лучи. Они непрерывно меняют цвет стволов.
  
   Поёживаясь и отчаянно зевая, несколько женщин собирают великолепные грузди, иногда отвлекаясь на голубику. Звучит "Токката и фуга" Баха.
  
   Сцена 51. На кухне около собранных корзин стоит одетая в дорогу тётя Тома. Бабушка, Лия, Наташа, Нонна и Оля смотрят на неё.
  
   Бабушка: "Тома, вы всю телячью печёнку на рынок везёте?"
   Тома: "Да".
   Бабушка: "Можно у вас купить кусок?"
   Тома: "Да, но по рыночной цене".
   Бабушка: "Да, конечно. Но я бы хотела вам посоветовать оставить часть печёнки себе. У Оли скоро день рождения. И посмотрите, как она худа. Она же вся светится. Вы тоже худая, а вот Нонна - нет".
   Тома: "Нонна похожа на мою любимую тётю, мамину сестру. А Оля - на отца. Его чем ни корми - не в коня корм. Кожа да кости. Ладно, оставлю и дома печёнки".
  
   Сцена 52. На кухне за столом - пиршество. Печёнка, приготовленная в русской печке, тает во рту. У стола крутится собачонка, влюблено глядя в глаза жующим. Перед Олей на столе - чайный бокал, разрисованный розами, в нём - конфеты, всё это перевязано атласной лентой с бантом.
  
   Сцена 53. Бабушка и Наташа медленно гуляют по улице деревни, приближаясь к околице. Пронизанный закатным светом вечер. Застыли на западе ослепительно-белые облака с золотой каймой. Между ними - нежно-голубое небо, какое бывает иногда на потолках храмов. Там, где небо не голубое, оно золотистое. Безветрие.
  
   Бабушка тихо напевает с восторженным лицом:
  
   "Слети к нам, тихий вечер, на мирные поля.
   Тебе поём мы песню, вечерняя заря".
  
   Бабушка: "Эту песню любил твой дедушка". Камера любуется облаками. К голосу бабушки присоединяется голос Наташи, а потом приятный мужской баритон. Он поёт один, постепенно затихая.
  
   У бабушки и внучки грустнеют лица. В кадре они уходят по дороге, которая по лугам вьётся к лесу. На дороге сияют лазурью и золотом лужи, отражая облака.
  
  
   14.09.2011
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   16
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"