Наталья Я. : другие произведения.

Телесериал про бабушку. Серия 18. Мне надо жить долго

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
   Телесериал про бабушку. Серия 18. Мне надо жить долго... 16.10.2011
  
      -- Новогодняя ёлка в пришкольной квартире. Наташа стоит посреди комнаты и держит в руках коньки.
   Лия: "Мы с бабусей подумали, посоветовались и решили купить тебе "канады". Говорят, это самые лучшие коньки. Вот только бабуся прихварывает, не всегда сможет тебя учить. Ну, может, подруги научат".
   Наташа примеряет коньки.
  
      -- Лия, Наташа, Олечка и Ирочка выскакивают из маршрутного такси и бегут к входу на главную арену Лужников.
  
   Лия: "Скорей, опаздываем!" Контролёру: "У меня билета нет, можно я только пройду детей посадить?"
   Контролёр: "Можно".
  
   Компания, предвкушая новогоднее представление, несётся по опустевшим лестницам. Девочки нарядные, с огромными белыми бантами в волосах.
  
      -- Наташа, Олечка и Ирочка в поезде.
   Ирочка: "А скоро мороженое понесут?"
   Наташа: "Так мы же ели в Лужниках! Особенное, фирменное".
   Олечка: "Так это когда было! А мы ещё хотим. Там бутерброды из Лужников остались? Я хочу с колбасой".
   Наташа: "Остались. Вот, пожалуйста".
   Из сумки Наташи выглядывают коробки с новогодними подарками из Лужников.
  
      -- Наташа, Олечка и Ирочка входят в квартиру Никитиных на Чкаловской.
   Тётя Лючия: "Проходите, Наташа, хочешь чаю?"
   Наташа: "Не откажусь".
  
   Квартира эта - не та, где родились Олечка и Ирочка, а отдельная, без соседей, которую построили в доме при радиоцентре при участии жильцов. В квартире - приличная мебель, "мосфильмовский сервант", пианино, трюмо. Ёлка в углу. На столе, покрытом хорошей скатертью, фарфор и хрусталь, шоколадные конфеты и мандарины.
   Тётя Лючия: "Наташа, хочешь бутерброд с сёмгой? И для бабушки с мамой возьми по бутерброду".
  
  
      -- По школьному коридору мимо Нины Волковой и Наташи проходит вот какая девочка: с короткими тёмными кудрявыми волосами, яркими губами, широкими, вразлёт, бровями, небольшим носом, большим подбородком и пылающими огромными не то азиатскими, не то африканскими глазами. Огромную грудь обнимает голубое шерстяное платье, сверху - школьный фартук. Девочка сутулится, что часто бывает у школьниц с большой грудью. Ноги с худыми икрами в стиле "твигги", бёдра широкие, талия узкая.
   Наташа - Нине Волковой: "Кто это?"
   Нина: "Это Рэна Пясецкая из 8-огоБ. Она дочка начальника отдела, где работает мой отец. Они недавно въехали в новый дом недалеко от школы".
   Наташа - зрителю: "С тех пор, как Галя Дерюгина и Оля Бакшевская ушли в другие школы, мне как-то стало скучновато. Нина хороший человек, но мало читает. А вот Рэна, наверно, книги читает, и, по-моему, мальчикам нравится. Узнать бы у неё, как понравиться мальчикам?
  
      -- Рэна и Наташа с этюдниками пишут акварелью лужи. Весна. Солнце бушует в лужах, играет всеми цветами радуги, слепит. Девчонки радостно щебечут. Наташа с восторгом смотрит на акварель Рэны: "Сразу видно, что ты кончила Строгановское училище!"
   Рэна (смотрит акварель Наташи): "Не могу ответить комплиментом на комплимент. Тебе надо много учиться. Техникой акварели ты не владеешь. И...у тебя нет линии. Понимаешь, о чём я говорю?".
   Наташа (нисколько не огорчаясь): "Да. Я и сама это вижу. Пойдём, выпьем молочный коктейль вон в том магазине? Там недавно стали продавать".
  
      -- Наташа заканчивает промазывать велосипед, время от времени заглядывая в инструкцию. Вытирает руки тряпкой, собирает инструменты, уносит в пришкольную квартиру и едет кататься. На лице - блаженство. Спускается по Осташковскому шоссе ( теперь это ул. Лётчика Бабушкина) - разгоняется на спуске, машин мало и ехать не страшно, поворачивается и едет к Северянскому мосту. Там поворачивается на разворотном круге, и чуть не попадает под колёса троллейбуса - падает с велосипедом на клумбу в центре круга. Старушки на крылечке деревянного дома недалеко от разворотного круга вытягивают шеи, потом продолжают есть клубнику из миски.
  
   Наташа - зрителю: "Как приятно кататься на велосипеде, который промазала сама!"
   Едет мимо фабрики "Лира". Вдруг велосипед словно взрывается и детали его разлетаются во все стороны, а Наташа оказывается стоящей посреди улицы с рулём в руках.
   Наташа: "Нет, всё-таки придётся Толю Шпирне просить починить велосипед, и смазывать тоже. Он мой велосипедный мальчик, ничего не поделаешь!"
  
      -- Наташа стоит перед зеркалом в новом летнем платье из сатина. Сатин розовый, с рисунком. Платье с нижней юбкой, по моде.
   Наташа: "Теперь мамина сотрудница из мытищинской школы Тамара Наумовна не будет говорить, что я не модная! Она, правда, говорит это сочувственно, но всё равно немодной быть не хочется. Вон Рэна - всё время шьёт! А Тамару Наумовну жалко - она такая одинокая, у неё все погибли в войну, она часто приходит к маме и что-то всё говорит, говорит нудным голосом, а мама внимательно её слушает. Как ужасно женское одиночество! У Рэны масса поклонников, вон хоть её сосед по лестничной клетке Равиль, а она всё равно боится одиночества и, прогуливаясь с собачкой, говорит, что так легче познакомиться".
  
      -- Наташа сидит в классе. Зрителю: "Хулиганы нашего класса сказали мне на перемене, что после уроков будут меня бить. Я даже не спросила, за что. Я высокомерна, знаю. Наверно, за это. Я не испугалась почему-то. Вон сидит Толя Кузовкин. Он в пятом классе раскачал меня, когда я влезла на канат. Сильно раскачал. А я и влезла-то впервые. Я улыбнулась ему - это было здорово. Он пришёл к нам второгодником. С тех пор мы не разговаривали, но я чувствую, что нравлюсь ему. Попробую заплакать, может получится. Толю хулиганы уважают".
  
   Плачет и оглядывается на Кузовкина. Тот смотрит на неё, потом тихо произносит несколько слов, но так, чтобы было слышно кому надо. Наташа сквозь слёзы гордо оглядывается на хулиганов.
   Наташа - зрителю: "Всё-таки есть у меня актёрский дар!"
  
      -- Квартира при школе. В комнату, где Наташа делает уроки, входит бабушка: "Наташа, там Саша Петухов пришёл заниматься русским языком".
   Наташа: "Пусть проходит. Саша, какие оценки тебе Эвелина Гавриловна ставит?"
   Саша: "Четвёрки пошли, спасибо. А пятёрки не хочет ставить, хотя все ребята говорят, что должны быть пятёрки. Сегодня вот это упражнение задали".
   Наташа - зрителю: "Саша совсем не умел даже сидеть за столом и заниматься. Всё его тянуло на улицу к ребятам играть. А сейчас он и сам может упражнения делать".
  
      -- В класс входит привлекательная учительница с причёской чеховских женщин, в очках: "Я хочу предложить вам сегодня вместо урока тригонометрии пойти в кино на фильм Лукино Висконти "Рокко и его братья". В средний день легче попасть. Это в кинотеатре в лосиноостровском парке железнодорожников. А тема урока простая, спишите домашнее задание с доски, дома прочтёте. Только тихо, чтобы никто не заметил".
  
      -- Класс бродит у кассы и клянчит у прохожих деньги на билеты в кино.
  
   Наташа: "Я возмущена. Предпочла бы урок математики. Она даётся мне нелегко. А уж клянчить деньги у прохожих! Это так непедагогично! Ну, конечно, Нелли Михайловна же не может повести весь класс за свой счёт!"
  
      -- Школьники с учительницей смотрят фильм.
  
   Наташа - зрителю: "Как безнравственно живут эти люди! Сколько грязи в их отношениях! Зачем мы смотрим всё это? Вот, правда сейчас... какая любовь в глазах этой женщины, когда она смотрит через стол в глаза Рокко... И он смотрит ей в глаза с таким сочувствием. "И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать!" Кажется, я плачу? Ничего не понимаю. Может, потом пойму?"
  
      -- Наташа и Рэна делают на улице зарисовки.
   Рэна: "Ты когда уезжаешь в деревню?"
   Наташа: "Не знаю. Как брат Петуховой будет свободен. Он работает в том же "ящике", где и твои родители".
   Рэна: "Желаю тебе там побольше романов. А я летом буду учиться водить машину. Вернёшься - покатаю. Меня отец учит водить".
  
      -- Кухня в деревенском доме. Лия вынимает из печки пирог. За окном брезжит рассвет.
  
      -- Наташа под заинтересованными взглядами механизаторов идёт по главной площади села от сельпо к библиотеке.
   Наташа - зрителю: "Что это они на меня так уставились? Ведь они лет на десять старше меня! Одета я прилично, по-моему. Кажется, я купила мало помидор".
  
   На велосипеде подъезжает Вовка Борзов: "Наташа, ты здесь ещё долго? Я могу проводить тебя до Кожухово".
  
   Наташа(обрадовано): "Я сейчас, только книги поменяю в библиотеке".
   Вовка и Наташа идут по мосту через реку, Володя не садится на велосипед, он увлечён беседой.
  
      -- Вовка с пёсиком Комиком и несколько ребят из малышни стоят за спиной у Наташи, которая пишет этюд - вид реки, протекающей мимо Кожухово. Подходят Лия и бабушка: "Наташа, мы уже пообедали, звали тебя, звали, так и поели. Там в кастрюле суп, на тарелке - ореховый рулет".
  
   Лия - малышне: "Идите, идите отсюда, не мешайте!"
  
      -- Наташа пишет деревенскую улицу. Снова собирается толпа.
   Одна женщина: "А у меня один сын тоже хорошо рисовал, колоду карт мог изобразить".
   Другая (восторженно): "Батюшки! Она мои дрова нарисовала!"
  
      -- Кухня в доме тёти Томы.
   Тётя Тома: "Наташа, я завтра еду на мельницу, там будет река побольше нашей - Малая Пудица. Мне лошадь дают. Хочешь поехать?"
   Наташа: "Да, если мама разрешит".
  
      -- Полуразрушенная мельница, большая красивая река с теплоходами. Великолепный хвойный лес на противоположном берегу, где пристань. Наташа любуется рекой. Тётя Тома беседует с мельником.
   Тётя Тома - Наташе: "Наташа, будешь рисовать?"
  
   Наташа: "Нет, я не смогу это передать! Руки трясутся!"
  
      -- Комната бабушки. Высокая пышная постель. Бабушка стоит у окна. За окном льёт как из ведра.
   Бабушка: "Хорошо, что вы до дождя приехали. Дорога мокрая была?"
   Наташа: "Вся в лужах. Мы бригадира подвозили - женщина молодая, симпатичная. В одном месте в огромной луже застрял мужчина, одетый во всё белое, на голубом "москвиче".
   Бабушка: "Красивая мельница?"
   Наташа: "Мельница развалилась. А река очень красивая".
   Бабушка: "Мне так хочется ещё раз на Волгу сходить. Помнишь, мы в сельпо из Амбросимова ходили?"
   Наташа: "Конечно!"
   Бабушка: "Если завтра утром не будет дождя, пойдём на Волгу?"
   Закашливается.
   Наташа: "Конечно, пойдём, если ты сможешь".
  
      -- Тихий торжественный закат, безоблачное небо. Бабушка и Наташа гуляют на околице Кожухова.
   Бабушка напевает: "Слети к нам, тихий вечер,
   На мирные поля.
   Тебе поём мы песню,
   Вечерняя заря"
   Закашливается.
   Бабушка: "Жаль, что сегодня утром не пошли на Волгу. Может, и не выберусь больше. Дождь-то был маленький, через пять минут прошёл. А мы не пошли".
   Снова кашляет.
   Бабушка: "Так люблю запах сена, а мне им дышать нельзя, врачи запрещают".
   Наташа: "Я тоже люблю запах сена.
  
   Колокольчики мои,
   Цветики степные,
   Что глядите на меня,
   Тёмно-голубые?"
  
      -- Бабушка, Лия и Наташа собирают бруснику. Хозяйская собака Пальма озадаченно обнюхивает ягоды и деликатно отходит в сторону.
  
      -- Бабушка, Лия и Наташа сидят под деревом в саду. Лия вышивает, бабушка и Наташа читают.
  
   Входит Вовка Борзов: "Мой Комик ежа нашёл"
   Наташа: "Он его не повредил?"
   Вовка: "Нет. Ёж свернулся комочком".
   Наташа: "Сейчас я отнесу его подальше в кусты".
   Берёт колючего ежа, тот пыхтит. Наташа дотаскивает его до кустов и засовывает в них.
   Бабушка: "У меня лекарства кончились, и в Устиново нет. Петухов обещал сегодня приехать, и нет его".
   Наташа: "Бабушка, ты же знаешь, он на космос работает. Значит, не может".
  
      -- Машина Петухова у дверей дома тёти Томы. Суета, вещи, прощанья. Мимо проносится на велосипеде то туда, то сюда, Вовка Борзов.
   По радио передают о запуске ракеты с Николаевым и Поповичем.
  
      -- Лиственные леса под Чкаловской. Конец августа. Леса горят всеми оттенками жёлтого и красного. Наташа сидит с этюдником. Бабушка гуляет с Ирочкой и Олечкой. Медленно падают первые листья, просвеченные солнцем.
   Голос Наташи за кадром: "Бабушка была по-настоящему счастлива в этот день. На нём и надо было бы прервать моё повествование, чтобы не показывать боль, страдание и смерть".
  
      -- Наташа тащит по улице Бабушкина ведро помидор и этюдник. Бабушка идёт рядом.
   Бабушка: "Как я люблю помидоры! А профессор, которого посоветовала Петухова, запретил мне их есть".
   Наташа: "У нас не так часто бывают помидоры прямо из Баку. Думаю, что эти можно".
   Бабушка: "Наташа, давай завтра сходим в кино. Что-то в кино захотелось. Ты сможешь заранее купить билеты?"
   Наташа: "Да, завтра смогу. Мама собирается в английскую школу ехать - директор обещал позвонить, когда решат вопрос о моём зачислении, и не звонит".
   Бабушка: "Ты хочешь там заниматься?"
   Н: "Очень! Только страшно - они там, наверно, с детства языки знают и на английском думают и решают задачи".
   Бабушка: "Может быть и нет. Отдохни, постой, ведро, наверно, тяжёлое". Останавливаются, бабушка тяжело дышит.
  
      -- Бабушка и Наташа идут по Институтской улице (так раньше называлась Радужная) к себе домой, в пришкольную квартиру.
   Бабушка: "Какая симпатичная главная героиня! На пианино играет, общительная. Ты, Наташа, пианино не бросай. Когда тебе будет тяжело, музыка утешит. И когда человек играет на пианино, к нему все тянутся, он не одинок".
   Наташа - зрителю: "Мы идём по невезучей стороне улицы. Прекрасно сознавая свою ненормальность, я стала в прошлом году замечать, что мне нельзя ходить по той стороне улицы, где жила Бакшевская и живут Андрусская, Пеньевской и Шпирне. Раньше можно было ходить, а сейчас как пройду - так бабушка хуже себя чувствует. Но не могу же я сказать ей об этом, чтобы перейти на другую сторону, где музыкальная школа. Она испугается за мой разум".
  
      -- Бабушка сидит за завтраком с Наташей на кухне в пришкольной квартире.
   Бабушка: "У меня словно подушка силы высасывает, душит. Так хочется ещё пожить, почитать, посмотреть, какие люди вырастут из моих внучек".
   Наташа: "Скоро опять профессор приедет. Может, посоветует что-нибудь".
   Наташа подходит к окну и говорит зрителю: "Мама принесла из лаборатории кость в кислоте. Для опыта. Вот она на подоконнике. Я вижу, как кость постепенно растворяется. Это страшно. Живая плоть исчезает на глазах".
  
      -- В комнате в пришкольной квартире сидит крупный красивый пожилой мужчина с сединой на висках. Он сидит в комнате, где стоит кровать бабушки, и измеряет её давление.
   Профессор: "Сейчас я выпишу вам рецепты. Волноваться не надо, главное следовать моим рекомендациям. А что это у вас за картина на стене?"
   Бабушка: "Это внучка нарисовала".
   Профессор: "Неплохо. Можно посмотреть другие работы?"
   Лия с гордостью несёт картины и наброски.
   Профессор: "Я могу их показать кое-кому. У меня знакомый - художник Налбандян. И скульптор знакомый есть. Может дать рекомендацию".
   Вбегает Наташа: "Такси ждёт".
   Наташа, Лия и профессор садятся в такси и едут в Москву, на ул. Герцена, где живёт профессор. Выходя, профессор говорит: "Звоните, держите меня в курсе".
   Лия: "Наташа, мы ведь форму школьную так и не нашли. Давай съездим за ней в "Детский мир"?"
   Наташа: "На такси?"
   Лия: "Да!"
   Наташа: "Давай!"
  
      -- У кровати бабушки сидят грустные Борис и дядя Саша. Бабушка показывает им Наташины наброски. Оля, Ира и Анжела, племянница тёти Лючии, приехавшая из Баку, помогают накрыть на стол в другой комнате.
  
      -- Лия входит на кухню, где ужинают бабушка и Наташа.
   Лия: "Наташа, в английскую школу тебя не возьмут. Я туда приехала, директор ещё в отпуске и никто ничего не знает".
   Наташа: "Я даже рада. Там было бы трудно учиться среди знающих английский язык".
   Лия: "У нас в школе будет три 9-ых класса: программисты-вычислители, радиомонтажники и воспитательницы детских садов. Ты какой выберешь?"
   Наташа: "В технике я не разбираюсь, так что в радиомонтажники не пойду. В воспитательницах закиснуть не хочется - надо держаться в тонусе среди людей не глупее себя. Математика даётся мне трудно, но от неё, мне, похоже, не уйти. Чего у меня больше - ума или памяти? Памяти, наверно, хотя тоже не густо. Так что в программисты, если можно, запиши меня".
   Лия: "А как же язык? Ты два года занимаешься с репетитором".
   Наташа: "Пригодится, наверно".
  
      -- Наташа подходит к газетному киоску на платформе станции Лосиноостровская. Среди газет и журналов лежит большой и толстый англо-русский словарь Мюллера.
   Наташа - зрителю: "Этот словарь зелёный, как надежда и, наверно, очень дорогой".
   Наташа - продавщице: "Сколько стоит словарь?"
   Продавщица: "8 рублей".
   Наташа роется по карманам. Не хватает.
   Наташа: "Он у вас один?"
   Продавщица: "Да".
   Наташа: "Подождите, не продавайте, я сейчас принесу деньги!"
   Мокрая и красная, бежит по улице.
   Наташа: "Я выучу оттуда все слова! Хорошо, что умею бегать быстро. Только бы остался!"
   Наташа счастливая идёт по улице, бережно прижимая словарь к груди.
  
      -- Классная комната. 1 сентября. Все сидят и переглядываются. Многие видят друг друга впервые. Наташа сидит рядом с Рэной. Все взволнованы. Маленькая круглолицая блондинка стоит у доски: "Меня зовут Галина Николаевна Образцова, я ваша классная руководительница. Мы сейчас пойдём на экскурсию на ВДНХ, в павильон вычислительная техника. Завтра начнутся занятия. К обучению будут привлечены ведущие специалисты НИИ, куда вы потом сможете поступить на работу как программисты- вычислители".
  
      -- Зал павильона "Вычислительная техника" на ВДНХ. Мигают значительно лампочки, толпятся люди. У одной из машин в центре на возвышении экскурсовод говорит: "Наша машина многофункциональная. Она обрабатывает звуки, текст, аналоговые и цифровые сигналы. Кто-нибудь из вас играет на пианино?"
  
   Из толпы одноклассников выходит смущённая угловатая девочка с большими удлиненными глазами. Садится за клавиатуру. Свет гаснет, по потолку плавают звёзды. Звучит популярная тогда мелодия "Маленький цветок". Впечатление действительно очень сильное.
   Когда свет снова вспыхивает по окончании выступления, от группы иностранцев отделяется мужчина и, восхищенно что-то говоря по-французски, целует девочке руку.
  
      -- Ночь. За столом Наташа делает расчёты с помощью логарифмической линейки. У неё усталый вид. Перед ней лист бумаги с расчётной таблицей, заполненной карандашом, карандаш и ластик. На некоторых местах таблицы уже намечается дыра. Входит Лия.
  
   Лия: "Наташа, ложись спать. Плюнь ты на это дело. В конце концов, перейдёшь в класс воспитательниц детских садов".
   Наташа: "Ну уж нет!"
   Лия: "Там тоже хорошие девочки есть, Рабчук, например".
   Наташа: "Я буду бороться до последнего".
   Лия: "Могу я тебе чем-нибудь помочь?"
   Наташа: "Не знаю. Понимаешь, я невнимательная, и у меня всё время из-за этого ошибки".
   Лия: "Ну, давай проверим вместе".
   Медленно входит бабушка: "Дайте мне, всё-таки я бухгалтером работала, считаю хорошо".
   Все трое склоняются над расчётами.
  
      -- Наташа сидит за столом и плачет. Входит Лия: "Что случилось?"
   Наташа: "У меня за полугодие выходит четвёрка по приближённым вычислениям. Сначала с логарифмической линейкой не могла разобраться, пока дядя Володя не посоветовал намазать движок парафином от свечки. Потом он дал мне десяток книг, потому что я вообще ничего не понимала - нам же дают математическую статистику! Многие просто заучивают наизусть, а я разобраться хочу. Один мальчик перешёл из нашего класса в другую школу.
  
   Входит бабушка и сочувственно еле стоит у дверей.
   Лия: "Мама, ложись, у тебя же кровь шла из носа!"
  
  
      -- Наташа сидит за столом в комнате и плачет.
   Наташа - зрителю: "Бабушку по скорой увезли в больницу. Мама поехала с ней. У бабушки всю ночь шла кровь из носа. И с сердцем было плохо. Хоть бы к новому году выписали. Мама поехала туда такая усталая!
  
   Почему-то вспомнилось, как мы ходили все втроём на фильм "Идиот" по Достоевскому, бабушка, мама и я. Как было хорошо! Бабушка любит Достоевского, а мы с мамой нет. А "Гусарскую балладу" смотрели тут у нас в Бабушкине с Никитиными в полном составе. Было так хорошо! Похоже, теперь никогда не будет так хорошо".
  
      -- Лия подходит к Наташе, сидящей за столом с учебниками. В углу - новогодняя ёлка.
  
   Лия: "Наташа, всё-таки каникулы. Ты бы съездила бы куда-нибудь, развеялась. Зинаида Ивановна билеты достала на балет "Эсмеральда". Как ты считаешь, она хороший руководитель для вашего класса?"
  
   Наташа: "Она - словесник, театралка, её брат - лауреат музыкальных конкурсов и выступает с концертами в нашей школе. Для меня это хорошо. А для нашего математического класса, по-моему, нужен математик или кибернетик. Хотя, конечно, любому человеку надо приобщиться к классике, хотя бы попытаться это сделать".
  
   Лия: "Ну, на "Эсмеральду-то сходи".
  
   Наташа (грустно): "Схожу".
  
   В дверях появляется бабушка. Она постарела, у неё больной вид.
  
   Лия: "Мама, как ты себя чувствуешь?"
  
   Бабушка: "Такое ощущение, что подушка вытягивает из меня силы. И кошмары снятся. Никогда в жизни этого не было".
  
   Лия: "Врач рекомендовал кислородную подушку. Ни в одной аптеке Бабушкина её нет".
  
      -- Вечер. Метель. Наташа бежит по улице, прижав к груди кислородную подушку.
  
      -- Ателье. Наташа примеряет новое зимнее пальто. Оно скромное, но приличное. Лия и закройщица стоят рядом.
  
   Наташа: "Сидит неплохо. Но у Рэны совсем другого типа пальто. Песцовые воротник и шапка, песец белый. Мне бы тоже пошло".
  
   Лия: "По Сеньке и шапка".
  
      -- Снова перед зеркалом, но в окно бьёт весеннее солнце, отчаянно чирикают воробьи. Наташа примеряет демисезонное пальто. Вот оно модное, нежно-зелёное. Рядом бабушка, Лия, Рэна.
  
   Рэна( с искренним восторгом): "Ой, какое хорошее, какое модное, как тебе идёт!"
  
   Бабушка: "Да не тараторь ты!"
  
   Лия: "Правда идёт".
  
   Рэна: "Где вы купили такую прелесть?"
  
   Наташа: "Только не покупай такое же!"
  
   Рэна (смеётся): "Ну, конечно, я куплю другое".
  
   Наташа: "На ярмарке, на ВДНХ".
  
      -- По весенней улице идут рядом Рэна и Наташа в новых демисезонных пальто. Щебечут птицы, щебечут девушки. Рэна - в новых лаковых туфлях-шпильках вишнёвого цвета. Они как магнитом время от времени приковывают взгляды обеих школьниц.
  
      -- Бабушка, Лия и Наташа за столом в пришкольной квартире.
  
   Бабушка: "Наташа, поздравляем тебя с шестнадцатилетием. Мы с мамой подумали и решили купить тебе часы. Вот они".
  
   Торжественно подносит маленькую коробочку. Наташа с волнением открывает. Там изящные анодированные часики. На них гравировка: "Натуле от бабуси".
  
   Бабушка: "Мы сначала думали подарить их на окончание школы, но они нужны для опытов по физике и химии, и мама говорит, что у вас в классе почти у всех уже есть часы".
  
   Наташа с серьёзным лицом одевает часы. Наташа - зрителю: "Я разочарована. Сейчас модны крупные часы, мужские. Мне давно пора иметь часы - я езжу к репетитору английского языка на автобусе, надо быть точной. Только бы не выдать разочарования! Мне так грустно!"
  
      -- Пришкольная квартира. Наташа примеряет белые туфли - шпильки. Рэна в восторге. Бабушка и Лия её успокаивают.
  
   Лия: "Наташа, ты паспорт получила?"
  
   Наташа: "Нет, всё тянут, какие-то закорючки я неправильно написала. Снова переписывать пришлось. Там такой неприятный толстый милиционер сидит. Я там чуть не расплакалась".
  
   Бабушка: "Сделают паспорт, куда они денутся".
  
   Рэна: "Мне тоже долго делали, не расстраивайся".
  
      -- Лия и Наташа садятся на кухне завтракать.
  
   Лия: "Наташа, пойди, посмотри, бабуся спит? Если не спит, зови к завтраку".
   Наташа заглядывает в комнату, где стоит кровать бабушки. Возвращается: "Бабуся спит, по-моему".
  
   Пьют чай. В дверях медленно, с одышкой, появляется бабушка: "Что же вы меня не позвали?"
  
   Лия и Наташа виновато переглядываются.
  
      -- Кухня в пришкольной квартире. Наташа сидит с мрачным лицом, ничего вокруг себя не замечая.
  
   Бабушка: "Натуля, что ты такая грустная?"
  
   Наташа: "Меня на танцах не приглашают. Значит, я не нравлюсь, значит, меня никто не возьмёт замуж, я буду одинока и несчастна и у меня не будет детей и внуков".
  
   Бабушка: "По-моему, ты очень симпатичная".
  
   Пауза. Наташа всё так же сидит, мрачно глядя в окно.
  
   Бабушка (пытаясь развеселить Наташу, но чувствуя, что вряд ли получится): "Ехал грека через реку
   Видит грека - в реке рак.
   Сунул грека руку в реку,
   Рак за руку греку цап!"
  
   Крупно - лицо бабушки. Оно всё ещё прекрасно. Добрые грустные глаза, милые брови, приподнятые к переносице. Но глаза припухли, и нос с прожилками, и щёки несколько провисли. И всё-таки бабушка ещё хороша. Лицо её одухотворено тихим светом, полно сочувствия.
  
   У Наташи лицо обиженное, несчастное. Чуть не плачет. Стихи раздражают её, она изо всех сил старается этого не показывать.
  
   Бабушка: "Я видела, как ты разговаривала на спортплощадке с одним мальчиком. По-моему, вы нравитесь друг другу".
  
   Наташа: "Ему все девушки нравятся. Это Витя. Кажется, он мне и правда нравится, но не только он. У него глаза оленя - подвижные, раскованные, большие, с густыми ресницами. Он и девушек из соседнего класса не пропускает. Но ведь и твой муж был таким?"
  
   Бабушка: "Был. Но это тяжело, иметь такого мужа. Главное, чтобы была любовь".
  
   Наташа: "Ну вот, а мне и Саша Велевко нравится, и Володя Логвиненко".
  
   Бабушка: "Всё придёт, рано ещё. Теперь всё по-другому, я плохо понимаю вашу жизнь и не могу советовать. У нас с твоей мамой и разговоров таких не было - кто кому нравится. Ты видела - я в туалете повесила на верёвочку для газет книгу, где описано строение тела женщины?"
  
   Наташа: "Я использовала эту книгу по назначению. Неприятно читать. Вызывает брезгливость".
  
   Бабушка: "Это пройдёт. Это надо знать".
  
   Наташа: "Согласна".
  
      -- Наташа, по-воровски оглядываясь, красит ресницы канцелярской тушью, обмакивая в неё ручку с металлическим пером. Она на шпильках, в нарядной блузке. Входит бабушка: "Наташа, не крась ресницы, зачем это?"
  
   Наташа: "У нас все девочки красят ресницы!"
  
   Бабушка: "По-моему, не надо".
  
      -- Вечер. Входит с улицы Наташа и рыдает, обняв пальто на вешалке.
  
   Бабушка (испуганно): "Что случилось?"
  
   Наташа: "Меня опять за весь вечер никто не пригласил танцевать!"
  
   Бабушка: "А других приглашали?"
  
   Наташа: "Да. Рэну приглашали Казакевич и Якушев, Лаптеву все приглашали!"
  
   Бабушка (с чувством): "Девочка моя!"
  
   Наташа: "Ты же знаешь, как хорошо я танцую, как я люблю танцевать! Я надела туфли, которые жмут, я так в них измучилась!"
  
   Бабушка молча обнимает рыдающую в голос Наташу.
  
      -- В прихожую пришкольной квартиры входит большеглазый в очках мальчик- еврей. У него стоптанная обувь и мятые брюки.
  
   Мальчик: "Здравствуйте, я - Алик Казакевич. Рэна простудилась и просила меня вернуть книгу, которую брала у Наташи".
  
   Бабушка: "Проходите, присядьте. Меня зовут Анна Никитична".
  
   Входит Наташа. Стоит. Смотрит на Казакевича, ожидая, когда он уйдёт. Алик поднимает со стула у кровати бабушки книгу "Повесть о настоящем человеке".
  
   Алик: "Это не скучно?", - ищет сочувствия в глазах Наташи - не находит".
  
   Наташа: "Бабушка любит читать биографии, особенно про Наполеона".
  
   Алик: "А кто это танцевал с Рэной на вечере?"
  
   Наташа: "Бывший одноклассник, они раньше в одном классе учились. Это Якушев, он привык всем нравиться".
  
   Алик: "Ну, если всем, то ладно".
  
   Наташа: "Рэна сказала, что просила тебя, чтобы ты меня пригласил танцевать, это правда?"
  
   Алик: "Не помню. Может, и не просила".
  
      -- Бабушка и Наташа обедают на кухне. Входит муж Петуховой. Он тщедушен и бесцветен.
  
   Муж Петуховой: "Анечка моя в больнице лежит! Операцию будут делать по женской части! Что же мне теперь делать?"
  
   Наташа ревниво смотрит, как подвыпивший Петухов обнимает бабушку.
   Готова встать на её защиту. Бабушка делает Наташе успокаивающие жесты.
  
   Муж Петуховой: "Я тогда на вас переключусь, ладно?"
   Бабушка: "Александр Иванович, идите домой, всё будет хорошо, вот увидите".
  
   Он уходит.
  
   Наташа: "Вот видишь, а ты говорила, что плохо выглядишь".
  
   Бабушка: "Да ну, он же выпил. Сколько же надо мной будет земли..."
  
   Наташа ищет слова утешения и не находит.
  
   Наташа - зрителю: "Мне хотелось оттолкнуть Петухова, казалось, он старался передать бабушке своё несчастье, заразить им".
  
   Голос Наташи за кадром: "Тогда мне и в голову не могло прийти ответить бабусе, что много земли будет над её телом, а душа её и по делам её добрым, и по страданиям, которые она вынесла, будет на небе. Мы все - и я, и бабуся, и мама были крещёные, а дома даже иконы не имели!"
  
   Бабушка: "Наташа, ты пойдёшь в магазин, купи эскимо. Так эскимо захотелось! У нас в роду Перегудовых больше 69 лет не живут - мой папа Никита Васильевич умер в 69лет от желудочной инфекции в Ашхабаде, я ходила к нему в больницу каждый день, велели носить красное вино, мама моя вообще молодая умерла от тифа".
  
   Наташа: "Бабуся, но ведь медицина развивается, жизнь должна быть длиннее".
   Бабушка: "Мне надо жить долго, чтобы нам, когда будут переселять из школы в нормальную квартиру, дали две комнаты".
  
      -- Наташа сидит за столом в пришкольной квартире и разглядывает билеты на шоу фигуристов из Америки в Лужниках.
  
   Наташа: "Надо кому-то продать наши с мамой билеты. Бабуся плохо себя чувствует, всю ночь у неё хлестала кровь из носа. Мы и так с мамой вместе со школой ездили на катере кататься по каналу, а бабуся оставалась одна - Петухову ещё не выписали из больницы. Никакого удовольствия так развлекаться, всё время думали, как там бабуся. Вот только Мамедов маму порадовал - подарил ей букет фиалок. Вся школа купила эти билеты, теперь трудно продать, а они дорогие".
  
      -- Наташа бежит по улице к дому, у дверей которого табличка: "Скорая помощь"
  
   Вбегает, кричит женщине в белом халате за столом: "Мы вам дозвониться не можем уже два часа, бабушке плохо!"
  
   Женщина: "Мы на незадокументированные вызовы не выезжаем!"
  
   Наташа: "Да тут дойти можно, мы рядом живём!"
  
   Женщина: "Мы пешком не ходим".
  
      -- Комната бабушки. У её кровати двое мужчин в белых халатах. Один из них курит у изголовья.
  
   Наташа: "Вы что, не можете выйти на улицу покурить? У бабушки энфизема лёгких!"
  
  
      -- Лия в больнице. Идёт по коридору. С ней врач.
  
   Лия: "Медсестра жалуется, что мама капризная и плохо ест".
  
   Врач: "Не расстраивайтесь, я заведующая отделением, я прослежу. Я кормила её вчера сама. Ваша мама мне симпатична, она говорила, что сама была медсестрой. Извините, что пришлось положить её в коридоре - видите, как всё переполнено. В коридоре хоть воздух свежее".
  
      -- Лия входит в больницу. Идёт по коридору. Зрителю - "Я сварила маме бульон, она сказала, что хочет куриный бульон".
  
   Навстречу идёт заведующая: "Я прошу вас собрать свои силы. Вашей мамы больше нет".
  
   Лия молча стоит с сумкой в руках.
  
   Заведующая: "Она умерла сегодня утром без пяти восемь. Умерла во сне, не мучилась. Сделала несколько вздохов - и всё. Вы увидите, какое у неё прекрасное лицо".
  
   Лия и заведующая стоят над кроватью бабушки. Звучит музыка из финала балета "Лебединое озеро". Звучит голос бабушки: "Когда я буду умирать, мне хотелось бы слышать эту музыку".
  
      -- Раннее лето. Кладбище в дубраве на горе. Сияет солнце и заливаются птицы. Рабочие заканчивают засыпать могилу. На минуту птицы замолкают. Наступает тишина. Небольшая группа людей. Лия, Борис, Наташа, Лючия, дядя Саша, дядя Володя.
  
   Камера поднимается плавно над дубравой в небо. Звучит финал "Лебединого озера". На фоне его - стихи Надсона:
  
   "О, если там, за тайной гроба,
   Есть мир прекрасный и святой,
   Где спит завистливая злоба,
   Где вечно царствует покой,
   Где ум не возмутят сомнения,
   Где не изноет грудь в борьбе,-
   Творец, услышь мои моленья,
   И призови меня к себе!"
  
   23.10.2011
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   17
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"