Наталья Я. : другие произведения.

Телесериал про бабушку. Серия 8. Начало мытарств

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Сериал Про бабушку. Серия 8. Начало мытарств. 21.04.2011
  
      -- Деревянный ларёк, слева и справа к которому подходит забор, ограничивающий посёлок радиостанции. К ларьку - длинная очередь. Дают по карточкам хлеб. Вся очередь смотрит на битву моряка в тельняшке и женщины средних лет, которая с громкими криками бьёт его сумкой по голове.
  
   В очереди переспрашивают: "В чём дело? Карточки украл?"
   "Нет, Шура Кочнева сказала ему, что он перед ней не стоял. А он ответил, что не стоял, но опаздывает на электричку. Ну, она его и ударила. А он ответил".
  
   Ещё одна женщина из очереди: "Народ совсем озверел во время войны. Ну, опаздывает человек, ну пусть пройдёт. Электричка-то ждать не будет и ходит редко".
   Электричка уходит от платформы.
  
   Бабушка (стоит в той же очереди): "Что это на Шуру нашло? Такая женщина добрая. Мы у неё молоко для Таточки покупаем. У Лии молоко пропало, а Шура чистоплотная, приветливая, и корова у неё хорошая".
  
      -- В комнате открыта форточка. На столе раскрыты пелёнки и лежит младенец - это дочка Лии Таточка. Бабушка делает с ней зарядку, разводя ручки и ножки, чтобы согреть ребёнка. Лия заходит в комнату: "Мама, ты её не простудишь? Сегодня мороз".
  
   Бабушка: "Я её закаливаю, чтобы здоровая была. Посмотри - ей нравится, видишь, она улыбается".
  
      -- Лия в темноте идёт по осенней улице. Брезжит мокрый рассвет. Опавшие листья поблескивают ледком.
  
   Лия: "Снова иду в бывшую императорскую конюшню. Везёт мне на конюшни. В первом моём общежитии от МОПИ конюшня была, а теперь - мужская школа, где мне удалось найти работу. Нигде не хотели брать мать - одиночку с младенцем. Не верили, что с Таточкой будет бабушка сидеть. А в мужскую школу не каждый пойдёт.
  
   Директор, правда, придирается, заставляет приезжать за час до занятий. Из Чкаловской сюда две электрички - одна за десять минут до урока, а другая за час. Я бегаю хорошо. И к началу урока успеваю, но он требует, чтобы приходила заранее".
  
      -- Сосны вокруг посёлка радиостанции. Саша гуляет около домов, бережно прижимая к себе Таточку: "Дочка, моряки смелые и сильные люди, они очень ловкие. Они в шторм, когда волна перехлёстывает через палубу, лезут на мачты, чтобы менять галсы".
  
   Таточка(тёмные волосы, с которыми она появилась на свет, сменились льняными кудрями, светящимися на солнце нимбом, сияющим вокруг головы, и увенчанными великолепным белым шёлковым бантом), внимательно смотрит на Сашу большими голубыми глазами. На круглых щеках - здоровый румянец, она доверчиво обнимает шею отца. Он прижимает к своей голове её головку.
  
   Таточка: "Птички-карр, карр".
  
   Саша: "Это вороны. Или грачи? Их много на Чкаловской. А на море - чайки. Они -белые, ловкие, быстрые. Вырастешь - сама увидишь море. Оно прекрасно! И горы увидишь, и реки, Волгу, например".
  
      -- Таточка с Борисом гуляет под теми же соснами. Шумят самолёты над головами, электрички, грачи. Борис учит Таточку ходить. Им происходящее кажется интересной игрой. Оба смеются, но Борис волнуется, когда Таточка делает свои шаги самостоятельно.
  
      -- Антенны уходят высоко в голубое небо. Слышен детский звонкий голосок: "Копать, копать!" Голос чистый, высокий. Это Таточка кричит Борису. Он не копает, а рыхлит. В промежутке между грядками лежит только что вырванная из земли морковь. От неё остро пахнет свежестью. Рядом - кран с водой. Борис тщательно моет морковку под краном и даёт Таточке. Та начинает её грызть.
  
  
      -- Тот же голосок распевает послевоенную песню:
  
   "Помирать нам рановато,
   Ещё есть у нас дома дела!"
  
   Таточка в пальто и шапке, в варежках, качается на качелях, сделанных на терраске дома. Встаёт с качелей, снимает варежку, лезет в бочку с солёными красными помидорами и выбирает помидор. Снова садится на качели, качается и ест помидор. С качелей со второго этажа открывается вид на заснеженный посёлок и сосны вокруг, антенны вдали. Слышен крик ворон и дальний гул самолётов.
  
      -- Поздний вечер. Бабушка напевает колыбельную над кроваткой Таточки. Подходит Лия: "Мама, ты устала. Иди. Отдохни, я посижу".
  
   Лия поёт:
  
   "Улетел орёл домой
   Солнце скрылось за горой.
   Ветер после трёх ночей
   Мчится к матери своей
   Ветра спрашивает мать:
   "Где изволил пропадать?"
   "Я дитя оберегал,
   Колыбелечку качал"".
  
   Лия с любовью смотрит на дочь. Она очень устала, но продолжает петь. Девочка не плачет, но и не засыпает. Она внимательно и с интересом смотрит на губы Лии. Она любуется ими. Оператор близко показывает шевелящиеся губы так, как они видятся ребёнку - они прекрасны и неповторимы, губы матери, и ощущение счастья и уюта неповторимо. Лия уже не поёт, а бормочет, и засыпает, положив голову на постель дочки. Таточка продолжает смотреть перед собой. Она не хочет спать.
  
      -- Бабушка и Лия сидят за ужином.
  
   Лия: "Борис скоро придёт?"
   Бабушка: "Он сказал, что у него дежурство. Может, и так, а может он у Нонны. Есть тут красавица, постарше его, с детьми, добрая. Но я не хочу, чтобы он женился на ней. Но вообще он должен когда-то жениться. Вот я и хотела с тобой поговорить, пока его нет. Он, конечно, никогда не предложит тебе искать жильё. Ты себе жизнь сломала. От мужа ушла, а теперь хочешь ему жизнь сломать?"
  
   Лия: "Но ведь у него пока нет невесты?"
   "Так у него и не будет, пока мы здесь живём. Тебе, Лиля, надо искать себе жильё".
  
   Лия в явной растерянности. Она ожидала, что втроём с братом и мамой будут жить в этой комнате.
  
   Лия: "Но ты поедешь со мной? Я ведь буду работать, мне не с кем будет Таточку оставить".
  
   Бабушка: "Поеду, куда же мне деваться. Да и Таточку жалко по яслям и садам мотать".
  
   Оператор показывает лицо бабушки. Оно ещё молодо и прекрасно, хотя и грустно. В нём столько любви и материнской преданности. Она бы могла ещё устроить и свою судьбу.
  
      -- Комната в Болшево. Лия и бабушка в пальто сидят за столом. Кровать Таточки обложена бутылками с горячей водой и укрыта всеми одеялами. За окном воет вьюга - стёкла дрожат.
   Лия: "Кто же знал, что нам сдадут на зиму комнату без отопления? Мне одна учительница предложила адрес на станции Валентиновка. Она говорит, что у них есть печка".
  
      -- Комната в деревянном доме. Бабушка над книгой. За окном темно, дождь со снегом, по оконному стеклу стекают капли. Бабушка старается не заснуть. Прислушивается к шагам.
  
   Бабушка: "Что-то Лия задерживается из вечерней школы. Таточка, по-моему, спит. Тревожно. Прежние жильцы предупреждали. Что соседний дом ограбили прошлой зимой".
  
   Продолжает сидеть за книгой, но глаза её смыкаются. Ей то ли мерещится, то ли вспоминается - комната в Ашхабаде. Лампочка под потолком качается, задетая стулом. Дикий крик: "Уйди! Убью!"
  
   Виктор Михайлович, муж бабушки, вращает стулом, схватив его за ножку, вокруг головы. Лицо его ужасно. Он в ночной пижаме. Бабушка встаёт с кровати в спальной рубашке и осторожно начинает звать: "Виктор, Виктор!"
  
   Виктор Михайлович останавливается и приходит в себя. Он бледен и опустошён.
   Виктор Михайлович: "Мне приснилось, что тебя хотят обидеть".
  
   Бабушка поднимается на цыпочки, чтобы вытереть его вспотевшее лицо полотенцем. Она такая маленькая и хрупкая по сравнению с мужем.
  
   Бабушка вздрагивает и приходит в себя. Она над книгой в дачном доме зимой. Тишина, даже слышно, как капает с крыши капель.
   Раздаётся тихий стук в дверь.
  
   Бабушка: "Кто?"
   Лия: "Это я, Лиля".
   Бабушка: "Как ты долго сегодня! Что-нибудь случилось?"
   Лия: "Ничего не случилось, конец года".
  
   Видно, что она говорит не всё. Таточка тоже проснулась, облегчённо вздыхает. Засыпает. Бабушка и Лия садятся пить чай. Бабушка пристально вглядывается в лицо Лии. Всё так же скользят по чёрному стеклу капли.
  
   Лия: " За мной от станции увязались двое пьяных. Я пошла быстрее - они тоже. Я шла и думала - нельзя приводить их сюда. Все дома на улице тёмные, нежилые. Я слышала их шаги за спиной и чувствовала, что им непросто догнать меня. Их шаги гулко отдавались на пустой улице. Моих почти не было слышно - бараний вес. У нас под домом нет фундамента - только столбы. Они об этом не знали. Я побежала и успела залезть под дом.. Они походили вокруг дома, испуганно спрашивали друг друга - куда девалась. Мне вдруг стало смешно, с трудом удержалась. Они походили ещё и ушли. Я подождала, оглянулась и тогда постучала".
  
   Бабушка молча смотрит в окно. Там продолжается дождь со снегом. Нехотя поворачивается и говорит: "Твоя электричка прошла, я очень волновалась".
  
   Таточка открывает глаза и шёпотом говорит зрителю: "Я хочу в подарок на Новый год автомат. Я буду защищать тех, кого люблю".
  
   За стеной, на кухне, сонный говор. Таточка облегчённо вздыхает и засыпает. Старенькая дача стоит в хвойном ночном мраке с одним горящим окном, туман обволакивает её, свет в окне гаснет. Мелодия из песни "На позицию девушка провожала бойца".
  
      -- В окне того же домика огни новогодней ёлки. На столе пирожки, квашеная капуста, винегрет и мясо с картошкой. Из напитков чай, но очень весело. За столом братья бабушки со своими семьями, Борис, его знакомая Галя, крупная, старше его, но красивая женщина. Бабушка и Лия бегают на кухню и обратно.
  
   Таточка поворачивается к зрителям: "Сколько подарков! Главное, автомат подарили. А ещё говорящую куклу с закрывающимися глазами. У неё на платье пятна. Она не новая, и нос ушиблен. Я так и сказала тёте Клаве, хотя кукла, конечно, хорошая, мне бы многие девочки позавидовали. И волосы можно расчёсывать. Мне больше нравится большой белый заяц, который подарила мама. Зачем я обидела тётю Клаву? Она отобрала эту куклу у своей дочери Жени, та с ней играла. И тётя Клава подарила большую коробку с ёлочными игрушками - мы ёлку под потолок ими нарядили. Такие игрушки красивые! Особенно розовый поросёнок".
  
      -- По шоссе едет грузовик. Лето. Солнце. В кузове, придерживаемая бабушкой, стоит около кабины раскрасневшаяся, от ветра, с горящими от восторга глазами Таточка. Рядом с ней те же, кто был на новый год, кроме одного из братьев бабушки, к которому компания и едет.
  
   Таточка:"Бабушка, а мы часто будем к дяде Мише на грузовике ездить? Мне даже больше нравится, чем на электричке".
  
   Бабушка (с улыбкой, ей тоже нравится подставлять лицо ветру): "Надеюсь, нечасто. Просто электричку отменили, а дядя Миша собирает всех родственников на день рождения. Он будет волноваться, а позвонить неоткуда. Здесь недолго ехать, от Монино до Ногинска".
  
   У Таточки от огорчения вытягивается лицо.
  
      -- Станция Валентиновка. Платформа полна женщинами с сумками. Подходит переполненная электричка. Толпа с платформы штурмует её с криками. Бабушка с Таточкой тоже пытаются войти в дверь вагона, но для этого надо применить силу, и они остаются на платформе с некоторой частью не сумевших сесть женщин. Ругань, крики, перекошенные лица.
  
   Бабушка: "Пошли домой, что ли. Я хотела постричь тебя в парикмахерской в Болшево, а главное купить мясо, чтобы маме не ездить за ним в Москву в методический день, в среду".
  
   Женщина рядом: "Подождите, может следующая электричка будет свободнее"
   Бабушка: "Да мне с внучкой надо успеть вернуться до обеда, покормить её и спать уложить".
   Женщина: "Ну, подумаешь, не поспит один раз после обеда".
   Таточка: "Бабуся, подумаешь, не посплю!"
  
      -- Бабушка с Таточкой возвращается с полными сумками от платформы. Идут мимо торговок клубникой. Таточка старается не смотреть на соблазнительно пахнущие ягоды на газетах.
  
   Бабушка- торговке: "Почём клубника?"
   Та отвечает.
   Бабушка меняется в лице.
   Таточка: "Бабуся, не надо мне клубнику, от неё у меня неправильный обмен веществ, и от яиц тоже, прыщи пойдут мокрые".
   Бабушка покупает кулёчек клубники: "Немного можно".
   Таточка:"А ещё люблю яйца, и гоголь-моголь...
   "Знаю, девочка моя, сделаем тебе гоголь-моголь, мы купили с тобой яйца".
   Таточка: "Бабуся, а я здоровая?"
   Бабушка: "Думаю, что да. Хотя вот насморк у тебя часто бывает. Надо бы тебя в больницу Семашко свозить. Да ведь это целая история ехать из Валентиновки".
  
   16. На пороге дома Борис. Он привёз сетку с картошкой. Он стоит в проёме двери, улыбается, здороваясь с бабушкой. Таточка с восторгом бежит к нему навстречу: "Дядя Боря!"
   Он вынимает из кармана горсть хороших шоколадных конфет и протягивает их девочке.
  
   Борис: "Картошка в этом году очень хорошая, особенно синеглазка. Вам хватает на неделю? А то я больше могу привозить. У меня картошки много".
  
   Бабушка: "Хватает, Боря, всё хорошо".
   Она с гордостью смотрит на сына, как тот перед тем, как войти в дом, тщательно протирает тряпкой ботинки.
  
   17. Таточка сидит на диване, обхватив живот двумя руками. Она не обжора, и не толстая, просто переела жареной картошки. Даже слёзы на глазах от боли.
   В комнате хозяин дачи, он разговаривает с бабушкой. Она передаёт ему деньги. Хозяин оборачивается к девочке. Это еврей. Он некрасив и стар, у него движения книжного червя. Но глаза молодые, ярко-карие, добрые. Неожиданно он подходит, берёт руку ребёнка в свою и смотрит в глаза. Сразу видно, что боль постепенно отступает от Таточки. Она с благодарностью смотрит на старика.
  
   18. Лия идёт всё по той же хвойной улице с мешком. Её маленькая фигурка почти теряется в наступающих сумерках. Непонятно, как ей удаётся тащить мешок. Она подходит к дому и стучится. Бабушка открывает и всплёскивает руками:
  
   "Ты с ума сошла! Калекой стать хочешь? Чтобы больше этого не было!"
  
   Лия, раскрасневшись, смеётся: "Понимаешь, мама, дешёвая очень капуста, а уже солить пора, к ноябрю она подорожает".
  
   18. Серенькое ноябрьское утро. Не понятно, будет светлее днём, или потом ещё потемнеет. Таточка выходит из дома на прогулку. Она в резиновых сапожках, в пальто и шапке, сшитых бабушкой. За калиткой несколько человек. Девочка в плохо натянутых чулках в резинку, озорной мальчишка, который её дразнит и ещё несколько детей. Озорной мальчишка посматривает на аккуратную Таточку. Но ей не нравится, что он дразнит дурочку. Она отворачивается.
  
   19. Стук в дверь. На пороге - Серёжа с неприятной улыбкой. Ему открыла Таточка. Он хочет войти. Голос бабушки из глубины дома: "Таточка, кто там?"
  
   Таточка: "Это Серёжа. Серёжа, я не пойду гулять. Серёжа пробует войти. Таточка ставит ногу так, чтобы она подъёмом сдерживала дверь. Тот нажимает, и на ноге появляется красный кровоподтёк. Он смотрит на ногу, в глаза Таточке и уходит.
   Таточка - зрителю: "Я начиталась Гайдара и хочу быть такой же смелой и не бояться боли. Нельзя никому показывать свой страх".
  
  
   20. В темноте зажигается свет в комнате. Таточка с трудом открывает глаза и сонным голосом спрашивает: "Бабуся, что случилось?"
  
   Бабушка: "Мы с тобой сегодня идём в театр. Театр в Москве. Туда ещё долго ехать, поэтому надо вставать. Спектакль начинается в 10час, но электрички ходят редко. Посмотри, какое платье я тебе сшила по этому случаю".
  
   На соломенном детском креслице рядом с кроватью висит новое платье - тёмно-розовое, шерстяное, расшитое белыми мушками. Несмотря на радость от платья, Таточка встаёт с трудом. Глаза то и дело закрываются.
  
   21. За окнами электрички темно как ночью, зато народу пока мало, но от станции к станции прибавляется. На Ярославском вокзале застали рассвет - неуверенный, зимний. В метро, в зале Комсомольской, где мозаики, посвящённые победе в Отечественной войне, девочка зевает, трёт глаза.
  
   22. Таточка затаив дыхание входит в зрительный зал. Там уже сидят нарядные девочки и мальчики с горящими от ожидания глазами. Свет медленно гаснет, начинается действие. Это "Аленький цветочек" Аксакова. Пиршество ярких красок на шелках и вышивках, сполохи страз.
   Но вот в полной тишине появляется страшилище. Оно вовсе не страшное - просто серый блин с большими глазами и гулким голосом. Но ожидание ужасного так переполнило зал, что нервы поклонницы Гайдара не выдерживают, разум отказывается ладить с нервами, и в зал летит удивлённый, полный огорчения вопль: "Боюсь!"
  
   Однако после спектакля Таточка выглядит довольной и с интересом рассматривает серую в зимней проседи Москву. Но ей слегка неловко. Ведь она большая - скоро четыре года!
  
   23. Таточка сидит дома в плетёном кресле за столом и смотрит в тёмное окно перед собой. На столе - тетрадь. В тетради - сёстры в сарафанах из "Аленького цветочка", чудище, принц, корабль на море, терема. Всё это, конечно, нарисовано по-детски неумело, но с большим энтузиазмом. В дверь входит бабушка и с гордостью издалека любуется тетрадкой с рисунками.
  
   24. Звучит бравурный марш. Из кухни время от времени выбегают то Лия, то бабушка с тарелками и кастрюлями. По радио слышны приветствия и здравицы по случаю ноябрьских праздников. В комнате на полу ровными рядами расставлены животные из пластмассы - игрушки. На большой книге сидит любимый, бывший раньше белым заяц.
  
   Лия на минуту приостанавливает свой бег с банкой капусты: "Таточка, что это у тебя?"
  
   Таточка: "Это демонстрация трудящихся по случаю годовщины октябрьской революции. Заяц на мавзолее принимает парад".
  
   Лия: "И зачем я тебе столько игрушек надарила! Уже спать пора, неужели будешь ждать, когда они все мимо зайца пройдут?"
  
   Таточка: "Но ведь если хотя бы одна игрушка не пройдёт мимо мавзолея, она же будет очень горевать! Она так мечтала об этом! Она на меня обидится!"
  
   Лия тяжко вздыхает и убегает на кухню. Из кухни доносится весёлый мелодичный смех - это смеются бабушка и Лия над затеей Таточки.
   21.04.2011

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"