Гуляева Наталья Павловна : другие произведения.

Тема 4. Системный анализ социальной сферы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.73*10  Ваша оценка:

  Тема 4. Системный анализ социальной сферы
  1. Принципы системного подхода и их применение к изучению социального
   Общество как систему рассматривали многие видные социологи. Однако сопоставление их исследований и выводов ставят в недоумение из-за разноречивости. Главная же причина разноголосицы - в неоднозначности методологии. Известно, система-это такое целое, не сводимое к сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом - порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. В соответствии с общей теорией систем под системой понимается некоторое сложное целое, обладающее ярко выраженными границами и относительно независимыми составляющими, связанными между собой так, что изменение положения или состояния одной части с неизбежностью приводит к изменению состояния других частей.
  Основы методологии такого подхода некогда заложил А. Богданов, а затем расширил его и дал ему практическое применение Н. Винер. Применительно к обществу данный подход разрабатывался Р. Мертоном, Т. Парсонсом, К. Леви-Строссом, Н. Луманом, С. Московичи.
  Системная парадигма исходит из традиционного классического принципа социологии, построенного на структурно-функциональном анализе. Она основывается на стремлении рассматривать общество как целостность и определить структуру объекта и характер взаимосвязей в структуре между элементами. Такой подход в настоящее время принят во многих науках, исследующих организационные общности, и именуется как системный подход. Его принципы были построены на идеях кибернетики Н.Винера и системном подходе Берталанфи, который, в частности, отмечал: "Таким образом, мы стремимся не просто описывать или предписывать, а, прежде всего, понять и охарактеризовать действия объекта, в том числе ожидаемые действия". Отсюда стремление к изучению поведения объекта становится основополагающей задачей. "Системный подход главное внимание сосредотачивает на изучении поведения объекта. Главный вопрос здесь - не "что это такое?" а "что оно делает?". Собственно описание поведения объекта возможно через понимание того, как объект устроен и как взаимодействует с другими объектами.
  Итак, особенность системного подхода заключается: во-первых, в стремлении изучать объект как целостность. Во-вторых, система и среда не абстрагируются одно от другого, а рассматриваются в единстве. В третьих, самоорганизующаяся система обладает способностью к целеполаганию. Такой подход представляет альтернативу и, в определенном смысле, противоположность, длительное время используемому, подходу, построенному на принципе фундаментальной, или базисной (ключевой) детерминации (будем называть этот монистический принцип- "фундаментальный детерминизм").
  Наиболее ярко в нашей стране этот принцип фундаментального детерминизма проявился в марксистском подходе, что было выражено формулой Ф.Энгельса "бытие определяет сознание". В качестве фундамента, базиса, или ключевого звена принимается бытие. Данный принцип в марксизме был распространен и на другие сферы, в том числе на экономику и социологию, где трансформировался в экономический детерминизм.
  Однако отметим, что этот методологический принцип - монизм, или фундаментальный детерминизм, - не есть собственно марксистский принцип. Это принцип теории познания, который был ведущим в общественных науках вплоть до конца XIX века. Особенность его заключается в изучении объекта познания с точки зрения действия ключевого фактора. Этот принцип характеризует все направления, в том числе и психологический подход. Только здесь в качестве ключевого фактора принимается, например: "либидо" Фрейда, "коллективное бессознательное" Юнга и т.п. Фундаментальный детерминизм без сомнения эффективен, но только в ограниченной области своего применения. Такой областью для данного подхода является исследование простых объектов, или простых систем, построенных на причинно-следственной связи; систем, в которых только один фактор является определяющим.
  Однако при исследовании объекта, представляющего сложную систему, ученый сталкивается с ограниченностью фундаментального детерминизма. Дело в том, что в сложных системах привычные причинно-следственные связи теряют свою всеобщность, а проблема первичности превращается в схоластический спор: что было раньше - курица или яйцо. По мнению Берталанфи, классическая наука "занималась главным образом проблемами с двумя переменными (линейными причинными рядами, одной причиной и одним следствием) или в лучшем случае проблемами с несколькими переменными. ... Однако множество проблем, встающих в биологии, в бихейвиоральных и социальных науках, по существу, являются проблемами со многими переменными и требуют для своего решения новых понятийных средств". В сложных системах ни "производственные отношения", ни "коллективное бессознательное" не могут претендовать на абсолютно определяющую роль. Здесь вступают в силу другие закономерности, связанные с особенностью объекта исследования. Как и Берталанфи, Росс Эшби полагает, что "достоинство кибернетики состоит в методе исследования сложных систем, ибо при изучении простых систем кибернетика не имеет преимуществ".
  Во-вторых, рассматривая поведение объекта, системный подход не предполагает абстрагирование объекта от внешней среды, внешнего мира, напротив полагая, что объект взаимодействует и обменивается веществом и энергией (одним словом - ресурсами) со средой, которую он изменяет, изменяя и самого себя.
  Самоорганизующаяся система адаптируется к среде, но не ко всей многообразной среде, а собственно к ресурсному ареалу. Адаптация системы, в самом общем смысле, есть адаптация к условиям (или выбор наиболее приемлемых условий) потребления ресурсов. В таком случае не среда, а собственно способ потребления ресурсов и оказывает влияние на систему. Доступные ресурсы способствуют экстенсивному росту, расширению системы, напротив, ограниченные ресурсы представляют собой как бы "тойнбиановский вызов" системе и принуждают ее к "ответу".
  "Правильный ответ" изменяет систему таким образом, что она становится адаптивна к измененным условиям потребления ресурсов. Как правило, в этом случае система стремится себя перестроить. При этом реализуется следующий алгоритм самосохранения системы: во-первых, увеличивается "площадь" потребления ресурсов, или, другими словами, увеличивается доля тех элементов, которые выполняют функцию ассимиляции ресурсов ареала; во-вторых, интенсифицируется процесс ассимиляции ресурсов этими элементами; в-третьих, предельно сокращается доля элементов, не участвующих в процессе ассимиляции ресурсов.
  Для перестройки требуется энергия, причем в количестве большем, чем потреблялось прежде, т.к. любое изменение встречает внутреннее сопротивление элементов, подсистем, сложившихся взаимосвязей. Вместе с тем, любая самоорганизующаяся система накапливает в результате своей деятельности определенный энергетический потенциал, который может быть тем самым энергетическим ресурсом перестройки.
  "Вызов" оказывается чем-то вроде "встряски", фактором разрушения системы. Распад практически любой системы приводит к высвобождению накопленной ей энергии. В этот момент система либо сохраняет способность к самоорганизации, т.е. дает "правильный ответ" и реализует алгоритм самосохранения, концентрированно и направленно используя энергию, высвобождающуюся в результате "встряски". В противном случае система коллапсирует, разваливается. В этом случае "вызов" приводит к распаду и к "неуправляемому" высвобождению энергии. Как следствие, система перестает быть самоорганизующейся и ведет себя как любая "неживая" система. В результате такого распада функция самоорганизации системы переходит к ее отдельным элементам и подсистемам, которые начинают функционировать самостоятельно как целостные единицы. Сама же общая система как единое целое перестает существовать.
  Особенностью самоорганизующейся системы является полное приспособление к среде (или гомеостазис), что проявляется следующим образом:
  • Система стремится приспособиться к среде так, чтобы превратить ее в целом в ресурсный ареал.
  • При этом система стремиться предельно обезопаситься от вредных влияний среды.
  Эти два момента, описывающие гомеостазис, характеризуют стремление самоорганизующейся системы - оптимально приспособиться к среде.
  В первом случае, система в процессе своего существования, находясь в относительно неизменных условиях окружающей среды, постепенно эволюционирует таким образом, что она начинает потреблять как ресурсы все множество проявлений данной среды. Безусловно, система не может поглощать абсолютно все, но особенностью высокоадаптивной системы является стремление к этому.
  Вместе с тем высокоадаптивные системы отличаются тем, что потребляют тот ресурс окружающей среды, который естественным образом самовоспроизводится. Например, для системы живых существ нашей планеты таким ресурсом оказывается кислород.
  Высокая адаптивность системы проявляется не только в особенностях приспособления к условиям потребления ресурсов, но и в функциональном приспособлении к окружающей среде. Так, например, наши предки, троглодиты, использовали пещеры для жилья, камни для производства орудий.
  Однако второй случай, деятельность в среде любой самоорганизующейся системы предполагает отработку и выброс продуктов диссимиляции системы. Такие продукты могут "приниматься" средой или нет. "Приниматься" означает, что среда естественным образом потребляет, поглощает эти продукты и превращает их либо в ресурсы, либо в какие-либо другие условия, которые в лучшем случае могут способствовать функционированию системы (или хотя бы быть к ней нейтральны). Если же продукты диссимиляции не поглощаются средой, то они постепенно начинают ограничивать сферу действия и сферу ресурсов окружающей среды, т.е. того пространства, в котором существует система.
  Данные два случая показывают как бы "закон" адаптации системы - не нарушай естественный ход вещей. Результатом выполнения этого "закона" становится адаптация, приспособление к внешней среде, достижение баланса, или гомеостазиса. В этом случае мы можем рассматривать самоорганизующуюся систему и среду как некую общую надсистему, в которой элементы ассимилятивно дополняют друг друга. Гомеостазис системы - это, по-другому, ассимиляция среды и системы.
  В-третьих, характер взаимодействия объект-среда, определяется целеполаганием объекта и уровнем его активности и устойчивости. Целеполагающей деятельностью может быть названо стремление системы, существующей или в меняющихся или в постоянных условиях среды, выполнять определенный образ действий, который может привести к некоему заданному результату. Стремление к гомеостазису собственно и есть наглядный пример проявления целеполагания самоорганизующейся системы.
  Как отмечает Берталанфи, особый аспект системного анализа при рассмотрении "живых" организмов, организаций есть принятие идеи целеполагания. "Если мы посмотрим на живой организм, то можем наблюдать удивительный порядок, организацию, постоянство в непрерывном изменении, регулирование и явную телеологию. ... В ... механистическом мировоззрении ... они рассматривались как иллюзорные или метафизические ... оказались вне законной области науки".
  Системный метод в изучении общества прежде всего концепциями Т. Парсонса и Р. Мертона. В целом этот подход строился на следующих основных принципах: 1. Объект понимается как система, в которой ее части определяются исходя из функции или значения целого; 2. Научное внимание сосредоточено на описании и объяснении внутренних отношений и строении системы.
  Основой концепции Т. Парсонса является вопрос о соотнесении структуры и функции. Исходной точкой в данном случае является определение функций и идентификация их со структурами и частями социальной системы, выполняющими эти функции. На основании этого разворачивается анализ всей социальной системы, предполагающей следующие функции: 1. Адаптация (способность приспособиться к среде); 2. Достижение цели (система должна обладать способностью достигать тех целей, которые продиктованы функцией адаптации); 3. Интеграция (для достижения цели система должна обладать достаточным единством и сбалансированностью); 4. Интернализация (поддержание существующего порядка). В обществе эти функции осуществляются социальными институтами: первая - экономикой, вторая - политикой, третья - преимущественно правом и аналогичными институтами, четвертая - семьей, образованием, религией и т.п. Однако данные функции воспроизводятся через свои собственные структуры в любом (большом или малом) социуме. В дальнейшем Т.Парсонс дополнил свою концепцию идеями развития, сформулировав принцип: обществам присуще усложнение, дифференциация, при этом шагом эволюции общества можно считать интегрирование всего комплекса существующих и возникающих вновь структурных элементов. Обращаясь к кибернетике, Т.Парсонс выстраивает иерархию от простейшего к сложному: организм - личность - социальная система - культурная система. Устойчивость общества в значительной мере определяется формированием этой высшей организационной кибернетической формы - культурной системы. Практический вывод Т.Парсонса, интересный для данного исследования состоит в признании инварианты (культурной системы, или системы доверия) общества, неизменной даже после социальных катаклизмов.
  Роберт Мертон главный акцент своей теории делает на развитие идеи аномии. Его внимание в большей мере было сосредоточено не на факте гармонии и устойчивости общества, а на девиации, отклонении от норм. Согласно его точке зрения, возможность аномии существует в самой структуре общества. Главная причина аномии - противоречие между "определяемыми культурой целями" и "институализированными средствами". Соответственно гармония в обществе зависит от интегрированности культурных целей и устойчивости норм.
  Работы Никласа Лумана продолжают традицию структурно-функционального анализа, при этом внимание ученого сосредоточено на двух вещах - отношение системы к среде (и здесь он опирается не столько на традицию социологии, сколько на исследования Л. фон Берталанфи) и на изучение механизмов рефлексии или "автопоэксиса" ("autopoesis"). В процессе развития система, взаимодействуя со средой и усложняясь, вырабатывает механизм саморефлексии (социальная система это реализует в институтах права и политики), которой снимает естественный "тремер" системы, направляя ее естественную флуктуацию к равновесию, к оптимальному состоянию, другими словами, именной механизм аутопейсиса в постоянно усложняющихся обществах обеспечивает интеграцию и стабилизацию.
  Итак, системный подход открывает возможность исследовать общество как целостность. При этом не замыкаться на "определяющем" факторе, а исследовать целостное взаимодействие, определить структуру объекта и характер взаимосвязей в структуре между элементами и структуры со средой. Таким образом, основой системного подхода является признание целостности сложных объектов, его границ и наличия у него внутренних и внешних связей. Общая теория систем распространяет эти основные признаки на все системные объекты реального мира. При этом наличие у всех системных объектов подобных свойств называется изоморфизмом.
  Обобщая все теоретические концепции, выдвигаемые в рамках общей теории систем, можно сформулировать ряд основополагающих принципов
  1. Необходимым условием существования действующей системы является наличие связей между отдельными системными единицами, что позволяет этим единицам при наличии определенных условий вступать во взаимоотношения. Из этого положения следует, что система представляет собой некоторое сложное (по внутреннему строению) целое, которое невозможно разделить на полностью независимые элементы.
  2. Свойства системы в целом отличаются от свойств ее отдельных элементов, но определяются (детерминируются) этими свойствами.
  3. Система как целое может оказывать влияние на свойства и позиции отдельных элементов, изменяя их в определенном направлении.
  4. Существенное изменение свойств ряда системных элементов может привести (после накопления изменений и перехода количества накопленных изменений через определенную грань) к качественному изменению всей системы. Результатом такого качественного изменения может быть либо регресс - упрощение внутренней структуры, либо появление системы более высокого уровня, т.е. усложнение структуры системных единиц.
  5. Любая система создает границы в отношении собственных системных единиц, отделяясь, таким образом, от внешнего окружения.
  6. В отношениях системы и внешнего окружения действует принцип энтропии (в рамках второго закона И. Ньютона), в соответствии с которым система стремится выравнять свое состояние (энергия, ресурсы и т.д.) с внешним окружением.
  7. Любая система иерархична, т.е. в ней существуют системные единицы различных уровней. При этом невозможно говорить о системе самого высокого уровня (предельной системе) и системе предельно малого уровня.
  Во многом исследование системы начинается с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия, определения основного системообразующего элемента, лежащего в основе теоретической конструкции. Для каждого социолога исследующего общество, главными элементами могут выступать самые различные компоненты.
  2. Социальная сфера как социальная система
  Общество - совокупность людей, объединенных интересами, потребностями, симпатиями, видом деятельности. Это обыденное определение. Определение социологии: общество - совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от, друга. Общество - структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид), общения, предстающий как исторически определенная целостность или относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т. п.) устойчивой целостности. Общество - это сгусток взаимодействий, сложившихся между людьми, в процесс практически-хозяйственной деятельности в процессе социальной жизни.
  А. Социальные структуры
  Социальные структуры становятся основным стабилизирующим фактором общества. Под структурой понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения: социальные общности, социальные институты и т. п. Они-то и осуществляют жизненно важные для общества задачи. Социальные структуры осуществляют, реализуют свою роль, поддерживая стабильность общества только при условии их законности, то есть при условии признания их целесообразности больши6нством населения. Автономность и высокий уровень саморегуляции общества - важнейшая отличительная черта. Способность создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представляет индивидам широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов и т. п. Итак, общество-это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся.
  Общество - в широком смысле - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле - определенный этап человеческой истории (общественно-экономические формации, межформационные и внутриформационные исторические ступени, например, докапиталистическое, раннефеодальное.) или отдельное, индивидуальное общество (социальный организм), например, французское, современное и т.д.
  В истории философии и социологии общество часто понималось как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения "социальных инстинктов" (Аристотель), контроля над своими действиями (Гоббс, Руссо) и т. п. В современной западной социологии понимание общества как совокупности абстрактных индивидов заменяется пониманием его как совокупности действий тех же абстрактных индивидов.
  Современное общество - это система, состоящая из отдельных уровней социальных общностей. Во-первых, фундаментальный уровень формирования, организации общества - это человечество в целом, создающее свои интересы как единая цивилизация в бесконечном мироздании.
  Во-вторых, это социальные институты. Социальный институт -это устойчивая, организованная форма деятельности групп общностей людей, социальных слоев, форма закрепления и осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей функционирование общественных отношений. Социальные институты возникают в процессе общественного разделения труда и общественных отношений в пределах социальной организации общества. Их деятельность может быть охарактеризована с внешней и внутренней стороны. Внешне социальные институты - совокупность лиц, учреждений, обладающих определенными материальными средствами и осуществляющими конкретную функцию. Содержательная сторона деятельности социальных институтов - определенный набор стандартов поведения конкретных лиц в конкретной ситуации. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для определенного социального института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
  Современное общество состоит из целой системы социальных и государственных, властных институтов, взаимодействие которых обеспечивает ему возможность функционирования и развития как совокупности базисных и надстроечных общественных отношений. Социальные институты подразделяются на пять групп - экономические - занимающиеся производством и распределением материальных благ, организацией труда, финансово-денежным оборотом; политические - связанные с осуществлением власти. Институты стратификации определяют распределение позиций и человеческих ресурсов. Существуют также институты родства, связанные с семьей, браком и социализацией (воспитанием). Культурные институты, связанные с религией, с научным и художественным творчеством, утверждают и развивают преемственность культуры общества, передают ее следующим поколениям, формируют отношение людей к религии, культуре и т. п.
  В-третьих, компонентами общественной системы являются социальные общности.
  Б. Социальные общности.
  Социальная общностъ. - объединение людей играет важную роль в многообразии социальных взаимодействий. Потребность и солидарность взаимодействия людей, координация совместных действий и обусловливает отношения между людьми. Это характерная особенность социальных взаимодействий. Естественно, в общность объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные, культурные запросы, этнические признаки и т. п.
  В процессе формирования общности важно знать цель объединения усилий индивидов и какой критерий положен в основу оценки эффективности общности, ее способности конкурировать другими общностями. От того эффекта солидарности, который предоставляется индивиду общностью зависит и устойчивость социальных связей. Конечно же, эффект может быть явным, очевидным или скрытым, не проявляющимся для индивида, но может проявляться достаточно быстро, а может и сказываться через определенный промежуток времени. Но насколько вознаграждение положительный эффект участия индивидов и общности превышает затраты, плату за координацию усилий, за готовность жертвовать в отдельных случаях своими интересами - остаются главными критериями результативности и устойчивости любой общности. Однако ни в коей мере не может ставить под сомнение необходимости самой по себе координации усилий между индивидами, участия их в общностях, индивидуальная целесообразность формирования социальных общностей.
  Под социальной общностью, отмечает Азер Эфендиев, понимают лишь группы людей, объединенные социальной связью.
  В отличие от организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, общность возникают естественно-исторически, т. е. с необходимостью, обусловленной потребностями общественного производства и общественного развития в целом. Способом производства определяется в конечном счете и характер общности. На ранних ступенях развития производительных сил существовали численно небольшие общности, которые, однако, были весьма устойчивы и обеспечивали функционирование и развитие производсва средств существования, воспроизводство самого человека, совместное противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими общностями были род, племя, семья, община.
  Общность - совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.
  Можно выделить и два основных типа социальных общностей.
  - Социальный слой, то есть люди между которыми осуществляются определенные контакты общения.
  -Общность, в основе которой связи типа взаимодействия по поводу объединения, солидарности, согласования совместных усилий, составляют социальную группу.
  В. Социальные связи.
  Завися друг от друга, индивиды, социальные общности, вступают во взаимодействие. Именно в процессе удовлетворения потребностей индивида, социальной общности, в процессе реализации их жизненных целей и установок и возникает зависимость, порождающая социальную связь.
  Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Основными элементами социальной связи выступают, во-первых, субъекты связи (индивиды, социальные общности людей и т. п.), во-вторых, предмет связи. (по поводу чего осуществляется связь) и, в-третьих, механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами - индивидами, социальными общностями (правила игры). Все элементы социальной связи тесно скоординированы друг с другом.
  Необходимым элементом организации социальных взаимоотношений, выступает предмет связи. Если речь идет о связи между служащими и их руководителями, администрацией, то есть предметом связи выступает исполнение служебного долга, то регламентация связи носит жесткий распорядительный характер.
  Устойчивость социальной связи оказывает влияние и на ее регламентацию и регулирование. Влияет и характер связи - формальный или неформальный. Особое значение имеет и разведение непосредственных и опосредованных связей. индивидуальные особенности.
  Социальная связь может и прекратиться. Обусловливается прекращение, во-первых, утратой или изменением предмета связи. Во-вторых, прекращение связи обусловлено несогласием субъектов социальной связи с принципами ее регулирования, хотя сам предмет связи и сохраняется. И, в-третьих, бывает что субъекты связи неудовлетворены отношениями, но в то же время не могут разойтись, потому что предмет связи оказался неделим.
  Разновидностью социальной связи является социальное взаимодействие - систематические достаточно регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга с целью вызвать вполне определенную ответную реакцию, а ответное действие порождает новую реакцию воздействующего. Идет обмен действиями. Социальное взаимодействие и отличается от контактной связи с сопряженностью систем действия обоих субъектов по отношению друг к другу и возобновляемостью не только социальных действий, но и их координации.
  Г. Нормативный характер социальной системы.
  Регуляция социальной связи - система критериев, стандартов на основе которых субъект оценивает для себя эффективность этой связи, а также система контроля за тем, чтобы критерии, правила игры соблюдались. Все в совокупности составляет регулятивный механизм социальных связей. Социальные связи люди устраивают и регулируют сознательно. И нормы, принципы, на которых строятся социальные связи, осмысливаются как явления культуры.
  Американский социолог Джордж Хоманс вполне справедливо считает, что каждый субъект в ходе взаимодействия стремится осуществить максимальное вознаграждение материальное и моральное, одобрение, поощрение, поддержку и т. д., а затраты снизить до минимума.
  Основным способ регуляции отношений внутри социальных общностей и между ними является социальный контроль - совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.), посредством которых обеспечивается следование определенным "образцам" деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании системы. Такими образцами и ограничениями являются системы ценностей, правовые и моральные нормы, административные предписания, решения, обычаи, привычки и т. п. Социальный контроль обеспечивает определенную организацию общественной жизни, адекватность поведения членов общества взаимным ожиданиям; посредством социального контроля реализуется принцип обратной связи в управлении любыми социальными процессами или системами.
  Социальный контроль - осуществляется путем применения как позитивных санкций (в случае "образцового" поведения или отклонения от принятых "образцов" в "желательную сторону), так и санкций негативных (в случае нарушения действующих в данном обществе, социальной группе социальных норм). В зависимости от характера санкций принято различать формальный и неформальный социальный контроль. Формальный социальный контроль осуществляется главным образом, государственными учреждениями, общественными организациями и т. п., и применяемые в его рамках санкции обычно заранее регламентированы. Неформальный социальный контроль сводится к спонтанным реакциям (одобрение или ирония, восторг или отказ от контакта, физическое воздействие и т. п.) участников какого-либо процесса, выражающих взаимную оценку поведения друг друга, к различным формам общественного мнения по поводу новых членов общества и т. п. Иногда к неформальному относят самоконтроль.
Оценка: 3.73*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"