Роман впервые был опубликован под названием "Нефельхейм" в запрещенном сетевом альманахе "Южная Сибирь". Текст оснащали два эпиграфа: "И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день" (Младшая Эдда) и "Неподвижный туман. Луна. Весна. Сон" (Киорай).
Автор книги - Олег Навъяров, один из наследственных волхвов-капелланов элитного Медвежьего легиона, примкнувший к Отступникам и по этой причине находящийся в международном розыске. По его словам, работа над романом проходила в четыре этапа. На первом был написан собственно текст в его нынешнем виде. На втором автор занялся различными усовершенствованиями, на третьем решил испортить и уничтожить текст, а на четвертом вернулся к исходному варианту. Круг замкнулся, работа была завершена. Публикация черновиков в сетевом журнале относится ко второму этапу, публикации в литературных ресурсах Астронета -- к третьему. Всевозможные "неизвестные версии" романа, о которых иногда приходится слышать, являются фальшивкой. Нет ничего странного в том, что идеологический отдел Конфедерации не сидит сложа руки.
Здесь уместно напомнить, что территория Гималайской Конфедерации, в состав которой входит Россия, включает в себя также всю Европу, Израиль, Индию, Египет и страны Индокитая. Все остальные страны, кроме ряда африканских республик, а также Ирана, Пакистана и Афганистана, являются частями Восточно-Океанского союза, во главе которого стоит США. Свободными как в политическом, так и в экономическом смысле городами остаются Париж, Цюрих и Берлин, но их самостоятельность распространяется только на туристов.
Штаб-квартира Конфедерации находится в Брюсселе. Резиденции ее главы раскиданы по 12 городам. Правителем (Лордом-Аватаром) Конфедерации уже 95 лет остается волхв Параэкхарт. Президенты государств, входящих в ее состав, являются наместниками Параэкхарта.
Согласно уставу Гималайской конфедерации, общество делится на четыре основные касты (варны). Высшая каста - волхвы или брамины (идеологический стержень Конфедерации, включающий в себя духовенство, творческую элиту и сообщество ученых). За ними следуют воины или кшаттрии (армия, милиция, спецслужбы, политическая и административная верхушка), затем - торговцы или вайшии (большая часть политиков и чиновников, банкиры, бизнесмены, большая часть творческой интеллигенции), и, наконец, слуги или шудры (пролетариат, крестьяне и работники сферы обслуживания). Вне кастовой системы находятся чандалы (организованная преступность) и Отступники - духовная оппозиция, на которую идет бескомпромиссная охота, в отличие от организованного криминала с его вечным перемирием с властью.
Каждый индивидуум внутри своей касты соответствует трем D (Dividiаlis)-базисам или статусам. Так, 1D-базис указывает на божественный род, к которому принадлежит индивидуум, 2D-базис выражает его социальное и (традиционно) имущественное положение, 3D-базис восходит к мифологическому или божественному предку личности, архетипу, обычно характеризуя ее потенциал. Таким образом, внутри каждой касты также существует своя градация.
В 2000 году Навъяров добровольно отрекся от D-системы и примкнул к Отступникам.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что так называемая Перестройка, затеянная Параэкхартом и якобы вышедшая из-под его контроля, привела к тому, что массы добровольно передали власть спецслужбам. Параэкхарт избавился от оппозиции ценой социальной катастрофы с миллионами жертв среди населения страны, ценой обнищания, высочайшей смертности и глубокого морального упадка. Все это было необходимо Параэкхарту. Теперь он восстанавливает порядок: построил новые тюрьмы, ужесточил цензуру, обострил межрелигиозные конфликты.
Нынешнее местонахождение Навъярова неизвестно. Одни говорят, что он уехал в пустыню Черчен, где ведет археологические раскопки, другие -- что он живет в Париже по чужому паспорту, третьи уверяют, что видели его могилу в одной из деревень близ города Куликовска (Центральная Сибирь). Мне доводилось слышать о разгроме еретической секты, укрывшейся в одном из саянских монастырей; в этой истории мелькнуло имя Навъярова. Интересно, что зачистку проводил его "родной" Медвежий легион.
Вообще, Навъяров снискал невероятную массу слухов, что неудивительно в эпоху истеричного PR, заменившего мышление и общение в разлагающемся мире Параэкхарта. Вся достоверная информация о Навъярове засекречена или отсутствует. Виталий Рогге, его давний приятель, ныне находящийся в международном розыске за антифашистскую пропаганду и подстрекательство к объединению мировых религий, передал мне письмо, где сообщает, что возведение новых монастырей во Внутренней Монголии не обошлись без его, Навъярова, посильного участия. В последних воззваниях ересиархов я чувствую его стиль, на сей раз лишенный сумбурности.
Критика, обрушившаяся на текст, ничем не помогла автору и ни в чем ему не помешала. К счастью, несмотря на противодействие Конфедерации, российский читатель имеет возможность знакомиться с современными книгами, авторы которых стремятся к осознанию и передаче истины, пусть даже форма изложения находится в стадии творческого роста и порой встречается непотребная агрессия. Негативный опыт, несомненно, уйдет со временем, а форма передачи будет видоизменяться. При этом нужно признать, что любая форма в приложении к истине приобретает анекдотическое
свойство, чем, вероятно, и обусловлен способ передачи, примененный Иисусом, авторами
дзэн-буддистских коанов и упанишад.
Навъяров полагал, что литературе предстоит эра поисков для выражения темы недвойственности, которая лежит в основе всего сущего, но сформулировать
которую в принципе невозможно. Это спасение и для человечества в целом, и в частности для литературы, поскольку все существующие доктрины, включая в первую очередь религиозные, находятся в стадии глубочайшего кризиса, если не сказать вырождения. Потому (добавлял Навъяров) не будет слишком оскорбительным признаться, что многие эпизоды книги написаны под влиянием интеллектуальных, эстетических и прочих феноменов, проще говоря, в состоянии омраченного ума, привязанного к объектам внимания, в том числе к литературе. Тем не менее, это состояние сходно с грозовым небом за несколько секунд до вспышки молнии, а если точнее, это картина чистого неба, которому кажется, что оно закрыто тучами. В общем, это книга о поиске выхода из трех сосен, или о выходе из тени мирового ясеня Иггдрасиль, или дерева джамбу или бодха; уточнения в этом вопросе автор оставил специалистам по священной ботанике.
В целом метод, используемый в данной работе, можно обозначить как sublimatio de profundis (подъем, возвышение из пропасти), с тем уточнением, что путь из пропасти ведет только в другую пропасть. При этом следует, наверное, заметить, что вряд ли стоит придавать слову "пропасть" положительный или отрицательный смысл.
Текст может показаться вычурно-мрачным (я уже слышал обозначения "новая русская готика"), но все эти обозначения неудачны и относятся скорее к феноменам сознания их авторов. Нельзя забывать, что от литературы, собственно, осталось только одно - стиль, незнакомый с любовью и отвращением, соединивший воедино высокое и низкое, изящное и грубое, гениальное и графоманское. Кроме того, действие романа происходит в российской провинции в последний год второго тысячелетия, и прибавлять ему жизнерадостных оттенков было бы по крайней мере неадекватно.