Аннотация: Научная работа по возрастной психологии
Введение
В настоящее время в большинстве школ существует должность педагога-психолога, одной из задач которого является обеспечение администрации и учителей достоверной психологической информацией. На её основе принимаются решения на всех уровнях управления школьной жизнью. Достоверность этой информации и правильность её понимания учителями и администрацией школы обеспечит правильность принятия управленческих решений и не допустит возникновения конфликтов в педагогическом коллективе.
Психолог - самое общее название профессионалов не врачей, которые специализируются в одной из множества областей психологии. Психологи, работающие с детьми, проходят специальную подготовку в таких вопросах, как тестирование интеллекта и отношений; они знают причины плохой учебы и слабой подготовленности к школе и способы устранения этих причин. В своей деятельности детский психолог опирается на знание современных методов диагностики психического состояния детей
В процессе управления жизнедеятельностью школы можно выделить ряд ключевых моментов, проблемных ситуаций, когда директор школы остро нуждается в психологической информации для принятия решений. Такими моментами являются:
- прием детей в первый класс, получение информации об уровне их готовности (для планирования состава классов, обучающихся по программам разного уровня сложности);
- оценка возможностей выпускников начальной школы и определение готовности их к обучению в подростковых классах;
- изучение уровня развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в коллективе класса, характерологических особенностей детей.
Почему именно в этих возрастах?
Младший школьный возраст. К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу -- все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение.
Средний школьный возраст. Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению.
Старший школьный возраст. Старший школьный возраст -- это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
В настоящее время существует множество самых различных (в том числе и тестовых) способов диагностики психического состояния детей, которые с одинаковой эффективностью могут применяться как психологами, так и людьми, не имеющими систематического образования (учителя, студенты). Я в своей работе решил воспользоваться системой тестов, предложенных Ю.Л. Ерёмкиным в его книге "Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы". Это:
- графический ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;
- тест вербального мышления Я. Йирасека;
- тест на произвольность Н.И. Гуткиной (игра "Да - Нет")
для дошкольников;
- методика определения интеллектуальной готовности четвероклассников к обучению в средней школе
для выпускников начальной школы;
- тест-опросник Шмишека;
- тест Айзенка;
- тест Лири
для подростков.
Для написания данной работы мне пришлось провести в З-Починковской средней школе с помощью вышеуказанных тестов опрос трех человек. В качестве опрашиваемых выступили:
1. Даша К., 6 лет, посещает ОДО "Дошкольник";
2. Владислав П., 10 лет, ученик 4 класса;
3. Мосягина Н., 13 лет, ученица 8 класса.
Глава 1
Анализ тестирования Даши К.
Как уже было сказано выше, с дошкольницей Дашей К. были проведены следующие тесты:
- графический ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;
- тест вербального мышления Я. Йирасека;
- тест на произвольность Н.И. Гуткиной (игра "Да - Нет").
Проведя тестирование, я получил следующие результаты:
1. ТестКерна-Йирасека.
Тест Керна-Йирасека показал уровень развития выше среднего (5 баллов). Этот результат был выведен по следующим показателем:
- 2 балла за задание 1 (выполнение требований на 1 балл, за исключением синтетического способа рисования);
- 1 балл за задание 2 (хорошо и полностью написанное словосочетание);
- 2 балла за задание 3 (нарисовано на одну точку больше, чем надо, и отсутствует порядок, но соблюдены правила).
Результат: выше среднего.
2. Тест вербального мышления Я. Йирасека.
Тест вербального мышления Я. Йирасека оценил уровень вербального мышления ниже среднего (- 2 балла), поскольку на многие вопросы Даша либо ответила неправильно, либо не знала ответа вообще.
3. Тест на произвольность Н.И. Гуткиной (игра "Да - Нет").
Тест на произвольность Н.И. Гуткиной показал, что у Даши низкий уровень произвольного внимания, поскольку она ответила неправильно на 18 вопросов из 18, несмотря на трехкратно повторенную инструкцию.
Закономерный результат: 18 (т.е. ниже среднего).
Таким образом, тестирование показало, что Даша определенно готова к обучению в школе, но при этом выявило довольно низкий уровень вербального мышления и низкий уровень произвольного внимания.
Глава 2
Анализ тестирования Владислава П.
С учеником 4 класса Владиславом П. было проведено тестирование, основанное на методике определения интеллектуальной готовности к обучению в средней школе.
Тестирование определило уровень развития умения обобщать как средний, но при этом оно также выявило низкий уровень внимания и довольно высокий уровень развития гибкости мышления.
Исходя из данных тестирования, можно предположить, что Владислав, хоть и готов к обучению в средней школе, но столкнется в учебе с серьёзными трудностями, связанными с практически полным отсутствием внимания.
Глава 3
Анализ тестирования Наташи М.
С ученицей 8 класса Наташей М. мною был проведен опрос с помощью следующих тестов:
- тест-опросник Шмишека;
- тест Айзенка;
- тест Лири.
Результат получился весьма неординарный.
1. Тест-опросник Шмишека.
Обработка теста-опросника показала, что акцентуация проявляется у Наташи в 6 типах из 10, причем в 6 типах (возбудимость, педантичность, экзальтированность, эмотивность и циклотимность) отмечается тенденция в поведении, а в 1 типе (гипертимность) акцентуация выступает стержневым образованием личности.
Таким образом, в свете этого теста Наташа предстает как весьма неуравновешенная в поведении личность (что, впрочем, отчасти объясняется "прелестями" пубертатного периода).
2. Тест Айзенка.
Тест Айзенка обрисовал Наташу как амбивалентного с чертами экстраверта, но при этом (sic!) психологически устойчивого (что особенно интересно, по сравнению с тестом Шмишека!) человека. Однако, как и в предыдущем случае, это можно отчасти объяснить критическим показателем шкалы лжи.
3. Тест Лири.
Обработка теста Лири также дала весьма противоречивые результаты. Тест показал, что Наташа:
- не боящийся ответственности лидер;
- приспособленный, но ещё недостаточно самостоятельный человек;
- гибка, чувствительна к отношению других людей, демократична;
- контактна, открыта для общения, доверчива;
- доминантна, не терпит критики, переоценивает свои возможности;
- уверенна, ориентирована на себя, склонна к соперничеству;
- упряма, настойчива, непосредственна;
- критична, неконформна, скептик;
- скромна, робка, уступчива, не имеет собственного мнения (!);
- конформна, мягка (!!), доверчива;
- гибка, компромиссна, склонна к сотрудничеству, дружелюбна;
- ответственна, деликатна, мягка,
что, впрочем, тоже можно отчасти объяснить вышеуказанными причинами.
Заключение
Исходя из результатов тестирования Даши, Владислава и Наташи, можно с уверенностью сказать: проведенное мною тестирование выявило ряд интересных моментов в учебно-воспитательной работе школы.
Во-первых, тестирование показало, что, несмотря на общую готовность к обучению, дошкольники практически лишены вербального мышления и произвольного внимания, что с большой долей вероятности предвещает все более ухудшающуюся со временем успеваемость.
Во-вторых, выяснилось, что также, несмотря на готовность к обучению в средней школе, выпускники начальных классов также практически лишены произвольного внимания, что также сулит им не очень хорошую успеваемость.
В-третьих, обнаружилось, что практически не проводится (либо проводится в недостаточном объеме) ни психодиагностики, ни воспитательная работа старшеклассников, о чем говорит их психическая неуравновешенность.
Таким образом, получается, что во многих отношениях учащиеся - как будущие, так и настоящие - во многих отношениях предоставлены самим себе, что и приводит к недостаткам в учебной деятельности и психическом развитии.
Однако при составлении вывода нельзя забывать о том, что тестирование было единичным. Следовательно, для получения более полной картины необходимо провести аналогичное тестирование со всеми одноклассниками Владислава и Даши, и со всеми детьми, посещающими ОДО "Дошкольник".
Остается надеяться, что "всеобщая" психодиагностика опровергнет вышеизложенные результаты.
Список литературы
--
Ерёмкин Ю.Л. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических университетов / Ю.Л. Ерёмкин, О.В.Ерёмкина, А.Ю Ерёмкин. - Рязань, "Поверенный", 2000. - 160 с.
--
Воспитание детей [Эл. ресурс] М, 2007. - Режим доступа: http:/www.vospitanie-detey.ru. - Загл. с экрана. - Дата доступа: 27.03.10.
Ерёмкин Ю.Л. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических университетов / Ю.Л. Ерёмкин, О.В.Ерёмкина, А.Ю Ерёмкин. - Рязань, "Поверенный", 2000. - С. 5.
Воспитание детей [Эл. ресурс] М, 2007. - Режим доступа: http:/www.vospitanie-detey.ru. - Загл. с экрана. - Дата доступа: 27.03.10.
Ерёмкин Ю.Л. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических университетов / Ю.Л. Ерёмкин, О.В.Ерёмкина, А.Ю Ерёмкин. - Рязань, "Поверенный", 2000. - С. 6.