Аннотация: На конкурс Тро-ло-ло. Для постижения сакрального смысла необходимо просмотреть и прослушать ролик представленный в правилах данного конкурса.
Зов вращения
То ослепительное счастье, когда аттракцион под названием "Сюрприз" только начинал вращаться, - да-да, вы помните, как брались за поручни по бокам красной или желтой вогнутой пластины, к которой прижимался ваш звонкий позвоночник, - начинало тускнеть и стушевываться - так быстро, как быстро вращалось волшебное колесо и под каким углом наклонялось относительно горизонта, - затемняясь больше не головокружением или страхом, а чужими взвизгами и неудобством опоры. Прилипали лопатки и затылок, ноги не стоило и пытаться оторвать от клепаного металлического пола, - иначе они норовили оторваться от туловища и улететь - туда... где мелькала такая недоступная сейчас трава газонов. Быстрее, быстрее - мир за пределами глупой вертушки смазывается...
Игрушечный, тесный,
как сдвоенный зеркалом сад,
воображаемый город,
ни разу не виденный въяве,
ткет расстоянья
и множит дома, до которых не дотянуться.*
Замелькали промежутки между ложами (благодаря центробежной силе овалы спинок стали почти лежанками) других взошедших на круг за мелкую плату: один, другой, третий; легкая дурнота квакает в животе весенней лягушкой...
Внезапное солнце
врывается, путаясь в тьме
храмов, тюрем, помоек, дворов,
лезет на стены,
искрится в священной реке.*
Промежуток первый.
В галстуке цвета... вульгарно прозвучит: цвета детской неожиданности; лучше сказать: уставшего золота; об остальном не стоит говорить вовсе - в какой парикма... Да, он оказался, очутился... попал! в тот город, где всё тени и вечер - только представить: он! - на немощеной площади**, в свете длинного косого луча**, протянувшегося, как бельевые веревки над пустырями. В галстуке с таким широким узлом! - среди пологих крыш, смоковниц вдоль прогалин, на небезопасных берегах Мальдонадо**, на кривых тропинках, где высверки ножа** грозили этому элегантному предмету туалета... И распевает: "Ла-а-а, ла, ла, ла-а-а". Наверно потому, что:
Сколько здесь было счастья.**
Но только представить: он идет по дворику с зацветшей куртиной**, а навстречу ему куманек, вразвалку шагающий по-пастушьи.**
Промежуток второй.
Рассеянный пожилой господин, - отчасти похожий на армянина, давно живущего в Питере,- идет по тропинке в некоем питерском же загороде, - та вьется по склону небольшого холма, - не то чтобы вьется, - и не змеится, - просто поднимается - или спускается, - как смотреть, - по его склону. Господин идет по ней, - держа курс на старые липы, вот наконец виден колодец - крыша домиком, ручка, бетонное кольцо, - обычный колодец; чуть правее за ним - калитка из колышков, - за ней сырая дорожка с пирамидками, оставленными червями, - и розы, и сирень...
Сегодня, после многих лет разлуки,
вернувшись в дом, где я когда-то рос,
я чувствую, что все кругом - чужое.***
На какую ветвящуюся дорожку он ступил, чтобы прийти сюда?
Нас разделяет сегодня не больше лиги,
и поводырь вспоминающему не нужен.**
Розы у них на юге и наши бледные, скоротечные - когда они успели поменяться местами?
Промежуток третий.
Между моей мимикой и голосом есть некое несоответствие, - то есть, не так - несовпадение! Едва заметное, неуловимое. Я размахиваю руками и улыбаюсь - в тридцать два зуба, хотя на самом деле ни один зуб мудрости у меня так и не вырос. Эта загадочная решетка и фон цвета... не могу сказать, что он мне очень нравится. И приличный двубортный пиджак - странно вот так скалиться в нем и в таком галстуке... Самое ужасное - мне нужно петь, а я не помню слов... Так попасть! Тра-ля-ля? Раз за разом чувствовать себя полным идиотом - ла-ла? Но миссия будет выполнена - я исполню песню, и мировое зло будет в очередной раз посрамлено! Но как мне вернуться обратно? Как выбраться отсюда? Меня вдруг осеняет мысль: да, вот в этот небольшой зазор между растянутыми губами и ясным, открытым звучанием "А" я и ускользну!
Как хорошо присесть на травке, среди неистребимых, не поддающихся никакой газонокосилке одуванчиков, - живот тоже встанет на место - как и мир, который потихоньку останавливается, перестает уезжать вбок... Но ведь всегда можно повторить: и на том лугу и иногда даже дома - когда-то не нужен был и аттракцион - просто раскинуть руки и - кружиться, кружиться, - а потом все возвращается на свои места - не сразу - и это весело!
* - из стихотворения "Бенарес" Х.Л. Борхеса.
** - из стихотворения "Элегия о квартале Портонес" Х.Л. Борхеса.
*** - из стихотворения "Возвращение" Х.Л. Борхеса.