Назаров Владимир : другие произведения.

Часть 8. Глава 3. ''Наука'' как наука. Объекты и субъекты как предмет исследования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Глава 3. "НАУКА" КАК НАУКА. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ,

Стоящие часы дважды в день показывают верное время, и через несколько лет вы имеете полное право говорить о серии постоянных успехов

(Обоснование успеха по Эбнер-Эшенбах)

ОБЪЕКТ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, или Биллиард с живыми шарами

Если всех людей выстроить в цепочку по экватору, большинство из них утонут

(Из книги "География для чайников")

Обычным объектом научных (эмпирических) исследований являются массовые объекты неживой природы разного уровня и технические системы, а также обычные явления и процессы в них. Эти объекты наиболее подходят под условия использования научного метода, так как их индивидуальные различия несложно учесть и, при необходимости, по ним данные объекты группировать, либо такими различиями можно пренебречь, так как они не влияют на изучаемый вопрос. Во многих случаях "индивидуальность" отдельных объектов связана только с особенностью внешних условий, в которых они находятся, и которые обычно вполне можно обеспечить в лабораторных или специальных экспериментах.

***

Все объекты живой природы не только своеобразны и разнообразны по группам, но каждый из конкретных объектов ещё и индивидуален по нескольким позициям. И это самый фундаментальный закон живой природы! Индивидуальность всех объектов и групп - её "цель" и отличительный признак. Все процессы в живой природе способствуют и ведут к обеспечению нестабильности и неустойчивости системы - то есть к её движению в разном контексте (перемещению, развитию, росту и т.д.)! Индивидуальность поддерживается на а) основном генетическом уровне - состав информационного кода, б) геномном уровне - состав составов информационного кода, в) уровне "внутреннего фенотипа" - реализация информационного кода в составе и функционировании клеток, тканей, сред и систем организма и г) уровне "внешнего фенотипа" - реализация информационного кода и внутренних качеств организма вовне организма (внешние признаки, формы и характер внешней активности). И это на фоне таких же индивидуальностей вокруг, которые добавляют к физическим условиям обитания всё разнообразие биотических условий!

***

Поэтому при изучении живой природы прогностическая ценность традиционного научного метода с определённого уровня её организации невелика - он всегда изучает ситуацию, которая была в прошлом, но навряд ли когда-либо повторится в будущем! Здесь данный метод используется, преимущественно, для изучения наиболее фундаментальных закономерностей в экосистемах и сообществах живых организмов, их охраны, использования и применения в хозяйстве, и, напротив, - влияния человеческой деятельности на живую природу и свою среду обитания в том же контексте (экология, традиционные и прикладные разделы биологии). Данным методом более широко пользуются (он лучше для этого подходит) при изучении фундаментальных и частных закономерностей строения и функционирования отдельных организмов и их подсистем для тех же целей применения (генетика, анатомия, морфология, физиология, медицина и т.п.) и, в особенности - для изучения химических и физических процессов в живых объектах от клеточного до организменного уровня (биофизика, биохимия и т.д.). Последние - суть физика и химия органических веществ и тел, и тут научный метод очень эффективен. Такими же процессами на более высоком уровне занимаются уже геология и её спутницы, география с её соседями по цеху и им подобные естественные науки, а также, разумеется, традиционные физика и химия.

Обособлено стоят кибернетика и информатика, а также связанные с ними сферы исследований. Это очень перспективное направление для изучения живой природы, так как информация - такой же важный элемент жизни, как энергия и вещество, если даже не более важный для её глубинной сути!

***

И вот теперь попробуйте сыграть в биллиард, в котором одинаковых шаров нет совсем, да и сами шары постоянно меняются сами и меняют своё местоположение. А если это ещё пытаться изучать? Как вам такая перспектива? Но, чем дальше в лес, тем темнее лес!

РАЗВИТАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И СУБЪЕКТ, или Что и кому может сниться?

Жить нельзя научить! Можно лишь научить говорить попугая...

(Попугай Кеша)

С определённого уровня усложнения организации жизнь приобретает кроме телесного (генетико-соматического) и реактивного (генетически-обусловленных реакций - тропизма и безусловных рефлексов) - поведенческое разнообразие (разнообразие реакций на внешние условия на основе приобретённых на базе обучения (условных) рефлексов). Сначала они несложные и после периода обучения становятся стереотипными, оставаясь таковыми до конца жизни особи. На этом уровне индивидуальных различий в рамках одного вида, как правило, ещё нет. И способы изучения живой природы мало отличаются от предыдущего этапа, хотя поведение объектов уже приходится учитывать, и не всегда это просто или удаётся сделать со строгим соблюдением требований к эмпирическим исследованиям.

Но при дальнейшем развитии нервной системы и, особенно, при социализации животных -поведение становится намного сложнее и появляется уже поведенческая индивидуальность разной выраженности (различия в поведении особей в рамках особенностей поведения вида в целом), которая тем сильнее, чем сложнее или необычнее для животного ситуация, в котором оно находится.

В особых случаях, при наблюдении за наиболее интеллектуальными видами животных (или за наименее интеллектуальными состояниями человека!) складывается ситуация, когда исследователь наблюдает за объектом изучения, который сам наблюдает за исследователем, изучает последнего и реагирует на действия исследователя индивидуальным образом!

И, вполне очевидно, что в данной ситуации стандартный научный метод совершенно непригоден!

Объект исследования 1) единичен по своим свойствам (математическая статистика в этом случае не пригодна не только для объективного анализа, но для анализа вообще), 3) уникален по своим свойствам - таких больше нет (его, ни с кем в данной ситуации, сравнить нельзя), 2) его действие не случайны и связаны с действием наблюдателя и даже, возможно, с личностью последнего самым прямым образом (объективность наблюдений отсутствует напрочь, и ещё неизвестно, кто больше является подопытным животным в данной ситуации)!

Ну а дальше уже вообще - чаща заколдованного леса - на сцене появляются... МЫ - люди!

ОДУШЕВЛЁННЫЙ И ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК, или "Эх, дороги! Пыль, да туман!"

Посредственности - неотличимы, личности - несравнимы

(Илья Шевелев)

Даже, если не принимать во внимание психически больных (и слабоумных) людей, в своих поведенческих реакциях мало отличающихся от обезьян, при наблюдениях за которыми все трудности и ограничения научного метода, приведённые выше, сохраняются, то для изучения остальных людей число проблем становится просто безграничным.

Во-первых, каждый человек изначально индивидуален в своём поведении и поэтому, по существу, "ненормален"! То есть, изначально нет объективного эталона для сравнения. В этом контексте за "нормальность" всегда (!) принимается некая, кем-то предложенная на данный момент (и не известно ещё, обоснованно или нет, и в какой степени обоснованно), "норма". То есть, поведение, в какой-то степени согласующееся с модой (средним, наиболее распространённым, принятым поведением в быту и отношением между людьми в обществе), идеологией (озвученным и пропагандируемым мировоззрением) или моралью (комплексом последних).

Сразу появляются вопросы. Кто определил, в какой степени и в связи с чем, поведение должно согласовываться именно с текущей модой, пропагандируемой идеологией и данной моралью? Как быть с выдающимися и оригинальными людьми? Из каких соображений именно с этой идеологией? С какой стати в связи именно с этой моралью?

Во-вторых, поведение человека и вовсе может не отражать его психической сущности, а быть, всего лишь, ситуативным "лицедейством"!

В-третьих, "объект" изучения может быть намного умнее и талантливее "исследователя"! То есть, вполне возможно, что в данном случае "камень изучает рыбу"!

В-четвёртых, каждый "нормальный" человек духовно индивидуален в разных контекстах и в "тысяче градаций" - от практически полного пренебрежения к этой области своего бытия до святости - состояния, редко кем постигаемого.

***

Тут следует заметить, что Божьи заповеди "нормы" для человека, как таковой (и, соответственно, правды, с человеческой точки зрения), не устанавливают! Они указывают лишь на рамки праведного поведения, при выходе за которые, человек обязательно (!) получит по своим же делам (заслугам), как преступник - по своим преступлениям. То бишь, "если воруешь, то не рассчитывай, что тебя не обворуют вообще, или даже больше". Правда божественная (истинная) - это приоритет божественного, духовного и нравственного над человеческим и материальным, что при возможностях последнего просто объективно необходимо для его выживания среди себе подобных.

Бог указывает через своих Сынов и по жизни на метод достижения счастья и блаженства конкретным человеком, а не на его место в обществе. Его место здесь (и в обществе, и в мире вообще) указано однозначно тысячелетия назад - быть достойным предоставленной ему возможностью быть Божьим творением и, при желании, самим стать, подобно Богу, творцом. Тем более, по факту, человек для этого в этом Мире имеет всё необходимое!

***

Поэтому, я считаю, что человека следует не изучать теми способами, которые обычно в настоящее время приняты (и тем более - эмпирическим научным методом), а познавать. Ибо, люди - не тараканы, не овцы, не обезьяны, и тем более - не биллиардные шары.

Причём, в первую очередь, человек должен познать самого себя (что без принятия Бога - невозможно, ибо человеку нужно отстраниться от себя как "исследователя" и стать "предметом исследования"). Тогда станет возможным, при сотрудничестве и взаимопомощи, познание и своих близких, и других людей, и более точное и глубокое познание Мира в целом.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"