Назаров Владимир : другие произведения.

Часть 8. Глава 5. ''Наука'' как наука. ''Царь-бомба'' для ''умных обезьян''

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    или "Не порите чушь! Эй больно!"

Глава 5. "НАУКА" КАК НАУКА. ''ЦАРЬ-БОМБА'' ДЛЯ ''УМНЫХ ОБЕЗЬЯН''

или "Не порите чушь! Эй больно!"

БЫСТРО, КАЧЕСТВЕННО, НЕДОРОГО - Выбирайте один из двух последних вариантов, ИЛИ - любые два, но за пределами Цивилизации!

(Актуальная трактовка рекламы)

Вернёмся к самому опасному для человека способу познания - науке, то есть способу познания в строгом соответствии с эмпирическим (научным) методом, и единственному, по моему убеждению, точному соответствию понятию "наука". Поскольку именно она имеет дело с самыми опасными для человека явлениями и процессами в природе - фундаментальными!

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО МЕТОДА, или Как наука может оторвать "роковые яйца" и учёным, и всем остальным?

Дятел, задумавшись во время работы, выпал с обратной стороны дерева

(Из книги "Сила инерции")

1. Фундаментальность объекта и процесса, исследуемых научным методом - первая проблема науки, как способа познания. Поскольку требует произвести над ними эксперимент, последствия которого могут быть непредсказуемыми, хотя бы из-за "случайной" ошибки исследователя, персонала, или поломки технического оборудования!

**

Эта любимая тема фантастических и "псевдофантастических" произведений возникла не на пустом месте. История науки изобилует трагическими последствиями как проведения экспериментов, так и использования их результатов на практике при случайном выявлении неустановленных ранее свойств полученных веществ, изобретённых устройств и т.п.

Несмотря на то, что, в подавляющем большинстве, учёные очень осторожны и осмотрительны, они - люди, а, следовательно, не застрахованы от ошибок и форс-мажорных обстоятельств. А люди, использующие их результаты, часто лишены и этой полезной привычки!

В современном мире эта проблема касается уже не только физики, химии и техники. Намного актуальнее она сейчас в информатике и фундаментальных областях биологии - генетике, микробиологии, биохимии, биофизике и т.п.!

Если ошибки и трагедии в технике, физики и химии обнаруживаются обычно сразу или через непродолжительное время, то в новых областях они совсем неочевидны, а выглядят лишь гипотетически возможными, то есть настоящие проблемы, которые могут возникнуть неизвестны вовсе! В биологии многие процессы имеют очень длительный цикл, а появление и обнаружение "обратной связи" вполне может выйти за пределы человеческой жизни. Когда же в "повестке дня" заказчика и исследователя приоритетом выбирается "экономическая целесообразность" (а часто лишь - получение сверхприбыли и конкурентных преимуществ в бизнесе), то это проблема становится уже крайне актуальной! А последствия таких научных экспериментов и совершенно непредсказуемыми, и чрезвычайно опасными!

2. Вторая проблема - общая для всех способов познания, но особенно опасная при использования науки в этих целях - отсутствие или недостаток нравственного контроля (духовных приоритетов) в среде современных учёных-эмпириков при использовании данного метода на практике.

**

Часто это происходит даже вопреки существующим инструкциям и научной этике - лишь по причине безнравственности конкретного человека (группы). Другая причина - возникающая необходимость в ответных шагах на безнравственные действия стратегического противника, вызывающие повышенную опасность для конкретной страны и народа. Увы, но эту печальную реальность приходится учитывать и тем, кто не намерен был идти таким путём в благоприятных условиях, то есть "на лицо" - отсутствии другого, более разумного выбора.

Мнение, что наука не имеет нравственной окраски (это, якобы, только инструмент), трактуется слишком широко, а акценты по разным причинам не расставляются! Не имеет этого свойства только научный метод сам по себе. А вот его применение - и в контексте того, кто применяет, и в том, как применяет - очень даже имеет!

Когда истинно верующих, разумных, нравственных и адекватных людей становится всё меньше - эта проблема уже давно начинает выходить далеко за рамки только теоретических исследований и рассуждений.

3. Третья проблема, и я на неё уже косвенно указывал, - это закрытие вопроса о явлении по окончании эксперимента. То есть установление "догмы" для последующих исследователей, так как, в дальнейшем, об условиях исходного эксперимента, ограничениях для него и его нюансах почти всегда забывают, а следовательно есть соблазн распространить его результаты на похожие явления! И, детально не изучив последние, использовать известные результаты предыдущих экспериментов на практике для решения проблем, связанных с новым явлением.

В биологии такой подход к решению проблем часто заканчивался печально для местной природы! Думаю, что для общества и человека - это тоже не исключительное явление! Потому что в этих областях особенное значение имеет индивидуальность, разнообразие, системность и т.п. фундаментальные свойства живой природы. А преобладающий в современной научной деятельности (в традиционном смысле) физико-механистический подход этому более чем способствует!

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА, СТИМУЛИРУЮЩИЕ НАУЧНЫЙ МЕТОД, или "Роковые страсти" и "опасные связи" "Мастера" и "Маргариты"

Если "удобно", но накладно. Если "быстро", то опасно. Если "актуальное и перспективное", то непонятное, невоспроизводимое, неисправимое или неконтролируемое!

(2 Фундаментальный закон XXI века)

Наука завоевала своё место в современном мире не по собственному желанию - её у неё нет! Её вызвали к жизни, развили и "воцарили" "на свою голову" (и в свою голову!) люди, а именно: их потребности, желания, мечты, фантазии, амбиции, эмоции, фантазии и страсти.

***

Первоначально, у людей с их низкой производительностью труда, невежеством и низким уровнем духовного развития (часто скрываемых за суеверием и доверием) практически не было выбора для улучшения качества жизни, кроме как обратиться к практическому опыту выдающихся мастеров и мыслителей. Его накоплению, сохранению и применению в жизни.

К сожалению, церковь в то время, имея многогранное влияние, которое она не только тщательно и целеустремлённо поддерживала, но и любыми методами добивалась его расширения (поскольку оно приносило сверхбыстрые и большие материальные и политические преимущества), была очень привлекательной средой для многих случайных для её роли в обществе людей. Кроме того, церковь в эпоху своего доминирования трепетно относилась и к распространению любых полезных и актуальных знаний, которые могли, попав в другие руки, её преимущества сильно ограничить. И, напротив, активно распространяла догмы и суеверия, препятствующие разумному просвещению населения. Предвидения церкви относительно последствий широкого распространения актуальных знаний были не лишены здравого смысла, что объективно продемонстрировал исторический процесс.

Всё, чего она опасалась, собственно, и произошло, когда наука встала "рука об руку" с военными потребностями вышедших из-под контроля церкви правящих элит, ремеслом и буржуазными элементами, начавшими между собой взаимодействовать и набиравшими всё более мощное влияние в обществе.

Очевидно, что разумные духовные лидеры церкви, осознававшие опасность её перерождения в условиях возрастающей конкуренции с другими общественными силами, не нашли внутри своего сообщества поддержки у более консервативного по мировоззрению большинства, уже мало заботящегося об истинном своём предназначении и состоявшими преимущественно из "новообращённых нуворишей". Всё это привело, с одной стороны, - к деградации влияния церкви на общество. С другой - наука стала оппозиционной духовному развитию в целом, ограничившись его частью - интеллектуальным развитием, а также отошла от Бога, возложив на человека непосильную для него роль - "царя" мира, ни от кого не зависящего в своих деяниях.

И мы сегодня пожинаем плоды этого выбора.

***

Природа человека - греховна, поскольку человек - это, кроме духовного существа, и неотъемлемый компонент живой природы планеты - материальное тело, подчиняющее фундаментальным законам физического мира и живое социальное по своему происхождению существо, нуждающееся не только в энергии и питательных веществах разного назначения, но и в размножении и социальном окружении.

Все эти рамки человек вынужден учитывать и при поддержании, и при развитии своего духовного состояния. По крайней мере до определённого уровня.

Но физический мир и жизнь, как я указывал в других статьях, - это противоположные по направлению процессы! А естественная природа и духовная ещё и коренным образом различаются по потребностям и природе прилагаемых для их поддержания необходимых усилий в разном контексте!

Естественная и физическая природа требуют от человека сокращать затраты энергии (удобства), естественная - ещё и использовать любую ситуацию по максимуму (скорость, актуальность), заложить запас надёжности на будущее и по части текущих потребностей и по части продолжения рода (актуальность, перспективность, сексуальная активность, приоритет более калорийного питания и т.д.).

Духовная же, напротив, требует от человека - быть сдержанным (то есть: смирения, терпения, умений, самоорганизации, самоконтроля), быть разумным (то есть: смирения, ощущения Бога, любви, благоразумия, знаний и т.п.), быть способным отречься от своего я и своих интересов в пользу близких и общества (то есть веры, воли и духа во всей их полноте), поступать с учётом потребностей и интересов других людей (то есть уместно, своевременно и безопасно для всех) т.д.

Борьба между ипостасями и противоположными требованиями разной природы в человеке никогда не бывает простой и требует от человека серьёзных духовных и физических усилий.

Но Бог помогает ему в этом, объективными препятствиями замедляя его деятельность и подавая самые разные сигналы и примеры - как снаружи (в мире), так и через собственный мозг и чувственную сферу (интуиция, озарение, неясные состояния и ощущения и т.д.). А также, в крайних случаях, пресекая более тяжёлые для него последствия человеческого невежества. Но последнее неверующие люди воспринимают совершенно неадекватно и/или ограниченно, в рамках своего слишком узкого диапазона восприятия.

***

Решить все указанные проблемы человек и человечество может лишь при радикальном изменении отношения к себе, другим людям, обществу и миру в целом. То есть, увы и опять, - только в случае отстранения себя "великого" от задачи исправить "этот несправедливый мир" в свою пользу. А следовательно - безоговорочно и искренне принять Бога и доверить решение всех проблем Ему, как существу на все порядки более компетентному по части знания Своего Мира, чем человек. Но это только начало - для того, чтобы найти "настоящего себя" в этом мире - то есть обнаружить себя в той пене, которой каждого конкретно человека обволокли разные заинтересованные в этом деятели и собственные устремления ("внешнего себя").

А обязанность человека - послушно и тщательно исполнить Волю Бога в отношения каждого себя с помощью того набора выдающихся возможностей, которые ему Им дарованы. И только! Потому как остальное - дело не "царское", а Божье!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"