Назорей Галактион : другие произведения.

Независимый взгляд на Дао Дэ Цзин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Назорей Галактион

Независимый взгляд на суть трактата
«Дао Дэ Цзин».
Попытка пояснения спрятанного смысла.



Все, что есть во Вселенной, явной и скрытой, присутствует у каждого в достаточном количестве - это могущество, знание и любовь.
      Древняя мудрость.


Анонс.


Информация от древних мудрецов скрывает в себе до сих пор непонятые особенности их знания про условия жизни последующих поколений. Вполне вероятно, что тот, кто понял смысл собственного существования и личной задачи, не желал размениваться на гордыню. Родители рождают детей для того, чтобы ростки наилучшего не исчезли. Научить увидеть эти ростки - задача мудрых. Поэтому методом изложения смысла не совсем понятых символов, они стимулировали процесс обучения пониманию, что позволяло развивать мыслительные способности у настоящих учеников мудрости. Работы же этих учеников мудрости можно найти в литературных сокровищницах каждого народа. Но как и сами мудрецы, смысл работ скрыт за тщательно созданным покровом словесных игр, для защиты от уничтожения. Эти работы предназначались для обучения следующему поколению мудрецов, которые родятся намного позже смерти последнего представителя лиги учителей мудрости.
В предъявляемом комментарии, делаю попытку прояснить суть написанного китайским мудрецом Лао-цзы (Ле-цзы) трактата «Дао Дэ Цзин», больше известного людям в виде основы религиозного учения «Даосизм». Смею надеяться, что выявленная скрытая информация будет полезна для развития живущих поколений всего человечества, независимо от страны проживания. А также надеюсь, что на этом примере разумные люди поймут, какие сокровища хранят и другие религиозные учения, которые написаны истинными Учениками Мудрецов, Истинными Учителями Деяния (ИУДеями).
И прошу следить за смыслом используемых выражений, а не спотыкаться о привычное написание слов, значения которых давно уже не помнят «толкователи», хотя и повышают голос, чтобы их заметили.
Для контроля правильности исходного текста, извещаю, что текстовая формулировка каждого поучения трактата приведена в соответствии с имеющимся в Интернете переводом Ян Хин-Шуна.


Предисловие.

В движении мы часто можем заметить некоторые особенности: идти намного легче вперед, чем пятиться назад; двери в помещения могут открываться не только «от себя», но и «на себя»; в зависимости от того, какой замок поставил хозяин дома, дверь в этот дом можно открыть или нажатием на ручку двери вниз, или подняв эту ручку вверх; когда за окнами дома властвует ночь, лучше всего ориентироваться в помещениях при зажженом освещении, чем спотыкаться об углы мебели в темноте.
Аналогичную ситуацию можно заметить и в принципах обучения: когда человек видит впереди себя цель этого обучения - знания усваиваются намного легче, чем когда он учится согласно желанию родителей; материал намного легче усваивается тогда, когда его объясняют другому человеку, чем когда просто механически запоминают; знания накапливаются тогда, да и понимание тоже, когда учишся ради поставленной самому себе цели, а не ради будущей, не всегда конкретно определенной, должности в обществе; успех в различных ситуациях сопровождает того, кто видит собственный путь развития, а не когда человек живет «как все», постоянно спотыкаясь об установленные другими людьми догмы смысла жизни.
Исходя из этих принципов «необычности» восприятия информации, сконструировал методику понимания древних знаний, которая, в общих чертах, основывается на четырех «китах»:
  • в древние времена жили мудрецы, которые имели больше и качественнее знания, чем имеем мы, и которые понимали их назначение, ради чего и изложили смысл этих знаний своим потомкам, в соответствии с принятой в среде мудрецов методикой;
  • извлечь скрытый смысл древних знаний можно только путем тщательного анализа («перепахивания») этих знаний, и углубления («погружения») в суть самих учений;
  • какие бы не пришлось сделать выводы, исследуя древние тексты, не следует бояться этих выводов, а нужно анализировать и пытаться понять необходимость их возникновения;
  • любая, правильно воспринятая информация, позволяет человеку подняться над поверхностью традиционного мышления, и как бы с высоты увидеть ближайшие признаки возможности достижения желанного будущего, что невозможно сделать находясь на уровне упрощенного традиционного мышления.

Эти четыре «кита», возможно, и скрыты в изображении сфинкса, который также любил задавать вопросы. Приняв данную методику за основу и составив собственный черновой план возможного пути развития общества, начал искать подтверждения верности мыслей в различных древних трактатах, не взирая на имеющиеся комментарии и авторитетные утверждения. Так в мое поле зрения попал и трактат «Дао Дэ Цзин», смысл которого попытался перевести с языка символов на общедоступный и понятный язык литературного описания. По этой причине перевод трактата зазвучал не как общепринятое название: «Книга о пути и добродетели», а как «Исследование Учения Источника», которое появилось из смысла буквального перевода всех трех слов: Путь (Поиск, Исследование) действия (Деяния, Учения) колодца (Источника).
Китайский язык, а точнее его иероглифы, содержат очень много аллегоричных значений, которые соединены между собой почти невидимыми связями, если не анализировать их появление. Подобное построение речи можно увидеть и у славянских народов Руси. Поэтому с помощью послойных расшифровок «Ицзин» (Книги перемен) и «Шицзин» (Книги песен и гимнов), постарался понятным современным языком пояснить суть трактата. И значения символов оказались тождественны значениям символов букв алфавитов иудеев, греков, латинян и славян. Все это лишний раз подтвердило те выводы, которые ранее сделал и указал в «Чернобыльском пророчестве».

Глава 1. Поучения 1 - 10.

1. Дао, которое может быть выражено словами не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну (Дао), а кто имеет страсти - видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же прпоисхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. (Переход) от одного к другому - дверь ко всему чудесному.

Исследование, конкретную цель которого можно ясно выразить словами, нельзя считать окончательным Исследованием. Имя, на которое может отзываться человек, не является его единственным именем. То исследование, конкретную цель которого невозможно выразить словами, заложило начало понимания необходимости Цели и Возрождения. То исследование, которое уже описано словами, родило понимание всех имеющихся в мире решений.
Поэтому тот, кто свободен от сиюминутных желаний, видит скрытое будущее, а кто подчиняется сиюминутным желаниям, увидит будущее только в уже оформившемся виде. Обе эти формы осознания реальности произошли из одного источника, но с разным назначением. Вместе они названы предвидением. Понимание превращения одной формы в другую - дверь к пониманию технологии всех проявлений будущего.

(*Слово «дао» (кит. tao), традиционно переводят как «путь». В путь человек отправляется тогда, когда что-то ищет. Поиск - это начало исследования свойств и возможностей неизвестного пространства и времени, которое приходит на смену прошлому, и влияет на поступки как людей, так и животных. Практически все люди желают знать будущее, свое и окружающих. Но лишь единицы осмеливаются отправиться в Поиск. Искать же необходимо, хотя бы для того, чтобы качественно и с достоинством жить. Подавляющее большинство людей хотят иметь, но при этом не желают прилагать усилий для улучшения своей жизни. Так не получается. Отсутствие понимания, что необходимо что-то отдать, для того, чтобы получить желаемое, приводит к поклонению иллюзиям. Иллюзии не могут обеспечить качество жизни, ибо питаются силой мыслей человека и культивируют недомыслие, или невежество. Суть трактата про «дао» разумно поясняет все это. Поэтому я и перевел слово «дао» как «исследование», и обращаю внимание на расшифрованный смысл трактата, выражений в сегодня понятных словах.)

2. Когда в поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появится и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, возникнет и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга; трудное и легкое создают друг друга; длинное и короткое взаимно соотносятся; высокое и низкое взаимно определяются; звуки, сливаясь, приходят в гармонию; предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменение вещей, (он) не осуществляет их сам; создавая, не обладает (тем, что созданно); приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая (что-либо), не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.

Когда в мире без Цели поймут, что такое Совершенное, то осознают и что такое Примитивное. Когда все поймут, что такое Мудрость, то осознают и что такое Невежество. Поэтому взаимно заменяются существующее и нерожденное; взаимно дополняются трудное и легкое; длительное и мгновенное - относительны; вознесение и падение - последовательны; голоса, сливаясь в единстве, приходят к гармоничному звучанию; прошлое и будущее - неразрывны. Поэтому Наимудрейший, совершая дела, предпочитает объяснения; осуществляя обучение, не прибегает к догматическим утверждениям; вызывая изменение имеющихся решений, не стремится осуществить их единолично; создавая Совершенство, не обладает им; подталкивая к развитию, не диктует условия; успешно осуществляя задуманное, не стремится к возвеличиванию. Поскольку он не стремится к возвеличиванию, его заслуги не могут быть забыты.

3. Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому,управляя (страной), совершенномудрый делает сердца (подданых) пустыми, а желудки - полными. (Его управление) ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие.

Если не давать власть тем, кто громогласно объявляет себя мудрецом, то в народе не будет разногласий. Если не укрывать накопленное, то не будет и воров среди народа. Если не восхвалять то, что для большинства людей совершенно бесполезно, то не будут множиться нелогичные желания среди народа. Поэтому, направляя, Наимудрейший делает нелогичные желания ничтожными, а восприятие понимания - полным. Так ослабляется упрямство и укрепляется структура. Пояснения Наимудрейшего сводятся к тому, чтобы у народа не было поверхностных знаний и сиюминутных желаний, а имеющие поверхностные знания не смели бы руководить людьми. Распространение объяснений всегда приносит спокойствие.

4. Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей.
Если притупить его проницательность, освободить его от беспорядка, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чье оно порождение, (я лишь знаю, что) оно предшествует небесному владыке.

Исследование всегда неокончательно, но применение выявленных ним решений не имеет предела. О предвидение! Оно является древнейшим основанием всех имеющихся решений.
Если не обращать внимания на его многозначность, систематизировать, сдержать эмоции, приблизить к имеющейся ситуации, то оно будет ясно пояснять происходящие сейчас события. Я не знаю, чье оно порождение, но оно предшествует приходу Владельца Цели.

5. Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем живым существам жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью.
Разве пространство между небом и землей не напоминает кузнечный мех? Чем больше в нем пустоты, тем дольше (он) действует, чем сильнее (в нем) движение, тем больше (из него) выходит (ветер).
Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать меру.

Цель и Возрождение не предназначены для «переделки» всех, и поэтому предоставляют возможность всем живущим разумным людям жить собственной жизнью. Наимудрейший не стремится к «переделке» всех, и поэтому предоставляет людям возможность жить в соответствии с их представлениями о жизни.
Разве время от момента осознания Цели до момента начала Возрождения не напоминает суживающуюся трубу? Чем больше между ними времени, тем медленее все происходит; чем интенсивнее развитие - тем быстрее видны результаты.
Тот, кто много обещает, часто терпит неудачу. Поэтому лучше соблюдать меру.

6. Превращения невидимого (Дао) бесконечны. (Дао) - глубочайшие врата рождения. (Дао) - корень неба и земли. (Оно) существует (вечно) подобно нескончаемой нити, и его действие - неисчерпаемо.

Пути формирования еще непроявленного Исследования не имеют границ. Они - условия предсказанного проявления Исследования. Они - источник, который наполняет силой и жизнью Цель и Возрождение; который не иссякает и подобен непрерывному освещению. Воздействие его - неисчерпаемо.

7. Небо и земля - долговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.
Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется.
Не происходит ли это от того, что он пренебрегает личными (интересами)? Напротив, (он действует) согласно своим личным (интересам).

Цель и Возрождение - долговечны. Цель и Возрождение долговечны потому, что предназначены не ради собственного существования. Вот почему они могут быть долговечными.
Поэтому Наимудрейший ставит себя в тени других, благодаря чему он оказывается первым. Он пренебрегает своей личной жизнью, и поэтому его жизнь сохраняется.
Не происходит ли это от того, что он пренебрегает исполнением личных желаний? Наоборот - именно благодаря исполнению личного (!) желания.

(*Каждый человек хочет жить очень долго. Наимудрейший в облике человека - не исключение. Но для этого он должен понять как создались условия, что он родился именно с теми знаниями и с теми способностями, которые имеет. Иными словами «боги должны родить себя сами». Раскрытие смысла этого пародокса приведено в «Чернобыльском пророчестве».)

8. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется (с ними). Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на Дао.
(Человек, обладающий высшей добродетелью, как и вода), должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах - искренним; в управлении (страной) должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях - учитывать время. Поскольку (он), так же как и вода, не борется с вещами, (он) не совершает ошибок.

Совершенное желание наилучшего стремления сделать все качественно, подобно воздействию воды. Вода приносит пользу всем существам и не стремится подчинить их. Она находится в таких условиях, в каких люди не желали бы быть никогда (*в грязи, наполненной отбросами и почти неуловимыми крупицами огромного богатства). Поэтому ее условия существования похожи на Исследование.
Человек, воспринявший как собственное побуждение, совершенное желание наилучшего стремления делать все качественно, даже в условиях жизни подобных условиям существования воды, должен обосновывать приближение Возрождения; его нелогичные желания должны подчиняться этому собственному побуждению; в отношении с людьми он должен быть дружелюбным; в словах - искренним; в наставлениях на нужные действия должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях - учитывать время. Поскольку он, также как и вода, не старается подчинить себе полученные решения, он не совершает ошибок.

9. Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-нибудь наполнить. Если (чем-либо) острым (все время) пользоваться, оно не сможет долго сохранять свою (остроту). Если зал заполнен золотом и яшмой - никто не в силах их уберечь. Если богатые и знатные люди проявляют кичливость, они сами навлекают на себя беду.
Когда дело завершено, человек должен устраниться. В этом закон небесного (Дао).

Лучше быть неизвестным, чем стремиться любым способом стать знаменитым. Если долго пользоваться одними и теми же критериями оценки, они со временем потеряют свое значение. Если пространство наполнить имеющимися знаниями предполагаемой мудрости и красивыми, но в пятнах, утверждениями, которые не изменяются довольно длительное время, то никто не в силах оградить их от уничтожения. Если люди, обладающие мудростью и полновесными знаниями, начнут проявлять кичливость - они сами навлекут на себя беду.
Когда назначенное дело будет осуществлено - человек (*как тело) исчезнет. В этом состоит законность конечного пункта назначения Цели.

10. Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его? Если сделать дух мягким, можно ли стать (бесстрастным), подобно новорожденному? Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения? Можно ли любить народ и управлять страной, не прибегая к мудрости? Возможны ли превращения в природе, если следовать мягкости? Возможно ли осуществление недеяния, если познать все взаимоотношения в природе?
Создавать и воспитывать (сущее); создавая, не обладать (тем, что создано); приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином - вот что называется глубочайшим Дэ.

Если соединить понимание пути развития и существующих сегодня форм жизни, то можно ли сохранить это единство навсегда? Если сделать учение о развитии понятным для всех, то можно ли оставаться пытливым (*постоянно удивляющимся существующим решениям), подобно заново рожденному? Если понимание будет без изъянов, возможны ли тогда заблуждения? Можно ли любить народ и направлять развитие страны, не прибегая к мудрости? Возможны ли преобразования в обществе, если все причины будут понятны для всех? Имеет ли смысл распространять объяснения, если понять все варианты взаимоотношений в обществе?
Создавать пояснения и воспитывать живущих; создавая Совершенство, не властвовать над ним; подталкивая к развитию, не диктовать условия; направляя, не считать себя властелином - вот что называется предвидеть назначение Деяния (Учения).

Глава 2. Поучения 11 - 20.

11. Тридцать спиц соединятся в одной ступице (образуя колесо), но употребление колеса зависит от пустоты (между спицами). Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают окна и двери, чтобы сделать дом, но использование дома зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты.

Тридцать спиц колеса соединяются в одной ступице, но назначение и прочность колеса зависят от объема пространства между спицами. Из глины делают сосуды, но назначение и применение их зависят от формы и объема пустоты в них. Устанавливают окна и двери, когда строят дом, но назначение и удобство его использования зависят от распределения объемов комнат. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от назначения и формы применения специально оставленного пространства.

Второй слой толкования.

Тридцать дней соединены в один месяц, но значимость его зависит от тех дел, которыми были заполнены эти дни. Из слов составляют произведения, но значимость их зависит от тех идей, которые раскрыты в этих произведениях. Убеждают в необходимости и целесообразности преобразований в государстве, но полноценность жизни в таком государстве зависит от уровня развития населения в нем. Вот почему полезность чего-либо зависит от наполненности смыслом создаваемого.

12. Пять цветов притупляют зрение. Пять звуков притупляют слух. Пять вкусовых ощущений притупляют вкус. Быстрая езда и охота волнуют сердце. Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления.
Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последнего и ограничивается первым.

Преобладание только пяти цветов ограничивает способность увидеть остальные краски. Преобладание только пяти голосов ограничивает способность услышать остальные мнения. Преобладание только пяти критериев желаний ограничивает способность воспринять остальные возможности. Быстрая езда и охота способствуют развитию нелогичных желаний. Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления.
Потому Наимудрейший стремится к тому, чтобы сделать жизнь до краев наполненной полезными для развития делами, а не к тому, чтобы иметь сегодня модные вещи. Он отказывается от последнего и ограничивается первым.

Второй слой толкования.

Пять утвержденных ступеней развития человечества закрывают возможность увидеть иные пути развития. Пять голосов ближайших советников заглушают предложения от других людей. Пять частных предпочтений не дают возможности увидеть разворачивающуюся картину событий полностью. Быстрое продвижение и поиск врагов возбуждают инстинктивное мнение о собственной непогрешимости. Окружение себя роскощью заставляет человека преступать черту дозволенного разумом.
Поэтому Наимудрейший стремится к тому, чтобы сделать жизнь населения наполненной постоянным мышлением, а не к тому, чтобы провозглашать приятные для слуха решения. Он отказывается от последнего и привязывается к первому.

13. Слава и позор подобны страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни. Что значит слава и позор подобны страху? Это значит, что нижестоящие люди приобретают славу со страхом, и теряют ее также со страхом. Это называется - слава и позор подобны страху.
Что значит знатность подобна великому несчастью? Это значит, что я имею великое несчастье, дорожа самим собой. Когда я не буду дорожить самим собой, тогда у меня и не будет несчастья.
Потому знатный, самоотверженно служа людям может жить среди них.

Слава и позор покрыты страхом. Знатность подобна великому презрению в жизни человека. Что значит слова «слава и позор покрыты страхом»? Это значит, что умственно неразвитые люди приобретают известность, страшась за собственную жизнь, и когда теряют известность, также опасаются воздаяния за ранее нанесенные оскорбления. Это и называется: «слава и позор покрыты страхом».
Что значит «знатность подобна великому презрению»? Это значит, что я тогда познаю презрение, если буду дорожить удобствами в собственной жизни, противореча смыслу полученных знаний. Когда я не буду дорожить удобствами в собственной жизни, в соответствии с полученными знаниями, тогда меня не будут и презирать.
Поэтому имеющий полновесные знания, самоотверженно служа людям, может без опасений и в славе жить среди народа.

14. Смотрю на него и не вижу, а потому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, а потому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, а потому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому-что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно, и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним, и не вижу лица его. Следую за ним, и не вижу спины его.
Придерживаясь древнего Дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом Дао.

Смотрю на значение его дел и не могу увидеть, а потому называю его невидимым. Слушаю голос его пояснений и не могу услышать, а потому называю его неслышимым. Пытаюсь догнать и остановить его, и не успеваю, а потому называю его мельчайшим. Не имеет смысла судить о значении источника по этим суждениям, потому что происхождение суждений и истина скрыты в сути единства источника. Будущее его развития не слишком ясно указано, прошлое его развития не слишком скрыто. Оно бесконечно, и поэтому не может быть ясно рассказано. Оно вновь возобновляет процесс рождения. И поэтому называют его формой, отрицая суть формы, образом, отрицая разумность человека. Поэтому называют его мифическим и таинственным. Встречаюсь с ним, и не могу увидеть необходимости в его существовании. Следую за ним, и не могу увидеть значения его защиты нас.
Придерживаясь правил древнего Исследования, если понять причины полученых решений, можно понять и начало древних времен. Это называется принципом Исследования.

Краткое послесловие.
На 14-м поучении я намеренно временно останавливаю толкование по двум причинам: 1) начиная с 11-го поучения, исходный текст имеет уже и второй слой пояснений, часть которого сумел показать на двух примерах; 2) чтобы обратить внимание на смысл первого, проще понимаемого слоя толкования.
Слова о «мельчайшем», который «невидимый» и «неслышимый», приведены в Исследовании с той целью, чтобы указать технологию, по которой возвеличили невежество до уровня мирового стандарта. Когда человек не имеет желания и побуждений, чтобы осознать факт отсутствия знаний у самого себя, то старается всю вину за собственные промахи и глупые решения перебросить на другого. Из-за этого и возникает желание у зависимого, от воли властьимущих, населения, «ничего не видеть, ничего не слышать» ... Когда разум заставляют постоянно спать, может ли он догнать летящую мысль?
Какой невежа чесно признается, что не может и приблизиться к пониманию смысла сокровенных текстов, рисунков, чертежей, хотя, согласно занимаемой должности, обязан это делать? Как человек может выйти из такого щекотливого положения? Тут «технология» проста: если я не понимаю чего-то, то виноват в этом не мой неразвитый ум, а тот, кто не написал все так, чтобы и тупейший понял, и тем более я. А потому лучше обвинить соседа в колдовстве, или в развращении малолетних, или еще в чем-то, чтобы потом недельку полакомиться «виноградом» с его «поля», который тот выращивал лет десять. Да и «поле» можно будет «прихватизировать» и потом выгодно продать. Как это обычно и случалось века назад, и как это обычно происходит и в наши дни. А для этого намного лучше будет, если население будет продолжать твердить: «Ничего не вижу. Ничего не слышу. Ничего никому не скажу». Страх перед смертью тела, желание жить во чтобы то ни стало, даже ценой предательства открытых истин, искоренение понятий о чести и благородстве - вот основы власти невежества. Это, надеюсь, понятно всем, и потому, надеюсь, понятна причина захвата власти над нашим мышлением невеждами. Человечество забыло обоснование, когда смерть предпочтительнее рабского существования. Забыло и последствия такой «лояльности».
В последнем поучении раскрывается и смысл легенды о споре трех ипостасей индийского божественного пантеона: Брахмы, Вишну и Шивы. Краткое содержание спора: трое богов начали спорить между собой - кто из них главный творец жизни. Тогда посреди них неожиданно возник образ пылающего лингама. Брахма начал подниматься вверх, чтобы увидеть его верхушку, и не нашел. Вишну начал спускаться, чтобы найти «корень», и не нашел. А Шива оседлал этого могучего «быка» по имени Нанди и в образе клубка огня спустился на Землю. Сегодня мы живем в год огненного быка, и имеем девятку в написании числа года. Не удивительное ли совпадение указанных символов? Не слишком ли четко они совпадают со сведениями легенды?
Суть легенды состоит в том, что будущее и прошедшее не имеют пределов, но соединены в определенной исходной точке летоисчисления, которая помечена в трактатах мудрецов образами огня, быка и «почти девятки», которая больше походит на рога или цифру 11. Образ же лингама символизирует цифру 10, в одном из слоев его толкования. 2009 год принятого исторического летоисчисления (нумерологически цифра 11), математически же есть 2008 годом (нумерологически цифра 10). Символы нуля и единицы определяют образ лингама, который принято объяснять как образ зарождения жизни, в виде половых органов мужчины и женщины. С одной стороны можно продолжать воспринимать и такое толкование, тем более, что оно полностью удовлетворяет требования воззрений невежд, взгляд которых, обычно, не поднимается выше пояса.
С другой стороны процесса познания, имеет ли смысл и дальше продолжать скрывать истинные значения ранее таинственных образов? Не пришло ли время подниматься со дна ямы? Не пришло ли время сбросить с себя груз логически неверных жизненных устремлений, и поднять смысл существования человечества над ними? Не пришло ли время земле подняться над водой? Не пришло ли время «солнышку» подниматься из-за горизонта? Не пришло ли время человечеству вернуться домой: в обитель господства мудрости, о чем и гласит притча про «блудного сына» в Новом Завете? А как вы, господа, думаете?

15. В древности те, кто был способен к учености, знали мельчайшие и тончайшие вещи. Но другим их глубина не ведома. Поскольку она не ведома, (я) произвольно даю им описание: они были робкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительны, как будто боялись соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как идущий по тающему льду; они были простыми, подобно неотделаному дереву; они были необъятными, подобно долине; они были непроницаемыми, подобно мутной воде. Это были те, которые своим умением сделать долговечное движение спокойным, содействовали жизни. Они соблюдали Дао, и не желали многого. Они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового.

В древние времена те, кто был способен к длительному мышлению, умели воспринимать смысл еще материально неосязаемых и мастерски (творчески) созданных решений. Но в последующие поколения их методы проникновения в суть уже были неизвестны. Поскольку они неизвестны, то образно даю описание тех мастеров: они были осторожными в решениях, словно переходили зимой поток; они старались не привлекать к себе внимания, словно боялись соседей; они были желанными, как почетные гости; они были осмотрительны в разговорах, словно шли по тающему льду; в общении были простыми, словно поверхность необработанного дерева; их знания были огромными и необъятными, словно простор долины; их решения были наполнены крупицами будущих решений, подобно составу мутной воды.
Это были те, кто соблюдая спокойствие, умели грязное преобразовать в чистое. Это были те, кто своим умением делали смысл постоянного развития понятным, и содействовали расцвету жизни. Они вели Исследование и не стремились к роскоши. Они ограничивались развитием того, что уже существует, и не стремились создавать искусственные правила жизни человечества.

16. Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. (В мире -) большое разнообразие вещей, (но все они) возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называют постоянством. Знание постоянства называется (достижением) ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и в результате - к злу. Знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг совершенства становится справедливым; тот, кто обрел справедливость, становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот, кто следует небу, следует Дао. Тот, кто следует Дао, вечен и до конца жизни не будет подвергаться опасности.

Нужно собственные нелогичные желания подчинять разумным потребностям, быть уверенным в правильности направления развития и спокойным в пояснениях, и тогда решения людей будут преобразовываться именно в те решения, которые необходимы для развития. А нам останется только следить, как возвращаются времена забытой эпохи.
Возвращение времен забытой эпохи называется осознанием, а осознание называется возвращением к пониманию. Возвращение к пониманию называется разумностью. Принятие разумности в решениях приводит к ясности в мыслях, а отказ от разумности приводит к беспорядку в мыслях, и в итоге - к главенству невежества. Принявший разумность становится мудрее; тот, кто достиг понимания смысла мудрости - становится объективным; а тот, кто стал объективным, становится лидером. Тот, кто становится лидером, устремляется к Цели. Тот, кто следует к Цели, устремляется в Поиск. Тот, кто устремляется в Поиск (Исследование) - познает беспредельность творчества, и поэтому до конца своей жизни будет огражден от безумия.

17. Лучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых боится народ. Но хуже всех те правители, которых народ презирает. Кто вдумчив и сдержан в словах, кто успешно совершает дела - народ говорит, что он следует естественности.

Лучший управляющий государством тот, о ком народ знает лишь то, что он существует. Много хуже те управляющие государством, которые требуют от народа знаков поклонения и восхваления. Еще хуже те управляющие государством, которых народ боится. Но намного хуже всех те управляющие государством, которых народ презирает. Кто думает перед тем, как что-то сделать, и сдержан в обещаниях, кто качественно выполняет принятые обязательства, о том народ говорит, что он природный лидер.
(*По моему мнению, в этом поучении речь ведется не столь про людей-правителей, сколько про идеологию правления. Но возможно присутствуют и оба смысла вместе.)

18. Когда устранили великое Дао, появилось человеколюбие и справедливость. Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в ссоре, появляется сыновняя почтительность и отцовская любовь. Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и верные слуги.

Когда отказались от величия Исследования, тогда началась «переделка» идеалов под свои стандарты и провозглашение «справедливого распределения благ» государства. Когда возвеличились объявившие себя мудрецами, возникло и великое лицемерие. Когда шесть слоев населения государства стараются выжить каждый сам по себе, тогда появляется зависимость от политического курса правительства и указания «сверху». Когда в государстве царит безвластие, тогда появляются и «верные слуги» народа.
(*Шесть слоев населения государства: 1) дети и пенсионеры; 2) учащиеся, безработные и временно нетрудоспособные; 3) работники промышленности и сельского хозяйства (независимо от занимаемой должности); 4) работники свободных профессий; 5) работники творческих профессий; 6) работники структур, определяющих направление и качество развития населения.)

19. Когда будут уничтожены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат. Когда будут устранены человеколюбие и справедливость, народ возвратится к сыновней почтительности и отцовской любви. Когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Все эти вещи происходят от недостатка знаний. Поэтому нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные желания и освобождаться от страстей.

Когда будет уничтожено возвеличивание объявивших себя мудрецами и власть авторитетов, тогда народ будет счастливее во сто крат. Когда будет прекращены «переделка» и «справедливое распределение благ», народ возвратится к истинному почитанию старших и мудрой заботе о поколениях. Когда будут уничтожены алчность и нажива, исчезнут воры и разбойники. Все эти явления возникли из-за отсутствия понимания последствий поступков. Поэтому имеет смысл пояснять людям, почему и как необходимо оставаться простыми в общении и скромными в желаниях, как ограничить власть личных желаний и освободиться из-под власти сиюминутных нелогичных желаний.

20. Когда будет уничтожена ученость, не будет и печали. Как ничтожна разница между обещанием и лестью, и как велика разница между добром и злом! Надо избегать того, чего люди боятся.
О! Как хаотичен (мир), где все еще не установлен порядок. Все люди радостны, как будто присутствуют на торжественном угощении или празднуют наступление весны. Только я один спокоен и не выставляю себя на свет.
Я подобен ребенку, который не явился в мир. О! Я несусь! Кажется нет места, где я мог бы остановиться. Все люди полны желаний, только я подобен тому, кто погружен во мрак. Все люди пытливы, только я один равнодушен. Я подобен тому, кто несется в мировом просторе и не знает где ему остановиться. Все люди проявляют свои способности, лишь я один похож на глупого и низкого. Только я один отличаю.сь от других тем, что вижу основу в еде.

Когда будет уничтожена власть авторитетных мнений, не будет и обвинений в бездарности. Как ничтожна разница между бесплодными обещаниями и рабской лестью, и как велика разница между мудростью и невежеством. Надо избегать того, от чего люди начинают бояться.
О! Насколько беспорядочно правление, пока еще не утвержден путь развития. Все люди возбуждены, словно постоянно присутствуют на торжественной трапезе или празднуют приближение обновления. Только один я спокоен и не выставляю себя на обозрение.
Я подобен новорожденному, который еще не пришел в мир людей. Но я уже приближаюсь! Кажется нет земли, назначения которой я бы не знал. Все люди наполнены разнообразными желаниями, и только я подобен тому, кто скрыт от взора. Все люди постоянно удивляются существующими отношениями, только я один спокоен в понимании причин этого. Я подобен комете, несущейся в мировом пространстве и не знающей преград. Все люди стараются предъявить свои способности, лишь только я один похож на глупого и несообразительного. Только я один отличаюсь от других тем, что знаю обоснование направления эволюции.

Глава 3. Поучения 21 - 30.

21. Содержание великого Дэ подчиняется только Дао. Дао бестелесно. Дао туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности содержаться образы. Оно туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью.
С древних времен и до наших дней его имя не исчезает. Только следуя ему можно познать начало всех вещей. Каким образом мы познаем начало всех вещей? Только благодаря ему.

Содержание великого Учения подчиняется только Исследованию. Исследование безгранично в познании. Исследование наполнено намеками и не указывает конкретных имен. Но именно в этих намеках и неконкретности скрыты образы понимания. Они покрыты намеками и неконкретны. Но именно в этих намеках и неконкретности скрыта технология получения решений. Они исходят из глубин веков и тайн. Но именно в этих глубинах веков и в этих тайнах скрыт смысл мастерски созданных творений. Эти мастерские творения обладают информацией про высшую реальность и достоверность пути развития человечества.
С древних времен и до наших дней его назначение (*Исследования, Поиска, Пути) не изменяется. Только следуя его методам можно познать время принятия всех имеющихся решений. Каким образом мы еще сможем узнать про время принятия решений? Только благодаря ему.

22. В древности говорили: «ущербное становится совершенным, кривое - прямым, пустое - наполненным, ветхое становится новым; стремясь к малому достигаешь многого; стремление получить многое ведет к заблуждениям».
Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению, коему необходимо следовать в поднебесной. Совершенномудрый исходит не только из того, что видит сам, поэтому может видеть ясно. Он не считает правым только себя, поэтому может обладать истиной. Он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу. Он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он не противоборствует, поэтому непобедим в поднебесной.
Слова древних: «ущербное становится совершенным» - разве пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к (истинному) совершенству.

В древности говорили: «извращенное станет Совершенным; окружной путь - прямым; пустые мечты - материализуются; древние утверждения станут современными; стремясь узнать только истину - достигаешь понимания всех возможностей; стремясь получить максимум удовольствия от жизни - впадешь в иллюзии».
Поэтому Наимудрейший помнит это поучение, которое необходимо понимать в мире без Цели. Наимудрейший воспринимает не только то, что познает сам, и потому может ясно видеть путь развития. Он не считает правым только себя, поэтому может владеть истиной. Он не подвержен гордыне, и поэтому имеет заслуженную славу. Он не возвеличивает себя, и поэтому он Первый мастер среди других мастеров. Он не старается подчинить всех своему мнению, и поэтому непобедим в мире без Цели.
Слова древних мудрецов: «ущербное становится совершенным» - разве глупые слова? Они действительно указывают человеку на путь приближения Совершенства.

23.Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро. Сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и Земля. Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным. Тем более человек. Поэтому он служит Дао. Кто (служит) Дао, тот тождественен Дао. Кто (служит) Дэ, тот тождественен Дэ. Тот, кто теряет, тождественен потере. Тот, кто тождественен Дао, тот приобретает Дао. Тот, кто тождественен Дэ, тот приобретает Дэ. Тот, кто тождественен потере, тот приобретает потерянное. Только сомнения порождают неверие.

Нужно меньше говорить и соблюдать розумную скромность. Ошеломляющие результаты не приводят к началу изменений. Ливень пояснений не приводит к просвещению. Что возбудило все это? Цель обновления и Возрождение предназначения человечества. Но даже Цель и Возрождение не могут сделать что-либо долговременным. И тем более человек.
Поэтому он отправляется в Поиск. Кто занимается исследованием, тот называется Искателем. Кто познает Деяние, тот называется Учителем. Кто понимает суть утраты, тот становится опустошенным. Тот, кто становится Искателем, тот познает значение Исследования. Тот, кто становится Учителем, тот познает глубину Учения. Тот, кто стал опустошенным, тот познает могущество потерянного. Только те вопросы, которые остались без разумного ответа, порождают неверие.
(*Учитель восточных единоборств говорит ученику: «Стань пустым, как стакан, и ты познаешь суть и могущество учения.»)

24. Кто поднялся на цыпочки, тот не сможет долго стоять. Кто делает большие шаги, тот не может долго идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигнет успеха. Кто сам себя возвышает, тот не может стать старшим среди других. Если исходить из Дао, то все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий Дао, не делает этого.

Кто старается стать выше всех, тот не сможет долго возвышаться. Кто старается опередить всех, тот быстро устанет. Кто сам себя выставляет на обозрение, тот не умеет «светить». Кто сам себя хвалит, тот не узнает почета. Кто критикует, тот не добудет признания. Кто сам себя возвеличивает, тот не может стать Первым мастером среди других Мастеров. Если исходить из описания Исследования, то все это называется нелогичными желаниями и глупыми усилиями. Таких людей презирают все разумные люди. Поэтому человек, познавший суть Исследования, не делает ничего такого.

25.Вот вещь, в хаосе возникшая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая ее иероглифом, назову ее Дао; произвольно давая ей имя, назову ее великое. Великое - оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела. Оно возвращается (к своему истоку). Вот почему велико небо, велика земля, велик также и государь. Во вселенной имеются четыре великих, и среди них - государь.
Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао. А Дао следует самому себе.

Это решение, в период безвластия возникшее, ранее принятия смыслов Цели и Возрождения создано! О несказуемое! О не имееющее предела! Одиноко возвышается оно и не изменяется. Во все времена утверждается и не знает преград. Его (*решение) можно считать воспитательницей мира без Цели. Я не знаю его назначения. Обозначая его священное значение, называю его Путь; образно указывая назначение, обозначу его великим. Великое - оно в постоянном развитии (*движении). Даже находясь в постоянном развитии, не имеет предела. Оно возвращается. Вот отчего величественна Цель, величественно Возрождение, будет величественным и лидер. Во Вселенной имеется четыре величественные основы, и среди них - лидер Возрождения.
Разумный человек подчиняется необходимости Возрождения. Возрождение подчиняется необходимости достичь Цели. Цель подчиняется необходимости, которую указало Исследование. А Исследование подчиняется необходимости развивать самого себя.

26. Тяжелое становится основой легкого. Покой есть главное в движении. Поэтому совершенномудрый шагая весь день не отходит от (телеги) с тяжелым грузом. Хотя он живет прекрасной жизнью, он в нее не погружается. Почему властитель десяти тысяч колесниц, занятый собой, так пренебрежительно смотрит на мир? Пренебрежение разрушает его основу, торопливость приводит к потере власти.

Трудный период обучения пониманию становится основой легкой реализации задуманного (*Тяжело в учении - легко в бою!). Спокойствие в пояснениях есть главная черта при развитии. Поэтому Наимудрейший, ведя Исследование, не прекращает заботиться о трудном периоде обучения пониманию. Хотя имеет возможность жить прекрасной жизнью, он ее не предпочитает. Почему же владелец десяти тысяч произведений, занятый собственным делом, так невнимательно следит за развивающимися событиями? Невнимательность уничтожит его убеждения, торопливость в выводах приведет к потере уважения.

27. Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать - не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрыть двери, не употребляет запор, но закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не пользуется веревкой, (но завязывает их так прочно), что развязать невозможно. Поэтому совершенномудрый постоянно умело спасает людей и не покидает их. Это называется глубокой мудростью. Таким образом добродетель является учителем недобрых, а недобрые ее опорой. Если (недобрые) не ценят своего учителя и добродетель не любит свою опору, то они, хотя и считают себя разумными, погружены в слепоту. Вот что наиболее важно и глубоко.

Научившийся вести Исследование не оставляет без внимания последствия. Научившийся пояснять не допускает извращения смысла. Кто понял систему счета, тому не нужен калькулятор. Кто понял методику раскрытой системы преобразования человека, тот не будет прибегать к таинственности, но может прекратить обучение, и возобновить его никто не сможет. Кто научился пониманию переплетенных путей центров развития, не пользовался образом веревки, но без нее понять это невозможно. Поэтому Наимудрейший постоянно умело спасает людей от непонимания и не покидает их. Это называется - проникнувшийся мудростью.
Таким образом совершенное желание наилучшего стремления является учителем несовершенных людей, а несовершенные - его сторонниками. Если несовершенные не будут ценить своего учителя, а совершенное желание, соответственно, не сможет заботиться о сторонниках, то они, как бы не считали себя разумными, будут погружены в слепоту. Вот что нужно четко и совершенно ясно понять.

28. Кто, зная свою храбрость, сохраняет скромность, тот (подобно) горному ручью, становится (главным) в стране. Кто становится главным в стране, тот не покидает постоянное Дэ и возвращается к состоянию младенца. Кто, зная праздничное, сохраняет для себя будничное, тот становится примером для всех. Кто стал примером для всех, тот не отрывается от постоянного Дэ и возвращается к изначальному. Кто, зная свою славу, сохраняет для себя безызвестность, тот становится главным в стране, тот достигает совершенства в постоянном Дэ и возвращается к естественности. Когда естественность распадается, она становится средством, при помощи которого совершенномудрый становится вождем и великий порядок не разрушается.

Кто, зная про свое будущее возвеличивание, остается скромним в общении, тот, подобно чистой воде горного ручья, становится главным источником наполнения знаниями в стране. Кто становится главным в стране, тот не оставляет постоянное Учение и возвращается в состояние открытости, подобно младенцу. Кто имея возможность жить как на празднике, сохраняет для себя строгость будничной жизни, тот становится примером поведения для всех. Кто стал примером для всех, тот не отказывается от постоянного Учения и возвращается в свое изначальное состояние. Кто, зная возможность покрыть себя славой, сознательно сохраняет за собой возможность оставаться в тени, тот становится главным в стране, и он достигает совершенства в постоянном Учении и возвращается к разумной скромности. Когда разумная скромность станет распространенной, она станет причиной, по которой Наимудрейший станет Вождем и великий порядок главенства разума не разрушится.

29. Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, я вижу, он не достигнет своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет его, то потерпит неудачу. Еслди кто-нибудь схватит его, то его потеряет.
Поэтому одни существа идут, другие следуют за ними; одни расцветают, другие высыхают; одни укрепляются, другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются. Поэтому совершенномудрый отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительность.

Если кто-нибудь силой захочет покорить вершины страны мудрости, то, знаю, он не достигнет цели. Эта страна подобна заколдованному сосуду, к которому нельзе прикосаться. Если кто-нибудь попытается использовать его свойства, то потерпит поражение. Если кто-нибудь попытается скрыть его возможности, то не сможет сделать этого.
Поэтому одни разумные люди ведут, а другие следуют за ними; одни приобретают сторонников, а другие их теряют; одни наполняются силой, а другие слабеют; одни создаются для жизни законами понимания, а другие из-за них разрушаются. Поэтому Наимудрейший отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительность.

30. Кто служит главе народа посредством Дао, не покоряет другие страны при помощи войск, ибо это может обратиться против него. Где побывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы. Истинный полководец побеждает и на том останавливается, и он не осмеливается осуществлять насилие. Он побеждает и себя не прославляет. Он побеждает и не нападает. Он побеждает и не гордится. Он побеждает потому, что его к этому вынуждают. Он побеждает, но не воинственен. Когда существо, полное сил, становится старым, то это называется отсутствие Дао. Кто не обладает Дао, погибает раньше времени.

Кто служит главной части народа раскрывая причины появления Исследования, тот не покоряет другие страны с помощью разрушительных утверждений, ибо это в итоге обратится против него самого. После воздействия разрушающих устоявшиеся взгляды утверждений, активно возрождается защитное упрямство и колкие замечания. После воздействия разрушительных учений, долгое время отсутствует желание думать.
Истинный полководец побеждает глупые утверждения и на этом останавливается, не осмеливаясь насильно внедрять, казалось бы, правильные взгляды. Он побеждает, но не возвеличивается от этого. Он побеждает, но не высмеивает. Он побеждает, но не подвержен тщеславию. Он побеждает потому, что его к этому вынудили утверждения невежд. Он побеждает, но не старается все разрушить. Когда разумный человек, полный творческих сил, продолжает утверждать отжившие со временем взгляды, это называется отсутствием понимания Пути развития. Кто не придерживается принципов Исследования, погибнет раньше времени.

Продолжение следует.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"