Аннотация: Чем Дерево Жизни отличается от дерева познания добра и зла?
Продолжение эссе 28.
В истории грехопадения несколько ключевых символов, но самым важным возможно является Древо Жизни.
В книге Бытие (2:9) говорится:
"И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла."
Обратите внимание - запрет был только на вкушение плодов с дерева познания добра и зла:
"А от дерева познания добра и зла не ешь от него..." (Быт. 2:17)
Что касается Дерева Жизни, то никаких запретов до грехопадения не было.
Следовательно вкушать от него не запрещалось.
Но после грехопадения происходит вот что:
"...и вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь, как бы ни простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно".
(Бытие 3:22)
Именно тогда Бог ограждает путь к Дереву Жизни, поставив херувимов с огненным мечом (Быт. 3:24), чтобы человек не жил вечно.
Почему сатана предложил Еве вкусить плодов с дерева познания добра и зла, а не с Дерева Жизни?
Напрашивается вывод, что скорее всего сатана боялся утратить влияние на первых людей, которые после вкушения плодов Дерева Жизни наверняка стали бы абсолютно свободны от влияния сатаны!
Что же символизирует Древо Жизни?
В книге Притчей Соломоновых есть прекрасное сравнение:
"Она [мудрость] - древо жизни для тех, которые приобретают её, и блаженны, которые держатся её". (Притчи 3:18)
Это очень важная информация для нас, поскольку здесь мудрость отождествляется именно с Древом Жизни!
Но никак не с деревом познания добра и зла.
Почему?
Знающий человек и мудрый это два разных человека.
В контексте учения Христа плод мудрости есть праведность. Праведник априори есть мудрец в глазах Бога.
А вот человека знающего Писание наизусть, но ведущего греховную жизнь, мудрецом назвать никак не получится.
Следовательно плоды Дерева Жизни дарят мудрость, а значит и святость, о главенствующей роли которой в обретении бессмертия мы уже подробнее говорили в эссе 28.
Таким образом если бы Ева с съела плодов с Дерева Жизни, то обрела бы мудрость и стала бы абсолютно неподвластна коварному влиянию со стороны сатаны.
Если углубляться в эту тему дальше, то следует вспомнить такие слова Христа из книги Откровения:
"Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия".
(Откр. 2:7).
А в В Новом Завете читаем:
"...Христос - сила Божия и премудрость Божия"!
(1 Коринфянам 1:24)
Христос и есть Слово, Мудрость Божия и одновременно Древо Жизни, возвращающее нас к мудрости и вечной Жизни в Боге!
В раннехристианской традиции (например, у Оригена, Афанасия, Григория Нисского) Христос не просто учитель, а именно воплощённая Премудрость.
Христос не учит мудрости - Он и есть Мудрость, ставшая человеком, чтобы мы стали богами (Пс. 81:6, Ин. 10:34).
Это возвращает нас к началу разговора:
Адам и Ева хотели стать как Боги через одно знание, что невозможно, а Христос ведёт нас к вечности через мудрость, исходящую из Него Самого!
Евхаристия и есть внутренний процесс вкушения плодов с Дерева Жизни - Христа.
Что же это за плоды?
Спаситель говорит:
"Я есмь хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек... и хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира".
(Ин. 6:51)
Христос по существу говорит:
"Я - Древо Жизни. Вкушайте Меня - и будете жить"!
Если Христос есть Премудрость Бога, то выражение:"вкушайте Меня"
означает:
Вкушайте Меня - Премудрость Божью, и будете святы, а значит и вечны!
То есть в Евхаристии человек приобщается к Жизни в её Божественной целостности.
Христос говорит:"Я есть свет мира"!
Евхаристия это питание сердца Светом Истинным - Христом, вечно исходящим от Света Истинного - Бога!
"Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".
Если рассматривать все эти события как учит апостол Павел, то есть как назидательные образы на духовном пути, то главный урок в том, что основные усилия должны быть направлены не на поиск и рост знаний в уме, а прежде всего на поиск и рост праведности в душе!