Аннотация: Непросто сказать, в чём заключается истина, но ложь очень часто легко распознать. Альберт Эйнштейн
"АДЖИКА" С ХРЕНОМ ИЛИ ХРЕНОВАЯ ИСТОРИЯ ОТ АДЖИ МУРАДА.
Как-то лет 5 тому назад, зная моё увлечение историей, предложил мне один мой хороший приятель прочесть книгу профессионального писателя, географа и историка Аджи Мурада, "Полынь Половецкого поля". Долго я не следовал его совету пока в интернете не столкнулся с одним "знатоком" истории, который в споре со мной, ссылаясь на выше указанного автора, не привёл мне выдержку из его книги. Вот тогда я и решил, что такой "шедевр" исторической мысли пропускать нельзя.
Признаюсь честно, - захватил меня этот "титанический" труд сразу же с первых страниц. Конечно, книга не написана слогом великого мастера слова, - не Гоголь и не Толстой, даже не Солженицын. Зато книга весьма познавательная. Но и не своими сенсационными (для автора) гипотезами и находками увлекла меня она. Просто мне стало интересно, а есть ли предел человеческой глупости и невежеству, олицетворением которых выступает автор этой книги. Нет, я не хамлю и не злословлю, ведь это же сам Аджи пишет: "Мне стыдно в первую очередь за себя, за свое невежество...". Поверьте, мне тоже стыдно за невежество автора, назвавшегося профессиональным историком но, не знающего даже точные исторические даты известные, наверное, даже школьнику. Так, например, нападение русичей на Амстриду у него фиксируется 860 годом, тогда как вполне основательно доказано, что это событие произошло двадцатью годами раньше, а церковный Эфестский собор, состоявшийся в 431 году Аджи перенёс на 449 год. Дальняя оборонительная система Москвы у Аджи начинает строиться уже 1613 году, когда ещё в самом сердце государства буйные ватаги казаков и иноземцев жгут, насилуют, убивают, грабят, совершают набеги и погромы, в период названный впоследствии "смутным временем". В действительности же строить её начали лишь в 1636 году. Таких казалось бы мелких ошибок у этого "профессионала" масса, но все вместе они как нельзя ярче показывают степень познания сего писаки-мыслителя. И такой вот "специалист" судит о том, правильно или нет, преподнесена нам наша история. Мало того он вносит в неё свои поправки. Так, например, украинцы у него это тюрки. Доказательство? Есть и доказательство.
"Если у украинцев не тюркский, а какой-то иной корень, то почему их предки носили папахи, как тюрки, носили сапоги и шаровары...?"
Железная логика. С такой логикой, как у Аджи, наше будущее поколение нас уважаемый современник легко может записать в пиндосы (америкосы), - мы ведь тоже носим кроссовки, джинсы и бейсболки.
Так вот, читая эту "полынь" я вскоре понял, что имею дело с обычной крысой, - мерзким грызуном истории. Таких крыс сегодня развелось не меряно. Чтобы понять, как эти отвратительные зверьки обгрызают историю, предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествию по истории от Аджи Муры. Сразу скажу, изучать её мы будем как бы из нутрии, - примерно как в "Парке юрского периода". Правда, не на экране телевизора, а в нашем с Аджи путешествии в историю по страницам его книги. Надеюсь, читателю будет интересно побродить вместе с нами по неведомым тропам средневековья проторённым лично Аджи.
Часто маститый писатель начинает своё повествование каким-то крылатым афоризмом пословицей или высказыванием знаменитости. Я, хоть и не профессионал в области борзописания но, в силу консервативности характера, изменять традиции не стану и начну с крылатых фраз Аджи. И всё же, начало моей книги будет несколько не традиционным. Начнётся она с имён личных великих кипчаков-тюрков, приводимых в книге Аджи, что как правило, принято делать в самом конце. Но указатель этот вполне может сойти и за мудрые высказывания автора. Так что, да буду я прощён читателем и автором "полыни". Аминь! (Кстати, - слово тюркского происхождения, как уверяет Аджи.)
Ну и что бы было понятнее, то сразу поясню; в кавычках и выделенным шрифтом подаётся прямая речь Аджи, то есть выдержки из его книги. Итак...
Указатель собственных имён великих тюрков.
Абдусалам Аджи - прадедушка Мурада. Гроза и ужас кавказских овчарок.
Аттила - тюрок, кавалер различных орденов. Царь с шашкой. Он же "Бич Божий". Гроза и ужас диких европейцев.
Арбагаст- хан, "...по-тюркски его имя звучало "Рыжая глотка". Грубиян отчаянный...".
Аларих -хан, "...предводитель латинских кипчаков...". В 410 году кипчаки под его предводительством "...всё-таки взяли Рим и разграбили его...".
Александр Македонский - хан... Извиняюсь, погорячился. Александр Македонский среди знаменитых кипчаков у Аджи не числится. Странно. Видно не доглядел чего-то Аджи. Не доработал. Ведь всем хорошо известен белый конь Александра "Буцефал", видимо на нём он и изображён на древней фреске. А раз на коне, то уже кипчак. Ведь до прихода тюрок в Европу не один европеец на коне верхом не сидел. В Европе "...впервые увидели конное воинство в IV веке" с приходом туда Аттилы.
Аршакиды - "...знаменитая династия Аршакидов была из тюрков Алтая..."
Аэций - "...красавец мальчик... с Аттилой проходил свои "университеты". В результатате оказался более способным и нанёс поражение самому Аттиле. Правда, Аджи с этим не согласен, "у тюрков была непобедимая армия"
Бенедикт Нурсийский - основатель монашеского ордена бенедиктинцев, "...тоже из кипчаков осевших в Италии..."
Будда - без комментариев.
Гейзерих - хан, "...другой тюрок..., он разбил объединённую армию Восточной и Западной империи...".
Иордан - историк, автор описания истории готов "Гетики" "...он, конечно, был кипчаком...".
Констанций - римский император, "...он был родом из дунайских кипчаков...".
Кирилл и Мефодий - просветители, создатели "кириллицы". "...Родились братья в Дешт -и - Кипчаке в каганате Великая Булгария... Говорили на тюркском (или как его теперь называют "протоболгарском"). Что в них было славянского?..."
Лев III Исвар - "...сел на трон Византии. Выдающийся был человек. В жилах нового императора текла благородная тюркская кровь... Лев Исвар, этот отчаянный кипчак... всю жизнь боролся с тюркским миром...".
Митрополит Филипп - "...кипчак из благородного рода Фёдора Кобылы...". Из рода Кобылы? Спора нет, - конечно, кипчак, и конечно благородный!
"...Карл Великий, Людовик Благочестивый, Генрих Лысый..." тоже были кипчаками, они имели прозвища, а "...это совпадало с древней традицией, у тюрков человек и даже род всегда имели прозвища вернее второе домашнее имя...". И всё же Александр Македонский по всем параметрам кипчак. И не он один. Ярослав Мудрый, Александр Невский, Юрий Долгорукий и множество других русских князей с "домашним именем", а также римские консулы Помпей Великий, Сципион Африканский, - чистокровные кипчаки. Жаль вот не повезло Ганнибалу, - у него, кажется, не было "домашнего имени". Но, в конце концов, должен же был быть у тюрков хоть один достойный соперник. Не всех Господь сподобил быть благородными тюрками.
На этом пока остановлюсь перечислять имена "благородных тюрков" и отправлюсь с Аджи в путешествие по средневековью.
Европа до пришествия спасителей.
"...Европа до прихода тюрков являла собой печальное зрелище. Это был "музей" первобытного человечества под открытым небом...".
Мрачные тёмные леса. Сырой пропитанный гнилью болот воздух. К подножью вековых деревьев едва проникает свет солнечного дня. Кругом болота и трясины, комары, мошка и ядовитые змеи. Совершенно дикие, непроходимые и не пригодные для жизни места. Сам я не за что в жизни не отважился бы отправиться в эти края раннесредневековой Европы. Но со мной мой хороший приятель, - знаменитый журналист, географ, историк и просто очень смелый на всю голову человек, - кумык Аджи.
Кто не знает, скажу. Кумыки это такая народность. Но так как русскими "делалось всё чтобы люди забыли о прошлом" (кстати и "Ватикан работал над этим"), из-за сплошного "обмана народов который давно стал нормой в России", о кумыках естественно и мало кто знает. А ведь это потомки великого народа кипчаков, некогда, как уверяет Аджи, "покорившего Европу и весь мир". Ведут своё начало кумыки из Великой Степи, а это вам не дикие и непроходимые леса и трясины. Здесь, "где степь разглажена ветрами, распахнута солнцу - открытая, гостеприимна,я добрая" всегда светло и радостно. Бабочки порхают, кузнечики... Красота! Куда не глянь кругом всё на виду, глаз отдыхает. Ковыль как море..., жаворонок в небе..., ромашки..., а больше всего радует душу емшан-трава. По-русски это просто полынь. А вот "для степняка не было роднее запаха, чем у емшан-травы". Кипчаки даже "вешали на шею кожаный мешочек и клали туда щепоть сухой полыни...". Полынь как хорошо всем известно, старинное народное средство от блох. Ну это так, - к слову. Вот от этих самых кипчаков и произошли кумыки. А кипчаки это не кто иные, как очень древний и славный своей культурой народ - тюрки. Им, как убеждён Аджи, аж три тысячи лет. Кстати именно от них и нахваталась цивилизации захолустная Европа. Ведь до "пришествия" сюда тюрок, (именно так выражается автор "полыни", - не нашествия, а пришествия) Европа почти вся, особенно Центральная "пустовала". "Кипчаки были первопроходцами... европейских краёв", - и вообще, если кто не в теме, - "Европа зачата тюркской плотью".
Мы же с Аджи, вооружившись мудростью его великого народа, среди которого, если не считать моего приятеля, нет "ни одного известного учёного, поэта, писателя, артиста или врача", как раз и бродим по тем лесам Центральной Европы (где-то в районе современного Киева), когда тюркская плоть ещё ничего здесь не зачинала.
Страшное дело... Картина мрачная. В лесу только лишь дикие звери - вепри, рыси, волки... Но все они обходят нас десятой дорогой. Хотя, какая уж тут дорога в лесу? Если даже у римлян в империи в то время было "от силы две-три дороги" и те качества, так себе, мягко говоря, не европейского. И хоть мы, пока, к этим дорогам не добрались, но о них, видимо, чтобы я не сильно разочаровался и не был потрясен, когда их увижу, мне уже успел поведать Аджи.
Огромный медведь, старинный хозяин леса, появился как будто неоткуда. По правде говоря я прилично сдрейфил и мысленно уже простился с тобой мой читатель. Но стоило медведю только взглянуть на моего приятеля, как он тут же ломанулся что есть мочи в лесную чащу. Лишь хруст сухого бурелома да валежника только и напомнил о его недавнем присутствии. Заметив моё удивление, Аджи самодовольно улыбнулся.
- У нас это наслдственное. Вот, например мой прадедушка Абдусалам. "Однажды на него бросилась огромная кавказская овчарка, но он, ни на шаг не отошел, а лишь посмотрел на нее своим тяжелым взглядом. Бедный пес припал к земле и, жалобно скуля, пополз прочь. А прадедушка пошел дальше...". Настоящий кипчак был.
Я восхищённо, как ребёнок на новый велосипед, смотрел на моего спутника. Какие они всё же эти кипчаки...! Видимо помнит медведь где-то на уровне своего звериного подсознания кипчакского "удальца с ножом в руке", для которого одной из любимых забав было завалить хозяина леса в честном единоборстве и который в "мгновение броска" мог "осадить зверя железом. Одним ударом в самое сердце...". Правда Аджи не выдаёт главного секрета этого торжества человека над зверем. Но мне доводилось слышать от знающих людей, что сначала кипчак швырял в морду медведя полную горсть липкого вонючего субстрата, у славян это субстрат издревле называется гавном. (И без Аджи понятно,- слово тюркского происхождения, и переводится, как "то чего не жалко для друга".) Заранее кипчак им естественно не запасался, но когда перед ним неожиданно появлялся неведомый степному удальцу зверь... (Посудите сами, - откуда в степи взяться медведю? Может спутал его Аджи с тушканчиком или сусликом?) Так вот, увидев вставшего перед ним на задние лапы огромного, страшного, разъярённого и неведомого зверя, сообразительный кипчак тут же включал смекалку. Он швырял жменю зловонного, жидкого от скоропостижного выделения испражнениения в рожу зверя, а потом уже ослеплённого и лишённого обоняния приканчивал его ножом. Наверное, именно таким образом зачистил от хищного зверя "удалец с ножом в руке" жизненное пространство для человека в дремучей Европе. Видимо, лесные обитатели хорошо усвоили преподнесённый им степняками урок; только этим я и могу объяснить столь трусливое поведение медведя и прочей лесной живности.
Так вот, хранимые Тенгри (о нём ещё речь впереди), мы уже несколько часов к ряду лазаем по раннесредневековому Европейскому лесу. Людей, не единой души. Где-то рядом бьётся неистово головой о сухое полено дятел, да голоса неведомых птиц сопровождают нас на всём протяжении нашего опасного путешествия. Вдруг, всё мгновенно затихло, - замерло, как будто в ожидании чего-то рокового, неотвратимого и..., - нарушая, гробовую тишину, лес зашумел листвой, поднявшийся, неожиданный, чуть ли не ураганный ветер, стал раскачивать верхушки вековых деревьев; где-то завыл волк одиночка. Мы невольно остановились. И тут (это было так неожиданно) над лесом, едва не задевая макушки деревьев, пролетело, огребая метлой, как веслом, непонятное существо. Было жутковато на душе, но я всё же успел рассмотреть грубые черты лица человека сидящего в чём-то наподобие бочки, напоминающей по форме разовый стаканчик. Длинные развевающиеся на ветру волосы говорили о том, что это скорее женщина, чем мужчина. В памяти всплыл известный персонаж русских народных сказок. Я хотел было расспросить об увиденном чуде моего спутника, но так и застыл с открытым ртом...
- Баба-Яга! Баба-Яга! - Послышались вдруг голоса где-то в глубине леса. И вскоре из зарослей гонимые ужасом выскочили несколько десятков человекоподобных существ в звериных шкурах на голое тело. Бросая на ходу увесистые, сучковатые дубинки (своё оружие) они бежали, куда глаза глядят, не обращая на нас внимание и опять треск валежника и бурелома заполнил образовавшийся вакуум.
-Выходит Баба-Яга и впрямь существовала, - наконец справившись с оцепенением, спросил я у Аджи с растерянным и весьма глупым выражением на лице. Я это отчётливо почувствовал, когда заметил саркастическую улыбку, проскользнувшую на губах моего приятеля. До этого не один мускул не дрогнул на мужественном лице кумыка.
-Глупости всё это, суеверия, - с чувством превосходства взглянул он на меня.
-А кто же это сейчас пролетел если не баба...?
-Мужик! - не дал мне окончить фразу Аджи. "У кипчаков этот персонаж был мужчиной и назывался "Бабай-ага". Где опускался "Бабай-ага", там священное место". Добрейшей души человек был этот Бабай-ага, "он летал в ступе и приносил людям счастье". Да ты с ним, наверняка, знаком, - заочно. Ведь это он "стал прообразом Будды". Кстати, - он из наших, из кипчаков.
-Да ну, не может этого быть, - возмутился я, вспомнив, что Будда имел чисто украинские корни.
Именно к такому выводу, опираясь на многочисленные источники, пришел великий украинский исследователь, профессор Валерий Бебик. (Кстати тоже крыса, но более матёрая - профессор, как-ни-как) Из его статьи "Большой скиф Будда: пророк, который не знал Бога?", следует, что основатель буддизма был уроженцем Сумщины или Черниговщины. Одним словом наш, - хохол. Кстати по-тюркски, просветил меня Аджи, хохол - это "небесный человек". Мне это нравится, - мы такие...! К тому же Будда, летящий в ступе по небу, вполне вписывается в "небесного", и на тебе, - он оказывается кипчак. Это же просто удар ниже пояса по, моему украинскому достоинству. Во мне закипало негодование но, не дав ему выплеснуться, Аджи затушил его своим незаурядным кипчакским интеллектом, навесив мне на уши очередную порцию лапши.
-"Алтай и Индия прежде, две с половиной тысячи лет назад, были как одно целое, - с умным видом восточного мудреца повёл своё повествования мой приятель, - они жили единой духовной жизнью, их соединяли дороги (знаменитый Висячий проход) и родственные связи людей. Ведь с Алтая в Индию переселилось много народа. Тюрки правили в Северной Индии, создали там свое государство.
То время сохранилось в древних индийских легендах. Одна из них рассказывает о "нагах", людях, поклоняющихся змею. Так индусы называли тюрков, страна которых лежала далеко на севере, там, где спрятаны несметные сокровища и железный крест. Под именем Шамбху они знали эту страну. А еще ее называли Шамбхкала (по-тюркски "светящаяся крепость").
Наги были музыкальные существа, любившие поэзию. Их женщины славились редкой красотой. В Индии хранится старинная книга "Махарабхарата", в которой рассказывается, как сюда пришла религия, как сложилась духовная культура... Тюркам там уделено достойное место.
Стоит ли много говорить, если Будду (а учение о нем появилось именно в те годы!) индусы называли "Шакьямуни", то есть "тюркский бог"... Значит, учение о нем распространяли именно они, тюрки. Тем более что Будда перевоплощался в нага, как говорит легенда".
Я и не знал, что священный город-страна Шамбала (Шамбхкала) расположенный, как гласит легенда, где-то среди недоступных гор, где по древнему преданию жили, а как считают на Востоке и поныне живут только достигшие, подобно Будде, просветления бессмертные учителя-полубоги (аватары), - Шамбала, в которую простому смертному пути нет, в которую тщетно пытались найти дорогу Николай Рерих и Елена Блавадская, - в эту Шамбхкалу тюрку (нагу) попасть было проще, чем нынешнему горожанину в платный общественный туалет. Они, там, оказывается, жили и можно сказать, запросто, без стука, ногой открывали туда дверь. Вот был пробивной народ. Евреи отдыхают. У них подобное мог себе позволить только Моисей, который бывало, забивал стрелку Богу на горе Синайской. А Тот ему при этом выдавал для отмазки расписку в виде скрижалей, в том что он (Моисей) встречался именно с Ним, а не хаживал по бабам к какой то там "вавилонской блуднице" типа Иштар или чего доброго к тюркской Умай.
Зато, я точно знаю, что в "Махарабхарате" (для чтения которой совсем не обязательно ехать в Индию и которую может найти любой желающий её прочесть в интернете) тюркам не уделено ровным счётом ни какого "достойного" и даже недостойного места. Хотя бы по той простой причине что, когда составлялась эта мудрая восточная книга, такого народа как тюрки не было и в зародыше, да и Будда Шакьямунди переводится несколько иначе, а именно "Пробуждённый Мудрец из рода Шакьев", но я не стал спорить с ещё более мудрым чем даже сам Будда кумыком. Всё-таки чужое время в которое мы забрели, - дремучее средневековье, - нам, двум цивилизованным людям, желательно не ссориться и держаться вместе, - мало ли чего...
Так, слушая наставления моего учёного друга, незаметно для себя мы пришли к временам, когда в необжитых дебрях Европы появилась "тюркская плоть", когда "Аттила пришёл в Европу и стал по-новому кроить её". Мы пришли в эпоху Великого переселения народов.
Чем привлекательна эта эпоха?
"Именно в эпоху Великого переселения народов венеды, как народ, распались на отдельные племена".
Читатель не знает кто такие венеды? Вспомните, - совсем недавно, как раз их мы и встретили в лесу, в ужасе разбегающихся от добряка Бабая-аги. А уже вскоре, как полагает Аджи, появились и первые славяне.
-Но только почему дикие венеды вдруг стали славянами? Почему они не остались при своём старом названии?
-Видишь ли,- "до середины V века венеды жили в центре Европы, тогда их и потревожили гунны - так греки называли тюрков-кипчаков". И вот, после того как гунны их потревожили, после своего, так званого, "пришествия", "венеды надолго стали "живым товаром" на невольничьих рынках Европы и Востока". Правда, долгое время их продавать в Европе было фактически негде. Не было нормальных рынков сбыта. И лишь после того как тюрки построили Константинополь и создали государство Византию, только лишь "весной 591 года три невольника-венеда попали в Византию, и в истории Европы появилось зафиксированное имя "словины".
- Да разве Византию тюрки...?
-"А кто создал государство Византию? Это была страна не эллинской культуры! Там чёткий след тюркского начала". Это всё и ежу понятно, все историки это знают, но замалчивают, ведь тюрки были на голову выше, умнее и красивее всех живущих тогда на Земле людей. "Могла ли потом, после реванша Европа простить степнякам свою былую слабость? Такое не прощается. Поэтому и стали степняки на века изгоями Истории".
-Во как?
-А ты думал как? Но не будем отвлекаться. Ты ведь хотел узнать почему венеды, стали называться славянами, - пошли, посмотришь, улыбнулся Аджи ехидно.
Мы опять направились к лесу. Но тут, неожиданно, откуда-то появились лихие всадники с крестами и двуглавыми орлами на знамёнах и с шашками в руках. С криками "ура", совершенно не замечая нас, пришельцев из другого времени, мчались они за кем-то в погоню. Впереди, бряцая орденами во всю грудь, мчался низкорослый, коренастый с редкой бородкой и толстенной шеей с кожей землистого цвета, мужчина, размахивая шашкой и увлекая всех за собой...
- Чапаев, что-ли? - оглянулся я на Аджи
-Сам ты Чапаев, - Аттила! - с гордостью произнёс мой гид по прошлому.
-Это что, гунны? - удивился я.
-Да, - тюрки Атиллы.
- А почему они с шашками? Ведь этот боевой клинок появилась только в XIII веке.
- Так ведь тюрки же? - удивлённо уставился на меня Аджи. - Ты что не понимаешь?
- Ну так и что с того что тюрки, - может у них уже в V веке и кольты с винчестерами имелись?
- Зря ты иронизируешь, - кольтов и винчестеров у них, конечно, ещё не было, но вот боевые клинки изготовленные тульскими мастерами для воинов Аттилы, уже тогда славились на весь мир.
- Кем изготовленные? Какими мастерами? Тульскими? - я уставился на Аджи, как врач на безнадёжно больного. Его это слегка покоробило, но он быстро пришёл в себя и таким же взглядом одарил меня:
- Ты что с неба упал, - не знаешь, что Тула всегда славилась своим оружием. Кстати тюрки её и построили. Хотя ты, конечно, может быть и не знаешь. "В Дешт-и-Кипчак имелись города, куда запрещали приезжать иностранцам. Один из них нынешняя Тула, назывался Толу (по-тюркски "полный", "колчан набитый стрелами") или Толум (вооружение), в нём в V веке жили кузнецы-оружейники". Далековато конечно от родной полынной степи, но для тюрка крюк в 3 - 4 сотни километров не расстояние. А для того чтоб было где передохнуть по пути за шашками и шпагами тюрки воздвигли ещё и город Орёл. Ты думаешь своё название город получил от имени этой гордой птицы. Ошибаешься, "из названия категорически исключается птица, она рядом не сидела. Тюркские названия особенные. В них приметы. Например, "Орел" - "дорога на подъем" или "верхняя дорога". Из названия опытный кипчак поймет, что город возник на большой дороге, которая, судя по всему, вела из степных областей Дешт-и-Кипчака в Тулу, к оружейникам". Понял?
- Если честно, то не хрена не понял. А не опытному кипчаку как тогда быть? Как он из этого глубоко засекреченного названия узнает, куда ему за шашкой мотылять и куда ведёт эта "дорога на подъём"?
- Кипчаки все опытные, - настоящий кипчак всегда дорогу к оружию найдёт. "Любовь к коню, оружию..., приходила к ним с молоком матери". А Тула, - это и есть оружие. Тюрки-наги, они ведь, если помнишь, "были музыкальные существа, любившие поэзию", даже песню про Тулу сложили, - тюркская-народная, старинная казачья песня:
Тула веками оружие ковала,
Тула похожа сама на ружьё.
Слышится звон боевого металла
В древних названиях улиц её.
Улица "Курковая", улица "Штыковая"
И "Пороховая", и "Патронная", -
"Дульная", "Ствольная", "Арсенальная",
Улица любая оборонная...
- Её пели всадники Аттилы, когда шли победным маршем на Рим.
-Да ну?
- Вот тебе и ну!
- А почему это у Аттилы вся грудь в орденах, как у Брежнева, это что, - награды за Рим?
-Да потому, что тюрки и придумали ордена. "Орден" тюрское слово - "данный с верху". Им награждали и во времена Аттилы. Великий полководец сам имел немало орденов"
- Во даёшь, а кто же давал Аттиле "сверху" ордена, кто его награждал?
-Ну ты спросил, - слегка смутился Аджи, но быстро нашёлся и шуткой ответил, - А кто Брежнева в своё время награждал? Были-бы ордена...
-Так в том-то и дело что при Аттиле их ещё не было.
-Ну это надо ещё доказать. Если ты думаешь, что удостоверения с гербовой печатью на награды Аттилы сохранились, то знай, "тюркские документы уничтожены, как всё тюркское".
Впрочем, ты ведь хотел узнать почему венеды стали называться славянами, а не кто и за что награждал Аттилу, так следуй за мной дальше...
Я из любопытства решил досмотреть всё же новую картину из прошлого до конца и поэтому тупо зашагал к лесу вслед за моим гидом. Но едва вступил в тень огромных деревьев, я услышал крики которые надрывно и жалобно раздавались впереди.
- Словлены! Словлены!
А вскоре показались возвращавшиеся всадники Аттилы, тащившие чуть ли не каждый за собой на аркане по пленному венеду. Это именно они, пойманные гуннами венеды, надрываясь, орали во всё горло, давая весть избежавшим пленения сородичам о своей неудачливой судьбине. Так у них было заведено.
Словлены! Словлены! - раздавалось как будто эхом из глубины леса, но уже радостно. Это кричали ликуя сородичи пленников. А почему бы и не порадоваться, ведь у них теперь в лесу больше натур-продукта на душу населения. Голод не тётка, и на съедобных корешках, ягодах, грибах и прочем подножном корме не пожуируешь. А другого ничего и нет. Дичь не поймать зверя не завалить, ведь венедам "незнакомо ношение оружия, так как страна их не знает железа" и они "довольствовались собирательством". Древняя поговорка - лишний рот хуже пистолета, как раз и пошла именно от венедов.
-Теперь понял, - вывел меня из оцепенения Аджи.
- Не хрена не понял.
-Ну что тут не понятного. Поймали твоих венедов и волокут продавать в рабство. "А люди, попавшие в рабство, как скажут о себе? "Мы словлены". От слова "лов". Значит, они - пленники! Заметим в "Истории" Симокатты зафиксировано именно слово "словины ... А венеды? Как могли они называть тюрков? "Половцы!" Только половцы. "По", как отмечал английский историк Дж. Флетчер, в древности означало "народ", отсюда по-ловец - народ-ловец".
- Но ведь это гунны, а не половцы. Половцы, они хоть и тюркоязычны, но их первое появление у русских границ относится лишь к 1055 году. А не задолго до этого, их не знали не славяне, не венеды, не даже греки или иные европейские народы. Как же могли в V или VI веке венды назвать тюрков этим именем? Нет Мурад, ты не прав.
- Ладно, "чтобы не спорить по-пустому... обратимся к источникам, документам и логике. Например Карамзин указывал "при Олеге" на Руси не знали о половцах. Киевляне этим словом не называли своих южных или восточных соседей. Почему?
Потому что в Киеве царствовало двуязычие, но письменность была тюркская - глаголица. А в тюркском языке нет слова "половец", есть "кипчак", им и пользовались. Но когда к власти пришел новый правитель, князь Владимир, тюркский язык как государственный сменился на славянский. И - в обиход вошло слово "половец"... Правда, Карамзин увидел здесь не смену правителя и языка, а появление нового "народа" у границ Руси.
Однако переселения народов в XI веке не было! Не могло оно быть, поэтому неоткуда было взяться новому народу. Народы же "не падают с неба", как учил сам Карамзин".
- И это ты называешь источник, это документы? А логика... Гунны значит упали, а другим уже и упасть негде? Ну да ладно, допустим народы и не падают с неба, но где тут твои "источники и документы" в которых бы подтверждалось, что у славян "царствовало двуязычие". И даже если и так то, ведь русские летописи говорят о том, что до половцев, когда славяне, по-твоему, разговаривали ещё по-тюркски, в степях южнее границ Руси хозяйничали печенеги, но опять же не кипчаки, которых и вытеснили в XI веке половцы.
Что значит на тюркском языке печенег? Коль уж ты такой дока шпрехать по тюркски, что знаешь даже про "Орёл", то смысл слова "печенег" должен и подавно знать.
"Нелепость присутствует и в истории с печенегами, внезапно появившимися и внезапно исчезнувшими. Это тоже не народ, а одно из названий кипчаков. Так называли воинов восточного кагана, который в VIII-IX веках пытался объединить тюркские каганаты в единое государство".
- Да? Но так ведь я так тоже могу сказать, что не было такого народа как вандалы или гепиды, а так раньше называли античные авторы воинов славян. Тем более что всем известно, что германские авторы их к германцам не относят. А Фридрих II, так тот вообще писал, предупреждая соотечественников: "Русские происходят от гепидов, разрушивших Римскую империю...". Ты мне лучше объясни, почему до того как славяне в срочном порядке поменяли свой государственный язык, (Кстати, о каком "государственном" языке может быть речь у диких славян?) в котором они якобы пользовались словом "кипчак", те же славяне, пользуясь ещё тюркским языком, предпочитали говорить не кипчак, а "печенег". Мы же с тобой не называем "чекистами" или даже "красноармейцами" весь русский народ, который пытался в 1917 году, свергнув царя, построить справедливое государство?
- Да что ты такой назойливый? Ты что мне не веришь? Тогда вот доберёмся до времени когда появилась Киевская Русь, точнее "каганат Украина" и сам всё узнаешь. А пока пошли дальше. Надоел ты мне. Ты только посмотри, какие дикие люди эти ужасные славяне. Они "не знали металла, ... топоров у них не было. Они лес выжигали, как и в первобытную пору". Видишь, "у венедов той поры представлений о современной им культуре, о цивилизации не было даже в зачатке?! Выходит, Римскую республику окружали первобытные племена... Это даже не укладывается в голове, но Центральная и Северная Европа до прихода тюрков являли собой печальное зрелище. Это был "музей" первобытного человечества под открытым небом...".
Знаешь что Мурад, давай-ка лучше будем отсюда выбираться. Погостили в чужом времени, пора и честь знать. Отдохнём дома денёк другой, и потом видно будет, направим ли мы свои стопы в Европу, где тюрки уже навели порядок и которая, после их пришествия, приобрела человеческий вид или лучше уж сидеть дома. Пошли отсюда, а то мне тут как-то не по себе.
История не подпорченная "крысами".
Ну вот я и дома. Долго я не мог прийти в себя после всего увиденного и молча сидел уставившись на горы книг об истории и по истории, которые я собирался прочесть. Теперь они не нужны и годятся, разве что в макулатуру или для растопки камина. Логично было бы, конечно, их сначала перечитать, а потом...
Первоисточники...? Логика...? Что там говорил мне о первоисточниках и логике Аджи? А ведь никаких первоисточников, никакой логики и не было. А если и была то, мягко говоря, довольно своеобразная. Весьма интересная и даже комичная логика у моего приятеля. Ну скажем, если в современном буддизме непременно присутствует ступа, то Будду надо в неё обязательно втиснуть и отправить в полёт? Тоже мне, нашёл Гагарина. А что такое ступа в буддизме?
Ступа - это центральный символ буддизма. Она напоминает о возможности всех существ распознать природу Будды. Там, где буддизм пускал корни, со временем начинали строить ступы, которые также называются "чёртен", "тупа", "чайтья", "пагода", "дагоба" и др. Напоминают эти ступы своего рода мавзолеи или даже часовни различные по своей архитектуре и размерам. И естественно ничего общего со ступой Бабы Яги не имеют.
Основное значение ступы заключается в том, чтобы быть символом просветления, которому можно делать подношения и благодаря этому накапливать заслугу, т.е. позитивные впечатления в уме.
Много ли позитивных впечатлений оставляет бочка с летящим в ней "бабаем"?
Так размышляя о логике моего приятеля я чисто случайно взял в руки лежащую на столе одну из книг и в задумчивости раскрыл её. Книгой попавшей в мои руки оказались "Запски о Галльской войне" Гая Юлия Цезаря. Взгляд рассеяно скользнул по странице, и вдруг... - читаю.
"...Т. Террасидий был послан к эсубиям, М Требий Галл - к курисолитам, Кв. Веланий с Т Силием - к венетам".
Что это у Цезаря - крыша поехала? Зачем ему понадобились эти дикари в звериных шкурах? Интересно, зачем это он послал к ним двух своих легатов. Читаю дальше.
"8.Это племя (венеды, у Цезаря - венеты) пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. При сильном и не встречающем себе преград морском прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в руках именно венетов, они сделали своими данниками всех плавающих по этому морю".
Это о ком Цезарь? О венедах, которые спустя даже пять столетий, к приходу в Европу тюрков, не знали металла? Это что, - они сделали всех своими данниками? И чем же это они корабли строили? Они ведь не имели даже топоров? Да действительно Европа представляла собой "музей" первобытного человечества под открытым небом...", коль такие отсталые племена как венеды "сделали своими данниками всех плавающих по этому морю". Представляю какие корабли могли построить эти дикари. Ну-ка что там пишет по этому поводу Цезарь?
"13. Надо сказать, что их собственные корабли были следующим образом построены и снаряжены: их киль был несколько более плоским, чтобы легче было справляться с мелями и отливами; носы, а равно и кормы были целиком сделаны из дуба, чтобы выносить какие угодно удары волн и повреждения; ребра корабля были внизу связаны балками в фут толщиной и скреплены гвоздями в палец толщиной; якоря укреплялись не канатами, но железными цепями; (Интересно, где они брали эти железные цепи? Ведь Аджи меня уверял, что венеды не знали железа, а тюрок тогда в Европе ещё не было) вместо парусов на кораблях была грубая или же тонкая дубленая кожа, может быть, по недостатку льна и неумению употреблять его в дело, а еще вероятнее потому, что полотняные паруса представлялись недостаточными для того, чтобы выдерживать сильные бури и порывистые ветры Океана и управлять такими тяжелыми кораблями. И вот когда наш флот сталкивался с этими судами, то он брал верх единственно быстротой хода и работой гребцов, а во всем остальном галльские корабли удобнее приспособлены к местным условиям и к борьбе с бурями. И действительно, наши суда не могли им вредить своими носами (до такой степени они были прочными); вследствие их высоты нелегко было их обстреливать; по той же причине не очень удобно было захватывать их баграми. Сверх того, когда начинал свирепеть ветер и они все-таки пускались в море, им было легче переносить бурю и безопаснее держаться на мели, а когда их захватывал отлив, им нечего было бояться скал и рифов. Наоборот, все подобные неожиданности были очень опасны для наших судов".
Вот тебе и дикари. А может что-то напутал Цезарь? Хотя... - кто же это тогда? Ведь тюрков "первопроходцев" Европы в Европе к тому времени ещё не было. А что вообще писали современники о венедах.
Оказывается это довольно знаменитый в Европе народ. Венеды знакомы Тациту, Плинию, они упоминаются в Певтингеровых таблицах источника, составленного на рубеже нашей эры, но дополненного и корректированного в IV-VI вв. Знал их и греческий историк Геродот, поселивший их ещё в V веке до нашей эры вместе с кельтами "на крайнем западе Европы". Некоторые из античных историков (Страбон, Тит Ливий) уверяют, что венеды пришли из разрушенной и захваченной в XIII веке до нашей эры греками Трои. Они построили в Европе город Венецию, откуда родом сам Тит Ливий, описывающий этот народ наряду с другими авторами. В средние века существовал город с недвусмысленным наименованием Винета, а в Латвии, как памятник о некогда проживавших здесь венедах может служить название реки Вента, и множество иных памятников своей культуры и своего присутствия в Европе оставили венеды.
Известный историк Птолемей (II век н.э.), пишет, что в его время проживали "венеды по всему Венедскому заливу" (т.е. занимали весь южный берег Балтики), и считает их весьма сильным и могучим народом даже знаменитых готов он зачисляет, сравнивая с вендами в "менее значительные племена" и поселяет готов "около реки Вистулы, ниже венедов". Видимо разбитые и оттеснённые от Балтики венедами готы, во II веке н.э. оказались где-то в верховье Вислы, на вторых ролях. Откуда и двинулись потом к границам Римской империи. Поэтому готский историк Иордан, которого Аджи записал, (кстати как и некоторых императоров Рима и Византии, а также знаменитых первых святителе церкви) в тюрки, пишет о венедах весьма туманно. Чувствуется, что что-то он недоговаривает когда пишет, что венеды "...хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны...". Презирать могущественное племя может только обиженный этим могуществом. У остальных могущество вызывает уважение и почтение. Но не станем гадать как относился к венедам Иордан. А просто вернёмся к Цезарю и послушаем его рассказ о сражении с венедами.
"14. ...Как только он пришел (флот римлян) и показался врагам на глаза, около двухсот двадцати вполне готовых к бою и во всех отношениях отлично снаряженных кораблей вышли из гавани и стали против наших. Ни командир всего флота Брут, ни командовавшие отдельными кораблями военные трибуны и центурионы не могли решить, что им делать и какой тактики держаться в бою. Они знали по опыту, что корабельными носами повредить неприятелю нельзя, а если они и устанавливали на своих судах башни, то они не достигали высоты неприятельских корм, и, таким образом, обстрел их с более низкого пункта был не вполне действителен, тогда как галльские снаряды ( Цезарь считал винедов галлами, а галлы мало чем уступали римлянам в области вооружения. Их мечи, например, были гораздо длиннее и прочнее римских) били с большей силой. Одно только наше приспособление оказалось очень полезным - острые серпы, вставленные в шесты и прикрепленные к ним, приблизительно вроде стенных серпов. Когда ими захватывали и притягивали к себе канаты, которыми реи прикреплялись к мачтам, то начинали грести и таким образом разрывали их. Тогда реи неизбежно должны были падать, и лишенные их галльские корабли, в которых все было рассчитано на паруса и снасти, сразу становились негодными в дело. Дальнейшая борьба зависела исключительно от личной храбрости, в которой наши солдаты имели тем больший перевес, что сражение шло на глазах Цезаря и всего войска и, следовательно, ни одно сколько‑нибудь значительное проявление геройства не могло остаться незамеченным, ибо все ближайшие холмы и высоты, с которых открывался вид на море, были заняты нашим войском.
15. Когда реи, как мы указали, бывали сбиты, то по два и по три наших корабля окружали один неприятельский, и солдаты, напрягая все силы, старались перейти на неприятельские корабли. Когда, таким образом, было взято с бою несколько кораблей и варвары заметили, что против этого все средства были бессильны, они поспешили спастись бегством. Но когда они уже повернули свои корабли в направлении ветра, вдруг наступило на море такое безветрие и такая тишина, что они не могли двинуться с места. Эта случайность особенно содействовала окончанию всего предприятия: гоняясь за неприятельскими кораблями, наши захватывали их один за другим, так что изо всей их массы только очень немногие достигли при наступлении ночи берега после сражения, продолжавшегося приблизительно с четвертого часа дня до захода солнца".
Да, видно здесь напутал не Цезарь, а скорее всего "великий" историк Аджи, показав венедов как рыскающих по лесу с дубинками собирателей корешков и пригодный только для рабской работы на хозяина народ. Не стал бы Цезарь с гордостью описывать победу над таким народом. Другое дело равный в сражении противник, победа над которым доставляет истинное удовольствие и возвеличивает талант полководца.
А как же тогда славяне? Может и с ними Аджи что-то напутал? Не похоже чтоб славяне были вендами. Венеды народ моря, а первые славяне, судя по всему, с морем совершенно не знакомы. Да и не верится мне, что название "славяне" впервые, как уверяет, ссылаясь на Фиофилакта Симокатту Аджи было зафиксировано только в 591 году нашей эры. Давайте посмотрим что там пишет Симокатта о славянах?
"VII ...Они (авары) подослали племя славян, и огромное пространство римских земель было опустошено. Славяне дошли вплоть до так называемых "Длинных стен", прорвавшись через которые на глазах у всех произвели страшную резню. (Интересно чем это они резали, ведь славянам "незнакомо ношение оружия") Император в страхе защищал "Длинные стены" и вывел сюда из города все бывшее при нем войско, создавая из него в спешном порядке как бы самое надежное укрепление вокруг города".
Ещё раз, недоумевая, посмотрел кто автор сих строк. Да нет же он, - Симокатта. Вот тебе и "живой товар". Ай да Аджи! Ай да историк! И это он говорит что российские историки занимаются сплошным обманом? К какому же году относится это сообщение? Может тогда уже славян тюрки окультурили и я напрасно так о моём приятеле историке. Оказывается, - к 586 году. А как же 591, когда впервые было "зафиксированное имя "словины" ? Может что-то напутал Симокатта? Так нет же. Ведь Прокопий Кесарийский, живший на пол столетия раньше Симокатты, писал о славянах следующее:
"Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы".
Ну ведь это же совсем не то что мне показал Аджи... А говорил, что профессиональный историк... Другом назвался. А я ему поверил. Да в гробу я видал лазить за тобой по каким-то Богом забытым дебрям. Не ровён час и в самом деле заарканит какой-нибудь "орденоносец", доказывай потом ему что ты не верблюд. Так стало обидно... Но время великий врач и волшебник. Утром я проснулся уже почти не тая обиду на моего приятеля, а главное меня разъедало любопытство, что же этот Копперфилд от истории придумает в следующем нашем путешествии. Я не минуты не колебался, что вновь отправлюсь с этим "напёрсточником" в прошлое. Тем более, что времена уж не так отдалённые, - становление Киевской Руси. Правда, пока ещё есть время, я решил кое-что подчитать и прихватить с собой какой-нибудь исторический справочник или что-нибудь в этом роде. Не хочется чтоб тебя водили за нос и вешали на уши лапшу. Весь день провёл в подготовке к походу и на следующее утро, вооружившись справочниками, смело шагнул вслед за Аджи в прошлое.
Город зятя.
"Как же можно называть эти древние иконы "русскими", если русские их не писали. Не смогли бы они так написать ...тюрки писали иконы"
Яркий солнечный свет ударил в глаза. Попав в прошлое мы сразу оказались в нескольких сотнях метров от какого-то средневекового города. И хоть город, это сказано слишком громко, но меня, человека из будущего, уже радовало и такое жалкое подобие цивилизации.
- Где это мы, - спросил я своего мудрого приятеля, щурясь от солнца и держа в уме тот факт, что верить Аджи особо не стоит.
- Как где? Взгляни на местность.
Я осмотрелся. Широкая величественная река. Невысокие, но живописные, обрамлённые лесами горы, на одной из которых и расположился этот раннесредневековый городок-крепость
- Похоже, что мы на берегу Днепра, но местность я не узнаю.
- Да это же Киев, - рассмеялся мой приятель.
- Да ну, - удивлёно воскликнул я, - а гора, на которой расположился город, - Старокиевская?
- Да, но тогда она так не называлась. Да и город назван Киевом совсем не в честь славянского князя Кия.
- А в честь кого? - насторожился я. Всё неизведанное и неизвестное всегда настораживает. Тем более, что я и сам не верю в эту красивую легенду, и наконец - то появилась возможность узнать правду.
Но мою попытку узнать эту самую "правду" прервали три невесть откуда взявшихся путника. Они, не замечая нас, горячо спорили о чём-то своём, размахивая посохами и, загребая дорожную пыль босыми ногами, шли прямо на нас совсем не обращая на меня и моего приятеля ни малейшего внимания.
- Вот придём в столицу Великой степи город Биринчи, и ты Кирилл сам убедишься что, "самые известные "доктора Церкви" были отсюда - из Великой Степи", - шустро, совсем как мальчишка, заскочив вперёд идущих и, пятясь задом, пылко доказывал что-то одному из своих спутников один из этой троицы.
- Да, да Кирилл, зря ты так недоверчиво улыбаешься, Исидор прав, - поддержал шустрого мужичка третий спутник, - именно в Биринчи "Европа проходила "свои университеты", здесь черпали знания византийские и римские богословы". Поэтому-то мы тебя и позвали с Исидором "почерпать" знаний в столь далекие степные края. Будь уверен, мы не зря прошлёпаем по степи такое расстояние. Позже нас, "начерпавшихся" в Биринчи, наверняка назовут "докторами церкви". Только ты, когда вернёмся, не говори никому где ты "начерпался". Иначе сюда к тюркам сразу кинутся за мудростью даже иудеи. Ох какие же умные эти тюрки из Биринчи. Придём сам увидишь.
-Да бросьте вы ерундой болтать. Зря я с вами попёрся сюда к чёрту на кулички. Я, Кирилл Александрийский, потомственный епископ Александрийский. Мои деды и прадеды ведут своё начало от "отца православия" Афанасия Великого (Александрийского) и не один из них не говорил о своём паломничестве в ваш это Биринчинск или как его там... Кстати, вы говорили что это столица Великой Степи, а мы уже давно прошли степь и вторые сутки топаем по лесам. Долго ли ещё?
-Да напрямки вёрст 500. Но прямой дороги пока нет, - сам видишь непроходимые леса... А вдоль Днепра, а потом по Десне ещё вёрст 700 с гаком. Так что уже считай, пришли.
Да вы рехнулись. Воистину говорю я вам, бес вас попутал...
Так, споря и доказывая что-то друг другу, старцы прошли мимо, и вскоре скрылись за поворотом лесной дороги.
-Кто это полюбопытствовал я?
- Да Бог их знает. Видно какие-то будущие отцы Церкви за знанием в Биринчи направились.
- А что это за Биринчи, что за столица такая? Что-то я про неё не слышал.
-Да ты что? Неужто и впрямь не слышал. Брянск это, - древняя столица тюрков. Что не знал?
-Я как стоял, так и сел на траву у обочины дороги.
- Брянск? А разве...? - Я не находил слов для правильного вопроса. - Погоди, так ведь Брянск это же дремучие леса... - какая же это степь? Надо как-то остановить этих безумных старцев. Они же погибнут в болотах, их загрызут в дебрях лесов, если не хищные звери, то комары и мошка.
- Не переживай за них, - тюрков же не загрызли. Не стоит всех ровнять по себе. Ты попробуй забудь кто ты, и почувствуй себя тюрком или хотя бы венедом. Одним словом средневековым человеком. Они ведь были не то, что изнеженные и чахлые горожане двадцать первого века. Вот ты не поверишь но, "я почувствовал себя кипчаком! Запах полыни открыл мне мир. Будто Бог прикоснулся ко мне... Невероятно, но факт - у меня появились корни, я ощущаю их тепло, и мне легко жить".
- Да Мурад, тут, пожалуй, не полынь. Чтоб так цапануло, травка позабористее нужна.
-Что?
- Да, нет ничего, просто подумалось, - простая, невзрачная травка, а что с человеком делает. Ну скажи ради Бога, - какие тюрки, какая столица кипчаков? Ведь Брянск это старый славянский город. Кстати, чтоб ты знал, он назывался раньше не Биринчи, а "Дебрянск", от старинного славянского слова "дебри" или "дебря". В Ипатьевской летописи, где он впервые упомянут под 1146 годом называется он именно так.
- Ты больше верь этим летописям. Эти русские они понапишут такого..., "не случайно же русские придя сюда в XVIII веке ломали древние храмы, закрывали монастыри. Таков был приказ от московской царицы. Уничтожали всё что напоминало былое". Всё что напоминало о тюрках.
- Да почему пришли? Они ведь и не уходили. И зачем же это русским понадобилось ломать всё в своём же городе. Насколько я знаю, Брянск всегда был городом русским и поначалу входил в состав Черниговского княжества. После разрушения монголами в 1239 году Чернигова, и других городов княжества, было образовано в 1246 году удельное Брянское княжество, и первым брянским князем стал Роман Михайлович, потомок Олега, извечного врага и соперника Мономаха. Правда 1356 году Брянск был захвачен литовским князем Ольгердом и относился к Великому княжеству Литовскому. Но уже в 1500 году город взят войсками Ивана III-го и присоединен к Московскому государству. Когда в начале XVI века вспыхнула война с Польшей, - Брянск выступал как опорный пункт русских сил. Много лет Брянск был яблоком раздора между Речью Посполитой и Россией. Поэтому название города присутствовало почти в каждом мирном договоре. Но когда произошло воссоединение Малороссии с Московским государством, то Брянск оказался на перепутье важнейших торговых путей, связавших Малую Россию с Великой, и с этого времени начинается бурное его развитие. В XVIII веке при Петре I город был заново укреплён. На Десне была заложена корабельная верфь, на которой строились суда Брянской флотилии для похода против Турции. А при Екатерине в 1783 году в Брянске основан арсенал для изготовления осадной и полевой артиллерии.
- Брехня всё это. Город основали тюрки. "Рядом с Биринчи город Карачев, название означает "сторожевой", "дозорный"... И Курсык (Курск) тоже был охранный город... Эти города заложены в V веке во времена Аттилы".
-Да ты дружище точно обкурился. А ничего, что археологические раскопки показывают, что первое селение на месте нынешнего Курска образовалось лишь в VIII веке, а город расположен на реке Кур, что жителей тех мест издревле называли курянами? Город Брянск основан по данным тех же археологов и того позже. Лишь в последней четверти X века. Ну как могли эти города быть заложены во времена Аттилы, когда здесь ещё и сегодня сплошные леса, а тогда эти места были совсем непроходимы. Чего ради, сюда бы попёрся Аттила со своей конницей. Где бы гунны пасли свои многотысячные табуны лошадей? Ну посуди сам, - до Брянска даже Батый не дошёл.
-Грамотный ты как я погляжу. А ничего, что я профессиональный историк и географ, "защитил диссертацию, учил студентов", и ты какой-то сварщик по каким-то там железякам мне не веришь? Проваливай тогда отсюда...
Всадники, появившиеся на дороге не дали разгореться ссоре. Упакованные в ордена и медали с шашками, с аксельбантами и в шикарных папахах мимо нас неспешно проехали тюрки. Видимо какой-то гость из бескрайней, протянувшейся на тысячи километров империи Дешт-и-Кипчак попал в эти края впервые. Ведь "на западе Дешт-и-Кипчак начинался в Англии, захватывал Альпы, у истоков Дуная (до их прихода реку называли Истр), и тянулся на тысячи километров далеко на восток - за озеро Байкал: восемь месяцев пути занимал путь с востока на запад". Поэтому проезжая мимо нас, (как и прежде мы, по-видимому, для средневекового человека оставались невидимы) далёкий гость поинтересовался у ехавшего с ним рядом всадника.
- А скажи уважаемый, - что это за город перед нами вон там на горе? Как его название?
- Это "город зятя".
- Твоего?
-Нет, ты что?
- А чьего?
- Да хрен его знает, ту их...
Дальнейший разговор двух знатных тюрков расслышать мне не удалось.
Аджи, забыв обиду с умилением смотрел вслед удалявшимся всадникам.
-Про какой это город зятя они тут толковали, - толкнул я локтём в бок своего приятеля.
Не отрывая глаз от столь милых его сердцу кипчаков, Аджи, видимо забыв обиду, спокойно стал объяснять:
- Я уже тебе говорил в прошлом путешествии. "В IX веке киевляне говорили на тюркском языке, ибо они являлись тюрками-кипчаками. Киев в переводе с тюркского "город зятя" Поселение возникло в V веке, было таможенным городом каганата Украина. Его правители назывались каганами".
Я ожидал всего что угодно, но "город зятя" буквально сразил меня наповал. Ноги сами подкосились и я опять уселся на зелёный травяной ковёр на обочине пыльной дороги.
-Ч-ч-чей город Киев? - заикаясь выдавил я.
-Зятя! А что тут удивительного?
-Чьего зятя?
- Ну а я откуда знаю. Может зятя какого-то украинского кагана, а может самого Аттилы.
- А Чернигов часом не "город кума"? Уж, коль так крепко кипчаки полюбляли свою родню, что вот так запросто, даже не зацикливаясь на имени, как это делали дикие, живущие "звериньским образом" славяне, называя свои города, скажем, Ярославль или Владимир, а простенько, скромно, со вкусом и доходчиво - "город зятя", то должны быть и "город брата" и "город свата"... Где они? Их нет. Зато у нашего славного "города зятя" - Киева и по сей день столько "тезок", что, хоть соли. В своё время еще М. Ю. Брайчевский отметил: "...село Киево имеется в земле Холмской, в Средском уезде их два. В Иноврацлавском уезде кроме Киево имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчовского уезда имеются села Кияны и Кии. Села с названием Киев есть в Ново-Родомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Села Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Села с названием Киевец в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть и в Моравии, село Киев - в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице". Что это вдруг, тюрок так на зятьёв пробило в славянской земле. Прямо эпидемия какая-то. Ведь не на Волге, не на Урале не даже на Алтае или скажем в Западной Европе или в нынешней Турции "городов зятя" мы не найдём. Что, там у тюрок зятьёв совсем не было? А тут вдруг столько сразу? Мало того есть у нас и река Кийовка. -"Река зятюхи"? Что же это за зять такой был, что в честь его называли даже реки, строго держа в секрете его имя?
- Ну говорю же тебе, - не знаю. Пошли лучше в город.
Я поднялся с травы и послушно зашагал по дороге вслед за Аджи, но не пройдя и несколько десятков шагов я остановился как вкопанный.
-Ты чего? - удивился мой приятель.
-Что это? - указал я в сторону города.
-Как что, - город. Раннесредневековый Киев.
- А почему в нём уже церкви, или что это там с крестами?
- А, ты вон о чём. Так ведь уже в V веке киевляне -тюрки были христианами. Знай же "в России самые древние в мире христианские храмы".
-Да ну?
- Вот те и ну. "Непростительно для христианина не знать..., что в 449 году Эфестский церковный собор учредил Скифскую епархию, куда входил Киев... А крестились киевляне... ещё раньше".
-Ты знаешь Мурад, с меня христианин..., как с тебя историк, - хотел было сказать я, но решил не раздражать моего гида по средневековому прошлому и, слегка помедлив, добавил - ...не важный. Но только вот не существовал Киев, как город, в первой половине V века. Не было его здесь в то время. Знать, не родился ещё к тому времени тот зять, в честь которого его должны были построить и так назвать. Как уверяет нас вредный и несговорчивый народ археологи: "Анализ археологических материалов первой половины I тысячелетия н.э. обнаруживает характерную тенденцию... Материалы IVв. встречаются очень редко, материалов первой половины Vв. на территории Киева мы практически не имеем. В конце V - начале VI в. на территории Киева появились поселения, материальная культура которых значительно отличалась от материальной культуры поселений предшествующих этапов". Именно на рубеже V и VI столетий по данным археологии и была построена крепость на Старокиевской горе. Да, кстати, и Эфестский собор, который был созван по инициативе императора Восточной Римской империи Феодосия II, состоялся не 449, а в 431 году. А о распространении христианства в Европейской Скифии писали ещё Тертулиан (умер около 220г.), Оригена (умер в 254г.) Тогда тюрками в Европе и не пахло.
Аджи шёл молча. Видимо, раздумывая, обидеться ему или сделать вид, что он меня не расслышал.
Топот копыт, вновь послышавшийся за спиной, заставил нас оглянуться. Группа всадников, подняв тучу пыли, пронеслась мимо нас лихо, осадив коней у самых ворот. Брошенные через сёдла лошадей или подвешенные к ним забитые мелкие животные, и множество птицы, сопровождающая путников свора собак, и несколько ловчих соколов на плечах всадников говорили о том, что всадники вернулись с соколиной охоты. Один из огромных псов, что примчались вслед за охотниками, отделившись от прибывшей компании, направился прямо ко мне.
- Стой и не шевелись, - в полголоса предупредил меня мой приятель. - Как человека, собака тебя, скорее всего, как и все обитатели средневековья не воспринимает, но чутьё собаки, способно распознавать, как считают некоторые, даже пришельцев с потустороннего мира.
Я замер. Покрутившись возле меня, пёс направился к Аджи. Обойбя несколько раз вокруг него, псина неожиданно задрала заднюю лапу и... пристроилась к ноге Аджи.
Я едва сдержал смех.
-Это она тебе за прадедушку Абдусалама, - засмеялся я когда, пёс убежал к своему хозяину. Видать не врут, что у собак особое чутьё.
- Да пошёл ты...
-"Эй хохлы, - послышалось вдруг из группы всадников остановившихся у ворот, - отворяйте ворота, что не видите это я ваш зять. Шевелитесь там".
- Слыхал? - с торжествующим чувством превосходства взглянул я на Аджи, - хохлы! Стало быть всё таки славяне или по-твоему венеды, а вовсе не твои тюрки. Они выходит Киев построили.
-Я же тебе говорил уже, - брезгливо морщась, и, озабоченно потряхивая штаниной, которую только что облюбовал пёс, тоном уставшего от тупости ученика учителя, выдавил Аджи, - "хохлы" это в переводе с тюркского "сыны неба", а разве славяне сынами неба быть могут? И вообще "не могли венеды построить стольный Киев-град на берегу Днепра. У них не было орудий труда. В домах и крепостях они не жили".
-Слушай Мурад, ты прямо вообще славян за людей не считаешь. Где же они жили по-твоему, не в пещерах же, которых тут в равнинной и лесной местности кстати и нет.
Когда пришли тюрки, то венеды "разбрелись по лесам Европы. Они скрывались где могли. В трудно доступных и необитаемых лесах Ильмень - озера задымились их первые землянки", вот в них они и жили. Дикий народ, что ты хочешь.
Да, но а как же тогда славянское государство Само? Ведь оно возникло в начале VI века, примерно в одно время с Киевом. Слыхал я, что славянские воины этого государства не раз "румянили задницу" не только диким франкам-европейцам но и цивилизованным тюркам из Аварского каганата.
- Что за вульгарное выражение, "румянили задницу", - Аджи быстро натянул, собравшиеся было снять, обмоченные псиной брюки. "И даже если допустить, что случилось чудо, славяне всё равно не построили бы Киев, потому что город находился на восемьсот километров южнее земли славян. А прямой дороги не было мешало Литовское княжество".
Наверное моя нижняя челюсть опустилась ниже пояса, а глаза округлились до размеров чайного блюдца и вышли далеко за пределы глазниц. Вспомнились мне почему-то слова русского летописца, - "...а литовцы из болот своих на свет не показывались...". Стоял я и соображал, - в каком же это веке образовалось это княжество. Вспомнилось, что впервые название литовцы упоминается в Кведлинбургских анналах лишь под 1009 годом. Больше ничего, что касалось бы раннего средневековья, о Литве я не знал. Если верить Аджи то, оказывается, это княжество уже при гуннах существовало. Круто. По моим же подсчётам, образование Литовского княжества выпадало на время, когда о Киеве уже знали не только на Руси но и в во всей Европе, и в Азии. О нём писали германские, арабские, армянскме летописцы, когда даже имя литовец нечего никому не о чём не говорило.
Видимо, поняв по моему виду, что сморозил что-то не то, но, ещё не поняв что, Аджи попытался прикрыться наукой.
-Да! А что ты так уставился, "учёным удалось установить область обитания славян в IX -XII веках, не украинская степь, а леса около Чудского озера - Новгородщина".
- Но а как же тогда славяне оказались в Киеве?
-Всему своё время увидишь и это, а сейчас пошли в город, что-ли?
-Мурад, от тебя так прёт мочой пометившего тебя кобеля... Пойдём лучше к речке, ополоснёшь свои брюки. Кстати, вон какая-то речушка течёт под горой, - не знаешь её название?
-Ну наверное, Лыбедь.
-Ты смотри, а название то славянское...
- Это её позже так славяне назвали. Хотя, в переводе с тюркского...
- Зная, способности моего приятеля, я прервал его попытку сделать перевод.
-Знаешь Мурад сейчас это не важно, кто и как назвал эту речушку. Главное в ней есть вода и тебе край надо простирнуться. На солнышке твои брюки просохнут мигом. А ты тем временем расскажешь мне в вкратце, как же всё же в Киеве появились славяне.
-Пожалуй ты прав, - не пристало мне благородному кумыку ходить по городу с таким собачьим ароматом. Пошли.
Постирав брюки, и, повесив их сушиться, Мурад в одних семейных трусах с пёстрой восточной расцветкой, расхаживая передомной, как учитель перед классной доской начал свой рассказ.
- Ну что я тебе могу рассказать? Ну, во-первых то, что знаю я не знает абсолютно никто. И подтвердить то, что тебе расскажу я некому. "К сожалению письменные документы Киевской Руси таинственным образом исчезли", но такому историку как твой покорный слуга они и не нужны. И без них ясно, что "тюркский язык господствовал в Дешт-и-Кипчаке и на Украине. На этом языке пять веков велось делопроизводство Византии со Скифей...".
- Мурад, так ведь Скифии, как таковой, к тому времени уже фактически не существовало. Она, правда, традиционно ещё имела место в трудах средневековых авторов, хотя на самом деле Византия со времён своего выхода на мировую арену истории имела дело в Европе уже, как минимум с племенными союзами различных в этническом плане народов.
- Это не важно. Не перебивай. "...тюрский язык за годы правления могли вспомнить и варяги...".
- В самом деле?
- Я зуб даю! "К слову древнеанглийский язык почти не отличался от "гуннского".
- Ох нет тут англичан, ты бы одним зубом не отделался.
- Я тебе серьёзно говорю, раньше англичане разговаривали "на языке Аттилы".
-А может еще, кто на тюркском языке разговаривал раньше? Ты вспомни.
-А тут и вспоминать нечего. Достоверно известно, что "южные германцы до XVI века говорили по тюркски".
Да не смотри на меня так. Ты сначала прочитай "более четырёхсот томов" книг, которые "прошли через мои руки", а потом строй мне глазки.
Когда "вначале VIII века было новое пришествие тюрок на Кавказ, они принесли сюда священное знамя Ислама. Их тогда называли арабами, но говорили всадники на тюркском языке". Более того, "вместе с кипчаками на Ближнем Востоке появилась новая письменность. Правда теперь её называют арабской". Не веришь? Чудак. Ведь даже "Церковь на Руси до XVII века вела богослужение на тюркском языке...".
-Стоп Мурад! Не грузи, ради Бога. (Я вспомнил как был в Якутии, где, как известно на тюркском языке и сегодня общаются якуты и невольно представил такое богослужение) У меня уже и так крыша от твоих открытий срывает, и всё что может зашкаливать, - давно зашкалило. Ну, растолкуй мне тёмному, с чего это вдруг арабы, вся Европа и кто там ещё? - плюнули на свой родной язык, язык предков, на котором разговаривали их деды и прадеды и заговорили вдруг на языке невесть откуда взявшихся каких-то тюрков. С чего ты это взял? Я же ведь тоже книги иногда почитываю. Даже если хочешь, могу тебе порекомендовать. Почитай вот, например, Юрия Петухова "Тайны древних руссов". Этот историк, кстати, тоже профессионал, как и ты, застолбил во всём первенство за русскими. Он хоть и не кумык, но умище... - не одна шапка на голову не налазит. Так вот он считает, что "цивилизация руссов активно учавствовала (даже) в генезисе египетской цивилизации". Из наших, а вовсе не из евреев был и "русский волхв Моисей... Сорок лет водил он избранный народ по пустыням. Сорок лет шёл процесс очищения тех, кто по замыслу древнеегипетских жрецов-русов должен был стать богочеловеком, новой совершенной расой людей, которая должна была сменить род человеческий и, образно выражаясь, построить Царствие Божие на земле...".
Что там случилось, что получились не богочеловеки, а всего лишь евреи, сказать трудно, - давно дело было. Я так думаю, что не там видимо водил. Но, слава Богу, хоть так обошлось. А то Сусанин вон тоже повёл... Не один не вернулся.
А ещё Петухов считает, что "в VI - V тысячелетиях до н. э. в Средней Азии не было ни монголоидных этносов, ни тюркских, ни семитских... Средняя Азия была заселена европеидами-бореалами в основном брахицефального типа". Помнится, ты Аджи что-то говорил о наскальных рисунках древних тюрков на Алтае. Так во Петухов говорит другое: