Неделько Григорий Андреевич : другие произведения.

Кое-что о психоделии, общее о конкурсных рассказах и частное о победителях

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [Пост-обзор, в котором рассказывается о произведениях, представленных на конкурсе "Пот Сознания - 2" (психоделия - постмодернизм), а также о психоделии как таковой.]


Григорий Неделько

Кое-что о психоделии,

общее о конкурсных рассказах

и частное о победителях

  
   Кое-что
  
   Психоделия в литературе появилась после опытов с расширением сознания. Немалую роль в этом расширении и популяризации психоделии как направления в искусстве сыграли наркотики. Психоделическое произведение упрощённо можно трактовать как произведение, написанное либо под воздействием наркотиков-психоделиков, либо словно бы под их воздействием. Как известно, приём психоделиков изменяет сознание человека и зачастую высвобождает подсознательную часть его эго, которое в остальное время находится в скрытом состоянии и исподволь влияет на индивидуума. Люди, не принимающие наркотиков, но обладающие расширенным, по сравнению с другими, сознанием - или те, кто причисляет себя к таковым, - достаточно неординарные и своеобразные личности: Джон Леннон, Сальвадор Дали... Нередко наличие расширенного сознания сопровождается отклонениями в восприятии реальности и психическими отклонениями: это обусловлено как упомянутым действием психоделических веществ, так и особенностями личностей с изменённым либо изменяющимся, по их воле или против неё, сознанием. Так, не исключено, что к числу людей с расширенным сознанием относился Леонардо да Винчи, которому ночью являлись видения чертей и ведьм, устраивавших дикие пляски под потолком его комнаты, - человек, на столетия опередивший своё время. Или Филип Дик (возможно, постфактум), знаменитый фантаст и визионер, побывавший в психиатрической клинике, пробовавший наркотики и принимавший усиливающие работу мозга вещества (в частности, амфетамины). Роджер Уотерс из знаменитой психоделической группы "Pink Floyd", как и Дик, лежавший в клинике для психически нездоровых людей... Что, впрочем, не должно умалять реальных достоинств творчества. Дело в крепости индивидуального сознания: может наступить момент, когда человеческое сознание перестанет справляться с необычными и непривычно сильными нагрузками, вызванными опытами по его расширению, и даст сбой - в этом случае человеку необходима помощь. Нельзя с точностью утверждать, хороши или плохи подобные опыты (без применения наркотиков) - но известно одно: изменяя своё сознание, сознание, дарованное вам природой, будьте осторожны, ведь невозможно предсказать, к чему приведут изменения.
  
   Общее
  
   Рассуждая в целом о произведениях, участвовавших в конкурсе "Пот Сознания - 2", возьмём в качестве яркого примера настоящей и качественной психоделии творчество уже упомянутой группы "Pink Floyd" (пример будет хоть и ярким, но не литературным, при этом ниже даны объяснения, увязывающие психоделию в единый художественный пласт и демонстрирующие взаимосвязанность разных областей искусства и зыбкость границ между ними, тем более что нас интересует психоделия как таковая, а не её частные проявления). Вспомните песни "пинков": далеко не все из них построены таким образом, чтобы скрутить в тугой узел мозг читателя. Напротив, зачастую они крайне проникновенны и музыкальны, дисгармония не характерна для творчества данной группы. Их песни в первую очередь дарят наслаждение слушателям, а психоделический эффект связан в основном с воздействием на подсознание и реализованным опытом участников группы (в частности - Роджера Уотерса) по расширению сознания. "Pink Floyd" создают очень тонкую психоделию: их знаменитый фильм "The Wall" построен не только на выворачивающих сознание образах (одноликие люди, прыгающие в мясорубку и превращающиеся в фарш; разлагающийся человек, срывающий с себя плоть, чтобы переродиться в новую личность...), но также, в не меньшей степени, на музыке; на умелом использовании шорохов, стуков и прочих шумов; на символах; скрытых метафорах и гиперболах; тайных знаках; саспенсе (да, как ни удивительно, это психоделическое произведение держит в напряжении, причём до самого конца). Очень качественно подобран видеоряд, он соответствует музыкальному ряду, отражает его содержание. Кадры из документальной хроники переплетаются с игровыми эпизодами и анимацией так же, как спокойные мелодичные треки сменяются мрачными мелодиями, а потом чуть ли не танцевальными песнями. "The Wall" (не только фильм, но и двухдисковый альбом) - это высокохудожественное произведение, в котором использовано множество приёмов, помогающих сознанию воспринимающего вырваться из бренной оболочки и освободить на время подсознательную часть своего "я" - и вместе с тем переводящих указанное произведение в разряд особенных. Не хочу рассуждать об особенности рассказов, представленных на конкурс, так как зачастую оценка "нравится - не нравится" решает все вопросы. Отмечу, что все произведения своеобразны, каждый из участников написал рассказ в собственной манере, что уже не может не радовать, учитывая, сколько безликих поделок и повторений расплодилось на матушке Земле. Однако с точки зрения художественного наполнения очень многие рассказы вряд ли могут быть названы представителями так называемого высшего уровня. В литературе можно использовать не только относящиеся к словесности тропы, но и очень многие художественные приёмы, которые мы находим в музыкальных произведениях или кинокартинах. Благодаря слову возможно воссоздание видеоряда, управление "камерой", акцентировка внимания на деталях и т. д., как в кино, или придание повествованию музыкальности, использование обертонов, изменение тональности повествования, ритмизация и пр. Несмотря на это, авторы конкурсных рассказов зачастую ограничиваются странными, абсурдными образами и ситуациями, которые не довлеют в психоделической литературе, в отличие от литературы абсурдистской и сюрреалистической. Повторимся, что в центре психоделии стоит изменение и расширение сознания, но добиться его воплощения на бумаге и передачи данного состояния только при помощи необычных ситуаций, персонажей и др. представляется маловероятным. На фоне совершенно не психоделических произведений (таких, в которых действие происходит в фэнтезийной реальности) или напрямую не связанных с психоделией (действие разворачивается в мире грёз, где всё возможно, любые фантазии, однако они не имеют отношения к психоделическому опыту, или во сне, где подсознание высвобождается на волю и где мы имеем сходство с состоянием, вызываемом психоделиками; но ни о каком расширении сознания в обоих этих случаях не может идти и речи, а кроме того, в рассказах - участвовавших в конкурсе - наблюдается возврат к обыденной реальности, чем ещё более ослабляется психоделический эффект произведения) такие рассказы, которые нельзя отнести к разряду высокохудожественных, с точки зрения использованных выразительных средств, но которые отчасти относятся к психоделии, на конкурсе смотрятся выигрышно. Впрочем, в свою очередь на их фоне настоящий психодел (используем такую формулировку), яркий и образный, умело написанный, разворачивающий сознание читателя, подобно цветку из анимационной вставки фильма "The Wall", является ещё более удачным. И очень приятно сознавать, что образчики творчества подобного уровня вышли в финальную часть конкурса.
  
   Частное
  
   А теперь несколько слов о рассказах, преодолевших финальный рубеж и ставших лидерами / победителями психоделико-постмодернистского соревнования под названием "Пот Сознания - 2":
  
   1-е место. Даймар С. "Шалтай-Болтай и устрицы"
   Классический психодел как его понимают сейчас. Мало связанные между собой предложения, перетекающие друг в друга, и части предложений, также образующие единое целое, несмотря на разрозненность в смысле и содержании. Мысли не перескакивают, но плавно переходят друг в друга, и в процессе этого идёт повествование о жизни Шалтая-Болтая, иногда перемежаемое вставками с побочными сюжетами. Хорошо, умело написанный рассказ, который рождает в голове психоделические, сюрреалистические и абсурдистские образы. Возможно, последних двух больше, но отрицать наличие первых нельзя. Да, не ищите в рассказе устрицы.
  
   2-е место. Троллеев Д. "Коллекционер кошмаров"
   На мой взгляд, не лучший текст автора с точки зрения грамотности и плавности изложения, что, впрочем, компенсируется интересными задумкой и сюжетом. Психоделия присутствует скорее в частностях, нежели в общем, однако, безусловно, проявляет себя. Достаточно неожиданная концовка и спойлер в названии придают рассказу собственное звучание и шарм, а живые диалоги и красочные, хотя и неровные, описания добавляют рассказу приятности, скрашивая не совсем простое чтение.
  
   3 - 4-е место. Лысенко С. С. "Драйвтекк"
   Наряду с "Шалтаем-Болтаем" (см. выше) и "А.Л.Х.И.М.И.ей" (см. ниже) представляет собой образчик классической психоделической современной прозы. Впрочем, все три рассказа разнятся между собой по использованным художественным приёмам и способу повествования. В данном рассказе преобладает последовательное повествование, которое "взрывается" и "психоделируется" при помощи одушевления абстрактных понятий (раздражение, злоба, любовь...), абсурдного изображения простых вещей (вместо описания женщины даётся описание её груди как замещающей эту женщину части тела, т. е. фактически в рассказе действует грудь, а не человек), размытого описания простых действий (человек выпил коктейль, но из описания следует, что он, скажем, "превратил облачную жидкость в мёртвое понятие" - пример автора обзора), замены привычных понятий и вещей на придуманные абсурдные (рома на гром, и т. д.) и др. Написан рассказ легко, но читать его, ввиду особенностей изложения, не так просто.
  
   3 - 4-е место. Demon H. "А.Л.Х.И.М.И.Я" ("Нечто, вроде как на "а"")
   Если говорить о технической стороне текста, то способ его написания схож со способом написания "Шалтая-Болтая", но здесь внимание автора сконцентрировано на туманности, обрывистости (внутри предложений) и драйвовости повествования. В плане художественности, очень интересный текст, с необычными, чисто психоделическими метафорами, гиперболами, сравнениями и пр. При этом читается рассказ на одном дыхании, легко и оставляет послевкусие из удивления и лёгкого головокружения. По моему мнению, один из лучших рассказов, представленных на конкурсе.
  

Всего постмодернистского! (С уважением, Григорий Неделько)

  
  
  
   3
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"