Переходный период. Грань между поздней осенью и
ранней зимой. Как во всякой пограничности, в этой
тоже есть что-то мистическое. Потустороннее.
Иррациональное:
опять свинцом набрякли тучи
но снега нет и нет и нет
а завтра декабря начало
озимые мне вас так жаль
Принцип "что вижу, о том пою" очень стар. Что,
впрочем, не отменяет его плодотворности:
акын акын седой мальчишка
ты научил как надо петь
запутавшийся в соснах ветер
совы беззвучный силуэт
Но мистика возвращается. И так ли важно, что
именно стало толчком для роста, для соприкасания
пальца и господня потолка? Мне кажется - для
должным образом подготовленного разума роль
инициирующего толчка способно сыграть что угодно:
глядят на воду пламя тучи
меня ж настиг внезапный дзен
когда я созерцал из будки
строку бегущую машин
Днём позже, третьего числа, я продолжал
перечитывать "Хякунин иссю". Дошёл до второго из
сотни стихов, принадлежащего перу Дзито-тэнно;
того, в котором описана грань между весной и
летом, а также белотканые холсты, что сохнут на
склонах небесной горы Кагуямы. И явились,
подобные молнии в зените, такие строки (навеянные
также и погодой):
Осень ушла. И я видел,
как ночью, тайком от людей
расстелила зима
белоснежные скатерти снега,
с подругою милой прощаясь.
Выражение "скатертью дорога" изначально являлось
благим, позднее обретя оттенок злой иронии, чтобы
не сказать - проклятия. Но обращаясь к старине,
автор с неизбежностью возвращает словам
изначальные смыслы; да и сам творец слова, зрящий
то, что не видят люди, словно уже не вполне
принадлежит бренному материальному миру,
становится вровень с духами стихий.
И тут снова возникает рефреном тема, с которой
всё начиналось: тема пограничности, перемены,
новизны, облачённая в обманчиво тривиальные
одежды простого - точно по меркам быта - кроя:
Чёрная ручка моя
вдруг исписалась.
Досадно.
Чёрным я стих начинал,
синим закончить пришлось.
Но что, если бы синей ручки не нашлось? Ответ
очевиден: настал бы черёд вынужденной остановки,
причём не в суфийском смысле. Плавное течение
мысли прервалось бы, стих оказался не завершён и
несовершенен. И потому замена выразительных
средств, пусть даже вынужденная, - благо.
Тот, кто не умеет переходить от старого к новому,
рано или поздно встретит непреодолимое
препятствие. Прервёт путь. Замрёт... умрёт.
Обманчиво простой секрет непрерывности - умение
преодолевать, переживать, пересекать границы.
Любые.
И границы сезонов тут не исключение.
30.11 - 03.12.17 (стихи)
08.12.17 (версе)