Нейтак Анатолий Михайлович : другие произведения.

О магии как надсистеме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ещё одна системная работа. Рассматриваются философские основания магии. Выложено в порядке аргументации для Аннита Охэйо и других заинтересованных существ.


О магии как надсистеме

   Если вы уже знакомы с базовым различием между рациональным и иррациональным направлениями магического искусства, то знайте: на этот раз речь пойдёт не об этих частностях, а о магии как философской категории. О магии вообще, как таковой.
   Есть не так уж много фундаментальных категорий реальности, из которых складывается картина мира, каким мы его знаем. Для миров материальных такой категорией является, конечно, материя. А также энергия, пространство, движение, время и информация. Любой объект, каким бы сложным он ни был, любой процесс, любая система, любой мир или совокупность миров, в конечном счёте, сводятся к этим шести категориям. А точнее, вообще четырём. Итак.
   Первая - материя-энергия.
   Вторая - пространство-время.
   Третья - движение-покой.
   Четвёртая - информация.
   Первая категория описывает форму существования. Вторая - место, относительные координаты объектов. Третья - способ существования. И, наконец, последней категорией мы пользуемся для описания качества существования: как его онтологии, так и гносеологии.
   Заметим, что, рассматривая гипотетически возможный чисто материальный мир, мы можем отказаться от четвёртой категории. Свести качество существования объектов к сложным сочетаниям материальных форм и их движения. А собственно движение описать через изменение пространственно-временных координат объектов. Чисто материальный мир в основах своих очень и очень, можно сказать, фундаментально, прост.
   Также надо заметить, что, рассматривая противоположную гипотетическую возможность, а именно мир чисто нематериальный, мы можем отказаться от энергии как формы существования, свести её к сочетаниям взаимного движения и отношений нематериальных объектов. Также в этом случае изменится категория места, то есть пространства-времени: в идеально нематериальном мире, где нет ни материи, ни энергии, не особенно нужна категория пространства-времени, и даже категория движения-покоя претерпит трансформацию в сторону упрощения. Пребывает ли в покое не имеющая воплощений идея, например, куба? Или следует утверждать, что идея эта находится в непрерывном движении? Бессмысленный вопрос: идеально нематериальный мир также обладает фундаментальной простотой.
   Но при рассмотрении мира чистых идей отказаться от информации невозможно. Не более возможно, чем отказаться от материи при анализе материальных форм бытия.
   Заметим также, что две категории, материя и информация, как бы растягивают реальность, служа организующими принципами. Пространство и время, движение и покой не обладают подобной универсальностью. Порядок и хаос есть два способа организации для бытия этих двух категорий на площадке определённого места, движение и покой - две тенденции, противостоящие друг другу и единые. Но материя и информация обыкновенно не сводятся друг к другу, не описываются как частные случаи чего-то большего, взаимодействуют друг с другом и внутри себя совершенно особыми путями.
   Материя вечна, но формы её существования преходящи. Информация может полностью теряться, но она же способна умножаться и возникать как бы из ниоткуда. Если у нас есть яблоко и мы отдадим его кому-нибудь, у нас больше не будет яблока. Но если мы напишем слово "яблоко", слово это никуда не исчезнет, сколько бы людей его ни прочло. А уничтожить идею яблока - задача посложнее, чем уничтожение отдельно взятых атомов, из которых состоит конкретное материальное яблоко.
   К чему эти философские дебри? - спросите вы. Мы ведь собирались говорить о магии? Что ж, тут вы правы: самое время, уточнив предпосылки, перейти к основному вопросу.
   Первое частное определение магии, которое нам хотелось бы здесь дать, формулируется примерно так: магия манипулирует материальными объектами, энергиями и процессами по правилам, действительным для информационных объектов. Иначе говоря, маг взывает к глубочайшему единству мира, к таким уровням воздействия, для которых стирается разница между материей-энергией и информацией (которые, как было сказано чуть выше, обычно проявляют совершенно разные свойства). Хотя бы частично, на одном из этапов магического воздействия, но фундаментальная разница между материей и информацией становится несущественна.
   Приведём пример.
   Некромант Э., нанося себе травму - скажем, разрезая скальпелем собственную руку - в результате этого нехитрого действия получает достаточно энергии, чтобы не только полностью залечить свою травму, но и осуществить другие полезные действия. Налицо процесс, имеющий КПД более 100%, что в рамках чисто материальных взаимодействий невозможно: энергия не может являться ниоткуда. Почему некроманту Э. удаётся "невозможное"? Потому что умножение энергии при автотравмировании, которое она практикует, не физическое, а магическое.
   Можно ввести также второе частное определение: магия не отменяет действующие законы реальности, она дополняет их. Пока магия не задействована, реальность остаётся тождественна сама себе, претерпевая изменения в рамках заданных для неё физики и логики. Но стоит включить в уравнение реальности магию в явном виде, как последнее обогащается новыми членами, зачастую радикально меняющими результат вычислений... но - этот момент требует особого внимания - не отменяющими и не обнуляющими старые члены. После прекращения магического воздействия уравнение возвращается к своему исходному виду. (Заметим: не результат возвращается, но именно само уравнение реальности).
   При этом (определение номер три) магия воздействует на физическую реальность нефизическими методами. Это принципиальное уточнение, благодаря которому можно чётко различать механизмы технологических цивилизаций и заклятия (пси-инструменты, артефакты, др.) цивилизаций магических. Механизмы, в сущности, не меняют реальность, насколько бы изощрёнными они ни являлись. Заклятия, даже простейшие, - строго наоборот. (Рассмотрение пограничных случаев, таких как кларктех, годтек, гипертехнологии и маготехника, выходит за пределы темы данного исследования. Здесь достаточно будет отметить, что в своём развитии технологии вполне могут перейти асимптотический предел сложности и ТОЖЕ получить возможность манипуляций реальностью нефизическими методами. Не так сложно показать, что для годтека разница между магией и техникой несущественна; более того: на тождественности магии и техники для данного пути воздействия стоит одно из базовых определений божественной - атрибутивной для демиургов - технологии).
   В принципе, все три приведённых выше определения являются гранями интегрального определения, которое, к нашему сожалению, не может быть корректно сформулировано на языке данного исследования. Хотя попытаться можно, но результат, соосный нисходящему вектору, будет примерно таким:
  
   <предмет-актив>: Магия
   Власть/действие на/относительно
   <предмет-пассив>: Объекты (комплексы объектов)
   <способ>: превращения Информации
   __________
   <поле>: Законы реальности
  
   Согласитесь: намного проще иметь дело с комплектом из трёх основных и несколькими дополнительными определениями магии, чем с приведённой выше полимодальной конструкцией. Особенно если учесть, что она лишена большей части уточняющих операторов и тем самым явно неполна.
   С философских высот, на которые мы здесь взошли, кристально ясно: большая часть того, что обыкновенно зовётся магией, является таковой лишь с натяжкой. Настоящей, истинной магией стоит называть лишь то, что зовётся магией высшей. Обыкновенная магия, черпающая свою Силу у сущностей-посредников (риллу, богов, высших магов, обладателей Мощи, гипертехнологических процессов и др.), не может быть признана самостоятельной. Жрец, лишённый милости своего божества, лишается и возможности совершать нефизические воздействия на реальность; техномаг, лишённый ключей доступа к обеспечивающим потокам, становится простым смертным. Как показано выше, магия в уравнении реальности - дополнительный, не обязательный член, и сущность, не способная самостоятельно наполнить этот член нужными значениями, не может претендовать на статус истинного мага.
   При всех своих талантах тан Хаген, смертный составитель заклинаний, не ровня своему бессмертному учителю Магу Хедину, который заклинания творит.
   Настоящая магия - это не преходящие формы. Не начертанные мелом круги концентрации, не холодно мерцающие силовыми потоками защитные барьеры, не ползучая чума проклятий и не записанные в гримуарах схемы плетений. Настоящая магия метафизична. По определению и в самом буквальном смысле из возможных. Хотя большинство заклятий использует законы, по которым живут вселенные, а в некоторых вселенных заклятия либо их аналоги встроены в физику и логику реальности напрямую, как часть разрешённого спектра воздействий, настоящая магия выше физики. Она даже выше логики. Точнее, подчинена собственной, трансцендентной логике.
   Настоящая, истинная магия равновелика реальности - и точно так же, как реальность, обладает природой чуда.
  
  
  
  

октябрь - 24 ноября 2011 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"