Некрасов Алексей : другие произведения.

Прощание с романтизмом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Внучка еще только начинает говорить, но уже знает, как поставить в компьютер диск. Потом я выбираю в меню мультик. Когда подрастет и научится читать, будет это делать сама. А пока что я "формирую повестку", и в гостях у деда девочка смотрит только старые добрые советские мультфильмы.
   И вот, вскарабкавшись на мое компьютерное кресло, маленький человечек располагается поудобней, и устремляет по-взрослому серьезный взгляд на монитор. Присаживаюсь рядом на табуретку. Слежу, чтобы не полезла с кресла на подоконник, а заодно тоже смотрю. Кажется, видел все тысячи раз, знакомы каждый кадр и фраза. Но сейчас замечаешь нюансы, и ты уже не только зритель, но и аналитик...
   "Гуси лебеди" - сорок седьмой год. Красивая добротная прорисовка, щемящие душу пейзажи родной природы. Все это, как генетический код, сидит в глубинах души и, есть надежда, запишется и в сознании растущего человечка. Конечно, есть и мораль. Живи в согласии с тем, что окружает: деревом, рекой и даже печкой, что здесь в сказке приобретает живую душу и голос. Помоги, и помогут тебе. Все очень просто, но в классических сказочных канонах не отдает пошлостью. А вот и Баба-Яга. Куда же без нее! Изначальное древнее зло из темной лесной чащи и дремучих языческих страхов. Но в итоге добро побеждает. И это не затасканная фраза. Смотришь и чувствуешь:
   "Так все и должно быть!"
   А вот и другой мультик, когда-то очень любимый. Но сейчас невольно замечаешь, что ускользало раньше. "Бременские музыканты" продукт уже другой эпохи. Она незаметно зрела в недрах старой, но не была ее развитием и естественным продолжением, а скорее антагонизмом. Сразу бросается в глаза, что прорисовкой фона создатели пренебрегают. Ландшафт передан довольно абстрактно. Вряд ли из экономии средств или потому, что рисовать к тому времени разучились. И это не погружение в милый сказочный мирок детского рисунка, как в похождениях Вини-Пуха. Скорее, природный фон сознательно упрощается, чтобы сосредоточиться на действии, и не привязывать его к какой-то местности и национальной культуре. Правда, музыкальная тема, безупречна, и вообще все красиво и романтично. Но опять цепляют незамеченные раньше детали. Одежда "правильных героев" срисована с тогдашней молодежной моды. Не официальной, а, скорее, протестной, отголосок движения хиппи. Протеста не нашего, но и в наших краях успевшего засветиться. Юбка главной героини отдельная тема. Впечатляет! А вот фигурки королевской охраны, людей служивых, подчеркнуто комичны. С образом солдата из "Марьи Искусницы" защитника обиженных и сирот никак не сравнишь. Но, впрочем, это же королевские слуги. А монархия, это тирания! И вообще тема свободы проходит через мультфильм красной нитью. Свободы идеалистической пасторальной осуществимой только где-нибудь в скиту или кочевом таборе. Хотя и в таборе с иерархией, наверняка, жестко, а в скит с юбкой, как у главной героини, вряд ли пустят. Так что, призыв заведомо в никуда.
   "Понимали ли это создатели фильма?"
   Затронута во второй серии и тема "отцов и детей". Проблема сложная, философская, не имеющая простых решений. Здесь же все легко, играючи и, естественно, в одни ворота. Впрочем, я намеренно сгустил краски. В целом все еще вполне невинно. Мультфильм красивый музыкальный романтичный. Но вот по поводу романтики хотел бы поговорить отдельно.
   Судя по тому, что было на слуху, что читал и смотрел сам, где-то с годов семидесятых романтика становилась все более популярной. Система тоже пыталась эти настроения использовать. Романтика революции, трудовых свершений, покорение севера. Кстати на последнюю тему уже в наше пост-романтическое время посмотрел замечательный фильм. "Территорию" Куваева читал еще в советские годы, но фильм понравился больше. Может потому, что смотрел его именно сейчас, с ностальгией по ушедшему, вернее потерянному нами, миру. И я тут был не одинок, редкий случай, когда в зале после просмотра звучали аплодисменты. Но это первая эмоциональная реакция. А если, вдуматься, здесь тоска не по реальному прошлому, а по той идеализированный модели, которую порой сложно было рассмотреть сквозь пошлость быта и трескотню пропаганды. Теперь же, на расстоянии она видится лучше. Но, увы, поздно. Очищая судно от ракушек, в идиотском энтузиазме пробили и днище...
   Но в те, еще не определившиеся годы, в неофициальном почете была все-таки романтика другая. По-настоящему великая задача построить идеальный мир вдруг оказалась скучной и неинтересной. Герои смешны, антигерои привлекательны и романтичны. Правда, система открытые проявления таких настроений еще сдерживала. Но отношения полов (за исключением совсем уж откровенных сцен), не попадали под гнет цензуры, и оставляли для романтики больше шансов разгуляться. Нас призывали чаще совершать глупости и лазить к любимым в окна. " А что сделал, ты, для своей любви!"- грозно вопрошал харизматичный волшебник из "Обыкновенного чуда". Вспоминаю, как под влиянием всей этой пропаганды наделал кучу глупостей. Вел себя, как полный дурак. Даром пережог энергию души, растратил в погоне за романтическими химерами силы. Ну, да ладно, дело прошлое. Больших бед не натворил, и то, слава Бог! Но к мелодрамам отношусь с некоторых пор с недоверием. А из фильмов Марка Захарова предпочитаю "Формулу любви", где в романтический сюжет удачно вплетаются юмор и житейская мудрость.
   Иногда пытаюсь анализировать случившуюся со мной метаморфозу. Наверное, противоречие житейского опыта романтическому идеалу постепенно накапливались на другой чаше весов, и в какой-то момент она окончательно перетянула. А, может, просто притупилось восприятие. Но что удивительно, ностальгии по юности и весеннему разливу чувств нет. Зато один несостоявшийся идеал до сих пор обжигает болью невозвратной потери.
   "Полдень человечества", описанный у Ефремова и Стругацких. Стать строителями этого счастливого и свободного мира, нас, вроде бы, готовили в детстве. Но может, не очень умело и искренне готовили, или задача на этой Земле и под этим Небом априори невыполнима. И все же, несостоявшееся, словно видение Града Небесного, до сих пор бередит душу. Где-то далеко в вышине видятся его сверкающие чертоги, в то время, как смрадное дыхание Апокалипсиса постепенно накрывает Землю. Смотрю с внучкой старые добрые мультфильмы, и в сердце стучит страх за судьбу маленького человечка. Но еще упрямее в ту же дверь стучится надежда, что все будет у нее хорошо. И это, пожалуй, сильнее, чем былые страсти по романтизму.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"