|
|
||
Гр. НелидовНЕ ТОГО ХОТЯТ(второй манифест партии всеобщего капитализма)Никто не озаботился о манне небесной для народа при исходе из советского рабства.
Вот черновик
продолжения манифеста, опубликованого на samlib.ru
в середине 2011 года.
В обоих текстах немало иллюзий насчет внутренней
потребности у российского общества к преобразованию. Однако
после
захвата Крыма и кровавой авантюры на востоке Украины, а, главное,
после совершенно аморальной поддержки всего этого безобразия большей
частью народа, иллюзии исчезли, стало даже как-то неловко желать добра этому самому
народу и не осталось никакого настроения продолжать думать на эту тему. Но, увы, во многом генетически и культурно я к нему
принадлежу, и мне здесь помирать, а моим потомкам, вероятно, жить.
Неплохо, чтобы и то и другое происходило в более приличной
обстановке.
Пока же повторяется глупость
столетней давности. Опять русские сочли словоблудие и насилие
средством обрести смысл жизни и нести счастье людям. Особенно
омерзительно, что на сей раз эту глупость генерирует власть. Ну
никак они не могут понять, почему лезть на рожон ― нехорошо и
чревато тяжелыми последствиями, а следовать правовым и нравственным
нормам ― правильно и безопасно.
И ведь как полезно! Простой
пример: иду как-то по базару, вдруг мимо пробегает человек и роняет
пачку кредиток в целлофане. На автомате кричу ему вслед: эй, мужик,
деньги уронил (ну, вот простодушный такой). Простецкого вида парень
предлагает мне эти деньги взять и пойти куда-нибудь поделить.
Отказываюсь ― тот спрашивает, почему? Отвечаю: чужое ―
не к добру.
Потом мне знающие люди объяснили,
в чем подвох: ты отходишь в сторонку, там вы начинаете делить
деньги, тут является их хозяин, да не один и заявляет, что денег
было куда больше. Ну, а дальше включайте свою фантазию... Очень я
был благодарен родителям за воспитание. Элементарная порядочность
избавила от больших неприятностей.
Кстати, не напоминает ли это
мошенничество ситуацию, в какой сейчас очутились российские
скоробогатеи (какие они нахер олигархи ― на худой конец ―
плутократы)? Почти четверть века тому назад по наводке бюрократии
расхватали, что плохо лежало из народной собственности, вот сейчас
их эта самая бюрократия прижимает, а кое-кто из этих хапуг еще и
недоволен, что народ за них не вступается.
Если бы вместо
хитрости, ухватливости да алчности с бесстыдством у них были мозги,
они еще в конце прошлого века при первых признаках запаха жаренного
вспомнили мудрого Остапа: часть меньше целого, и отдали бы эту часть
миллионам своих сограждан, чтобы сделать их своими защитниками, куда
более надежными, чем бандюги, приблатненные кагебешники, менты и
чоповцы.
Зуб даю, будь акционерами ЮКОСа
несколько (тем паче десятки) миллионов избирателей, тут у них была
бы любовь с интересом! Хреном бы тогда путинские дружки закусили, а
не этой компанией.
Истоки российских
всемирно-исторических несчастий надо искать почти за 70 лет до
октября 1917-го, когда два молодых человека пошутили,
что можно "более быстро увеличить сумму производительных сил",
если "централизовать все орудия производства в руках
государства".
Яд объявили панацеей.
Совершенно ясно, что
всерьез такое не скажешь, особенно когда несколькими абзацами выше
уже доказал благодетельность частных капиталов, как для их
владельцев, так и для общества в целом. Если заявляешь, что
"свободное
развитие каждого является условием свободного развития всех",
напрашивается прямо противоположный вывод ― нужно стремиться
увеличить в обществе долю капиталистов, чтобы она в пределе
стремилась к численности всего населения Земли.
Но самое удивительное ― за
следующие полтора с лишним века эта простейшая мысль никому не
приходила в голову. Во всяком случае, мне чего-либо подобное
встречать не доводилось. Впрочем, должен признать, что после сдачи
политэкономии капитализма и социализма вкупе с научным коммунизмом,
не слишком обременял себя изучением новинок общественных наук,
ограничиваясь чтением их изложения и отрывков из них в
научно-популярных журналах. Так что, если кто этот "велосипед"
уже придумал, ― извиняйте.
Но что совсем поразительно ―
сколько бесчисленных трудов и жизней ушло на доказательство
недоказуемого и построение неосуществимого! Не меньше усилий было
затрачено на утверждение разумности статус-кво ― владения
капиталами меньшинством.
Вот ведь незадача: одни обещают
всестороннее развитие личности, но отказывают абсолютному
большинству в управлении чем либо кроме шести соток; а другие
талдычат о свободном рынке, но абсолютному большинству дозволяют
появляться на нем только в роли потребителя. Воистину ― людьми
правят слова, а не смыслы. Например: заявил Ильич, что кухарку можно
научить управлять государством, но никому даже в голову не пришло
предложить вождю пролетариев для начала потренировать их на личных
пакетах акций! Хотя научиться этому не сложнее, чем вести домашнее и
подсобное хозяйство. Требуется всего лишь обеспечить каждому
возможность и потребность быть капиталистом. Когда хочется есть, а
ты один на один с плитой, то поневоле станешь поваром.
Социалистические способы
распределения и управления неизбежно ведут к бюрократизации,
диктатуре и коррупции. К тому же, подачки через общественные фонды
унижают человеческое достоинство, воспитывают в людях ущербную
психологию люмпена и, в конечном итоге, уничтожают гражданское
общество, заменяя его государственным симулякром. Надо найти способ
заменить существующее государственное социальное обеспечение
институтами частными, капиталистическим.
Увы, глубоко порочная
идея о предпочтительности управления народным хозяйством немногими
якобы для блага всех пустила в мозгах глубокие корни: один
мой знакомый ― очень неглупый человек, но явный гегельянец
(считает, что все действительное, включая путинский режим, разумно)
― отверг саму осуществимость народного капитализма под таким
предлогом: "Потому, что и я, и большинство вложимся в бизнес,
который пообещает 300% годовых, например, в водочный". Тут он,
похоже, впал вслед за К. Марксом в ошибку, приняв за истину хлесткую
фразу английского профсоюзного вожака Т. Дж. Даннинга (Dunning
T. J.
Trade"s Unions and Strikes: Their Philosophy and Intention).
Одного не пойму, если капитализм действительно стремится к
трехсотпроцентной прибыли, то какого черта даже в Сомали ничтожное
меньшинство занимается пиратством? И если наши сограждане такие
безнадежные идиоты, то почему далеко не все подарили свои деньги МММ
и прочим аферистам, и почему благоприобретенное жилье профукало лишь
ничтожное меньшинство?
В
афоризме Даннинга все переврано с точностью до наоборот, а правильно
будет так: большинство предпринимателей согласны надежно
вложить капитал уже при 10 процентах годовых свыше инфляции, из
оставшихся бóльшая
часть рискнет им при 20 процентах, 50 процентов прибыли заставят
очень немногих рисковать даже головой, еще какая-то часть из них за
дивиденд, равный капиталу, пойдет на преступление, и лишь единицы не
остановятся перед нарушением всех законов за "сам три".
Не вдаваясь в частности, одна из задач государства ― поощрять
низкими налогами первых, не препятствовать вторым, существенно
ограничить высокими налогами третьих, и беспощадно выкорчевывать
четвертых и пятых. И будет народу при таком государстве счастье.
Особенно, если не забывать, что инновационный бизнес может приносить
прибыль на порядки большую, чем преступная деятельность.
Есть еще такой
аргумент против, что при гарантированном доходе большинство людей
склонно впадать в лень и иждивенчество. Пример французских рантье
19-го века говорит о несколько иной тенденции. Именно они породили
первый вариант массовой культуры в виде кабаре и кафе-шантанов,
импрессионизма и пост-импрессионизма, шансона и эстрады. Нищета не
порождает искусства. Стремление к творчеству ― стимул к труду
куда сильнее,
чем борьба с бедностью. Недавние археологические исследования
показали, что сначала появилась наскальная живопись, и лишь в
процессе выработки новых красок, как побочный результат, люди
научились производить металлы.
Между прочим, владение и
управление средствами производства меньшинством отчасти объясняет
почему политэкономия не является безошибочной наукой, а история не
способна предсказывать последствия событий. Причина в
недостаточности количество акторов и в случайных отклонениях
субъективных решений ограниченного круга лиц. Лишь тогда, когда
большинство граждан в большинстве стран станут реальными участниками
принятия политических и управленческих решений, появятся условия для
корректного описания социально-экономических явлений и достоверных
прогнозов. "Суета есть частный случай броуновского движения"
― сейчас это забавный афоризм моего брата, а тогда станет
истиной.
Без надежной и беспристрастной
защиты законных интересов каждого, в первую очередь ― наиболее
слабых, экономические структуры деградируют и их совокупная
устойчивость понижается, поскольку сокращается общая покупательная
способность (в точности также, как экосистемы, например, при
снижении их сложности теряют способность к воспроизводству).
Основная беда рыночной экономики с малой долей владельцев средств
производства ― нехватка социальной устойчивости на всех
уровнях. Отчасти это может компенсироваться только высоким уровнем
трудовых доходов и устоявшимся правовым порядком.
Увы, последний устанавливается
и укрепляется, как правило, в результате осознанного желания
"верхов" общества. А для этого им приходится проявить
известную долю альтруизма, изредка наблюдаемую в истории. Как ни
парадоксально это на первый взгляд звучит, но больше всего от
умножения доли собственников в населении своих стран выигрывают
владельцы "старых" капиталов. Яркий пример ―
развитие акционерных обществ в Нидерландах сразу после прихода там
буржуа к власти.
Правовое государство полезно
всем, но не все это понимают.
Главный вопрос современности ―
как отформатировать государство так, чтобы оно раз и навсегда
перестало форматировать нас? Прежде чем эту простую мысль донести до
широких народных масс, нужно внедрить ее в куда более зашоренные
мозги плутократов и предпринимателей среднего звена. Их главный
эксплуататор и насильник ― государство. Им только кажется, что
они на нем наживаются. Взятки, откаты, содержание "руководящих"
деток и родственников и прочие внерыночные накладные расходы
съедают весь бюджетный пирог, да еще прихватывают часть прибыли. И
налоговый пресс в бюрократическом полицейском государстве куда
сильнее, чем в демократическом правовом.
Впрочем, это все должно было бы
быть азбучными истинами.
Несчастье
нашей страны в том, что здешним богачам самое
большое наслаждение
доставляет нищета вокруг
них.
В этом они подобны своим африканским компрадорским близнецам.
Но не надо пессимизма, от него
нас вши съели. Рано или поздно светлая мысль о необходимости
гарантий безопасности для потомства после смерти родителя пробьется
в черепа наших "носорогов". Должна же посетить нынешних
властителей России мысль, а вдруг у их потомства не окажется
отцовской и материнской бульдожьей хватки? Ведь все эти правовые
прелести в западном мире вовсе не потому, что там народ некогда
любил свободу и демократию больше, чем наши соотечественники ныне.
Фигушки с маслом, просто там еще лет 100 тому назад докумекали, что
новые вожаки прайда (особенно в период первоначального накопления
капитала) склонны загрызать львят, оставшихся сиротами после смерти
альфа-самцов. И не захотели такой доли для своих детишек. Поскольку
обеспечить надежную сохранность капиталов в условиях выборочного
права невозможно, пришлось правовое государство вводить для всех, а
заодно в разы увеличивать в обществе долю акционеров. За ХХ век
худо-бедно с этим удалось справиться во всей цивилизованной части
мира. Увы, нашей страны в нем не оказалось, хотя в самом конце
прошлого тысячелетия мигнул лучик надежды, погашенный алчным
идиотизмом нуворишей и "вертикали власти".
Конечно, если сидеть у моря и
ждать погоды, никогда не отплывешь. Колоть начальство в задницу
шилом протеста необходимо, и, чем чаще и больнее, тем лучше. Но
главное ― предложить "золотой мост" этим
бедолагам: при всем их богатстве и могуществе, жизнь их ―
такая беспросветная докука ― ни дня без треволнений (то
посадят, то пристрелят, то бизнес отожмут).
Истинную свободу политической
и творческой деятельности дает лишь обладание средствами
производства и финансовым капиталом для постоянного
усовершенствования свободы творчества применительно к внешним
меняющимся обстоятельствам. Без такой экономической свободы, тесно
сопряженной с ответственностью, и без главенства права, т. е. защиты
интересов всех меньшинств (за исключением криминальных) демократия
неизбежно порождает автократию и, в пределе, тоталитарные или
криминальные режимы.
Пролетариям нечего соединять кроме
своих цепей! Отъем собственности у капиталистов меняет их на более
тяжкое ярмо государства. Бюрократия с легкостью изымает куда больший
процент прибавочной стоимости, чем буржуазия, ограниченная
конкуренцией на рынке труда. Вдобавок еще и управляет
чиновничество средствами производства гораздо бездарней.
Полагаю, совокупность десятков
миллионов личных решений о размещении своих долей из бюджетных
средств окажутся куда разумней, чем "планов громадье"
кучки бюрократов из кабмина и прикремленных богатеев.
В первом варианте
манифеста были намечены в самом общем виде источники финансирования
и способы формирования народного капитализма с помощью перманентной
уравнительной приватизации. Те средства фонда национального
благосостояния и федерального бюджета, которые сейчас используются
для финансирования коммерческих проектов (не относящихся к охране
здоровья граждан и правопорядка, внешней безопасности, просвещению и
развитию фундаментальной науки) предлагается распределять поровну
между всеми гражданами страны с тем, чтобы они осуществляли на них
капиталовложения (и только капиталовложения!) по собственному
разумению или через паевые инвестиционные фонды. Из части дивидендов
они формировали бы свои страховые медицинский и социальный фонды ―
личные и коллективные, а оставшаяся часть шла бы в обязательном
порядке на приобретение новых акций (исключением из этого правила
могли бы стать затраты на оплату образования и приобретение жилья
своего и своих детей). До крымско-донбасской авантюры и
рождественской валютной катастрофы с помощью такой программы был
шанс обеспечить за 20 лет каждого
россиянина пакетом акций стоимостью примерно в 60 тыс. долларов, а
еще лет через 40 всякий труженик России выходил бы на пенсию, имея
капитал эквивалентный минимум пятистам тысячам нынешних баксов.
Проще говоря, российская пенсия по покупательной способности, вне
зависимости от трудового дохода, у всех была бы не ниже нынешней
средней зарплаты в Японии. Таким образом, пенсионеры получили бы
важнейшую в рыночной экономике роль ― главных потребителей.
Само собой, начиная с 18 лет и до
достижения пенсионного возраста, условием для участия в программе
перманентной приватизации должна быть учеба в вузе, трудовая
деятельность, активный поиск работы и/или профессиональная
переподготовка (это, чтобы было понятно, что речь не идет о
поголовном превращении всех в рантье в трудоспособном возрасте).
Конечно же, такой народный
капитализм должен вводиться постепенно, а не как ваучерная
приватизация ― бери зараз сегодня, а то завтра будет поздняк
метаться. Те, кто не поймет, побоится, короче, не пожелает
участвовать в создании системы народного капитализма, смогут
остаться при своем гарантированном нищенском пенсионном, социальном
и медицинском обеспечении на ныне действующих основаниях, но за ними
должно быть оставлено право передумать в любой момент.
Разумеется, без ликвидации
экономической безграмотности и без включения в школьную программу
практической политэкономии (взамен религиозной и светской этики)
сделать Россию страной поголовного процветания невозможно.
Чтобы не затруднять управление
акционерными обществами нужно смягчить ограничение на долю
привилегированных акций в уставном капитале АО. Это избавит от
необходимости проводить голосование среди миллионов участников, а
заодно повысит психологическую самооценку владельцев голосующих
акций. Впрочем, это все частности, нуждающиеся в проработке
специалистами при подготовке и принятии соответствующих законов.
И совсем конспективно о
минимальных политических предпосылках социально-экономической
трансформации российского общества.
Нет сомнений, что при нынешнем
составе Госдумы и существующей псевдоизбирательной системе
возможность какого-либо движения к народному капитализму равна нулю.
Сломать хребет клептократии может только действительно массовая
партия (в сотни тысяч, а лучше миллионы человек), построенная на
самых свободных принципах, состоящая, наподобие японской
либерально-демократической партии, из большого числа фракций,
обладающих значительной финансовой и идеологической
самостоятельностью. Вместо того, чтобы организовывать антикризисные
и протестные марши, лучше бы лидеры внесистемной оппозиции, приняв
за основу идею перманентной народной приватизации, занялись
притиркой своих политических амбиций на базе развития демократии и
правового порядка в действительно центристской партии.
Осенью состоятся местные
выборы во многих регионах, и до начала избирательной кампании хорошо
бы провести там народные сходы по созданию местных отделений такой
партии, способных предложить толковые проекты и планы улучшения
жизни в субъектах Федерации и в муниципалитетах, (например: передать
местное ЖКХ компаниям, дольщиками которых будут все или большинство
владельцев жилья или жителей микрорайонов и населенных пунктов
городского типа; вернуться к участковым дворникам; создать во всех
микрорайонах муниципальные продуктовые рынки; разрешить торговлю с
лотков в бойких местах и запретить полицейским гонять бабулек с
редиской и т. д. и т. п.).
Но как построить массовую
оппозиционную партию если на протестных митингах клянчат жалкий один
час на каком-нибудь федеральном канале? Это тогда, когда нужно
добиваться запрета любого участия государства в СМИ (включая участия
в них любых госучреждений и предприятий с любым процентом
государственного капитала). Без этого создание многочисленных
свободных СМИ представляется квадратурой круга. Выход из нее нужно
искать в коллективных формах собственности и развитии техники
передачи сигнала.
Без
хотя
бы одного федерального оппозиционного телеканала, интересного для
самых широких слоев общества, построенного на самых привычных для
массового зрителя жанровых штампах, невозможна сколь-нибудь
эффективная пропаганда добра и противостояние злу. Лучше, если таких
телеканалов будет два или больше. Но один ― это минимально
необходимое условие. Без него все остальное ― толчение воды в
ступе. Вот на что нужно направить все усилия всех сколь-нибудь
талантливых людей, желающих добра отечеству. А чтобы защитить
редакцию от диктата собственника в его уставе следует предусмотреть
запрет на владение аффилированными или близкородственными лицами
более чем пятью процентами его уставного капитала.
Лозунг "За честные выборы"
должно сменить требование полного изгнания государства из
избирательного процесса и тотального запрета на финансирование из
государственных средств любых партий. Нужно также прикрыть
вненеконституционную Общественную палату РФ.
Избирательная реформа
должна состоять в ликвидации системы государственных избирательных
комитетов и замены их общественными избирательными органами,
формируемыми без участия государственных органов и политических
партий. Ограничение срока полномочий всех
избираемых в РФ органов и лиц на федеральном, субъектном или местном
уровне четырьмя годами и права избираться двумя сроками в общей
сложности (долой пожизненных президентов-премьеров, депутатов и
губернаторов).
Само собой, народный
капитализм предполагает суд скорый, правый и беспристрастный. Его
можно получить без всякой судебной реформы. Достаточно если каждый
судья будет знать, что за неправосудное решение его ждет неминуемое
воздаяние. А обеспечить последнее легче легкого: достаточно, чтобы
все судьи (от мирового до члена Верховного суда), выносившие по
конкретному делу приговоры, оспоренные в Европейском суде по правам
человека или в Конституционном суде РФ, увольнялись бы в отставку с
лишением права занятия юридической практикой как в государственных
органах, так и в адвокатуре, с обязательным возмещением морального и
материального ущерба лицам, признанным потерпевшими от их действий
или бездействия. Вот тогда даже самый последний подонок, облачившись
в судейскую мантию, обратится в воплощение духа и буквы
общечеловеческих ценностей. Напоследок: два
главных долга государства ― не лезть на рожон за границей и не
мешаться под ногами у граждан внутри границы. Остальные ―
факультативны. И еще: благо государству ― не гарантия
благополучия каждому, зато благополучие каждого ― залог
процветания государства.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|