Как бы ни стараться, чертить, крутить, писать, что-то делать вообще со звуком или малевать на куске полотна - это всегда остается непонятным действом, до конца (да и от начала) непонятным автору, а тем более реципиенту.
Каждый раз очнешься - и видишь:
реальность, живая настоящая жизнь (данная нам в ощущениях, как говорят классики) я бы сказал грубо а ля Прилепин - прет сама по себе по черному.
Но если сделано мастерски, то твой слепок с нее становится люб потребителю.
И, представьте себе, настолько, что иной раз доставляет больше удовольствия и отрады, чем сама житуха.
Тем более, что последняя очень часто огорчает со всех неожиданных сторон.
Моя скромная практика творчества показала, что при этом меньше всего помогает логика (даже в научных исследованиях).
Смею утверждать, что все логические построения делаются авторами (если делаются) задним числом.
Как это выразить?
Приходит в душу нечто этакое, какое-то хотение, тяготение, невнятное по началу полыхание чего-то. Если человек не слишком одержим и не очень талантлив - это может исчезнуть враз от легкого ветерка обстоятельств, привходящих и постоянно мешающих всякому вдохновению.
Вот, говорят, Гашеку идея о Швейке пришла однажды неожиданно в пивной и он, чтобы не забыть, записал ее обгорелой спичкой на клочке бумаги и следующим утром долго искал ( и нашел) эту бумажку.
Постоянные непрерывные эмоциональные события внутренней жизни - огорчения и радости и горести - художник отчасти подсознательно обращает в возникающие в нем так или иначе и даже поневоле образы того, что ему кажется творчеством.
Иногда они его даже преследуют и он, возможно, рад бы от них отвязаться, да не может.
Вот это есть и радость и наказание за попытку вознестись до Творца (если мыслить религиозно).
Вот это и есть художественная личность.
Вы, вероятно, заметили, что то, что я написал, ничего не объясняет, кроме того, что это - тайна художественного воплощения, сокрытая в общей тайне эмоционального восприятия жизненного процесса.
Тут один говорит
- А вот у меня бывает мало эмоций!
- Как так?
- Да так. Мало, и все тут. Да и на хрена они мне? Одни огорчения от них!
- Почему же, любезнейший, одни огорчения, позвольте полюбопытствовать?
- А как же? Денег вечно нет. Нет и нет, даже устаешь от этого!
- Да, друг, оно конечно, как там поется? "Без денег жить нельзя на свете, нет!"
- Эту песню мы знаем, Красотки, красотки! А тут опять, бают в СМИ, кризис, кризис, мать его туды в качель! И так выпить путем не на что! Куда идем?
- О, любезнейший, как говорил Хайям:
Налей-ка мне рюмашку,
И можешь уходить,
Куда, мне все равно!
И представьте себе, давненько он это написал. Почитай, тыщу лет тому. А песни все те же!
- Слышал я про Хайяма. Да и читал кое-что.
Вот, помню, что-то в таком духе:
Кому даны все прелести мира-
Глупцам, невеждам, подхалимам и проходимцам,
А нам, несчастным, черствого кусок!
- Да, всю историю одно и тоже творится меж людей. Но ведь Вас, мой собеседник, это возмущает?
- Еще бы!
- А Вы говорите "мало эмоций"! Вот Вы, поди, иногда скажете приятелю "Выпить хотца!".
- Ну и что? Иной раз, сами знаете, хреновато без этого.
- Знаю, конечно, сам не без греха! Но ведь это все и есть эмоции. Выражаясь высокопарно, это Ваш эмоциональный мир. Без эмоций у нормального человека никак не обходится!
- То у нормального. А кто знает, кто нормальный, а кто ненормальный, как бы псих?
- Увы, здесь Вы правы! Этого никто толком не знает. Разве что сам Господь Бог! Но он нам об этом не говорит.
- То-то и оно. Да, думаю, и некогда ему с нами разговаривать. У него в Небесной канцелярии, небось, и без нас дел полно.
Тут я что-то расстроился и говорю
- Пойдем выпьем по маленькой по такому случаю, я ставлю!
Хорошо, что у меня кое-какие деньжата с собой были.
Хотя теперь выражения типа "с собой" или "при себе" и не актуальны, если у вас есть с собой банковская или кредитная карта.
Тут я встаю на колени, чтобы взмолиться
- Господи, упаси нас от бед, болезней, напастей и пуще всего от кредита! Аминь!
А у моего собеседника, который якобы живет почти без эмоций (по крайней мере, это декларирует), оказалось, и вообще никакой такой карты нет! Вот так. И в банк не кладет и кредит не берет.
Голытьба наголимая российская. Эх ма!
Что же было дальше, вы спросите.
Автор от чистого сердца ответил бы
- А я знаю?
Но, видите ли, этим он предал бы законы жанра.
Так меня уверяют и читатели и тем более писатели, одержимые, как правило, своими идеями.
Ведь они сочиняют и извлекают из пальца вдохновенно, и что же несет их все вперед и вперед, и сами подчас не осознают.
Но об этом я уже писал выше, не так ли?
Ну, и что с того?
Это же не вывод формулы, и здесь повторения, иногда частые и даже настойчивые, могут быть даже желанны, а подчас просто необходимы.
Они создают фон, дополняют картину, расцвечивают ее и так и сяк, и затягивают читателя в свою трясину мнений, в свой личный (на самом деле подчас достаточно малюсенький) опыт.
А так-то вообще многие из нас - ну, если честно - сами по себе суть козявки на фоне мироздания.
Ну, это, брат, ты уже хватил через край!
Заврался совсем!
Ладно, хватит об этом.
Дальше мы пошли в кафушку.
Но теперь нынче благодаря бдительным чиновничьим (когда-то давно говорили презрительно - "чинодралы") властям стало нам довольно трудно на небольшие деньги нормально выпить и закусить.
Все в руках у чинодралов, оказывается.
Да так-то оно и всегда было.
Страшная сила: мощная, косная и тупая к бедным гражданам.
Тут ведь как: они ведь тоже граждане, и им тоже есть-пить хотца!
А мы все, как Клим Чугункин - отнять и поделить!
Очень оне у нас в РФ пекутся о нашем здоровьице драгоценном.
Чтоб жили мы, которые бедные и неимущие, в добром здоровье и выпить бы нам было неповадно.
А исправно и трезво по мере сил боролись за свое существование.
И хвалили императора!
Как один мой знакомый друг формулирует, когда я спрошу "как жизнь?" (тоже дурацкий вопрос):
- Выживаю!
Ну и что?
Правильно, змей горыныч, формулирует по энтому вопросу.
А то в СССР при социализме-коммунизме в нашем советском аквариуме разбаловались: квартика есть (пусть хоть хрущевка), и свои 120 рэ на любой работе без труда заплатят.
За границу не пускают, да и хрен бы с ней!
Не нужен нам берег турецкий!
- распевали.
Вот и подзабыли, что жизнь-то - это и есть процесс выживания.
Бориска Ельцин с гнидой Чубайсом при капитализме враз научили.
Теперь сверху сидят элитарные жулики, (им придумали кличку "олигархи"), обобравшие страну, и, по существу, иностранцы-оккупанты.
Они и терминологию придумали, "западники" чертовы, креста на них нет!
Говорят про нас "ватники", "быдло", на людей цивильных де не похожи.
Одним словом "Раша"!
Они и народ-то наш бедный и доверчивый не любят.
Ведь норовят-то они жить не у нас в Расее, а за бугром.
И дети их, и семьи их - живут "тама", в Европах!
Так сказать, новые дворяне.
Допрыгались!
Что же получается?
Опять Ленина на них нет?
Со Сталиным (свят,свят!).
Но ведь эти "друзья" столько дров наломали!
Вот, братцы мои, на какое толковище понесло нас с моим новым знакомцем-собутыльником, как приняли мы по рюмочке-другой.
У кого что болит, тот о том и говорит!
- Да, - отвечаю я моему собеседнику - были у нас и тюрьмы по всей земле, и Гулаг этот страшный, и с крестьянством разделались по черному.
- Вот - вот!
- Но когда потом все устаканилось, у нас возникла такая мощная держава!
- Оно конечно, кто спорит!
- И самое главное, мой друг, самое главное - у нас не было частной собственности на средства производства! Более полувека успешно функционировало мощное государство, основанное на коллективной собственности государства на средства производства.
И как функционировало! И успешно противостояло Америкосам!
- Да, это верно! Тут ничего не возразишь!
- Представляешь, не было этой страшной язвы общества - корыстных интересов этого дикого и не управляемого частного собственника!
- Да, об этом, по-моему, еще Карла-Марла писал.
- Я, знаете, думаю, что дикий и ничем неудержимый интерес человека к частной собственности - это проявление еще звериных инстинктов. Это недостойно цивилизованного общественного человека.
- Да, это обезьянья привычка. Я был как-то в Сухуми в обезьяньем питомнике, вот они себя так ведут. Похоже, ты прав.
- Помнишь, по Евангелию Христос изгонял торгашей и менял из Храма.
Частная собственность на средства производства по своей сути порождает социальное разделение общества на правящую элиту и пополо, народ, покорную управляемую массу.
- Может, это и так. Звучит красиво, но человек не идеален. Он сам наполовину животное. Ты же видишь, ничего из этой затеи у утопистов опять не вышло!
- Понимаешь, и правда. Без веры, какой-то веры, которая превыше повседневного бытия, ничего не получится!
- Но веры-то сейчас и нет! В что вера? В коммунизм? Или обычная религиозная?
- Да, мы видим, что настоящей веры сейчас у цивилизованного человека действительно нет.
- И это, брат, тупик.
- Наливай, друг!
Выпили еще по одной.
А дело было осенью.
На улице стемнело и дождь пошел.
И я говорю ему
- Грустно, девица!
И он мне в ответ, совсем неожиданно
- Да, хреновато. Но как же так?
Помните, у Роберта Бернса:
Но, тем не менее, друзья,
Могу вам предсказать я,
Что будет день, когда кругом
Все люди станут братья!
Вот уж чего не ожидал! Сюрприз!
Я-то думал и полагал в своей самонадеянности, что мой визави обыкновенный ватник низшего сорта (как сказали бы наши нынешние "продвинутые" младотурки), типа типичный "алкаш от сохи".
А он совсем не таков.
Говоря по-современному, он отчасти просто прикалывался.
Это был фокус, я таки вам скажу.
Кто он и что он? Как зовут?
Человек.
Разве остальное важно?
Короче, набрались мы с ним.
Ma non troppo.
Вот так из вечного хаоса и непрерывного турбулентного течения нашего бытия выделились в моем сознании некоторые наброски и тени отражений, которые я вам преподношу, так ничего и никак не проникнув в тайны творчества.