Какое множество разнообразных осязаний, впечатлений, картинок, шумов, цветов и звуков вокруг окружает человека каждую минуту, нет, каждую секунду, как только он разует глаза и включит внешний мир, то есть, например, проснется. Какие потребовались неимоверные усилия человеку, чтобы из всего этого калейдоскопа вселенского хаоса выделить хоть что-нибудь!
И когда после многих усилий выдающихся умов в сотнях тысяч поколений удалось, наконец, весь мир условно разделить на некоторые отдельности, так что папа смог, например, сказать малышу
- Вот, смотри, это кустик, это дерево, а это - наш дом,
то мы настолько привыкли к этим полу условным делениям непрерывного на кусочки, что уже и не видим ничего, кроме этих фрагментов действительности. За деревьями не видим леса, который мы как бы вырубили.
Разве это не удивительно?
И так удивляешься, куда ни глянь.
- Конечно, это необходимо, - скажет педант, - как, например, без этого ну хотя бы найти магазин и купить там чего-нибудь покушать?
Это так, и все-таки действительность гораздо больше и необъятнее этого!
Хотя, конечно, сытый голодного не понимает.
И это великолепное разнообразие жизни проявляется во всем.
Посмотрите, что творится летом на зеленом лугу. Как там все сочится, сияет, благоухает, обнимает, кусает и хватает вас за ноги своими стеблями и стебельками, если вы туда забредете (и не обязательно с похмелья!).
Какие великолепные цветы царствуют в середине этого царства, и какие скромные лютики примостились по краям невдалеке от кромки леса, и какие меленькие свежие травинки, совсем ничтожества в сравнении с теми цветами, окружают эти лютики и рано поутру при первых блесках солнца еще покрытые драгоценным блеском капелек воды.
И эти травинки бывают мне также бесконечно милы и по своему даже чем-то ближе и дороже тех королевских соцветий в центре этого царства мечты наяву. И они тоже очень красивы!
Такой припадок прекрасности!
А еще чуть поодаль у самого подлеска натыкаемся мы на чертополох, крапиву в голубых, нет, скорее сиреневых, цветах и приставучий и вечный грубый репейник в своей первозданной дикости. А ведь он тоже хорош!
И все это вместе - и дикие царевны розы в шипах и скромные неведомые миру травинки в слезах и красавец чертополох с репейником - образует неповторимое целое и именно сегодня, а завтра будет по другому, чтоб я так жил!
И все это вместе нужно, а без этого никак нельзя.
И всякая малюсенькая травинка с острыми краешками не менее важна, чем гордая дикая роза, для полноты целого.
Я не знаю, почему. И никто не знает. И многие не понимают.
Но есть любители украшать, преобразовывать и пропалывать. Чтобы было как надо. А как надо?
- Это культурное цветоводство, садоводство, флористика, наконец! - Говорят они.
Был однажды такой случай.
У одного мужика на садовом участке росло много цветов и трав. Он поначалу пытался что-то сажать и выращивать, но не имел к этому сноровки, и у него ничего не выросло, кроме слабого подобия того дикого луга, о котором я вам говорил.
И неожиданно для себя он оказался этим очень доволен
- Лепота! - Восклицал он.
И любил в свободное время выйти с приятелем из своей халупы, присесть на кособокую лавочку, и пропустить по рюмочке-другой.
И эту свою флору, и всю дикость ее, и цветочки, и крапиву, и репей свой не давал никому реформировать.
Но однажды заехал к нему погостить племянник. И пока дядя отлучился в город на денек-другой, племяш подумал
- Эк, как дядя все запустил!
А делать на участке нечего, так сидеть скучно, и он решил помочь родственнику в наведении марафона. И кое в чем преуспел, частично повыполов кое-какие чертополохи. Но, к счастью, как городской житель, скоро утомился, испачкался, порезался и крапива его пострекала (ну, это, к счастью, полезно!), так что он скоро это дело бросил. С обычной у нас мыслью
- Как-нибудь в следующий раз!
И слава Богу! Потому, что, когда вернулся дядя и взглянул на дело рук его, то были слышны окрест сплошные нецензурные выражения и сверкали гром и молния.
Но племяша дядя не тронул, только словесно "погладил". И выпроводил с ближайшей электричкою, сопроводив на прощанье выкриком, который слышно было на десять участков вокруг
- Еще раз такое сделаешь, я тебе яйца оторву!
Так что, сложное это дело - флористика!
Уважаемые господа!
Так вот этот самый упомянутый нами луг с его чудным многоцветием не наводит ли вас на аналогию с человеческим цветником?
Ведь как можно сказать?
Человеческий муравейник.
Или - цветник.
Все зависит от точки зрения. Как нынче гласит на всю улицу рекламный плакат производителей фототехники
- Расширяй свой взгляд на мир!
Но им-то важно впарить вам современный фотоаппарат, который чего только не может!
В нашем социуме, в его многочисленных и не перечисляемых как счетное множество ячейках (как бы теоретики ни старались), в его фрактальных пространствах, тоже находится место всяким соцветиям.
Здесь мы видим
- и глубоких широко образованных ярких личностей, душой своей обнимающих как бы полмира, это своего рода пионы и розы человечества,
- и более заурядных людей, которые умеют подняться из темноты темного полуживотного подсознания, и выхватить и выставить на яркий свет разума картинки действительности, но весьма фрагментарно; это, так сказать, фиалки, незабудки и лютики-цветочки,
- и нормальных психологически и физиологически полноценных зауряд-личностей, не склонных вообще к рефлексии без особой на то нужды, и без туда воспринимающих все "как оно есть", принимающих мир в рамках программы средней школы, подправленной СМИ и телесериалами, составляющих основную серую массу человеческого универсума, короче, траву луговую, различные тимофеевки, колокольчики и ситники,
- и людей психологически принципиально неуравновешенных, рефлексирующих в своей искаженной картине мира, часто людей искусства, видящих и делающих подчас все не так и не туда с точки зрения окружающих и особенно начальства; из этой категории психотипов часто получаются, увы, чертополохи и репейники,
- и личностей с очень малым психологическим кругозором, ограниченным самыми необходимыми общепринятыми аспектами, почти никогда не просыпающихся от обыденности, и остающихся в рамках самого необходимого; при необходимости выйти за пределы этого круга они даже могут испытывать недомогание, так что лучше и не пытаться это делать; это малые лесные травки на краю луга ближе к подлеску.
И как там, на лугу, так и здесь, в обществе, все эти люди по своему дороги и привлекательны нам и создают полноту социальной картины.
Хотя, как мы знаем из истории, периодически находятся "племянники", готовые "навести марафет" в этом вопросе. Так сказать, прополоть и "облагородить".
В двадцатом веке над этим "работали" Адольф Шикльгрубер и наш отец родной Иосиф Виссарионович Первый.
Если продолжать аналогию, то Кира Моисеевна Шапкина не походит ни к одной из перечисленных душевных категорий, которые так старательно конструировал и перечислял автор.
Увы, столь велико разнообразие мира, и столь он оказался глуп.
Но не будем его судить строго. Он такой не первый. Ученые логики вообще любят все притянуть за бороду к своей теории. А не подходнт - делают круглые глаза и стараются "неприятных фактов" не замечать.
Кира была особенный цветочек. Она взросла поближе к центру луга и даже знакома бывала с более-менее первыми персонами этого царства.
А матушка ее, царствие ей небесное, в свое далекое время девичества была даже школьной подругой жены президента.
И знаете, если папа был у нее таки Моисей Ааронович, то мама была чистокровная полячка краковских кровей.
А поляки, пся крев, вообще народ особенный. Гордый. Это им надо бы завоевать полмира. Они и пытались, да не вышло. А это, опять таки, никто не знает почему. Пассионарности у них хватало, но видно одного этого маловато.
Но мы не беремся судить о том, наука ли вообще эта история и прав ли Дарвин со своим жестоким естественным отбором.
Теперь, кого ни спроси, это почему-то всех задевает, и каждый имеет мнение по этому вопросу.
Конечно, каждому хочется, чтобы он произошел от прекраснорыжих и высокостройных пришельцев, а не от каких-то макак, которые без конца ссорятся и носятся как угорелые, ну совсем как люди!
Ну, хорошо, пусть так. А те, рыжие-то, откуда взялись?
Что-то меня далеко унесло в сторону.
Так вот, мама Милена больше любила младшего брата Бореньку, а старшую Киру почему-то недолюбливала. Отец равно любил обоих, но он редко имел с ними дело в молодости, все больше пропадал на работе по бухгалтерской части.
А от мамы Кире доставалось мало тепла.
Посмотрите, возможно подумает читатель, кругом прогресс, миниатюризация плюс нанофикация всей страны, вестерн дает осечку, никто не понимает, на чем финансовый мир держится, деньги печатают как простые бумажки - а он про какую-то Киру Моисеевну!
Что ей мало, видите ли, от мамочки досталось тепла.
Ха! Многим его вообще не досталось. И ничего. В правительстве заседают и снова по русскому обычаю хотят всех догнать и перегнать.
А ведь в народе недаром сказано
- Нашему бы теляти...
Я опять отвлекся, черт возьми!
Милена Петровна и вправду была гордая полячка, хоть и не чистых, но все же дворянских кровей. Несмотря на всю свою довольно убогую с материальной точки зрения жизнь (как и для большинства плебеев в нашем царстве-государстве), она по возможности ни перед кем головы не склоняла и ни у кого никаких благ не канючила. А много ли заработаешь библиотекарем?
Поначалу в Москве Милена жила очень бедно и по разным углам. Она знала, что в Москве живет и неплохо ее дальний родственник, не раз в трудную минуту порывалась зайти к нему, но так и не решилась. Точнее, не сочла возможным.
Однажды летом в турпоходе по путевке она познакомилась с Моисеем и жизнь наладилась.
Есть такие люди, которые знают себе цену. Это сидит в них от рождеиия.
Вот взглянешь, например, на фотографию нескольких друзей: один стоит прямо, с невольным достоинством подавая себя зрителю. Плечи расправлены, грудь вперед, и подбоченится этак слегка. А другой - сама неловкость: съежится, плечики опустил, аж смотреть самому противно. И фотографию эту потом спрячет куда-нибудь в уголок.
И вот к таким же людям первого рода, как и мама, оказался волею судьбы отнесен и ее сын. Он как-то так сызмальства начал понимать о себе. И мать это чувствовала и возрадовалась новоиспеченному близкому по духу человечку.
А наша же Кира по генетическому, так сказать, повелению, оказалась близка, скорее всего по отцовской линии, к поименованным выше лицам второго рода. Так, во всяком случае, казалось матери. Дочь была, мягко выражаясь, менее смышленым ребенком, но в то же время чрезвычайно упряма.
По всему ли по этому или почему-то другому, но мама быстро охладела к дочери и уделяла ей мало внимания, тогда как с сынком, наоборот, возилась много и охотно.
Моисей же, напротив, любил обоих детей равно и с удовольствием с ними занимался. Однако Кира как девочка имела с отцом все же меньше общих интересов. Будучи менее способной, чем Борька, она много времени тратила на уроки, да и по хозяйству больше матери помогала.
А сын помногу времени проводил с отцом. Он оказался любопытным мальчишкой. И, хотя сам отец не был болтлив, под влиянием сыновнего любопытства он часто пускался в воспоминания.
Смышленый мальчишка впитывал все как губка, что не так часто с детьми бывает, особенно в наше время.
Моисею пришлось повоевать. В 1944 г. он после ранения, повалявшись в госпиталях, был комиссован, вернулся домой, к радости жены и детей. И снова стал работать бухгалтером, как и до войны, и даже одно время был главбухом. Это, скажу я вам, не фунт изюма - работать главбухом.
Словом, Моисей был хороший мужик, хоть и Аронович.
Это я делаю реверанс в сторону антисемитов, чтоб они не задавались!
- Эх вы, злобные дурачки. "Несть ни эллина, ни иудея!" - сказано же вам две тыщи лет назад! А вы все туда же!
Часто Боря приставал к отцу
- Пап, расскажи о войне!
Вот о чем отец не любил рассказывать, так это о войне.
- Ну, что, сначала мы им дали...А потом они нам... А потом снова мы...А тут меня ранило.
И больше из него слова, бывало, не вытянешь.
И вообще я заметил, что тот, кто действительно хлебнул из этой кровавой и страшной миски, о войне не любил говорить. А кто любил рассказывать, так эти - не воевали. А на войне и у войны было много таких вояк, даже больше, чем тех, кто в окопах.
О дымах, пожарищах,
О боях, товарищах,
Где нибудь, когда нибудь,
Мы будем говорить.
Вспомню я пехоту,
И родную роту,
И тебя за то,
Что дал мне закурить!
Эту песню сочинили военные корреспонденты.
Что, конечно, тоже неплохо.
Я помню, как-то давно мы были в гостях у одной знакомой. А на работе она хвасталась, что ее отец - герой советского союза. Тогда это звучало.
Вот мы с приятелем за рюмкой и осмелились у него спросить об этом.
- Ну, что, значит, - начал он, - я был командир орудия. Поставили мы, значит, свои сорокопятки на линию огня. Стоим, ждем, никого. Пехота с фланга у нас окопалась, значит это. Ждем - пождем - никого. Но наше дело телячье. Приказ. И вдруг, значит, танки ихние как попрут! Грохот кругом стрельба, взрывы кругом. И комбат наш куда-то пропал! Где, кто, где пехота? А танки прут и прут. Значит, смотрю - все наши побежали из окопов, только пятки сверкают, значит. И, смотрю, прислуга всех наших соседей от своих пушечек тоже разбежалась. И мои тоже кинулись бечь! Ах, твою мать, значит! Я как заору - "Назад, вашу мать!". "Заряжай! Прямой наводкой! Огонь!" И открыла наша пушка по этим танкам огонь. А они прут и прут. И взрывов наших что-то не вижу. Ну, думаю, все!
И вдруг они повернули и ушли вправо. И стало, значит, тихо. Я сижу оглушенный. А тут, значит, и солдат прибежал с приказом батальонного "Всем отступать!"
А потом, значит, спустя полгода, узнаю, что дали мне за это героя.
Вообще, рассказывать о войне, это все равно, что вести репортаж из операционной во время полостной операции. Как говорится в известном анекдоте
- Кому это нужно и кто это выдержит?
Правда, в анекдоте это говорится по другому поводу, но и сюда подходит.
В общем, писать очень трудно о войне, как и о ужасном нашем Гулаге, не к ночи будь помянуто это чудовищное учреждение для сокрушения человеков и лишения их человеческого достоинства.
Единственный, кто сумел об этом написать - это Шаламов. И писано оно так мастерски, что читать это страшно и делается от этого дурно.
Равноценного о войне нет ничего, разве что Ремарк Эрих Мария.
А вот о прочем разном Моисей рассказывал мальчику много интересного.
А из матери, бывало, слова не вытянешь. Но оба они с отцом были начитаны.
Когда вечером иной раз бывали все дома Моисей любил наизусть и с вдохновением шпарить что-нибудь из Пушкина или Гоголя и никто его не перебивал. А ведь он до войны даже десятилетку не докончил.
Где, читатель, теперь обретешь такую идиллию?
Теперь то или иное телевизионное трепло за тысячи долларов зарплаты квакает с экрана к вашему удовольствию. Не знаешь даже, что хуже - слушать его или сериал смотреть про нескончаемые следствия знатоков или терпеть неумолчную рекламу.
Если папа Моисей по складу характера был домосед, то мама Милена, напротив, очень любила бывать вне дома в театрах, на концертах, покупала постоянно абонементы на концерты в консерватории и в этом видела радость в жизни, а домашнее хозяйство тащила по необходимости. Как женщина порядочная, она старалась делать все как надо.
И тут ежу ясно, что все это дома было не как следует, без души. Но Моисея это не задевало, и они прекрасно ладили, что далеко не всегда бывает в таких случаях, не правда ли?
Любопытно, что мама, которая очень любила музыку, и в том числе серьезную (например, симфоническую), и часто, можно сказать, пропадала на разных концертах, была совершенно лишена музыкального слуха, и не могла без фальши спеть даже "Чижика-Пыжика".
Но можно не уметь воспроизвести мелодию на своем речевом инструменте, каковым является наш голос, но хорошо чувствовать ее эмоциональную мелодичность, так сказать "внутренним ухом". Как было в данном случае, мы не знаем. Но если предположить, что даже и этого не было, то что же она слушала и что слышала и что действительно ее привлекало на этих концертах?
Жизнь вообще полна загадок. Ну, например, шум поезда в вагоне метро - это еще не музыка. А щебетанье птички у вас под окном (если у вас есть такое окно и такая птичка)?
Поначалу Милена Петровна таскала с собой на зрелища Киру и тем самым увлекла ее и заронила в ней любовь к музыке, тем более, что у Киры обнаружились хорошие музыкальные данные и нормальный слух. Но вскоре охладела. Сына же она очень любила, в отличие от дочери, и много с ним возилась, но только дома.
Кира, вспоминая об этом периоде своей жизни, рассказывала об этом, слегка огорчительно и иронически поджимая губы
- Мама возилась вечно со своим Боречкой. Ах, он и то, он и это. А меня отвели раз к знакомому музыканту. Он сказал, что у меня хорошие музыкальны данные. Надо бы мне учиться в музыкальной школе.
- Ну, и что?
- И ничего. И на концерты перестала с собой брать. Говорит "Кирочка, мне некогда с тобой возиться!" Однако позже, я просила, папа настоял - купили пианино. Но одной мне трудно заниматься. Походила, правда, немного в музыкальную школу. Опять папа помог. Но никто не помогает. Я сама не справлялась. Тут и педалирование, и такт надо держать. И в школе уроков много. Никто не помогает.
- И что же?
- А ничего! Так все и пропало.
Слушатель ее обычно не понимал, почему же так все получается у бедной Киры.
А это потому, что при этом она всегда умалчивала о сопутствующих обстоятельствах.
На самом деле она была очень настойчива и прилипчива. И могла часами беспрерывно твердить маме или папе или кому-нибудь еще о своих нуждах и бедах и о том, что и почему надо сделать, или наоборот не делать.
Купили пианино (правда, по дешевке, у знакомых), хотя при их скромном бюджете это была почти непосильная роскошь, именно благодаря ее неумолчным беседам с родителями. Сегодня, выражаясь современным говором, они сказали бы
- Она нас достала!
И в этом духе можно уверенно комментировать все ее повествования.
Тем не менее не все было так плохо. Она выросла в симпатичную невысокую хорошо сложенную девушку с несколько южным профилем благодаря отцовской линии, и этот южный прононс только придавал ей шарма.
И она в школе и позже в институте пользовалась некоторым успехом, который ей, к сожалению, не удавалось развить из-за ее невероятной занудливости, прилипчивости и бестолковости, которые с годами проявлялись все ярче.
Бестолковость свою она вряд ли смогла бы осознать, но про ее занудливость и прилипчивость ей некоторые ребята в ВУЗе говорили прямым текстом.
Но и с этим она никогда не соглашалась. Она в ответ тут же начинала долго доказывать, что она тогда-то и там-то была права и что вот говорила то-то и то-то, а они вот не слушают, и т.п и т.д., так, что народ махнет рукой и отступится.
По этой, вероятно, причине не было у нее и Бой-Френда, выражаясь современным сленгом. И она рассказывала подругам, что вот так, мол, и так - а он не пришел. И скептически поджимала губы.
Бедную Киру мне искренне жаль. Надо было, чтобы нашелся человек, который через все это проник и просто прежде всего пожалел.
Тогда, возможно, он пробил бы броню ее недостатков.
Но дипломный проект она защитила вполне успешно, поскольку в СССР эта процедура была хорошо отлажена.
Чертежи на ватманах чертить она освоила еще по черчению на втором курсе, правда, не без труда справляясь с капризной тушью. А ее попытки что-то усовершенствовать в процессе работы над проектом уверенно отверг препод, который сказал ей
- Не валяйте дурака! Вот Вам образец аналогичного проекта, и держитесь его.
И чтобы предупредить возражения этой занудливой студентки, добавил
- А то не подпишу!
По окончанию Московского Энергетического Института, дававшего, кстати, студентам, очень приличный объем знаний, Кира, хотя и москвичка, отчасти благодаря своей занудливости в попытках выяснения этого вопроса, загремела по распределению в далекий Свердловск в тамошний проектный институт ГПИ "Тяжпромэлектропроект", Уральское отделение.
Ну, и что? Свердловск - столица Урала!
Семья тепло ее провожала. Даже мама расчувствовалась.
Обычно люди довольно хорошо могут осознать и зафиксировать в памяти свои психологические недостатки. И как-то корректировать свое поведение, хотя полностью избавиться от этих черт своего характера практически никто не может.
Так, например, человек может сказать
- Да, мужики, я вспыльчив, но не злопамятен.
Но есть такие черты характера (назовем это так), которые в подавляющем большинстве случаев человек совершенно не способен осознать. Он так и живет с этим в счастливом неведении, примерно так, как господин Журден у Мольера, который не знал, что всю жизнь говорит прозой.
К ним относится в первую очередь глупость. Вообще дураки (каковых, увы, очень много!) в этом вопросе очень щепетильны и чрезвычайно раздражаются и приходят в плохое расположение духа, если кто намекнет им на это, а то могут и врезать по физиономии лица!
Так что действительно умный человек и не берись пытаться это делать, чтобы не ходить в синяках. Гораздо удобнее самому притворяться глуповатым. Не заявляй никогда с апломбом
- А я вот не смотрю телевизор!
Короче, не выпендривайся.
Да, но я же о дураках.
Как и все кругом практически неизмеримо и не перечислимо, существует большое число разновидностей глупости.
Говорил же Эразм Роттердамский еще когда
- Все в мире делается дураками и среди дураков!
Припечатал это навечно.
Почему глупому человеку нельзя объяснить этого? Почему он никак не понимает никаких доводов? Потому что на каждый логический довод у него возникают логические контроверзы, причем во множестве и в разных направлениях и по большей части не по делу. Разобраться с этим никакой умник не в состоянии, где уж ему самому!
Глупый человек не держится на курсе. Часто можно заметить, что в группе спорящих приятелей, обычно перебивающих друг друга, кричащих и размахивающих руками, большинство также теряет нить спора. К концу представления обычно кто-нибудь из спорящих вдруг вскрикнет товарищу
- Чего ты прицепился?
А все уже и забыли, с чего оно пошло.
Глупец, например, не может оценить яркость и красоту какой-либо мысли, так как он, вообще-то, это уже и так знал.
Он обо всем имеет свое определенное мнение и знает, как надо. Вот премьеры, воротилы и министры не знают (они все кретины), а вот он знает.
Но, кроме этого, существует еще и особая и многочисленная прослойка людей бестолковых.
О которых говорят в сердцах
- Вот бестолочь!
Так что люди бестолковые представляют собой совершенно особую загадку и самого Господа способны поставить в тупик.
И они в определенном смысле опаснее глупых. Последним можно таки доверить определенное дело, если снабдить его четкой и несложной инструкцией. У них страдает логическое начало психологической мотивации, зато обычно хорошо развита интуитивная оценка ситуации. Они хорошо интуичат, и часто даже лучше умников.
Сказано же в английской балладе в переводе Маршака
Милорд, не печалься,
Бывает и так,
Что умным в беде
Помогает дурак.
У бестолкового человека ситуация более безрадостная, ибо он интуиционист плохой, а логически вечно находится в ситуации Буриданова осла.
Некоторые авторы даже предполагают, что бестолковость - это своего рода психологическая болезнь.
Вот так.
А дурака кто же больным назовет? Это даже в голову не приходит. Он просто дурак, и все.
Попробуем теперь установить анамнез и этиологию бестолковости, трактуемой как заболевание.
А что же значат эти два ученых медицинских термина?
Ана́мнез (от греч. анамнезис - воспоминание) - совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель - облегчение состояния пациента.
Данные анамнеза (сведения о развитии болезни, условиях жизни, перенесённых заболеваниях, операциях, травмах, беременностях, хронической паталогии, аллергических реакциях, наследственности и др.) медицинский работник выясняет с целью их использования для диагностики, выбора метода лечения и/или профилактики. Сбор анамнеза является одним из основных методов медицинских исследований. В некоторых случаях, в совокупности с общим осмотром, он позволяет точно поставить диагноз без дальнейших диагностических процедур. Сбор анамнеза - это универсальный метод диагностики, применяемый во всех областях медицины
Этиоло́гия (греч. этиа - причина и логос - думать, полагать, считать) - раздел медицины, изучающий причины болезней..
Об анамнезе не стоит и говорить. Современный терапевт в нашей поликлинике на анамнез не любит тратить времени. Когда вы заходите к нему и когда он не знает обычно, что с вами делать, и как диспетчер гаража направляет вас к какому-либо специалисту, то в направлении напишет, помимо непонятных каракуль на латыни, "Этиология неизвестна", если вообще напишет.
И так почти всегда. К тому же каждый медик знает, что этиология большинства болезней действительно неизвестна.
Так стило ли вводить этот термин, как меру своего незнания?
Вся практическая медицина работает по прецеденту.
Иногда, вопреки прецедентам, больной умирает, а иногда, наоборот, выздоравливает, что, конечно, хорошо, но это редко.
Из сказанного сразу становится ясно, что сбор анамнеза нам не помог бы, поскольку бестолковость - врожденное качество натуры.
Что же касается этиологии, гм...
Рассмотрим поподробнее основные признаки бестолковости.
Бестолковый человек может быть развит интеллектуально и вполне здоров психически.
Но он барахтается в возможностях, в отличие от здорового, который возможности либо использует, либо отбрасывает. Бестолковый человек теряет внимание к тому делу, которое уже начал: например, он решился потратить деньги на что то очень вкусное, потом отвлекся и не заметил, как съел - и даже не запомнил вкус. Бестолковый действует, сообразуясь не с реальностью, а со своими поверхностными идеями, которые он не считает нужным проверять, несмотря на негативные результаты: он может насыпать в суп сахар вместо соли - не по расеянности, а потому что он подумал, что это соль и даже насыпая, он не усомнился в этом предположении, он смотрел, но не видел - идея о реальности оказалась для него сильнее самой реальности.
Бестолковый не может отделить важные дела от ненужных. Например, опаздывая на поезд, он может вдруг вспомнить о том, что нужно зашить носки и сесть их зашивать. "Но носки то нужно зашить",- скажет он потом, опоздав.
Бестолковый перескакивает с одного дела на другое, потом на третье и так далее, не закончив ни одного из них. Поэтому он производит довольно много активности и никакого результата. Он видит только начало дела и не имеет в уме представления о необходимом результате. Поэтому он и не дотягивает до результата: так слепой, идущий по незнакомой дороге останавливается и поворачивает в другую сторону, хотя до цели остается метров сто - он цели не видит.
Любое дело для бестолкового превращается в длинную цепочку обязательных дел: например, чтобы высушить белье, нужно выйти на балкон, чтобы выйти на балкон, нужно надеть халат, чтобы надеть халат, нужно его погладить, чтобы погладить, нужно отремонтировать утюг, чтобы отремонтировать утюг, нужно найти отвертку, а отвертка потерялась, но можно занять у соседей, но для этого снова нужно надеть халат. В результате все действия оказываются абсолютно невыполнимыми. Такие цепочки и круги очень характерный симптом бестолковости. Бестолковый нерешителен и по многу раз меняет свое нетвердое решение, особенно в том случае, если две возможности примерно эквивалентны. Вместо поступательного движения он выбирает колебательное и движется туда сюда, как маятник, нередко упуская обе возможности.
Здесь приведены наиболее яркие характерные признаки крайне бестолкового человека. В реальности как всегда в жизни существует бесконечное количество вариаций на эту тему, однако основные черты бестолковости в главном сохраняются.
Такой человек ничего не может толком сделать!
В чем же причина такого поведения?
На наш взгляд, она кроется в преобладании в психике такого человека логического начала, с постоянной внутренней необходимостью логической связи выводов и предпосылок в каждой конкретной ситуации, и крайне слабым интуитивным восприятием действительности.
Такая позиция безнадежна, поскольку в реальности любая ситуация, как ее не формализуй в мозгу, характеризуется большим дефицитом исходной информации.
То есть, постоянно необходимо принимать решение в условиях острого дефицита информации и неполноты исходных данных. И здесь выручает только жизненный опыт и интуиция.
Но именно это непонятное, собственно говоря, никому, и не формализуемое свойство человеческой психики - интуитивное восприятие реальности - слабо доступно нашему пациенту.
С этим ничего нельзя поделать!
Сколько ему не толкуй об этом, он непременно и, пожалуй, невольно примется выяснять, а какой именно дефицит информации, и как и почему его нельзя восполнить и если не прямо, то как-нибудь косвенно, и т.д. и т.п.
Словом, бестолковый человек - это как бы в чем-то немного робот.
Такими, вероятно, и будут первые настоящие роботы.
Поскольку интуиция не формализуема и совершенно не доступна никаким компьютерам и построенным на их основе железякам.
Много было попыток научить комп интуиции, но все они кончались конфузом - авторы неизменно попадали и попадают и сейчас в положение бестолкового человека.
Научить железку, собранную из плат и микросхем и даже нано триггеров интуиции - это также безнадежно, как вдохнуть в нее жизнь!
Ведь здесь мы покушаемся на соперничество с самим Творцом.
Но, может быть, когда-нибудь, он смилостивится, и пришлет нам послание. Ну, если не по электронной почте или мобильнику, то хотя бы SMS-ку.
Ведь посылал же он когда-то сообщения Иоанну Богослову.
А теперь вот сиди, вычисляй, когда будет конец света.
Помните, в "Двенадцати стульях" объявление
- В клубе Водников состоится лекция "Будет ли конец света?". Безбожникам скидка.
Но вернемся к нашей Кире.
Екатеринбург (бывш. Свердловск), почему-то Свердловской губернии (не посмели совсем обобрать приснопамятного Якова Михайловича), а не так давно писали Свердловск (бывш. Екатеринбург) встретил Киру дымами многочисленных заводов этой промышленной столицы и основы военного могущества Советской империи со своим гигантом Уралмашем (от которого теперь остались только рожки, да ножки), широкими площадями центра, соседствующими с его очень уютными кварталами для элиты, запутанной вязью трамвайных линий, многочисленными вновь построенными кварталами четырехэтажных зданий и обширной старинной российской городской периферией, простирающейся в бесконечность.
Но в целом этот город даже в конце двадцатого века все еще сохранял суровый облик города военного времени, с его многочисленными темными "почтовыми ящиками" без вывесок и проходными, загороженными для входящего чудовищными турникетами, и многими молчаливыми улицами и переулками без всяких архитектурных украшений и при минимуме магазинов. Так и чудились всюду плакаты военного времени с суровой теткой в косынке и пальцем, приложенным к губам "Не болтай лишнего!"
Тут чувствовалось во всем - нет, немцу нас не одолеть!
Как пошутили бы нынче ребята из "Нашей Раши", уральские мужики настолько суровы, что спят на простынях из листовой стали!
Новоприбывший кадр поселили в общежитии на ул. Стачек.
Это был вполне приличный город, как констатировала для себя наша героиня, когда несколько освоилась. Здесь были и консерватория, и оперный театр, и театр оперетты, и прочие некоторые пристанища для Мельпомены, характерные для современного культурного города.
Вообще в последние столетия в Российской империи выявились и сложились несколько культурных центров со своей мощной и своеобразной культурной элитой.
Это прежде всего, конечно, наша Северная Пальмира, как прима, как своего рода ледяная Королева, а за ней следом - хлебосольная Москва со своими святками и пасхами, колокольным звоном многочисленных церквей и своими Кустодиевыми, а далее с ними пыталась соперничать Екатеринбургская художественная интеллигенция, царствовавшая на востоке, ибо сказано же было "Россия будет прорастать Сибирью", а при необъятных российских просторах это и получалось как бы по необходимости.
И, наконец, на Кавказе столь же необходимо возник в Тбилиси (пр. Тифлис) свой культурный центр со своим ярким кавказским своеобразием, грузинскими князьями и культурными российскими следами, тянущимися еще от Грибоедова. Так сказать, в тигровой шкуре и на белом скакуне.
Эти культурные центры все время пытались между собой конкурировать, насколько это вообще было возможно.
И эта культурологическая географическая диспозиция в основных чертах сохранилась и в Советской империи, как правопреемницы императорской России.
Даже в наше время, когда Москва, благодаря мощным и надоедным современным СМИ, казалось бы, безраздельно царствует в мире культуры, Петербургская интеллигенция, несмотря на все чудовищные потери от Сталинской прополки, по-прежнему считает свой Питер истинной культурной столицей России, единственно сохраняющей возвышенные и утонченные признаки и благородство настоящей культуры, давно потерянной Московитами.
Так что наша Кира не так уж много потеряла, так сказать, от перемены столиц.
Она ежедневно на трамвайчике от ул. Стачек ездила на работу в свой Тяжпромэлектропроект, Уральское отделение, и быстро там освоилась.
Легко догадаться, что посещение разного рода зрелищ и концертов в городе стало ее любимым занятием. У нее появились новые знакомые и приятели и приятельницы.
На работе ее отрицательные черты характера пока не слишком проявлялись, тем более, что в новой обстановке она еще не освоилась, стеснялась.
Вообще известно, что чтобы понять хоть что-нибудь в новой ситуации или на новой работе, требуется как минимум несколько месяцев, а, как правило, не меньше полгода. Такова сложность взаимоотношений между человеками, что за меньший срок новичок не может освоиться и толком ничего не понимает из того, что фактически вокруг происходит. Например, кто в коллективе лидер, а кто просто фразер и болтун, кто везет, а кто в пристяжных, кто на ком ездит и почему, и как здесь ничего нельзя изменить, и кто с кем живет и кто кому изменяет или наоборот, а кто - верный муж, и т. д. и т.п.
К означенному времени Кира вполне освоилась и была вполне принята коллективом отдела, в котором она работала.