"Метатекст - то, что возникает из совокупности приемов постмодернизма. Частично они заимствованы, но всегда их применение феерично, новаторски свежо и идеально встроено в паутину текста. Они преследуют одну цель - осмыслить то, что создано другими, построить модель модели, найти смысл смысла и даровать богу бога."
Цитата из текста Сергея Светова, опубликованного в свое время в журнале "Тысячелистник", в "Самиздате" электронной библиотеки Lib.ru.
Итак, что такое "смысл смысла"?
Смысл буквы познается в контексте слова, смысл слова познается в контексте фразы, смысл фразы определяется в контексте данного текста.
Т.е., смысл каждого элемента определяется за пределами его определения.
Поэтому смысл жизни находится за пределами жизни. Мы не можем знать, что это значит - за пределами жизни. Поэтому само понятие жизни аксиоматично. Мы принимаем жизнь как аксиому - вот жизнь есть, и выйти за пределы этой аксиомы мы не можем, будучи людьми.
В этом ограничение человеческого понимания, построенного на законах двухзначной логики. Выйти за ее пределы мы не можем. Человеческие рациональные знания обладают принципиальной неполнотой, что известно еще со времен Геделя. Даже в теории натуральных чисел невозможно ничего рационально построить без аксиом.
Вообще невозможно выйти за пределы аксиоматического подхода в рамках данной системы, и требуется применять предложенный Н.Бором принцип дополнительности и использовать иной раз прямо противоречивые подходы к одному и тому же объекту (частица и волна, например).
Можно сколько угодно предлагать вечные двигатели и опровергать утверждение Энштейна о постоянстве скорости света, но при этом вы ни на шаг не продвинетесь в рамках данной аксиоматики.
Теперь о "фокусах" вроде смысла смысла.
Есть два толкования этого слова. С рациональной точки зрения употребление слова "смысл" связано с целеполаганием. С какой целью, для чего делаем мы то или другое. С этой точки зрения определить смысл смысла - значит пытаться определить, для чего мы вообще ставим какие-то цели, иначе, - в чем смысл целеполагания. Но такой вопрос связан с вопросом о смысле жизни - а с рациональной точки зрения она есть аксиома.
Поэтому с рациональной точки зрения смысл смысла неопределим, так как это обобщение выходит за рамки нашей аксиоматики.
Это все равно, что спрашивать - в чем смысл постоянства скорости света.
Смысл здесь сам по себе - аксиоматическое понятие, и постмодернизм играется с этим, вводя всех и самого себя в красивое недоумение.
Тут требуется, следуя великому Бору, посмотреть на этот вопрос с другой точки зрения.
Именно, определить смысл жизни как неопределимый рационально процесс "переживания" жизни де-факто. Смысл жизни в ее проживании, говоря по постмодернистски, в ее эмоциональном контексте.
Так отвечают на этот вопрос современные психологи.
В этом же контексте точно также использованные в приведенной выше цитате определения - "модель модели" и попытка "даровать богу бога" выглядят оригинально и вызывают недоумение - являются сами по себе аксиомами, за пределы которых мы не можем выйти.
Если это соединить с веяниями постмодернизма, то получается так, что вот человечество развивалось, развивалось и доразвивалось до того, что ничего не остается, как опуститься вниз и пойти как бы вспять, и нечего рефлексировать там, а лучше всего быть просто, скажем, маленькой мышкой (но, увы, не компьютерной).
Интуитивно ясно, что такой подход тоже никого не может устроить и, конечно, постмодернизм довольно давно уже (по нынешним меркам) умер, так и оставаясь великой загадкой в попытках поиска человечеством своей ментальности.
" Что будет следующим этапом на пути развития искусства? Я понял, именно этот вопрос волнует сегодня людей пишущих? Если человечество не растеряет в погоне за материальными благами желания познавать мир (а такая тенденция существует, вспомнить хотя бы эскапистские жанры и течения во всех их проявлениях), то следующим этапом после описания мира (реализм), выявления его познаваемых границ (модернизм) и обобщения полученных знаний о мире (постмодернизм) будет..."
Еще одна цитата из упоминавшегося выше текста Сергея Светова.
А что такое эскапизм?
ЭСКАПИЗМ (от английского escape - бежать, спастись), стремление личности в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий или фантазии.
Итак, если люди, убегая от реальности, не превратятся вовсе в симулякров, упивающихся мирами Толкиена, или сражаясь деревянными палками, как Дон-Кихоты современности, то очень может быть, что следующим будет интерактивное искусство.
Что это такое?
Хочу вас уведомить, что у него есть уже свои мощные провозвестники, хотя у нас, нынешних и непривычных, пока волосы на голове начинают шевелиться от перспектив такого искусства.
В доказательство привожу начало книги одного из энтузиастов и основателей этого направления Р.Эскота.
Оно ошеломляет.
Р. Эскот.
"ИНТЕРАКТИВНОЕ ИСКУССТВО. НА ПОРОГЕ ПОСТБИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Если считать, что цель любой работы по искусствоведению состоит в том, чтобы постараться обозначить некие "тропы в будущее", а я убежден, что это именно так, то данная метафора как нельзя более подходит к интерактивному искусству. В данной статье я постараюсь продемонстрировать, каким образом сместился акцент в искусстве: сначала задача состояла в том, чтобы открыть окно в окружающий мир, теперь - это уже выход в иную реальность, дверь, которая ведет зрителя к новому типу взаимоотношений с художником в процессе творчества. Эти новые взаимосвязи включают в себя интерактивность и трансформацию: взаимодействие между людьми и вычислительными системами и последующую трансформацию образов, структур и идей в рамках данных систем и в сознании зрителя. Мой подход к интерактивности в искусстве включает пять аспектов: соединение, погружение, взаимодействие, трансформацию и выход. Он подразумевает процесс создания новых миров, в котором зритель может принимать активное участие. Это мир киберпространства, телематических сетей, телеприсутствия, виртуальной реальности и технологий искусственной жизни. Это жизнь на границе Сети, в пространстве соединений, которое не имеет центра. На границе Сети мы попадаем в совершенно неизведанную, многозначную зону, частично виртуальную, частично материальную. Именно пространство между этими двумя состояниями и занимает сейчас воображение многих художников, особенно архитекторов и инженеров, перед которыми стоит задача размещения сообщества Интернета в постбиологической среде. Именно на стыке сухого силиконового мира интерактивной среды с влажной биологией живых систем можно обнаружить новый субстрат и движущую силу искусства, которую я определяю как влажную среду (moistmedia)* и которая может привести к эволюции "влажного" искусства. Влажная среда состоит из битов (bits), атомов (atoms), нейронов (neurons) и генов (genes) (так называемая "большая четверка" - B.A.N.G), сосуществующих в новых конфигурациях формы и содержания."
Цитировано с сайта www. Biomediale.ru.
Итак, следуя Эскоту, хватит смотреть в мир "через окно", описывать окружающий мир (реализм), выявлять его познаваемые границы (модернизм) и обобщать полученные знания о мире (постмодернизм), глядя из окна, теперь надо открыть окно в него, выйти в иную реальность, в дверь, которая ведет зрителя к новому типу взаимоотношений с художником в процессе творчества.
Вот так!
И это не пустые слова. Если вы почитаете хотя бы Эскота, то увидите, что в этом направлении уже многое сделано.
Попробуем завершить этот наш опус следующим культуральным текстом:
Подходя интенционально к данному вопросу в ракурсе настоящего дискурса о метатексте любого контекста мы еще раз можем констатировать